👀 789 |

Ярославна

Сцена из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь». Челябинский театр оперы и балета

Прототипом для образа Ярославны послужила вторая жена Игоря Святославича новгород-северского Ефросинья.

Описание героя

Жене Игоря Святославича в 1185 г. было всего лишь 16 лет. В самом «Слове…» описание Ярославны отсутствует. Составить характеристику молодой женщины поможет анализ ее плача.

Княгиня называет князя «мой милый», что свидетельствует о ее горячей любви к мужу и огромной тоске от разлуки с ним.

Ярославна – очень добрая и отзывчивая женщина. Она оплакивает не только своего мужа, но и всех воинов, участвовавших в неудачном походе. Обращаясь к ветру, княгиня упрекает его: «Зачем мчишь хиновские стрелочки… на воинов моего милого». Похожий упрек Ярославна делает солнцу: «К чему… простерло горячие свои лучи на воинов моего милого?».

Обращение к силам природы (ветру, Днепру и солнцу) явно указывает на то, что Ярославна придерживается языческих верований.

Роль героя в произведении

Образ Ярославны олицетворяет собой всех русских женщин, разлученных с любимыми по вине войны и хранящих им верность. В более широком смысле княгиня символизирует собой спокойную мирную жизнь.

Плач Ярославны относится к традиционному жанру русского обрядового фольклора. Для автора «Слова…» нет ничего удивительного и фантастического в том, что силы природы откликаются на этот жалобный призыв и указывают Игорю Святославичу путь к бегству «из земли Половецкой в землю Русскую». Таким образом, Ярославна выступает спасительницей мужа.

Развитие героя по мере сюжета

Ярославна появляется лишь в финальной части «Слова…». Можно только предполагать, что, расставаясь с Игорем Святославичем в начале похода, молодая княгиня вряд ли задумывалась о судьбе всех его участников и была обеспокоена только разлукой с мужем. Сокрушительное поражение, гибель и пленение большей части русского войска способствуют «взрослению» Ярославны, которая обращается к силам природы от имени всех женщин, потерявших своих защитников.

Отношение автора к герою

Автор безмерно сочувствует горю Ярославны, которое является составной частью общерусского бедствия. Учитывая главную идею «Слова…» (необходимость объединения всех русских земель), заметно стремление автора показать единство древнерусских людей перед лицом серьезной угрозы. Плач Ярославны помогает Игорю Святославичу сбежать из плена. Слабая беззащитная женщина вносит свой вклад в противостояние Руси кочевникам.

Прототипы

Ефросинья Ярославна – дочь галицкого князя Ярослава Владимировича Осмомысла, ставшая второй женой Игоря Святославича в 1184 г. в пятнадцатилетнем возрасте. Согласно другой версии, Ефросинья вышла замуж за новгород-северского князя гораздо раньше и была матерью всех его детей.

Существует единственное расхождение между жизнью Ефросиньи и ее образом в «Слове…». В произведении княгиня оплакивает мужа на городской стене в Путивле. В реальности Ярославна ждала мужа в Новгород-Северском. Переезжать в находящийся южнее Путивль не имело для нее никакого смысла.

Экранизации героя

Образ Ярославны был экранизирован в 1969 г. в фильме-опере Р. Тихомирова «Князь Игорь». Роль молодой жены новгород-северского князя сыграла актриса Нелли Пшенная, дебютировавшая в кино.

Сценарий картины значительно расширяет сюжет шедевра древнерусской литературы. Талант Нелли Пшенной ярко проявился в сценах прощания с мужем, томительного ожидания, столкновения с беспутным братом Владимиром, отражения нападения половцев на Путивль. Самым запоминающимся эпизодом фильма является плач Ярославны, прерывающийся возвращением Игоря Святославича из плена.

Герой за пределами произведения

В 1989 г. в Новгород-Северском был установлен памятник Ефросиньи Ярославны, расположенный на высоком холме рядом со Спасо-Преображенским монастырем.


Даниил Романович | 📄 Скачать PDF |

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *