Смысл названия романа «Отцы и дети»

сочинение по литературе 10 класса
Произведение: Отцы и дети Рекомендованный объем: 450-550 слов (4-5 страниц в тетради)

Первый вариант сочинения

Иван Сергеевич Тургенев в своих произведениях поднимает важнейшие вопросы общественно-политической жизни в России своего времени. Сам Тургенев не участвовал в революционных движениях, не примыкал ни к одному из противоборствующих лагерей разночинцев и либералов. Тургенев более чем ненавидел крепостное право и старался высказать свое мнение практически во всех своих произведениях. Один из ярчайших романов в творчестве писателя, отражающий ситуацию в стране, – «Отцы и дети», опубликованный в 1862 году.

Проблема романа

Смысл названия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»Название романа заявляет конфликт поколений – отцов и детей, однако проблема гораздо глубже. «Отцы» – консерваторы, пытающиеся сохранить устои прошлого, аристократы-либералы. «Дети» – молодое поколение, приверженцы новаторского подхода к будущему, разночинцы-демократы.

Тургенев пытается понять суть нового человека, его философию, цель его жизни. Разночинец по происхождению, демократ по убеждениям не всегда понятен автору, поэтому концовка романа не дает окончательного ответа на вопрос о том, кто же явился победителем в противостоянии поколений.

Представителем нового поколения в романе выступает Евгений Васильевич Базаров – революционер-демократ, остальные персонажи, даже более молодые представители и последователи Базарова, относятся к старшему поколению.

Композиция романа

Композиция романа выстроена так, что главный герой оказывается во враждебной для себя обстановке. У него нет сторонников, он не участвует в масштабных общественных действиях, не борется ни за что. Все окружающие категорично противопоставлены ему. На столкновении Базарова и Павла Петровича выстраивается весь сюжет романа: их стычки большие и маленькие переполняют произведение.

Авторская позиция

В процессе чтения романа, читатель осознает, что Тургенев испытывает огромную симпатию к своему главному герою. Во всех спорах Базаров оказывается победителем, морально превосходя оппонента. В этом ему помогает сила духа, воля, единение с простым народом и непоколебимая убежденность.

Смерть Базарова в конце романа случайна. Писатель намеренно не оставляет героя в живых, потому что убежден, что его время еще не пришло, для него еще нет достойного дела.

Отраженный в романе дух эпохи, взаимоотношения отцов и детей еще долго будут волновать умы читателей и философов.


Второй вариант сочинения

Роман под названием «Отцы и дети» затрагивает жизненные проблемы, которые касаются каждого поколения. Люди появляются в конкретное время, где существуют собственные устои, законы и порядки. С годами все меняется и приобретает другие формы, появляются новые определения и понятия. Родители, выросшие во времена твердых моральных принципов, не могут понять своих детей. Ведь у каждого поколения свое собственное мировоззрение, соответствующее современной жизни.

О чём роман «Отцы и дети»?

Сюжет «Отцов и детей» построен на конфликте Евгения Базарова — студента-медика, яркого представителя нового поколения. Он нигилист и скептик — не верит авторитетам и идёт своей дорогой, отрицает красоту и искусство, смеётся над чувствами и сантиментами.

Базарову в романе противостоит Павел Петрович Кирсанов. Он аристократ, отставной военный и консерватор, почитает правила, которые ему диктуют воспитание и общества. Между двумя антиподами возникает напряжение, которое в итоге перерастает в дуэль.

Любопытно, но в романе только один представитель нового поколения — Базаров, но никак не его друг Аркадий, в семейную усадьбу к которому он приезжает. Этим приёмом Тургенев демонстрирует обособленность главного героя, его гордое одиночество, а также подчёркивает, что не все молодые люди — нигилисты и скептики.

Два поколения: «отцы» и «дети»

Представителями «отцов» являются Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы (позднее станет ясно, что и Аркадий присоединится к ним). Павел Петрович выступает защитником программы либералов, основанной на традиционно высоких и благородных идеалах, но не может объяснить, почему хорошие идеи не приводят к желаемым результатам. А Базаров, представитель «детей», обвиняет русских аристократов-либералов в пустословии и нежелании выполнять свои обязанности.

Дворяне Кирсановы признают необходимость реформ, Николай Петрович даже пытается внести изменения в жизнь крестьян, но делает это неумело, вяло, не понимая смысла предстоящих перемен. Его брат  произносит патетические речи о роли аристократов в истории, но сам ничего не делает для пользы Отечеству. Он рассуждает о земледельческой общине и важности законотворчества, о борьбе с невежеством мужиков, однако сам старается держаться подальше от крестьян, морщится от запахов и носит с собой одеколон. Этот аристократ вообще любит во всем комфорт и оберегает себя от неустроенности деревенской жизни.

Базаров указывает Павлу Петровичу на его фальшивую озабоченность положением крестьянства и говорит, что народ скорее в нём признает соотечественника, чем в дворянине Кирсанове, что можно ругать народ, но «возиться с ним», если действительно добра желаешь. И действительно, позднее демократы, позиция которых близка тому, о чём говорит Базаров, будут работать с народом, это явление получит название «хождение в народ».

Дворяне-либералы в 50-60-ые годы 19 века обнаружили свою несостоятельность в вопросах политики и экономики, поэтому в «Отцах и детях»  И.С. Тургенева они являются слабой стороной в конфликте героев, не выдерживая натиска молодежи, в данном случае нигилиста Базарова. Сам автор об этом противостоянии писал так: «Вся моя повесть направлена против дворянства, как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича и Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?» Это высказывание объясняет иронию автора в изображении «отцов», братьев Кирсановых, а также других дворян и временного попутчика Базарова – Аркадия. Он не был готов к настоящей работе по реформированию общественно-политической системы России, хотя какое-то время примыкал к модному нигилистическому течению.

Важная роль в романе отведена идеологическим спорам героев, то есть основному конфликту. В спорах выявляется победитель, и дворянство здесь проигрывает, хотя симпатии автора в некоторых вопросах на стороне дворян, культуру и традиции которых хотел бы уничтожить нигилист Базаров, считая чепухой поэзию и музыку.

Передовой человек времени в романе Тургенева – доктор по профессии, хотя еще и не закончивший обучение. Казалось бы, этот символический приём автора заключал в себе надежды передовой интеллигенции на «исцеление» общества. Если нежизнеспособны герои-либералы, то мог бы передовой человек Базаров послужить обществу, стране, хотя и выражал свои революционные устремления в очень категоричной, крайней форме. Но автор в конце романа показывает физическую смерть главного героя, который перед смертью высказывает предположение, что он, видимо, «не нужен России».

Таким образом, Тургенев своим романом не дал ответа на спорные вопросы современности, но многие люди, в том числе и критики, дали высокую оценку этому произведению. И роман оказался значимым не только для своего времени, он сохранил свою актуальность и в последующие годы. Читатели разных времен находили и находят в романе ответ на главный вопрос: почему конфликтуют «отцы» и «дети», и в каком случае они могли бы находить компромиссы.

Смысл названия романа

Роман «Отцы и дети» занимает важное место в творчестве Тургенева. Название этого произведения можно истолковать с разных точек зрения.

Во-первых, основной конфликт произведения – это столкновение либеральных и демократических взглядов. С первых страниц мы понимаем что «Отцы» Кирсановы и «Дети» (по существу только один Базаров) противопоставлены друг другу.

При первой встрече с Николаем Петровичем Кирсановым Базаров не сразу подал ему руку. И герой оказался прав, брат Николая Петровича не подал руку Базарову вообще и даже спрятал её в карман. Так наметился основной конфликт романа. Портрет героев также противопоставляет их: балахон Базарова и опрятный вид Павла Петровича сразу заметны читателю. В ссорах Павла Петровича и Базарова мы узнаём об их взглядах. Евгений заявляет, что он нигилист, и Аркадий поддерживает своего друга. Но позже мы понимаем, что на самом деле взгляды Базарова Аркадий не разделяет. Евгений считает природу мастерской, а Кирсанов воспринимает её как нечто большее. Кирсановы любят поэзию, музыку, а Евгений отрицает это.

Кульминацией сюжетной линии с Павлом Петровичем и Базаровым станет дуэль героев. Кирсанов получит ранение, а Евгений навсегда покинет дом в Марьино. Таким образом, братья Кирсановы так и не смогли принять взглядов Базарова. Конфликты и непонимания между поколениями неизбежны, молодые несут новые идеи, а старые убеждены в правоте проверенных временем устоев. Ни аристократ Павел Николаевич, ни простой барин Николай Петрович не принимают демократических взглядов Евгения. Также название этого романа можно понять и как отношения между отцами и детьми в прямом смысле. Отношения Аркадия и его отца, а также отношения Базарова со своими родителями. Николай Петрович старается стать ближе к своему сыну, но в то же время стесняется рассказать ему о новой жене и ребёнке. Аркадий, будучи добрым и чутким юношей, сам знакомится с Фенечкой и искренне радуется за своего отца. Совсем другие отношения у Евгения с его родителями. В первый приезд он сдерживает свои чувства, его мать боится лишний раз что-то спросить, а отец пытается быть ненавязчивым. Во второй приезд всё меняется, Базаров уже пережил любовь к Одинцовой и начал пересматривать свои взгляды. К тому же герой смертельно болен. В свои последние дни он ради утешения близких позволяет выполнить религиозные обряды, что никогда бы не позволил нигилист в начале романа. Умирая, он становится ближе к своим родителям, чем когда-либо.

Вывод

Таким образом, смысл названия романа заключается в противостоянии двух поколений. Как в одной семье, так и в большем масштабе, как противостояние либералов и демократов. В эпилоге мы видим, что Кирсановы счастливо живут в своём имении. Аркадий женился на Кате, а Павел Петрович уехал за границу. Родители Базарова приходят на могилу сына. Почему погиб Базаров? Только смерть могла заставить героя отказаться от нигилистических взглядов. Базаров обречен на гибель потому что стоит лишь в преддверии будущего.


Третий вариант сочинения

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» отражена эпоха шестидесятых годов девятнадцатого века. Книга явилась откликом на самые острые политические и нравственные проблемы того времени. Основным конфликтом в романе стали противоречия между представителями различных политических партий. В конфликте участвуют герои, идеологические споры которых разделяют их не только на либералов и демократов, но и на «отцов» и «детей», так как оппоненты принадлежат к разным поколениям.

И.С. Тургенев стремился отобразить в романе трагический характер назревших в обществе проблем. Растерянность, непонимание или бездеятельность в сложившейся ситуации надвигавшегося социального кризиса могли привести к хаосу, катастрофе. Люди, не равнодушные к судьбам страны и народа, высказывали собственные мнения по злободневным вопросам современности. Подобные споры изображены и на страницах романа «Отцы и дети».

Основная тема романа

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» в самом названии заложена основная тема произведения – неизменный конфликт старшего и молодого поколений. Данная проблема была весьма злободневной во время написания романа, не утрачивает она своей актуальности и по сей день.

В своем произведении автор показал противостояние «отцов» и «детей» на примере двух семей, однако своей задачей Тургенев видел раскрытие этой проблемы в более широком смысле. Консерватизм, жизненный опыт и некоторая закоренелость старшего поколения служат тем барьером, который не дает возможности принимать свежие, новые взгляды на жизнь, предлагаемые молодежью.

«Отцы» стремятся навязать «детям» свое видение мира, однако зачастую их мнение совершенно не интересует последних. Одни консервативны, другие – прогрессивны сверх всякой меры. Неудивительно, что найти разумный компромисс меж столь отдаленными друг от друга полюсами крайне сложно, и политические, социальные и личные разногласия между двумя поколениями перерастают в неразрешимые споры. Непростые взаимоотношения отцов и детей остаются неизменными на протяжении многих поколений. Автор призывает читателей задуматься над этой проблемой, научиться слушать и слышать друг друга, уважать иное мнение.

Конфликт поколений – столкновение двух идеологий

Сюжет произведения строится на столкновении двух враждебных идеологий — разночинно-демократической и либерально-дворянской.

Взгляды нигилиста Базарова, главного героя романа, сводятся к резкой критике того положения, которое сформировалось в стране. Он не верит, что отмена крепостного права может что-либо изменить. Ни либералы, ни аристократы ничего не могут сделать, убеждения и тех и других изжили себя. По мнению этого героя, народ полон грубых суеверий, мужики склонны к пьянству. Поэтому Базаров не видит силы в народе, не знает, кто может построить новый мир. Этот герой – нигилист, потому что он отрицает государственное устройство, семью, церковь, искусство. Он готов признать лишь то, что приносит реальную пользу. Основным идейным противником Базарова является дядя его друга — Павел Петрович Кирсанов. Это дворянин, аристократ до мозга костей, убежденный либерал. Он не может простить Базарову неуважительного отношения к своему сословию, но дело даже не в этом. Кирсанова раздражает и пугает «базаровская» убежденность в необходимости разрушить основы того, на чем веками держалась жизнь России. Между этими двумя героями происходят идейные столкновения, которые раскрывают позиции обоих, показывают их сильные и слабые стороны. Становится понятно, что если Базаров что-то и склонен принять, то только через призму личного опыта. Он ценит только собственное мнение, а не то, что выверено временем и является авторитетным. Для Павла Петровича это неприемлемо. Для него главное «принсип» — культурный опыт предшествующих поколений, мнение значимых людей. Кирсанов считает, что тот, кто не признает принципов, исключает себя из жизни общества, обрекает себя жить в пустоте. Словесная борьба героев заканчивается их дуэлью. Вызванный на поединок Павлом Петровичем, Базаров, нехотя соглашается. Герой вынужден взять в руки оружие, которым он ранит Кирсанова. Однако здесь происходит «неожиданное» — ранение примиряет этих героев, превращает их из идейных противников в обычных людей. Базаров как врач оказывает первую помощь Павлу Петровичу, а тот признает, что нигилист поступил благородно. Больше того, герои на несколько секунд даже становятся союзниками, придумывая оправдание своей дуэли для Николая Петровича. Таким образом, Базаров и Павел Петрович – представители разных поколений, возрастных и идеологических. Их столкновение неизбежно, но не плодотворно, разрушительно для обоих – герои не находят компромисса, они непримиримы. Однако именно благодаря идейным спорам Базарова и Павла Петровича Тургенев в своем романе ставит важные вопросы, связанные со способностью людей разных поколений быть наставниками и хранителями, уметь любить новое и сохранять опыт предков, не нарушать связи времен. Таким образом, название романа Тургенева многозначно. С одной стороны, оно отражает вечный конфликт поколений, которые с трудом находят общий и язык и взаимопонимание. С другой – писатель описывает идейный конфликт, актуальный для своего времени: противоборство дворянской и разночинской идеологий.

Смысл названия

По одному заглавию читатель может определить, о чем будет роман. Но почему И.С. Тургенев выбрал именно такое название? Все просто. Семья — это общество в миниатюре. Все сложнейшие, противоречивые проблемы, назревающие в социуме, отражаются в ней как в зеркале.

Многосложность общечеловеческих отношений, борьба идейных течений, противостояние мнений различных поколений. Заглавие «Отцы и дети» метафорично. Автор не только показывает противостояние поколений, но и указывает на то, что устоявшие взгляды — это не всегда истина, которой надо придерживаться. На смену старым мнениям приходят новые, которые также имеют право на существование. Только как найти точки соприкосновения между разными поколениями? Как решить назревшие в обществе социальные проблемы? В своём произведении И.С. Тургенев попытался дать ответы на наболевшие вопросы.

Смысл романа «Отцы и дети»

Книга «Отцы и дети» является самым любимым и важным детищем у И.С. Тургенева. Смысл романа заключён не только в отражении назревших в обществе проблем. Автор даёт собственную характеристику многогранности семейных, гражданских, межличностных отношений. Однако И.С. Тургенев не делает акцента на своей точке зрения относительно наболевших вопросов. С помощью композиции романа, языка, мыслей героев, правдивых и точных образов читатель может рассмотреть позицию автора.

Смысл романа «Отцы и дети» заключается в раскрытии конфликта между разными поколениями. Противоположные взгляды на политику, ведение быта, культуру, науку, религию. Кроме того, автор не обошел стороной и конфликт внутри различных слоёв общества. Назревание социальных проблем, неравенство, классовая борьба откладывают отпечаток на жизни всех людей.

Список рекомендованной и использованной литературы

  1. Батюто А. И. Тургенев — романист. Л.: Наука, 1972 г.
  2. Бахтин М.М. Слово о романе. – М., 1989 г.
  3. Белинский В.Г. Избранные сочинения. – М.: Огиз, 1947 г.
  4. Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. М., Л.: Советский писатель, 1962 г.
  5. Вдовин А. В. Добролюбов: разночинец между духом и плотью. М.: Молодая гвардия, 2017 г.
  6. Д.И. Писарев. Литературная критика в трех томах. Том первый. Статьи 1859-1864 гг. Статья «Базаров».
  7. Жизнь Тургенева // Зайцев Б. Далекое. – М., 1991 г.
  8. Н. Якушин. И. С. Тургенев. – М., «Просвещение», 1987 г.
  9. П.Г. Пустовойт. О романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». – М., 1980 г.
  10. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. – СПб., 1993 г.
  11. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» (о приемах раскрытия художественного образа) // Русский язык в национальной школе. 1968 г.
  12. Страхов Н.Н. Литературная критика. – М.: Современник, 1984 г.
  13. Тургенев в воспоминаниях современников. – М., 1969г.
  14. Тургенев И.С. Литературные и житейские воспоминания. Собрание сочинений., т.10. – М.: Правда, 1949 г.
  15. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. – М.: Наука, 1979 г.
Даниил Романович | Просмотров: 2.2k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован.