Тема любви в романе «Отцы и дети»

сочинение по литературе 10 класса, очень популярно сейчас🔥🔥🔥
Произведение: Отцы и дети Рекомендованный объем: 450-550 слов (4-5 страниц в тетради)

Первый вариант сочинения

Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева поднимает множество идей и проблем своего времени, а именно 60-х гг. 19 века. Одной из важнейших тем произведения является тема любви.

Любовь – это испытание героев, показывая их истинную суть. Для автора любовь – смысл жизни, способность чувствовать любовь – основное в человеке.

Любовь Базарова

Тема любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»Главная любовная линия связна с образом главного героя Евгения Васильевича Базарова и дворянки Анны Сергеевны Одинцовой. Начать следует с того, что Базаров изначально отрицал любовь как таковую, считал ее фантазией, привычкой, сексуальным влечение – чем угодно, только не романтическим бредом. Жизнь главного героя протекала по зову рассудка. Но после встречи с Одинцовой его душа словно перевернулась. Он искренне и глубоко полюбил девушку, не в силах сдерживать все неистовство своей страсти.

Чувства Евгения противоречивы. Он сердится на себя за испытываемые эмоции, но ничего не может с ними поделать. Любовь не покинет его до самого последнего вздоха, перед смертью ему захочется в последний раз увидеть возлюбленную. Анна Сергеевна при последней встрече осторожна, боится заразиться, с неохотой подходит к его смертному ложу. Эта сильная натура не смогла полюбить Евгения. Поначалу он вызывал в ней живой интерес как человек необыкновенный, но, когда чувства Базарова воспылали страстью, ею овладел страх. Она не захотела променять свой покой и уют на любовь этого странного человека. И это ее выбор.

Любовь противников Базарова

Противник Базарова также неудачен в любви. Всю свою жизнь он любил одну женщину, безответная любовь погубила его, вытянула из него все жизненные силы.

Молодой Кирсанов и Катя представляют другую сторону любви. Они счастливы, они способны вместе мечтать, понимают друг друга и видят истинное счастье в семейном уюте.

Счастлив в семье и Николай Петрович – отец Аркадия. Полюбив Фенечку, крестьянскую девушку, и женившись на ней, он счастлив. Тургенев этими двумя примерами показывает, что такое всеобъемлющее чувство как любовь способно преодолеть предрассудки, теории и отрицания.

Тема любви

Тема любви – главная в романе Тургенева. Все герои проходят испытание любовью, любят так, как умеют. Любовь – величина измерения человеческой сущности, придающая смысл существованию или обрекающая на гибель.


Второй вариант сочинения

Роман «Отцы и дети» затрагивает вопросы, которые волновали общественность во второй половине XIX века. Помимо разных взглядов на жизнь, автор поднимает и тему любви. Именно она показывает нам настоящую сущность героев и проверяет их. Способность любить для писателя – это одно из важных человеческих качеств.

Любовь Базарова и Одинцовой

Главная любовная линия романа связана с взаимоотношениями Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Базаров знакомится с Анной Одинцовой на губернаторском балу, куда приезжает вместе с другом Аркадием. Видя ее, он сразу замечает, что она не похожа на других женщин. После того как Одинцова зовет Базарова к себе в имение, он заинтересовывается ею и старается проводить с ней все свое время. Интерес к Одинцовой становится переломным в судьбе Базарова. Нигилизм, отрицающий любовь, сталкивается с реальной жизнью, в которой герой влюбляется, но все же пытается отрицать это чувство и подавить в себе. Однако реальность побеждает теорию, и Базаров влюбляется бесповоротно.

Одинцова тоже увлечена Базаровым, он ей любопытен. Однако, холодная и рассудительная героиня пугается потерять ту спокойную и комфортную жизнь, которую так ценила. Ведь страстная любовь Базарова однозначно привела бы в диссонанс размеренную жизнь Одинцовой. Испуг и нежелание менять свою жизнь становится причиной несостоявшейся любви героев.

Когда Базаров объясняется с Анной и признается ей в своих чувствах, она отказывает ему. Это сильно влияет на душевное состояние героя. Испытание любовью становится для Базарова роковым. Все его убеждения ломаются, он постоянно думает об Одинцовой. И вот, переживая внутренние терзания, герой принимает уехать в дом родителей и во время своих опытов заражается тифом.

Чувствуя приближающуюся смерть, Базаров хочет проститься со своей возлюбленной. Автор описывают этот эпизод не как встречу влюбленных, а как встречу человека с умирающим родственником. Тургенев указывает на одну деталь: Одинцова даже не сняла перчатки, боясь заразиться. Скорее всего, любви по отношению к Базарову у нее и не было. Главный герой понимает, что сейчас ею движет только жалость к нему, а не любовь. В этом весь трагизм героя: он ломает все свои принципы ради женщины, которая не отвечает ему взаимностью. Одинцова не способна на любовь. Это доказывает и эпилог романа: героиня выходит замуж по расчету.

Рассказав историю несостоявшейся любви Базарова и Одинцовой, автор показывает, что нельзя противиться человеческой природе. Он полностью развенчивает теорию нигилизма. Тургенев дает возможность читателю поразмышлять над вопросом, что было бы, если бы любовь оказалась взаимной. Возможно, Евгений Базаров бы полностью отступил от теории нигилизма и полюбил бы жизнь такой, какой она есть. Но есть вариант, что он, разочаровавшись в любви, укрепил бы свои взгляды на жизнь.

Таким образом, И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети» продемонстрировал, что нигилист Базаров нуждается в любви. Его встреча с Анной показала, что он может искренне любить, но их отношения с самого начала были обречены. Они вспыхнули ярко, но завершились, даже не начав свое развитие.

Взаимоотношения Аркадия и Кати

Тема любви в романе «Отцы и дети» представлена также взаимоотношениями сына Аркадия и Кати. В отношении Аркадия нужно сказать, что с самого детства перед его глазами был пример глубокой и нежной любви родителей. У него было совершенно другое представление об этом чувстве, чем у Базарова. Именно поэтому Аркадий не мог не возмутиться, когда Евгений высмеивал тайну отношений между мужчиной и женщиной.

Стоило Аркадию отдалиться от своего друга, как в нем стала преобладать потребность в любящем и близком человеке. Незаметно в его жизнь вошла Катя. В отношениях между Катей и Аркадием автор разоблачает нигилизм, несвойственный натуре сына Николая Петровича. Катя прямо заявляет, что берется переделать его. И девушке удается претворить эти слова в жизнь. Через некоторое время Аркадий отказывается от нигилистической идеологии и становится примерным семьянином.

Любовь в жизни Николая Петровича Кирсанова

Как же раскрывается тема любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» в отношении следующего героя, Николая Петровича? Для него это чувство – движущая сила и опора. Тема любви в романе «Отцы и дети» Тургенева получает новое освещение, когда речь идет о Николае Петровиче или его сыне. Для них это не роковое чувство, как для Павла Петровича или Базарова. Это нежная привязанность, естественная потребность души, с которой они не пытаются бороться.

Вначале Николай Петрович испытывал к своей жене Маше глубокое, нежное и трогательное чувство. Супруги практически не расставались. Так прошло много лет, а затем жена Кирсанова скончалась. Николай Петрович едва смог вынести этот удар. Прошло десять лет, прежде чем его сердце смогло открыться для новой любви.

Фенечка не была равной Николаю Петровичу ни по общественному положению, ни по возрасту. Однако это не остановило его. Возлюбленная родила ему второго сына. Эта дочь бывшей экономки Николая Петровича смогла наполнить дом радостью и осветить его жизнь на склоне лет.

История любви Павла Петровича Кирсанова

Кирсанов Павел Петрович ‒ еще один герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Он является братом Николая Петровича Кирсанова, и главным оппонентом друга его сына, Евгения Базарова.

Павел Петрович, на время повествования, уже долгое время живет в деревне у брата. Раньше его жизнь была совсем другой. Павел Петрович окончил Пажеский корпус и поступил на службу в гвардию. С тех пор он стал повесой, светским человеком, известным в высшем обществе Петербурга. Ему прочили блестящую военную карьеру, он хорошо служил и быстро продвигался по карьерной лестнице. Но однажды Павел Петрович влюбляется в княгиню Р. Она в то время была замужем. В свете она была известна как личность непредсказуемая, от которой не знали, чего ожидать. Она была весела, кокетлива в свете, а вечера проводила в слезах.

У Кирсанова и княгини начинается роман. Княгиня ведет себя эксцентрично, нелогично, то любя без ума, то тяготясь отношениями. Этим она пленила и привязала к себе юношу. Когда княгиня Р. стала остывать к Кирсанову, она сбежала от него за границу. Павел Петрович ради этой женщины оставил карьеру и отправился искать ее. Заграницей влюбленные возобновляют свои отношения, но, спустя некоторое время, они расстаются. Кирсанов попросту надоел княгине, поэтому она стала избегать его, а вскоре и вовсе исчезла. Раздавленный, разбитый разлукой, Кирсанов уехал в деревню к брату. Он оставил карьеру, свет, остался без семьи и любви, стал одиноким и больше не заводил других отношений.

Тема любви в романе

Еще в самом начале романа раскрывается перед читателем глубина родительской любви Николая Петровича Кирсанова к сыну Аркадию. Трогательна сцена встречи отца и сына после долгой разлуки: радость, легкое смущение, волнение и тепло сквозит в каждом слове и действии старшего Кирсанова. Аркадий отвечает отцу таким же чувством, но демонстрирует его более сдержанно, по привычке равняясь на своего друга и наставника — нигилиста Базарова. Причем скрывает он не только сыновнюю любовь, но и любовь к своей малой родиной, восхищение ее природой. Аркадий начинает восторженно говорить о чудесных запахах, о небе — и вдруг, бросив «косвенный взгляд» в сторону Базарова, осекается и переводит разговор из «романтического» в обыденное русло. Ведь тот презирает всякий романтизм!

Родительская любовь, принявшая форму восхищения и благоговения, показана автором на примере родителей Базарова. Арина Власьевна и Василий Иванович безумно любят своего Енюшеньку, но в страхе надоесть ему сдерживают свою нежность.

Образы Аркадия и Базарова удачно раскрывают тему любви в произведении. Развитие действия романа иллюстрирует борьбу в их душах любви и холодной рассудочности. Тонко чувствующий, отзывчивый по своей природе Аркадий в глубине души изначально стоит на стороне любви, просто стесняется это признать, желая быть последователем нигилизма. Но, даже глубоко восхищаясь Базаровым, не подвергая сомнению его авторитет, Аркадий чурается его цинизма в высказываниях о самом сокровенном.

Победа же любви над Базаровым становится для него не радостью, а мукой и болезненным потрясением: вместо того, чтобы открыться чувству, он старательно гонит его от себя, как заразу, как нечто негодное, способное смутить его чистый ум, его трезвость и хладнокровие. Воспринимая нахлынувшую любовь к Анне Сергеевне Одинцовой не как благо, а как врага, он все душевные силы бросает на сопротивление этой любви — и самому себе. Это трагическое самобичевание отравляет и изматывает Базарова, делая каждый миг его существования болезненным. Превыше всего ценя свой разум, он старательно топчет в себе чувства, думая, что это правильно, и не понимая, что топчет и уродует самого себя. И только на смертном одре Базаров, хоть и говорит, что его любовь к Одинцовой не имела смысла, тем не менее, сам зовет Анну Сергеевну, чтобы еще раз увидеть, сам просит о прощальном поцелуе, видя в ней отражение своей не случившейся жизни.

Заключение

Любовь в романе «Отцы и дети» предстает во множестве своих проявлений: бесконечная любовь родительская и сыновняя; восторженная любовь к родине и к природе; кроткая и непогрешимая любовь Фенечки к Николаю Петровичу; безответная и всепоглощающая любовь Павла Петровича к княгине; нежная и светлая, выросшая из дружбы и симпатии, любовь Аркадия к Кате. И всю неповторимость каждой из этих любови отобразил И.С. Тургенев в своем бессмертном романе.


Третий вариант сочинения

Роман «Отцы и дети» принято считать, прежде всего, социальным. На его станицах разворачивается череда самых разнообразных конфликтов: молодости и старости, аристократии и разночинцев, западников и славянофилов и т.д. Целый ряд персонажей передает те или иные характерные типажи эпохи. Но Тургенев не был бы великим писателем, если бы не наделил своих персонажей выразительными человеческими чертами, показал их через человеческие взаимоотношения, в том числе через любовь.

Тема любви в романе

В произведении присутствует четыре любовных линии, которые раскрывают проблему любви с разных сторон:

  1. Евгений Базаров и Анна Одинцова – центральная любовная линия. Нигилист Базаров, отрицающий любовь, влюбляется в Анну Одинцову, но она не может отказаться от комфорта и размеренной жизни, поэтому их отношения трагичны. Данная линия демонстрирует «любовь-страсть».
  2. Аркадий Кирсанов и Катя Локтева. Данная линия демонстрирует «любовь-дружбу». Это теплые и искренние отношения, построенные на поддержке и заботе друг о друге.
  3. Николай Петрович Кирсанов и Фенечка. Герои не обращают внимания на разное происхождение и положение в обществе, они тепло и уважительно относятся друг к другу. Данная линия демонстрирует «любовь-семью».
  4. Павел Петрович Кирсанов и княгиня Р. Здесь автор демонстрирует «любовь-наваждение», которая полностью изменила жизнь Павла Петровича.

Любовь в романе – особая сила. Каждый персонаж, выполняющий в произведении важную функцию, проходит испытание любовью

Базаров и Одинцова

Базаров и Одинцова – это одна из самых загадочных любовных линий в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Отношения этих двух сильных и независимых личностей с самого начала были обречены на провал.

Впервые герои романа встретились на балу. Тогда Аркадий, друг Базарова, представил его Одинцовой, вследствие чего Евгений впервые в жизни смутился. Первоначальное поведение уже говорило о том, что Базаров неравнодушно относится к героине. Его смутил факт того, что ему могла понравиться женщина.

Далее Анна приглашает Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова к себе в гости, где Базаров окончательно влюбляется в неё, но пытается это скрыть. Отношения Базарова и Одинцовой приобретают более серьезный, но в то же время и более трагичный характер. Спустя время Базаров решается признаться возлюбленной в своих чувствах, однако он был не понят ею и отвержен. История любви Базарова заканчивается только с его смертью, которая приносит ему облегчение в любовных делах.

Анна Одинцова – единственная женщина, которая смогла понять сущность главного героя, и он это очень ценил. Однако она не способна была любить, искренне и по-настоящему. Комфорт – вот что было главным во всей ее тихой и размеренной жизни, она не привыкла к новым эмоциям и потрясениям. Поэтому между вспыльчивым и страстным Базаровым и спокойной жизнью Одинцова выбирает последнее. Она не хотела, чтобы Евгений вызвал в ней бурю новых, ранее неизведанных, а значит, мешающих жизни чувств.

Когда Базаров признается Одинцовой в своей любви, ей стало и страшно и жалко его. Она поняла, что зашла в этих отношениях слишком далеко, что она не готова связать свою жизнь с таким человеком как Базаров. После его смерти она выходит замуж по расчету.

Чувства Базарова

Высказывания о любви Базарова и его чувство к Одинцовой выдают противоречия в натуре Евгения. Возможно, в какой-то степени иронией автора является изображение победы над нигилизмом вспыхнувшего романтического чувства. Однако настоящий смысл этой ситуации представляется обратным.

Дело в том, что для Тургенева настоящая любовь всегда была критерием высокой личности. Он отнюдь не стремился унизить Евгения, напротив, он хотел возвысить его. Автор пытался показать, что в черствых и сухих нигилистах скрыта мощная сила чувства, такого, на которое не способны подобные Аркадию и Николаю Петровичу.  Однако любовь в судьбе разночинцев-демократов редко играла роковую роль, как, например, в жизни Павла Петровича. То, что случилось с Евгением, – скорее, исключение. Именно поэтому Тургенев в своем произведении отводит второстепенную роль любовному сюжету.

Аркадий и Катя

Оказавшись в усадьбе Анны Сергеевны Одинцовой, Базаров и Аркадий знакомятся и с ее сестрой Катей, молодой молчаливой девушкой. Аркадий интересуется Анной Сергеевной не меньше своего друга, но сама хозяйка предпочла основную часть времени проводить в долгих прогулках и беседах с Базаровым. Поэтому Аркадий вынужден общаться с Катей, преодолевая робость и замкнутость девушки. Базаров сразу обратил внимание Аркадия на незаурядность личности Кати, но потребовалось время, чтобы Аркадий сам в этом убедился.

Сцена объяснения Аркадия и Кати – кульминационная в их взаимоотношениях. Сидя в саду, в тени высокого ясеня, они молчат, но, как отмечает автор, в их молчании чувствовалось «доверчивое сближение». Катя соглашается со словами Аркадия, и это дает ему возможность про себя сравнить ее отношение к его мыслям и отношение к ним Базарова – нетерпимое, резкое безапелляционное.

И больше всего радует Аркадия то, что она, Катя, не богата – ведь имение досталось сестре от покойного мужа. Аркадию нравится и то, как просто Катя об этом говорит, и отсутствие в ней тщеславия. Ему не хотелось бы чувствовать материальное неравенство между собой и Катей. Он с восторгом открывает в девушке массу достоинств: она умна, горда, независима, хотя и чувствует себя несколько приниженно по сравнению с сестрой.

Как тонкий психолог и художник, Тургенев подводит героев к осознанию того, как они духовно близки друг другу, как готовы освободиться от того влияния, что сковывает их души, решая чувствовать себя самими собой. Поэтому естественно выглядит после этого и признание Аркадия в любви Кате, чего никак не ожидала Анна Сергеевна, и расставание его с Базаровым, и возврат в традиционный круг «отцов».

Сходство историй Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова

Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» показана как на противопоставлении (чувство Аркадия к Кате и Базарова к Одинцовой), так и на сходстве. Можно заметить, что истории Евгения Базарова и Павла Кирсанова очень похожи. И тот, и другой знакомятся со своими возлюбленными на балу. И Базаров, и Кирсанов несчастны в своем чувстве.

Оба они раньше были «охотниками до женщин», однако полюбив, вдруг изменились. Павел Петрович, привыкший к победам, скоро добился своей цели и в отношении к княгине Р. Однако эта победа не охладила его. Евгений же скоро осознал, что у него ничего не выйдет с Анной Сергеевной, однако не смог не думать о ней.

И для Павла Петровича, и для Базарова любовь не простое влечение. Она становится для них настоящей мукой. Кирсанов со временем не только не охладел к княгине, но и еще мучительнее к ней привязался. Эта история любви в романе проходит через всю его жизнь. Базарова тоже мучила и злила любовь, от которой его спасла только смерть. И в этом можно найти сходство историй двух героев. Любовь и в том и в другом случае оказывается связанной со смертью. Павел Петрович так и не смог разлюбить княгиню, поэтому жизнь потеряла для него смысл после того, как его возлюбленная скончалась. Базаров, полюбив Анну Сергеевну, тоже умирает, но не так, как Павел Петрович, а физически.

Роль темы любви в романе «Отцы и дети»

И.С. Тургенев использует тему любви в ее нехарактерном для литературы значении. Здесь любовь выступает не спасением, а испытанием, провокацией, средством, разрушающим все существование главного героя, накладывающим на его конфликт с обществом еще и внутриличностный конфликт разума и сердца. Любовь у Тургенева в романе «Отцы и дети» опосредованно выступает причиной буквальной гибели главного героя. Базаров как герой самобытный, как сильная личность, остается верен своим идеалам до самой смерти. Автор проникается симпатией и уважением к своему персонажу, но также Тургенев прекрасно понимает несостоятельность образа Базарова тенденциям времени, называя его лишним, указывая на преждевременность его революционных и демократических убеждений и взглядов. Потому он и не оставляет герою шансов на спасение, используя любовь как довольно изощренный способ развенчания теорий Базарова.

Кроме того, на примере взаимоотношений Евгения Базарова и его родителей И.С. Тургенев показывает взаимоотношения отцов и детей непростого в историческом срезе времени середины 19 века. Хотя умы «отцов» полны консерватизма и упования на волю божию, как мы это видим по образу жизни родителей Базарова, а мысли «детей» заражены безверием, высокомерием, духом революции и необходимостью назревших перемен, что находит свое отражение в образе центрального героя романа, автор находит вневременные и внеидейные точки соприкосновения поколений. Этим объединением с точки зрения Тургенева выступает всеобъемлющая любовь и привязанность между родителями и детьми. Только эта любовь выступила единственной любовью в романе, которая позволяет раскрыть, обогатить и дополнить образ главного героя, придавая ему завершенность и целостность.

Список рекомендованной и использованной литературы

  1. Батюто А. И. Тургенев — романист. Л.: Наука, 1972 г.
  2. Бахтин М.М. Слово о романе. – М., 1989 г.
  3. Белинский В.Г. Избранные сочинения. – М.: Огиз, 1947 г.
  4. Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. М., Л.: Советский писатель, 1962 г.
  5. Вдовин А. В. Добролюбов: разночинец между духом и плотью. М.: Молодая гвардия, 2017 г.
  6. Д.И. Писарев. Литературная критика в трех томах. Том первый. Статьи 1859-1864 гг. Статья «Базаров».
  7. Жизнь Тургенева // Зайцев Б. Далекое. – М., 1991 г.
  8. Н. Якушин. И. С. Тургенев. – М., «Просвещение», 1987 г.
  9. П.Г. Пустовойт. О романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». – М., 1980 г.
  10. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. – СПб., 1993 г.
  11. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» (о приемах раскрытия художественного образа) // Русский язык в национальной школе. 1968 г.
  12. Страхов Н.Н. Литературная критика. – М.: Современник, 1984 г.
  13. Тургенев в воспоминаниях современников. – М., 1969г.
  14. Тургенев И.С. Литературные и житейские воспоминания. Собрание сочинений., т.10. – М.: Правда, 1949 г.
  15. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. – М.: Наука, 1979 г.
Даниил Романович | Просмотров: 6.9k

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *