Образ Базарова в романе «Отцы и дети» | сочинение по литературе 10 класса

Произведение: Отцы и дети Рекомендованный объем: 450-550 слов (4-5 страниц в тетради)

Первый вариант сочинения

Роман «Отцы и дети» написан И.С. Тургеневым в 1862 году, через год после отмены крепостного права. Действие же романа происходит в 1859 году в преддверии реформы. Вполне естественно, что главным действующим героем выступает новый герой русской литературы – революционер-нигилист, разночинец-демократ.

Происхождение Базарова

Евгений Васильевич Базаров – выходец из простой крестьянской семьи. Его дед «землю пахал», отец и мать живут скромно и просто, при этом позаботились о будущем сына – дали ему прекрасное медицинское образование. Зная о крестьянской жизни не понаслышке, Базаров прекрасно понимает, что грядут значительные перемены. В его сознании созрел план по переустройству общественного порядка, заключающийся в абсолютном разрушении прошлого и построении нового мира.

Нигилизм Базарова

Образ Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Базаров – новый человек. Он – нигилист, материалист, не подчиняющийся иллюзиям, проверяющий все опытным путем. Базаров увлекается естественными науками, всеми днями он трудится, ищет что-то новое.

Личность, по мнению Базарова, – это человек, обладающий знаниями. Он уверен, что именно труд делает из человека человека. Евгений Васильевич всегда оказывается там, где его знания будут полезны. Это выгодно отличает его от других героев и «лишних» людей, а также от людей новой формации.

Базаров зачастую груб и резок в высказываниях: о женщинах, о прошлом, о чувствах. Ему кажется, что все это мешает построению здорового общества будущего. Все, кто не умеет трудиться, не нужны человечеству. Во многом его можно считать неправым. Чего стоит только отрицание основных ценностей человеческого существования: любви, почтения, принципов, природы как храма, души человеческой.

Значимость героя для общества

Наверное, такие люди были необходимы российскому социуму, чтобы всколыхнуть его, заставить посмотреть на все происходящее со стороны. Новые люди появляются в обществе только в периоды исторических потрясений, они обладают особенной духовной мощью, стойкостью и непоколебимостью, умением не прятаться от правды и быть честными перед самим собой даже на пороге смерти.

Базаров-нигилист отлично понимает, что жизнь никогда не будет легкой, от любого человека нужны будут жертвы. И он готов к ним, не изменяя ни на грамм своим убеждениям. Это делает его наиболее привлекательным как для современников, так и для нынешнего читателя.

Любовь в жизни Базарова

Сила его духовности распространяется и на любовное чувство Базарова к Анне Одинцовой – женщине сильной и независимой. Его пленил ее ум, незаурядность взглядов на происходящие события. Понимая, что она не может ради него пожертвовать всем, он признается ей в своих чувствах. Безответная любовь к Анне Сергеевне словно выбивает его из привычного уклада жизни. Но мне кажется, что если бы смерть не помешала, Базаров смог бы перебороть себя и свои несчастные чувства, которые он мнил за слабость собственной личности.

Развенчание теории Базарова

Порой странный и необычный, герой И.С. Тургенева восхищает читателей набором качеств «совершенного человека»: силой духа, целеустремленностью, стойкостью, умением убеждать и др., хотя и согласиться во всем с Базаровым невозможно. Его теория терпит крах, и герой это осознает – красота, любовь и доброта становятся неотъемлемой частью его души. И с ними он умирает, не найдя применения своим убеждениям.


Второй вариант сочинения

Главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» – один из самых противоречивых, но любимых читателями персонажей. Евгений Базаров – из тех образов, которые не могут оставить равнодушными никого. Им можно восхищаться, его можно ненавидеть, превозносить или порицать, или и то, и другое.

Он, не боясь непонимания или осуждения, высказывает свои мысли. Он честен и прямолинеен, целеустремлен, собран, практичен. Он явный лидер по натуре, обладает незаурядным умом и широтой кругозора. Он независим и смел; он носитель прогрессивных, демократичных тенденций и противник рабства.

Многие из этих качеств были необходимы обществу того времени, но общество еще не было готово к ним. Да и сам Базаров не является идеальным примером «нового человека». Базаров не только привлекателен, но и отвратителен: в своем цинизме, в своей гордыне, в своем фантастическом эгоизме.

Образ Базарова

Главный герой был выходцем из семьи штабного лекаря и с детства видел, как его отец помогает в большинстве своем бедным и нуждающимся людям. Впоследствии он сам стал медиком.

Внешность Базарова была непривлекательна. Базаров был чрезвычайно прост: никогда не хитрил, говорил, что думал, одевался просто, даже в какой-то мере старомодно, но это его не тревожило, он носил что есть и что удобно, мода его не волновала. Говорил он простыми всем понятными, словами, не употреблял в разговоре иностранных слов.

Базаров довольно сдержанный человек, он не позволяет себе чрезмерной радости и не признает любви. Он поступает эгоистично, не думает даже об отце и о матери. Базаров – нигилист – человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа в веру, каким бы уважением не был окружен этот принцип. Базаров – враг отвлеченной науки.

Он ратует за науку прикладную, за конкретные ремесла. Неслучайно в спорах с братьями Кирсановыми он говорит, что порядочный химик, в двадцать раз полезней всякого поэта. Поэзию он считает ерундой, романтизм – вздором и удивляется легкомыслием Николая Петровича, человека преклонных лет, который читает стихи и играет на виолончели.

Базарова не способны восхитить даже красота и величие природы. Он говорит, что природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник. О русских людях Базаров тоже не лестного мнения, а ученых русских для него и вовсе не существует, уважение вызывают только немецкие специалисты.

Евгений умен, он не останавливается на одной химии и медицине, его интересуют все естественные науки. Кроме того, он очень трудолюбив: каждое утро встает рано, даже в гостях он не церемонится и в первое утро отправляется бродить по окрестностям в поисках экспонатов для опытов.

Базаров с легкостью может найти общий язык с деревенскими жителями, но у него очень неуважительное отношение к женщинам. Базаров считает, что воспитывать человека должен только он сам, отрицает романтизм. К его лучшим качествам можно отнести, прежде всего, оригинальный ум, широту кругозора, практичность, самокритичность, трудолюбие, простоту в общении, доброту и целеустремленность, твердость в своих убеждениях.

Взаимоотношения Базарова с родителями

В романе «Отцы и дети» родители Базарова – яркие представители старшего поколения. Несмотря на то, что автор уделяет им не так много внимания, как, скажем, братьям Кирсановым, образы Василия Ивановича и Арины Власьевны даны неслучайно. С их помощью автор наиболее полно показывает взаимоотношения поколений.

Василий Иванович Базаров – отец главного персонажа романа. Это человек старой закалки, воспитанный в строгих правилах. Его желание казаться современным и прогрессивным выглядит мило, но сразу же становится понятно,

что он, скорее больше консерватор, чем либерал. Даже в своей профессии лекаря, он придерживается традиционных способов, не доверяя современной медицине.

Арина Власьевна Базарова – мать Евгения, простая русская женщина. Она малообразованна, сильно верит в Бога. Образ суетливой старушки, созданный автором, даже для того времени выглядит старомодным. Тургенев пишет в романе, что она должна была родиться лет двести назад. Она вызывает только приятное впечатление, которое не портит ни ее набожность и суеверие, ни ее добродушие и покладистость.

Характеристика родителей Базарова явно показывает, что для двух этих людей нет ничего главнее, чем их единственный сын. Именно в нем заключен смысл их жизни. И совсем не важно, рядом или далеко находится Евгений, все мысли и разговоры только о горячо любимом и ненаглядном ребенке. От каждого слова веет заботой и нежностью. Старики очень трепетно говорят о сыне. Они любят его слепой любовью, чего нельзя сказать о самом Евгении: отношение Базарова к родителям вообще сложно назвать любовью. Его взаимоотношения с родителями теплыми и ласковыми назвать трудно. Можно даже сказать, что он совсем не ценит родительское тепло и заботу, но это далеко не так. Он все видит и замечает, даже испытывает ответные чувства. Но вот проявлять их открыто, он не то, что, не умеет, он просто не считает нужным это делать. И окружающим не позволяет этого. Базаров отрицательно относится к любым попыткам родителей проявить радость от его присутствия. Семья Базарова это знает, и родители стараются скрывать от него свои истинные чувства, не проявляют к нему повышенного внимания и не показывают своей любви.

Но отсутствие или проявление любви не является причиной непонимания между поколениями и воспитание Базарова яркое тому подтверждение. Он не отказывается от родителей, наоборот, мечтает, чтоб они его понимали и разделяли его убеждения. Родители стараются это сделать, но, все равно, остаются верными своим традиционным взглядам. Именно это несоответствие и приводит к проблеме вечного непонимания детей и отцов.

Любовь в жизни Базарова

Евгений Базаров считал себя нигилистом, отрицающим все общепринятые нормы и авторитеты. Нигилизм не позволял Базарову верить в любовь, он отрицает ее.

Главный герой называл любовь белибердой и непростительной дурью. Базаров не верил в то, что между мужчиной и женщиной есть духовная связь, все отношения нигилист объясняет физиологией.

Когда Базаров знакомится с Анной Одинцовой, он еще придерживается своей теории нигилизма. Но со временем начинает понимать, что с ним что-то происходит. Долгое время он не может признаться даже самому себе, что влюблен в Одинцову. Он понимал, что если признает это, то его нигилистические взгляды окажутся неверными. Не желая признавать свою неправоту, Базаров долгое время старался избавиться от своих чувств к Одинцовой. Но бороться с самим собой у него не получилось. В итоге он принял чувство любви, которое раньше отрицал, поддался тому романтизму, который раньше презирал.

Встреча с Анной Сергеевной Одинцовой становится для Базарова настоящим испытанием. Это испытание любовью. С первого взгляда герой понимает: перед ним не обычная женщина. Она очень красива и умна, с ней интересно спорить. Герой по-прежнему отрицает любые чувства, особенно в беседах с Одинцовой. Но он признаётся сам себе, что в глубине души является романтиком. Вскоре он открывается возлюбленной. Однако Анна Сергеевна отвергает любовь Базарова. Ей приятны его слова, но она не хочет нарушать привычный уклад своей жизни.

Евгений, в отличие от нее, больше не может жить по-прежнему. Из-за несчастной любви он бросает свои занятия и уезжает к родителям. Вскоре он случайно заражается тифом во время своих опытов и умирает. Но умирает только тело Базарова – душа его давно мертва. Испытание любовью оказалось для него непосильным.

Роль Базарова в развитии основного конфликта романа

В своем творчестве Иван Сергеевич Тургенев старался всегда идти в ногу со временем. Он горячо интересовался событиями в стране, наблюдал за развитием общественных движений. К анализу явлений русской жизни писатель подходил со всей ответственностью и пытался досконально разобраться во всем.

Роман «Отцы и дети» появляется в то время, когда в русском обществе видную роль стали играть образованные разночинцы, пришедшие на смену угасающему дворянству. Название романа вызывает ассоциации с житейской проблемой «отцов и детей», но писатель мыслит шире. Он почувствовал и отразил в своем романе предстоящую смену общественно-политических устоев. Дворянство уходило с политической сцены. Что и кто придет ему на смену? В стране заговорили о появлении каких-то нигилистов. Писатель берется исследовать новое явление, философию жизни новых властителей умов.

Тургенев поставил перед собой задачу создать портрет современного нигилиста, совсем не похожего на прежних бунтующих Печориных-дворян, выяснить, чем грозит обществу их появление, предсказать будущее. Нигилизм был распространен среди молодежи, то есть «детей», а возник он как протест против устаревшей идеологии дворян – «отцов».

Герой-нигилист, молодой естественник Базаров, был совершенно не похож на прежних героев произведений русской литературы. Он ничему не верит, отрицает любые принципы людей прошлого поколения. Он материалист и рационалист, уверен, что будущее за наукой, которая опытным путем раскроет все тайны жизни.

В начале работы над романом автор относился к этому образу резко отрицательно, он хотел развенчать нигилизм. Однако Тургенев в своих произведениях всегда избегал порицания, поучения и назидания. Он не делает выводов, избегает комментариев, умышленно скрывает внутренний мир героя, чтобы читатель сам понял, кто перед ним. О Базарове автор повествует спокойным тоном, проявляя уважение к идейному противнику. Писатель последовательно раскрывает слабые стороны теории нигилизма и в итоге создает трагический образ героя-одиночки. Перед смертью это уже другой человек. Он понял цену жизни, ее красоту и мудрость, понял, сколько не успел и уже никогда не успеет.

Таким образом, Тургенев, утверждая победу демократа Базарова над аристократами, любя своего героя за то, что у него слово не расходится с делом, за то, что он в любой ситуации остается самим собой, не признает той цели, для которой Евгений себя готовил, поэтому заставляет его умереть.

Тургенев в одном из писем признался, что когда он писал Базарова, то в конце концов почувствовал к нему не неприязнь, а восхищение. А когда писал сцену смерти Евгения, то рыдал навзрыд. Но это не были слезы жалости, это были слезы художника, который видел трагедию человека, в котором воплотилась часть его собственного идеала.


Третий вариант сочинения

Центральный персонаж романа «Отцы и дети» – Евгений Базаров – поражает своей яркостью и неоднозначностью, но безусловная его особенность – глубокий трагизм.

Базаров выступает в романе как носитель настроений нового поколения. Он называет себя нигилистом – отрицающим, не верящим ни во что. Он не признает никаких авторитетов, стереотипов и принципов. Он ярый противник «уездного дворянства», которое, по его мнению, является «самолюбивым и пустым». Базаров и такие, как Базаров, по его же словам, призваны ломать установленные нормы и порядок вещей, реализовав таким образом жажду перемен, будоражащую общество.

Образ главного героя романа «Отцы и дети»

Евгений Базаров представляет в романе новое мировоззрение. Образ этого персонажа, его характер, манеры и мысли автор постарался передать максимально подробно, используя для этого широкую палитру художественных средств. Знакомство с героем начинается с неоднозначной внешности персонажа, при описании которой автор уделяет внимание длинному балахону и красным, рабочим рукам. Все во внешности героя подчеркивает пренебрежение к общепринятым нормам. Довершает первое знакомство с Евгением Васильевичем представленный автором портрет: «Длинное и худое лицо, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось спокойной улыбкою и выражало самоуверенность и ум».

Манеры Базарова небрежны. Своим видом, поведением, речью герой подчеркивает приверженность демократическим принципам, которые в споре с Павлом Петровичем и отрицает. Идейный спор с Павлом Кирсановым раскрывает мировоззрение центрального персонажа – нигилизм.

Всеобщее отрицание, по мнению Базарова, в современный момент исторического развития полезно, а потому, нисколько не сомневаясь в справедливости своих утверждений, герой смело отрицает и государственное устройство, и аристократический образ жизни, и искусство, и все проявления духовной жизни.

Некоторая спорность взглядов, проступающая в полемике с оппонентами, уступает место во второй части романа оценке личности героя, которого, без сомнения, характеризуют внутренняя сила, высокая работоспособность, постоянное стремление к образованию и желание ничего не принимать на веру, а проверять опытным путем. Философия Базарова подвергается автором тяжелому и мучительному испытанию – испытанию любовью, когда столь удачно выстроенная схема жизни начинает трещать по швам. Кульминационной становится сцена признания главного героя в любви в доме Анны Сергеевны Одинцовой. И в этот момент противоречия, просматривавшиеся ранее в характере персонажа, проявляют себя со всей силой. И сколько бы ни боролся Базаров сам с собой, но противостоять любви, одному из идеалов отцов, он оказывается не в силах.

Дружба Базарова и Аркадия

Главный герой романа Евгений Базаров появляется перед читателем вместе со своим другом Аркадием. Вначале кажется, что это единомышленники. Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета, Аркадий боготворит своего товарища, восхищается его прогрессивными взглядами, незаурядным характером и независимым поведением. А Базаров из тех людей, кто нуждается в учениках и почитателях. Однако эта дружба оказалась недолговечной. В чем же причина?

Базаров и Аркадий – совершенно разные люди. По своим убеждениям Базаров нигилист. Аркадий попадает под его, хочет быть похожим на него. Базаров в любой обстановке, в любом доме занимается делом – естественными науками, изучением природы и проверкой теоретических открытий на практике. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное – уют и покой.

Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Аркадий не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, особенностях речи. Развитие дружеских отношений между Базаровым и Аркадием перерастает в конфликт. Взгляды Базарова не укладываются в мировоззрении Аркадия, поэтому он так легко от них отказывается. В итоге Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому.

Способы раскрытия образа Базарова

В романе широко используется прием контраста: Базаров противопоставляется Павлу Петровичу Кирсанову, демократизм одного – аристократизму другого. Последовательность, убежденность, воля и целеустремленность Базарова контрастируют с позицией Аркадия, с его случайными убеждениями, мягкотелостью и отсутствием цели.

Именно во взаимоотношении с различными персонажами и раскрывается характер Базарова. В спорах с Павлом Петровичем проявляется ум, твердость и ясность мысли, обоснованность взглядов, умение отстаивать свои позиции, с Аркадием – талант лидера, способность увлекать молодежь своими идеями, с Одинцовой – недюжинная душевная сила, способная к пламенной любви.

Для того чтобы полнее раскрыть характер своего героя, Тургенев проводит его через испытание любовью.

Трагедия Базарова

Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из-за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. Кроме того, для нигилиста не существовало понятие культурного наследия и необходимости его хранить для потомков. Он считал это пережитком прошлого и ненужным рудиментом. В своих спорах с Павлом Петровичем Базаров говорил о ненужности поэтов, о необходимости ученых. Он отрицал духовную красоту и вообще духовную сторону жизни человека. Его категоричность несколько однобока. Он действительно пока не видит практической выгоды от абстрактных ценностей. Но постепенно, шаг за шагом, Базаров прозревает.

Первым этапом была встреча с Одинцовой, когда жизнь опровергла его первую уверенность в том, что любви не существует. Герой понял, что любовь есть, от этого осознания его переполняют самые разные эмоции – дискомфорт от осознания собственной неправоты, злость на себя за мимолетную слабость, злость на Одинцову за то, что она появилась в его жизни. Базаров испытывает все что угодно, только не радость бытия, любовь его мучает, он горит в собственном огне. Его деятельная и логичная натура не может найти объяснения происходящему, и это раздражает его еще больше.

Желая стать народным героем, Базаров только отрывается от народа. Он желает получить уважение от тех, кого презирает, а такое невозможно. Трагичность образа Базарова заключается в его противоречивости. С одной стороны, он жаждет любви и хочет быть любимым, но не может себе этого позволить. Он чувствует себя виновным в предательстве собственной идее, поэтому своим поведением отталкивает Одинцову. Точно так же он желает добра своему народу, но совершенно не принимает в расчет глубокую духовность русских людей, их сложившуюся веками высокую культуру. Желая разрушить, «расчистить место» для новой жизни, Базаров бесцеремонно пытается перечеркнуть тысячелетний опыт человечества, что в принципе невозможно в данных условиях.

Базаров – очень сильная и незаурядная личность. Но, как часто случается, его благие намерения не всегда приводят к ожидаемому результату. Противоречивость образа Базарова – лишь одна из граней трагичности. Другая проблема этой личности – сила, которая не находит выхода, Базаров одинок в своем нигилизме. Всех окружающих его, так называемых, единомышленников типа Кукшиной и Ситникова даже не стоит принимать в расчет. Эти персонажи – жалкая пародия на Базарова. Аркадий тоже не годится на роль последователя-нигилиста. У Аркадия совсем иной путь, чем у Базарова, возможно, менее трудный и противоречивый, но не менее нужный. Судьба Аркадия лишена той надрывной трагичности, которая присутствует у Базарова. Но в жизни Аркадия Базаров сыграл огромную роль. Он заставил Аркадия как минимум, задуматься о своем жизненном пути и о пути России в целом.

Список рекомендованной и использованной литературы

  1. Батюто А. И. Тургенев — романист. Л.: Наука, 1972 г.
  2. Бахтин М.М. Слово о романе. – М., 1989 г.
  3. Белинский В.Г. Избранные сочинения. – М.: Огиз, 1947 г.
  4. Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. М., Л.: Советский писатель, 1962 г.
  5. Вдовин А. В. Добролюбов: разночинец между духом и плотью. М.: Молодая гвардия, 2017 г.
  6. Д.И. Писарев. Литературная критика в трех томах. Том первый. Статьи 1859-1864 гг. Статья «Базаров».
  7. Жизнь Тургенева // Зайцев Б. Далекое. – М., 1991 г.
  8. Н. Якушин. И. С. Тургенев. – М., «Просвещение», 1987 г.
  9. П.Г. Пустовойт. О романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». – М., 1980 г.
  10. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. – СПб., 1993 г.
  11. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» (о приемах раскрытия художественного образа) // Русский язык в национальной школе. 1968 г.
  12. Страхов Н.Н. Литературная критика. – М.: Современник, 1984 г.
  13. Тургенев в воспоминаниях современников. – М., 1969г.
  14. Тургенев И.С. Литературные и житейские воспоминания. Собрание сочинений., т.10. – М.: Правда, 1949 г.
  15. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. – М.: Наука, 1979 г.
Даниил Романович | Просмотров: 3.8k

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *