Смысл названия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Рекомендации к написанию сочинения на тему «Смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Особенности подхода к теме

Приступая к работе над данной темой, нужно иметь в виду, что название романа Тургенева нельзя понимать однозначно и упрощённо, как это бывает довольно часто. Содержание романа, несмотря на небольшой объём, таково, что в нём есть и  психологическое, и философское, и общечеловеческое звучание. Произведение отразило сложную картину мира, происходящих в нём столкновений в различных сферах. Это вполне соответствует словам В.Г.Белинского, который ещё ранее говорил о романном жанре следующее: «Роман возник в ту эпоху, когда все гражданские, общественные, семейные и вообще человеческие отношения сделались бесконечно многосложны и драматичны; жизнь разбежалась в глубину и в ширину в бесконечном множестве элементов». Именно это и отразил самый известный роман Ивана Сергеевича Тургенева, вокруг которого разгорелись нешуточные споры.

Говоря о смысле названия произведения, нужно понять, что в нём нашли отражение столкновения либералов и разночинцев (социально-исторический аспект), конфликт отцов и детей (общечеловеческий, семейный аспект).

План к сочинению

  1. Замысел романа Отцы и дети», обусловивший выбор его названия.
  2. Конфликт отцов и детей на страницах романа как вечная проблема.
  3. Аркадий и Николай Петрович Кирсановы:

а) желание Аркадия походить на Базарова;

б) особенности поведения сына и отношение к ним отца;

в) способность Николая Петровича избегать углубления конфликта, находить точки соприкосновения с сыном;

г) сближение родных людей, преодоление непонимания.

  1. Евгений Базаров и его родители.

а) безграничная любовь родителей к сыну, гордость за него;

б) особенность отношения сына-нигилиста к родителям,  пренебрежение семейными традициями;

в) признание любви к родителям и неспособность её проявить;

г) проявление искренней сыновней любви перед лицом смерти.

III.     Общественный конфликт на страницах произведения.

  1. Полемические столкновения Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова как представителей демократического направления и дворянства.
  2. Одиночество Базарова и Павла Кирсанова. Нежизненность героев, их обречённость.
  3. Разрыв Базарова и Аркадия Кирсанова как отражение общественного конфликта.
  4. IV. Авторская позиция в отношении конфликта отцов и детей

Опираясь на данный план, вы напишите добротную, логически выстроенную работу, начать которую можно с разговора о замысле романа, который впоследствии и получил название «Отцы и дети». Отметьте, что Тургенев, всегда чутко ощущающий происходящие в обществе перемены, задался целью рассказать о подъеме революционно-демократического движения, о новом, нарождающемся в результате этого движения типе – нигилизме, желая подвергнуть критике моральные качества нигилистов, представить конфликт двух сил: новых (нигилистов) и старых (консерваторов и либералов); остановиться на возникающих в этой связи проблемах в семьях. Подобное начало позволит перейти к новой части, которая будет посвящена общечеловеческому аспекту заглавия тургеневского произведения.

Вторая часть сочинения

Наличие семейно-бытовой коллизии позволяет назвать «Отцы и дети» семейным (бытовым, бытописательским) романом. В романе представлены два типа взаимоотношений детей и родителей в семье.

Первый тип (он представлен в 1 пункте II части плана) – взаимное согласие, общность интересов, привычек, вкусов, установление некой гармонии, почти идиллии, несмотря на возникающие сначала сложности и разногласия (отец и сын Кирсановы). Обратите внимание, что подобный тип отношений более характерен для тех социальных групп, которые ориентированы на  традицию, стабильность, преемственность поколений (дворянство, крестьянство).

Второй тип (он отражён во 2 пункте II части плана) – глубинный конфликт, почти невозможность общения, непонимание, несмотря на слепую любовь со стороны родителей и сильное отчуждение со стороны детей (Базаров и его родители). Такой тип отношений характерен в большей степени для новых, только формирующихся групп (разночинцы). Страницы романа, посвящённые взаимоотношениям Базарова с родителями, наиболее драматичные, эмоциональные. Потеряв опыт общения с близкими, безмерно любящими его людьми, Евгений не знает, о чём с ними говорить, делает всё, чтобы спрятать свои сыновние чувства, о которых он прямо говорит Аркадию:

— Ты их любишь, Евгений?

— Люблю, Аркадий!

— Они тебя так любят!

Однако сын не говорит с отцом ни о его убеждениях, жизненных целях, возводит стену непонимания, теряя связь со своими  корнями, обедняя себя духовно и нравственно.

Делая вывод, отметьте, что конфликт между «отцами» и «детьми» усиливается в кризисные, переходные периоды. Уважение к «отцам» является одной из важнейших ценностей традиционной культуры. Бунт против «отцов» – часть нигилистической программы Базарова. Подчеркните, что спор этот вечен, то есть он приобретает философский характер (вспомните, что Николай Петрович Кирсанов говорит о том, что каждому поколению рано или поздно приходится «проглотить пилюлю», то есть выслушать отповедь детей, которые уверенно входят в жизнь, ниспровергая устаревшие, с их точки зрения, взгляды, нормы, принципы).

Третья часть сочинения

В центре этой части работы – социально-общественный конфликт. Обратите внимание, что столкновение в этой сфере происходит не только между «отцами» и «детьми» (Павел Петрович – Базаров), но и внутри лагеря «детей» (Базаров – Аркадий).

Говоря о противостоянии Кирсанова-старшего и Евгения Базарова (часть III пункт 1 и 2), отметьте следующие моменты:

  • резкое неприятие друг друга с первой встречи;
  • подчёркнутый контраст в портретах героев, их манерах, речи – начало конфликта между героями;
  • споры начинает и провоцирует Павел Петрович – Базаров нехотя в них участвует, не сразу вступая в разговор и резко его обрывая;
  • писатель в изображении героев выявляет «равноценность» противников: это конфликт двух человек, в чём-то схожих между собой;
  • оба – сильные личности, способные подчинять себе других, не поддаваться чужому влиянию; оба слышат прежде всего себя, не желая понять другого;
  • они переживают сходные этапы биографии, оба одиноки.

Полемика между героями, подпитываемая взаимной социальной нетерпимостью, ведётся по самым разным вопросам. Они спорят о значении дворянства, о нигилизме, о русском народе, об искусстве, о власти. (Перечитайте знаменитую Х главу: именно в ней происходит знаменитая схватка между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым).

Павел Петрович Евгений Базаров
Дворянин, аристократ Воинствующий демократ и нигилист (Нигилизм — nihil (лат.) — ничто — умственное течение, отрицающее общепринятые ценности, идеалы, моральные нормы, культуру).
Необходимо следовать авторитетам и верить им. Отрицает авторитеты и необходимость верит в них и следовать им.
Жить по «принсипам», которые сводятся:

— к проповеди прогресса; конституции, гласности, политических свобод;

— к аристократизму на английский манер и поклонению всему английскому;

— к неприятию материалистических идей.

«Принсипов вообще нет… а есть ощущения».

Стремится доказать, что в человеке нет ничего, что не объяснялось бы анатомией. Принципы – явление духовное. Признать их – значит признать ошибочность мировоззрения.

 

В систему принсипов входят дворянские понятия чести, защиты привилегий. Надо делать дело, а не сидеть сложа руки.
Ратует за преемственность поколений Отрицает всё, что относится к духовной сфере.
Истины надо принимать на веру, возводя их в абсолют. Истины нужно проверять.

Подводя итог, сделаем выводы:

В споре Базаров и Кирсанов впадают в крайности. Евгению не хватает чувства почтения «сына», Павлу Петровичу — понимания «отца», стремящегося избежать конфронтации. Поэтому столкновение превращается в обычное выяснение отношений, в котором оба героя не сумели отнестись друг к другу как отцы и дети.

Задаваясь вопросом, почему расстались Евгений и Аркадий (пункт 3 части III), обязательно покажите на любом примере из текста, что для Аркадия нигилизм не стал образом мыслей и жизни (например, он оскорбляется, слушая, как Базаров смеётся над Николаем Петровичем; не находит у него сочувствия к истории любви  Павла Петровича, которая, по всей видимости, Аркадию очень близка). Поэтому резкие слова Базарова, которые он говорит, расставаясь с юношей, вполне справедливы: «Ты мякенький, либеральный барич. Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает». Отсутствие глубокой связи между молодыми людьми доказывается очень просто: вечером того же дня, когда Аркадий расстался с Базаровым, он «совершенно позабыл о своём наставнике».

Используйте подходящие слова и словосочетания, которыми можно охарактеризовать «нигилизм» Аркадия: желание показать взрослость, подчеркнуть свою независимость, много напускного, временные увлечения юности, возвращение к корням, отказ от чуждого и наносного, находиться под воздействием более сильной личности, отсутствие жизненного опыта, безмятежность существования, стремление к простой и естественной жизни.

Завершая эту часть, уместно вспомнить слова Д. И.Писарева: «Аркадий… хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он — сам по себе, а идеи — сами по себе, болтаются как сюртук взрослого человека, надетый на десятилетнего ребенка». Таким образом, увлечение Аркадия нигилизмом — всего лишь дань моде, времени.

Завершение работы

Думается, что в финале работы можно вспомнить слова писателя, звучащие в последнем абзаце, о цветах, напоминающих «о вечном примирении и жизни бесконечной». Собственно говоря, идеал Тургенева  — жизнь, которая не кончается и идёт от прошлого в будущее через настоящее. Главной ценностью в ней и является любовь отцов к детям, наследующим лучшее у них. Только тогда возможен диалог поколений.

Первый вариант сочинения

Иван Сергеевич Тургенев в своих произведениях поднимает важнейшие вопросы общественно-политической жизни в России своего времени. Сам Тургенев не участвовал в революционном движении, не примыкал ни к одному из противоборствующих лагерей разночинцев и либералов. Одно из самых известных произведений в творчестве писателя, отражающих ситуацию в стране, — роман «Отцы и дети», опубликованный в 1862 году.

Смысл названия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»Название романа заявляет проблему конфликта поколений – отцов и детей, однако содержание гораздо глубже. «Отцы» – консерваторы, пытающиеся сохранить устои прошлого, аристократы-либералы. «Дети» — молодое поколение, приверженцы новизны, ищущие пути к будущему, разночинцы-демократы.

Тургенев пытается понять суть нового человека, его философию, цель его жизни. Разночинец по происхождению, демократ по убеждениям Евгений Базаров не всегда понятен автору, поэтому концовка романа не дает окончательного ответа на вопрос о том, кто же явился победителем в противостоянии поколений.

Композиция романа выстроена так, что главный герой оказывается во враждебной для себя обстановке. У него нет сторонников, он не участвует в масштабных общественных действиях, не борется ни за что. Все окружающие категорично противопоставлены ему. На столкновении Базарова и Павла Петровича выстраивается весь сюжет романа: их столкновения, большие и маленькие, происходят постоянно.

В процессе чтения романа читатель осознает, что Тургенев испытывает огромную симпатию к своему главному герою. Во всех спорах Базаров оказывается победителем, морально превосходя оппонента. В этом ему помогает сила духа, воля, единение с простым народом и непоколебимая убежденность.

Смерть Базарова в конце романа на первый взгляд случайна. Однако писатель намеренно не оставляет героя в живых, потому что убежден, что его время еще не пришло, для него еще нет достойного дела.

Отраженный в романе дух эпохи, взаимоотношения отцов и детей еще долго будут волновать умы читателей и философов.

Второй вариант сочинения

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» затрагивает жизненные проблемы, которые имеют место в жизни каждого поколения. Одна из самых значимых — проблема отцов и детей, их столкновение и противостояние, обусловленное происходящими в жизни изменениями, которые по-разному воспринимают представители старшего поколения и молодые люди.

Сюжет «Отцов и детей» построен так. что в центре событий оказывается Евгений Базаров — естествоиспытатель, медик, представитель нового поколения. Он нигилист и скептик: отрицает всё, не признаёт авторитеты, отрицает красоту природы и искусство, смеётся над чувствами и сантиментами.

Базарову в романе противостоит Павел Петрович Кирсанов. Он аристократ, отставной военный и консерватор, почитает правила, которые ему диктуют воспитание и правила общества. Между двумя антиподами возникает напряжение, которое в итоге перерастает в дуэль.

Любопытно, но в романе только один представитель нового поколения — Базаров, но никак не его друг Аркадий, в семейную усадьбу к которому он приезжает. Подражавший старшему товарищу во всём Аркадий не является истинным приверженцем новых идей. Поэтому довольно скоро он становится подобием своего отца. Этим приёмом Тургенев демонстрирует обособленность главного героя, его гордое одиночество, а также подчёркивает, что не все молодые люди — нигилисты и скептики.

Представителями «отцов» являются Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы (позднее станет ясно, что и Аркадий тоже). Павел Петрович выступает защитником программы либералов, основанной на традиционно высоких и благородных идеалах, но не может объяснить, почему хорошие идеи не приводят к желаемым результатам. А Базаров, представитель «детей», обвиняет русских аристократов-либералов в пустословии и нежелании выполнять свои обязанности.

Дворяне Кирсановы признают необходимость реформ, Николай Петрович даже пытается внести изменения в жизнь крестьян, но делает это неумело, вяло, не понимая смысла предстоящих перемен. Его брат  произносит патетические речи о роли аристократов в истории, но сам ничего не делает для пользы Отечеству. Он рассуждает о земледельческой общине и важности законотворчества, о борьбе с невежеством мужиков, однако сам старается держаться подальше от крестьян, морщится от запаха крестьянского жилища и носит с собой одеколон. Этот аристократ вообще любит  комфорт и оберегает себя от неустроенности деревенской жизни.

Базаров указывает Павлу Петровичу на его фальшивую озабоченность положением крестьянства и говорит, что народ скорее в нём признает соотечественника, чем в дворянине Кирсанове, что можно ругать народ, но «возиться с ним», если действительно ему желать добра. И действительно, позднее демократы, позиция которых близка тому, о чём говорит Базаров, будут работать с народом, это явление получит название «хождение в народ».

Дворяне-либералы в 50-60-ые годы 19 века обнаружили свою несостоятельность в вопросах политики и экономики, поэтому в «Отцах и детях»  И.С. Тургенева они являются слабой стороной в конфликте героев, не выдерживая натиска молодежи, в данном случае — нигилиста Базарова. Сам автор об этом противостоянии писал так: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича и Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?» Это высказывание объясняет иронию автора в изображении «отцов», братьев Кирсановых, а также других дворян и временного попутчика Базарова – Аркадия. Он не был готов к настоящей работе, хотя какое-то время примыкал к модному нигилистическому течению.

Важная роль в романе отведена идеологическим спорам героев, то есть основному конфликту. В спорах выявляется победитель, и дворянство здесь проигрывает, хотя симпатии автора в некоторых вопросах на стороне дворян, культуру и традиции которых хотел бы уничтожить нигилист Базаров, считая чепухой поэзию и музыку.

Передовой человек времени в романе Тургенева – доктор по профессии, хотя еще и не закончивший обучение. Казалось бы, этот символический приём автора заключал в себе надежды передовой интеллигенции на «исцеление» общества. Если нежизнеспособны герои-либералы, то мог бы передовой человек Базаров послужить обществу, стране, хотя и выражал свои революционные устремления в очень категоричной, крайней форме. Но автор в конце романа рассказывает о смерти главного героя, который перед смертью высказывает предположение, что он, видимо, «не нужен России».

Таким образом, Тургенев своим романом не дал ответа на спорные вопросы современности, но многие люди, в том числе и критики, дали высокую оценку этому произведению. И роман оказался значимым не только для своего времени, он сохранил свою актуальность и в последующие годы. Читатели разных времен находили и находят в романе ответ на главный вопрос: почему конфликтуют «отцы» и «дети» и в каком случае они могли бы прийти к компромиссу.

Роман «Отцы и дети» занимает важное место в творчестве Тургенева. Название этого произведения можно истолковать с разных точек зрения.

Во-первых, основной конфликт произведения – это столкновение либеральных и демократических взглядов. С первых страниц мы понимаем, что «отцы» Кирсановы и «дети» (по существу только один Базаров) противопоставлены друг другу.

При первой встрече с Николаем Петровичем Кирсановым Базаров не сразу подал ему руку. И герой оказался прав, брат Николая Петровича не подал руку Базарову вообще и даже спрятал её в карман. Так наметился основной конфликт романа, который отразился и в портрете героев: балахон Базарова и изысканный вид Павла Петровича сразу заметны читателю. Из споров Павла Петровича и Базарова мы узнаём об их взглядах. Евгений заявляет, что он нигилист, Аркадий же поддерживает своего друга. Но позже мы понимаем, что на самом деле взгляды Базарова Аркадий не разделяет. Евгений считает природу мастерской, а Кирсанов воспринимает её как нечто большее. Кирсановы любят поэзию, музыку, а Евгений отрицает это.

Кульминацией сюжетной линии с Павлом Петровичем и Базаровым станет дуэль героев. Кирсанов получит ранение, а Евгений навсегда покинет дом в Марьино. Таким образом, братья Кирсановы так и не смогли принять взглядов Базарова. Конфликты и непонимание между поколениями неизбежны, молодые несут новые идеи, а старые убеждены в правоте проверенных временем устоев. Ни аристократ Павел Петрович, ни барин Николай Петрович не принимают демократических взглядов Евгения.

Название этого романа можно понять и как отношения между отцами и детьми в прямом смысле. Читатель может увидеть и оценить отношения Аркадия и его отца, а также отношения Базарова со своими родителями. Николай Петрович старается быть ближе к своему сыну, понять его интересы, избежать конфликтов, но в то же время стесняется рассказать ему о Фенечке и ребёнке. Аркадий, будучи добрым и чутким юношей, сам знакомится с Фенечкой и искренне радуется за своего отца.

Совсем другие отношения у Евгения с его родителями. В первый приезд он сдерживает свои чувства, его мать боится лишний раз о чём-то спросить, а отец пытается быть ненавязчивым, объясняя это тем, что сын этого не любит. Во второй приезд всё меняется, Базаров уже пережил любовь к Одинцовой, которая очень повлияла на него. Пытаясь уйти от тоски, герой погружается в работу. Случайная ранка, которую он получает, приводит к заражению, а потом и к смерти героя. В свои последние дни он не скрывает свои настоящие чувства к близким. к Анне Одинцовой, с которой он прощается как истинный романтик: «Дуньте на умирающую лампаду, и она погаснет».  Он позволяет выполнить религиозные обряды, что никогда бы не позволил нигилист в начале романа. Умирая, он становится ближе к своим родителям, чем когда-либо. Наносное и временное исчезает, на смену им приходят вечные ценности.

Таким образом, смысл названия романа заключается в противостоянии двух поколений. Как в одной семье, так и в большем масштабе, как противостояние либералов и демократов. В эпилоге мы видим, что Кирсановы счастливо живут в своём имении. Аркадий женился на Кате, а Павел Петрович уехал за границу. Родители Базарова приходят на могилу сына. Почему погиб Базаров? Только смерть могла заставить героя отказаться от нигилистических взглядов. Базаров обречен на гибель потому, что стоит лишь в преддверии будущего.

Третий вариант сочинения

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» отражена эпоха шестидесятых годов девятнадцатого века. Книга явилась откликом на самые острые политические и нравственные проблемы времени. Основным конфликтом в романе стали противоречия между представителями различных общественно-политических направлений. В конфликте участвуют герои, идеологические споры которых разделяют их не только на либералов и демократов, но и на «отцов» и «детей», так как оппоненты принадлежат к разным поколениям.

И.С. Тургенев стремился отобразить в романе трагический характер назревших в обществе проблем. Растерянность, непонимание или бездеятельность в сложившейся ситуации надвигавшегося социального кризиса могли привести к хаосу, катастрофе. Люди, не равнодушные к судьбам страны и народа, высказывали собственные мнения по злободневным вопросам современности. Подобные споры изображены и на страницах романа «Отцы и дети».

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» в самом названии заложена основная тема произведения – неизменный конфликт старшего и молодого поколений. В своем произведении автор показал противостояние «отцов» и «детей» на примере двух семей, однако своей задачей Тургенев видел раскрытие этой проблемы в более широком смысле. Консерватизм, жизненный опыт и некоторая закоренелость старшего поколения служат тем барьером, который не дает возможности принимать свежие, новые взгляды на жизнь, предлагаемые молодежью.

«Отцы» стремятся навязать «детям» свое видение мира, однако зачастую их мнение совершенно не интересует последних. Одни консервативны, другие – прогрессивны сверх всякой меры. Неудивительно, что найти разумный компромисс меж столь отдаленными друг от друга полюсами крайне сложно, и политические, социальные и личные разногласия между двумя поколениями перерастают в неразрешимые споры. Непростые взаимоотношения отцов и детей остаются неизменными на протяжении многих поколений. Автор призывает читателей задуматься над этой проблемой, научиться слушать и слышать друг друга, уважать иное мнение.

Сюжет произведения строится на столкновении двух враждебных идеологий — разночинно-демократической и либерально-дворянской.

Взгляды нигилиста Базарова, главного героя романа, сводятся к резкой критике того положения, которое сформировалось в стране. Он не верит, что отмена крепостного права может что-либо изменить. Ни либералы, ни аристократы ничего не могут сделать, убеждения и тех, и других изжили себя. По мнению этого героя, народ полон грубых суеверий, мужики склонны к пьянству. Поэтому Базаров не видит силы в народе, не знает, кто может построить новый мир. Этот герой – нигилист, потому что он отрицает государственное устройство, семью, религию, искусство. Он готов признать лишь то, что приносит реальную пользу.

Основным идейным противником Базарова является дядя его друга — Павел Петрович Кирсанов. Это дворянин, аристократ до мозга костей, убежденный либерал. Он не может простить Базарову неуважительного отношения к своему сословию, но дело даже не в этом. Кирсанова раздражает и пугает «базаровская» убежденность в необходимости разрушить основы того, на чем веками держалась жизнь России.

Между этими двумя героями происходят идейные столкновения, которые раскрывают позиции обоих, показывают их сильные и слабые стороны. Становится понятно, что если Базаров что-то и склонен принять, то только через призму личного опыта. Он ценит только собственное мнение, а не то, что выверено временем и является авторитетным. Для Павла Петровича это неприемлемо. Для него главное «принсип» — культурный опыт предшествующих поколений, мнение значимых людей. Кирсанов считает, что тот, кто не признает принципов, исключает себя из жизни общества, обрекает себя на жизнь в пустоте.

Словесная борьба героев заканчивается их дуэлью. Вызванный на поединок Павлом Петровичем, Базаров нехотя соглашается. Герой вынужден взять в руки оружие, которым он ранит Кирсанова. Однако здесь происходит «неожиданное»: ранение примиряет этих героев, превращает их из идейных противников в обычных людей. Базаров как врач оказывает первую помощь Павлу Петровичу, а тот признает, что нигилист поступил благородно. Больше того, герои на несколько секунд даже становятся союзниками, придумывая оправдание своей дуэли для Николая Петровича.

Таким образом, Базаров и Павел Петрович – представители разных поколений, возрастных и идеологических. Их столкновение неизбежно, но не плодотворно, разрушительно для обоих – герои не находят компромисса, они непримиримы. Однако именно благодаря идейным спорам Базарова и Павла Петровича Тургенев в своем романе ставит важные вопросы, связанные со способностью людей разных поколений быть наставниками и хранителями, уметь любить новое и сохранять опыт предков, не нарушая связи времен.

Таким образом, название романа Тургенева многозначно. С одной стороны, оно отражает вечный конфликт поколений, представители которых с трудом находят общий и язык и взаимопонимание. С другой – писатель описывает идейный конфликт, актуальный для своего времени: противоборство дворянской и разночинской идеологий.

По одному заглавию читатель может определить, о чем будет роман. Но почему И.С. Тургенев выбрал именно такое название? Все просто. Семья — это общество в миниатюре. Все сложнейшие, противоречивые проблемы, назревающие в социуме, отражаются в ней, как в зеркале.

Многосложность общечеловеческих отношений, борьба идейных течений, противостояние мнений различных поколений. Заглавие «Отцы и дети» метафорично. Автор не только показывает противостояние поколений, но и указывает на то, что устоявшие взгляды — это не всегда истина, которой надо придерживаться. На смену старым мнениям приходят новые, которые также имеют право на существование. Только как найти точки соприкосновения между разными поколениями? Как решить назревшие в обществе социальные проблемы? В своём произведении И.С. Тургенев попытался дать ответы на наболевшие вопросы.

Книга «Отцы и дети» является самым любимым и важным детищем у И.С. Тургенева. Смысл романа заключён не только в отражении назревших в обществе проблем. Автор даёт собственную характеристику многогранности семейных, гражданских, межличностных отношений. Однако И.С. Тургенев не делает акцента на своей точке зрения по поводу наболевших вопросов. Позиция автора довольно сложно проявляется в разных аспектах, она довольно противоречива и неоднозначно, что объясняет яростные споры, разгоревшиеся вокруг романа после его выхода в свет.

Текст: Елена Бочкова, 10.9k 👀