👀 565 |

Князь Игорь

Сцена из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь». Постановка Большого театра

Князь Игорь, главный герой «Слова о полку Игореве» – реальное историческое лицо, новгород-северский князь Игорь Святославич. Создатель произведения был его современником. В образе этого князя он стремился показать губительные для Руси последствия междоусобиц и единоличных действий.

Описание героя

Игорь Святославич — второстепенный удельный князь, к моменту начала похода находящийся в самом расцвете сил (34 года). Он является типичным представителем феодальной эпохи. Главное желание князя – достигнуть личной славы.

Игорь Святославич – очень храбрый и мужественный человек, что было одним из главных качеств правителя. В своем понимании он, безусловно, любит родину и намерен защищать ее от врагов до последней капли крови. В то же время Игорь Святославич является очень плохим и недальновидным политиком. Желание прославиться затмевает в его душе необходимость совместных действий в войне против половцев. Затевая поход вопреки воле Святослава и практически в одиночку (с братом, сыном и племянником), он действует согласно феодальной формуле: «мы собе, а ты собе».

Мечты о воинской славе и честолюбивые замыслы Игоря Святославича ярко проявляются в его словах: «Лучше ведь зарубленным быть, чем плененным», «хочу… копье преломить на краю поля Половецкого… испить шлемом Дона».

Очень важное качество Игоря Святославича, выгодно отличающее его от большинства князей – равнодушие к богатству. Одержав победу над передовым половецким отрядом, он в качестве личной добычи забирает лишь вражеские боевые знаки: «красный стяг, белую хоругвь, красную челку, серебряное древко». Это трофеи для него гораздо важнее всех «драгоценностей половецких».

Роль героя в произведении

Главная задача автора «Слова…» – призвать всех древнерусских князей к объединению. Исходя из этого, он придает очень большое значение неудачному походу князя Игоря Святославича.

Новгород-северский князь олицетворяет собой главные причины, препятствующие объединению Руси. Игорь Святославич – храбрый и отважный воин, но этого недостаточно. Яркий пример – организованный им поход.

Выступая против половцев, Игорь Святославич действует в общерусских интересах, но руководит им не патриотизм, а желание добиться личной славы. Этим объясняется затяжное противостояние Руси кочевникам. Как только какому-нибудь князю удается объединить под своими знаменами крупные силы, половцы терпят сокрушительное поражение.

На примере Игоря Святославича автор стремится наглядно показать острую необходимость совместных действий против врага.

Развитие героя по мере сюжета

Автор практически не касается духовного становления своего главного героя, однако по мере развития сюжета оно легко просматривается. В начале похода Игорь Святославич настроен очень решительно и игнорирует все зловещие предзнаменования. Его боевой дух значительно возрастает после первой победы и захвата половецких знамен.

Оказавшись в окружении численно превосходящих сил половцев, Игорь Святославич, вероятно, впервые задумывается о последствиях своего необдуманного поступка. Поражение и пленение наносит серьезный удар по его честолюбию.

Тот факт, что Игорь Святославич не смиряется с пленом, а «мыслью поля мерит от великого Дона до малого Донца» – свидетельство его горячего желания вернуться на родину и продолжить борьбу.

Отношение автора к герою

Отношение автора к главному герою двойственное. В начале произведения он, отдавая дань уважения отваге Игоря Святославича («поострил свое сердце мужеством»), решительно осуждает его за обреченный на поражение поход и ослушание Святославу Всеволодовичу.

Тяжелое поражение русского войска автор ставит в прямую вину Игорю Святославичу и его брату. Хуже всего, что это привело к очередному всплеску набегов половцев: «застонал… Киев от горя, а Чернигов от напастей».

«Золотое слово» Святослава Всеволодовича отражает четкую авторскую позицию по отношению к походу Игоря Святославича с братом: «Рано начали вы Половецкой земле досаждать мечами, а себе славы искать». Воинская доблесть и храбрость князей не принесли никакой пользы Руси.

Одновременно с осуждением у автора невольно прорывается жалостное чувство к несчастному князю: «пересел из седла золотого в седло рабское», «соколам [Игорю с братом] крыльица подсекли саблями поганых», «два солнца померкли» и т. д.

При всем своем неблагоразумии Игорь Святославич, по убеждению автора, нужен Русской земле, как один из ее главных защитников. Поэтому его удачный побег приводит к всеобщему ликованию: «Села рады, города веселы».

Прототипы

Реальный прототип главного героя «Слова…» – малозначительный новгород-северский князь Игорь Святославич (1151-1202 гг.). Какое-то время воевал в союзе с половцами против Мономаховичей. Был сватом своему будущему противнику (сын Игоря Святославича был помолвлен с дочерью хана Кончака). В 1180 г. Игорь Святославич потерпел поражение от Рюрика Ростиславича, после чего примкнул к антиполовецкой коалиции.

В 1184 г. из-за гололедицы Игорь Святославич опоздал присоединиться к объединенному походу нескольких князей под руководством Святослава Всеволодовича против половцев. Это могло вызвать подозрения в симпатии к бывшим союзникам и стало косвенной причиной того, что Игорь Святославич предпринял новый поход в одиночку.

Поход начался 23 апреля 1185 г. С Игорем отправились: его брат Всеволод, сын и племянник. Автор «Слова…» точно передает события: победа в первом столкновении, окружение, три дня упорных боев, поражение и пленение Игоря и его родственников.

В плену Игорь Святославич пользовался относительной свободой, занимался ястребиной охотой и даже вызвал к себе священника. Вскоре, однако, прошел слух о скорой казни всех русских пленников. Игорь Святославич бежал при помощи крещеного половца Лавра и через одиннадцать дней достиг русских пределов.

Игорь Святославич действительно задумался о необходимости совместных действий и в 1191 г. организовал поход нескольких князей против половцев, закончившийся, впрочем, неудачно.

Экранизации героя

В 1969 г. на советские экраны вышел фильм-опера «Князь Игорь», снятый по сюжету «Слова о полку Игореве». Главную роль сыграл артист театра на Таганке – Б. А. Хмельницкий.

Борис Алексеевич к этому времени уже снялся в нескольких картинах и был известен советским зрителям. Режиссер Р. Тихомиров сделал удачный выбор. Критики высоко оценили блестящее исполнение Хмельницким роли Игоря Святославича – воинственного решительного князя.

Интересно отметить, что для съемок Борису Алексеевичу пришлось отпустить бороду. Именно в этом образе он впоследствии вошел в историю советского и российского кино.

Герой за пределами произведения

В 1989 г. был открыт памятник Игорю Святославичу в Новгород-Северском.

В 2003 г. состоялось открытие памятника знаменитому князю и литературному герою на месте предполагаемого начала похода 1185 г. под Луганском.


Даниил Романович | 📄 Скачать PDF |

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *