Образ Базарова в романе «Отцы и дети»

Рекомендации к написанию сочинения на тему «Образ Базарова» по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Тема сочинения в подобной формулировке предполагает всестороннее освещение главного героя романа И.С. Тургенева, его оценку автором. Материал, который вы соберёте к работе, объёмен и может быть использован для написании различных, более узких и конкретных тем. К данной теме  мы предлагаем план, на который вы можете опираться.

План к сочинению

  1. Образ Базарова в системе персонажей романа «Отцы и дети».
  2. Портрет героя.
  3. Происхождение Базарова.
  4. Воспитание и образование.
  5. Черты характера. Отношение к людям.
  6. Общественно-политические, эстетические и философские взгляды героя, сильные и слабые стороны его мировоззрения.
  7. Споры русских критиков о Базарове. Отношение писателя к нему.

Образ Базарова в системе персонажей

В центре повествования романа – фигура Базарова. Все сюжетные нити тянутся к нему. Он участвует во всех значимых эпизодах романа. Система персонажей выстроена таким образом, что отношения героев с Базаровым раскрывают читателю их внутреннюю сущность, и в то же время сопоставление каждого из них с Базаровым вносит какой-либо новый штрих в характер главного героя.

Портрет Базарова как способ раскрытия характера героя

Говоря о портрете героя, отметьте, что уже в нём отражены особенности личности героя: пренебрежение мнением окружающих, безразличие к внешнему виду, выбору одежды. Практический ум Базарова отражается и в этом: одежда удобна и функциональна – значит, этого достаточно.

Внешний вид героя, его неухоженность тем не менее не скрывают самоуверенность и ум, о которых говорит писатель. Но если Тургенев это видит, то Павел Петрович Кирсанов – нет. Первая встреча становится началом противостояния героев, внешний вид которых подчёркнуто контрастен (балахон с кистями у Базарова – изысканность и стиль в одежде Кирсанова).

Происхождение, образование и воспитание героя

 Происхождение героя типично для разночинцев: он сын полкового лекаря и небогатой дворянки. Это не смущает Евгения. Он намеренно подчёркивает свои народные корни, с гордостью говоря: «Мой дед землю пахал». Николаю Петровичу Кирсанову Базаров представился «Евгений Васильев», выдавая своё отчество за фамилию, желая подчеркнуть своё простое происхождение: так обычно представлялись крестьяне.

Воспитанный в семье простых, небогатых людей, Базаров относится к этому пренебрежительно, не считая себя ни продолжателем рода, ни наследником традиций (позднее жизнь именно так и сложится: ранняя смерть, отсутствие детей, прерывание рода). Вспомните высокомерно звучащие слова, которые произносит Евгений: «Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я, например…» Образование Базарова соответствует его взглядам и убеждениям: он студент-медик, материалист, верящий только в то, что можно оценить с позиций разума, подтвердить и проверить опытным путём и отвергающий сферу эмоционально-эстетическую как ненужную, отвлекающую от полезной деятельности. Он осведомлён в области биологии, химии, ботаники, зоологии. Выбранная профессии нацелена на то, чтобы не только обеспечить себе существование, но и принести реальную помощь людям.

Герой в его отношении к людям

 Базаров интересен Тургеневу как герой времени, недавно возникший в российском обществе (нигилист). Это сильный, наделённый природным умом человек. Его твёрдость и прямота обнаруживается в спорах, диалогах с разными героями романа. В то же время Базаров бывает жёстким, иногда и жестоким, безжалостным, например, по отношению к родителям, которые безмерно любят своего сына, считающего ненужным проявление сыновних чувств к ним. Он не способен понять и принять позицию собеседника, «чужую правду». Автором подчёркивается его грубоватость, презрение к правилам этикета, пренебрежение в отношении к окружающим его представителям дворянства, безапелляционное выражение мнения о людях («Дурь из него не вся вышла» – о Павле Кирсанове; «Он человек отставной, его песенка спета» – о Николае Кирсанове; «Ты, брат, глуп ещё, я вижу» – обращается к Аркадию).

Предлагаем отрывок сочинения, в котором оценивается отношение Базарова к людям: «Суровая простота Евгения Базарова не отталкивает от него окружающих людей. Николай Петрович, побаиваясь нигилиста, при этом «охотно его слушал, охотно присутствовал при его физических и химических опытах». Слуги привязались к Базарову, а крестьянские ребятишки бегали за ним, как собачонки. Он подружился даже с Фенечкой, разговаривая с ней любезно, проявил внимание к её сыну, который признал Базарова: «Дети чувствуют, кто их любит». Домочадцы, слуги, дети – все они ему действительно по-человечески интересны. И сам он – интересная личность, чем неотразимо привлекает людей всех сословий».

Однако отметьте, что позже отношение к людям со стороны Базарова изменится. Герой, которого автор проведёт по второму кругу жизненных испытаний (в этом особенность композиции романа!), разорвёт дружбу с Аркадием, распрощается с Одинцовой, выразит своё презрение к русским мужикам, обидит Фенечку, станет участником нелепой дуэли с Павлом Кирсановым. Всё это свидетельствует о трагических изменениях, происходящих в душе герое, его глубоком внутреннем конфликте.

Мировоззрение героя: его особенности, сильные и слабые стороны

Необходимо отметить следующие особенности мировоззрения Базарова:

  • Философские взгляды героя соответствуют воззрениям материалистов середины 19 века (неслучайно герой советует Николаю Кирсанову почитать сочинение Бюхера «Сила и материя»). Именно в нём истоки нигилизма Базарова, в основе которого отрицание всего, кроме материи: есть только то, что можно взять в руки и приложить к делу.
  • Политические взгляды Базарова сводятся к резкой критике существующего положения в стране, однако он не выдвигает никакой созидательной программы. Поэтому своей целью провозглашает разрушение.
  • Герой отрицает искусство, любовь, всё загадочное и романтичное, индивидуальное и эмоциональное.
  • Заблуждение Базарова заключается в отрицании того, что делает человека человеком. Им отброшены идеальные понятия: душа, любовь, идеал.
  • Ущербность нигилистической философии заключена в том, что, отрицая духовную сферу, отметает и нравственные принципы. Любовь, природа, искусство, по мысли Тургенева, не просто высокие слова, а фундаментальные понятия, лежащие в основе человеческой жизни.
  • Автор не разделяет убеждений своего героя, он их развенчивает в ходе всего романа. И в то же время Базаров ему интересен как герой, отразивший в себе противоречия своего времени.

 Заключительная часть сочинения

В итоговой части работы необходимо отметить, что образ Базарова вызвал ожесточённые споры среди современников писателя. Сложность характера героя, его противоречивость, неоднозначность отношения самого автора к Евгению Базарову привели к тому, что русская критика оценивала героя, выражая порой крайние точки зрения. М.А.Антонович называл Базарова «самой злостной карикатурой», вызвав резкие возражения Д.Писарева, который высоко оценивал тургеневского героя: «У Печориных есть воля без знания, у Рудиных – знание без воли; у Базаровых есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое». Глубоко понял духовный мир Базарова и показал трагизм его характера Н.Н.Страхов. Обсуждение «Отцов и детей» продолжалось и в последующие годы, что стало свидетельством высокого мастерства Тургенева в изображении противоречий своей эпохи.

Из предлагаемого вам цитатного материала вы можете взять то, что логично войдёт в вашу работу, будет соответствовать вашим размышлениям и выводам о главном герое романа.

И.С. Тургенев: «Он честен, правдив и демократ до конца ногтей…»

Д.И. Писарев: «Этот Базаров, человек сильный по уму и по характеру, составляет центр всего романа. Он – представитель нашего молодого поколения; в его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах; и образ этого человека ярко и отчетливо вырисовывается перед воображением читателя».

«Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу, признал его перевес над окружающими людьми и сам принес ему полную дань уважения».

М.А. Антонович: «Главное действующее лицо, первый герой, представитель молодого поколения, есть Евгений Васильевич Базаров, медик, юноша, умный, прилежный, знающий свое дело, самоуверенный до дерзости, но глупый, любящий кутеж и крепкие напитки, проникнутый самыми дикими понятиями и нерассудительный до того, что его все дурачат, даже простые мужички. Сердца у него вовсе нет; он бесчувственен – как камень, холоден – как лед и свиреп – как тигр».

Н.Н.Страхов: «Если мы не знаем полных Базаровых в действительности, то, однако же, все мы встречаем много базаровских черт, всем знакомы люди, то с одной, то с другой стороны напоминающие Базарова… Эти бродячие элементы, эти неразвившиеся зародыши, недоконченные формы, несложившиеся мнения Тургенев воплотил цельно, полно, стройно в Базарове».

«Смысл романа вышел такой: теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности; но в самых увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум дают себя знать в минуту тяжелых испытаний; эта сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни».

Предлагаем вам примерный отрывок сочинения, который вы можете использовать полностью или частично в финале работы.

«Глубоко символична смерть героя. Он гибнет от нелепой случайности. Зачем писателю потребовалась такая смерть героя? Вероятно, для того, чтобы выявить всю мощь и силу его личности. Перед лицом смерти проявляется его цельность и стойкость духа. Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой «романтизм». Нелепая смерть не озлобляет героя. Он искренне пытается утешить родителей, не показать своих страданий, не помешать им искать утешения в религии. Простые и прекрасные слова находит Евгений, прощаясь с Одинцовой. Базаров оказался глубже убогой схемы своей теории. Но будучи сложной личностью, герой не может просто и легко расстаться с прежними убеждениями. Поэтому, несмотря на своё крушение, Базаров вызывает глубокое уважение как самого автора, так и читателей».

Первый вариант сочинения

Роман «Отцы и дети» написан И.С. Тургеневым в 1862 году, через год после отмены крепостного права. Действие же романа происходит в 1859 году в преддверии реформы. Вполне естественно, что главным действующим героем выступает новый герой русской литературы – революционер-нигилист, разночинец-демократ.

Евгений Васильевич Базаров – выходец из небогатой дворянской семьи. Его дед «землю пахал», отец-лекарь и мать живут скромно и просто, при этом они позаботились о будущем сына – дали ему прекрасное медицинское образование. Зная о крестьянской жизни не понаслышке, Базаров прекрасно понимает, что грядут значительные перемены. В его сознании созрел план по переустройству общественного порядка, заключающийся в абсолютном разрушении прошлого и построении нового мира.

Образ Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Базаров – новый человек. Он – нигилист, материалист, не подчиняющийся иллюзиям, проверяющий все опытным путем. Базаров увлекается естественными науками, всеми днями он трудится, проводит опыты.

Личность, по мнению Базарова, — это человек, обладающий знаниями. Он уверен, что именно труд делает из человека человека. Евгений Васильевич всегда оказывается там, где его знания будут полезны. Это выгодно отличает его от других героев и «лишних» людей, а также от людей новой формации.

Базаров зачастую груб и резок в высказываниях о женщинах, о прошлом, о чувствах. Ему кажется, что все это мешает построению здорового общества будущего. Все, кто не умеет трудиться, не нужны человечеству. Во многом его можно считать неправым. Чего стоит только отрицание основных ценностей человеческого существования: любви, искусства, принципов, природы как храма, души человеческой.

Наверное, такие люди были необходимы российскому социуму, чтобы всколыхнуть его, заставить посмотреть на все происходящее со стороны. Новые люди появляются в обществе только в периоды исторических потрясений, они обладают особенной духовной мощью, стойкостью и непоколебимостью, умением не прятаться от правды и быть честными перед самим собой даже на пороге смерти.

Базаров-нигилист отлично понимает, что жизнь никогда не будет легкой, от любого человека нужны будут жертвы. И он готов к ним, не изменяя  своим убеждениям. Это делает его наиболее привлекательным как для современников, так и для нынешнего читателя.

Сила его духовности распространяется и на любовное чувство Базарова к Анне Одинцовой – женщине сильной и независимой. Его пленил ее ум, красота, незаурядность взглядов на происходящие события. Понимая, что она не может ради него пожертвовать всем, он признается ей в своих чувствах. Безответная любовь к Анне Сергеевне словно выбивает его из привычного уклада жизни. Но мне кажется, что, если бы смерть не помешала, Базаров смог бы перебороть себя и свои чувства, которые он считал проявлением слабости.

Порой странный и необычный герой И.С. Тургенева восхищает читателей набором качеств «совершенного человека»: силой духа, целеустремленностью, стойкостью, умением убеждать, хотя и согласиться во всем с Базаровым невозможно. Его теория терпит крах, и герой это осознает: красота, любовь и доброта становятся неотъемлемой частью его души. И с ними он умирает, не найдя применения своим убеждениям.

Второй вариант сочинения

Главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» – один из самых противоречивых, но любимых читателями персонажей. Евгений Базаров не может никого оставить равнодушными. Им можно восхищаться, его можно ненавидеть, превозносить или порицать, но остаться безразличным к этому герою нельзя.

Он, не боясь непонимания или осуждения, высказывает свои мысли. Он честен и прямолинеен, целеустремлен, собран, практичен. Он явный лидер по натуре, обладает незаурядным умом и широтой кругозора. Он независим и смел; он носитель прогрессивных, демократичных тенденций и противник рабства.

Многие из этих качеств были необходимы обществу того времени, но общество еще не было готово к ним. Да и сам Базаров не является идеальным примером «нового человека». Базаров не только привлекателен, он  может оттолкнуть своим цинизмом, своей гордыней, эгоизмом, безапелляционностью.

Главный герой был выходцем из семьи штабного лекаря и с детства видел, как его отец помогает бедным и нуждающимся людям. Впоследствии он сам стал медиком.

Внешность Базарова не очень привлекательна. Это высокий человек с длинным худым лицом, острым носом, зеленоватыми глазами, длинными волосами и песочного цвета бакенбардами. Однако «лицо оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», а походка была стремительной и смелой. Одет он был очень просто, его одежда не отличается новизной и претензией на моду. Это его мало волнует.

Базаров — довольно сдержанный человек, он не любит словесных красивостей, не признает сильных чувств, отрицает любовь и искусство. Он поступает эгоистично, не думает даже об отце и о матери. Базаров – нигилист, то есть человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. Базаров – враг отвлеченной науки. Он ратует за науку прикладную, за конкретные ремесла. Неслучайно в спорах с братьями Кирсановыми он говорит, что порядочный химик в двадцать раз полезней всякого поэта. Поэзию он считает ерундой, романтизм – вздором и удивляется легкомыслию Николая Петровича, человека преклонных лет, который читает стихи и играет на виолончели Шуберта.

Базарова не способны восхитить красота и величие природы. Он говорит, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». О русских людях Базаров тоже не лестного мнения, а ученых русских для него и вовсе не существует, уважение вызывают только немецкие специалисты.

Евгений умен, он не останавливается на одной химии и медицине, его интересуют все естественные науки. Кроме того, он очень трудолюбив: каждое утро он встает рано, даже в гостях не церемонится и в первое утро отправляется бродить по окрестностям в поисках материалов для опытов.

Базаров с легкостью может найти общий язык с деревенскими жителями. Базаров считает, что воспитывать человека должен только он сам, отрицает романтизм. К его лучшим качествам можно отнести прежде всего оригинальный ум, широту кругозора, практичность, самокритичность, трудолюбие, простоту в общении, доброту и целеустремленность, твердость в своих убеждениях.

В романе «Отцы и дети» родители Базарова – яркие представители старшего поколения. Несмотря на то, что автор уделяет им не так много внимания, как, скажем, братьям Кирсановым, образы Василия Ивановича и Арины Власьевны даны неслучайно. С их помощью автор наиболее полно показывает взаимоотношения поколений.

Василий Иванович Базаров – отец главного персонажа романа, человек старой закалки, воспитанный в строгих правилах. Его желание казаться современным и прогрессивным выглядит мило, но сразу же становится понятно, что он, скорее, больше консерватор, чем либерал. Даже в своей профессии лекаря он придерживается традиционных способов, не доверяя современной медицине.

Арина Власьевна Базарова – мать Евгения, простая русская женщина. Она малообразованная, верит в Бога. Образ суетливой старушки, созданный автором, даже для того времени выглядит старомодным. Тургенев пишет в романе, что она должна была родиться лет двести назад. Она вызывает очень тёплые чувства к себе своей добротой и трогательной любовью к единственному сыну.

Характеристика родителей Базарова показывает, что для этих людей нет ничего важнее, чем их взрослый сын. Именно в нем заключен смысл их жизни. И совсем не важно, рядом или далеко находится Евгений, все мысли и разговоры только о горячо любимом и ненаглядном ребенке. От каждого слова веет заботой и нежностью. Старики очень трепетно говорят о сыне. Отношение Базарова к родителям вообще сложно назвать любовью. Его взаимоотношения с родителями теплыми и ласковыми назвать трудно. Можно даже сказать, что он совсем не ценит родительское тепло и заботу, но это далеко не так. Он все видит и замечает, даже испытывает ответные чувства. Но вот проявлять их открыто он не то, что не умеет, он просто не считает нужным это делать. И окружающим не позволяет этого. Базаров отрицательно относится к любым попыткам родителей проявить радость от его присутствия, заботу о нём. Зная об этом, родители стараются скрывать свои истинные чувства, не проявляют к нему повышенного внимания и не показывают своей любви, боясь рассердить своего Енюшу.

Но отсутствие или проявление любви не является причиной непонимания между поколениями, и воспитание Базарова — яркое тому подтверждение. Он не отказывается от родителей, наоборот, мечтает, чтоб они его понимали и разделяли его убеждения. Родители стараются это сделать, но все равно остаются верными своим традиционным взглядам. Именно это несоответствие приводит к проблеме вечного непонимания детей и отцов.

Евгений Базаров считал себя нигилистом, отрицающим все общепринятые нормы и авторитеты. Отрицает Базаров и любовь, называя великое чувство белибердой и непростительной дурью. Базаров не верил в то, что между мужчиной и женщиной может быть духовная связь, все отношения нигилист объясняет физиологией.

Когда Базаров знакомится с Анной Одинцовой, он еще придерживается своей теории нигилизма. Но со временем начинает понимать, что с ним что-то происходит. Долгое время он не может признаться даже самому себе, что влюблен в Одинцову. Он понимал, что если признает это, то его нигилистические взгляды окажутся неверными. Не желая признавать свою неправоту, Базаров долгое время старался избавиться от своих чувств к Одинцовой. Но бороться с самим собой у него не получилось. В итоге он принял чувство любви, которое раньше отрицал, поддался романтизму, который презирал.

Встреча с Анной Сергеевной Одинцовой становится для Базарова настоящим испытанием любовью. С первого взгляда герой понимает: перед ним необычная женщина. Она очень красива и умна, с ней интересно беседовать и спорить. Герой по-прежнему отрицает любые чувства, особенно в беседах с Одинцовой. Но он признаётся сам себе, что в глубине души стал романтиком. Вскоре он открывается возлюбленной. Однако Анна Сергеевна отвергает любовь Базарова. Она пугается его слов, искажённого страстью выражения лица, поэтому она отвергает Базарова.  Кроме того, оправившись после объяснения, Одинцова возвращается к мысли о том, что всё сделано правильно: она не хочет нарушать привычный уклад своей жизни.

Евгений, в отличие от нее, больше не может жить по-прежнему. Из-за несчастной любви он бросает свои занятия и уезжает к родителям. Вскоре он случайно заражается во время вскрытия умершего и умирает. Но умирает только тело Базарова – душа его давно мертва. Испытание любовью оказалось для него непосильным.

В своем творчестве Иван Сергеевич Тургенев старался всегда идти в ногу со временем. Он горячо интересовался событиями в стране, наблюдал за развитием общественных движений. К анализу явлений русской жизни писатель подходил со всей ответственностью и пытался досконально разобраться во всем.

Роман «Отцы и дети» появляется в то время, когда в русском обществе видную роль стали играть образованные разночинцы, пришедшие на смену угасающему дворянству. Название романа, конечно, в первую очередь говорит о проблеме «отцов и детей» в житейском её смысле, но писатель мыслит шире. Он почувствовал и отразил в своем романе предстоящую смену общественно-политических устоев. Дворянство уходило с политической сцены. Что и кто придет ему на смену? В стране заговорили о появлении каких-то нигилистов. Писатель берется исследовать новое явление, философию жизни новых властителей умов.

Тургенев поставил перед собой задачу создать портрет современного нигилиста, совсем не похожего на прежних бунтующих Печориных-дворян, выяснить, чем грозит обществу их появление, предсказать будущее. Нигилизм был распространен среди молодежи, то есть «детей», а возник он как протест против устаревшей идеологии дворян – «отцов».

Герой-нигилист, молодой естественник Базаров, был совершенно не похож на прежних героев произведений русской литературы. Он ничему не верит, отрицает любые принципы людей прошлого поколения. Он материалист и рационалист, уверенный, что будущее за наукой, которая опытным путем раскроет все тайны жизни.

В начале работы над романом автор относился к этому образу резко отрицательно, он хотел развенчать нигилизм. Однако Тургенев в своих произведениях всегда избегал порицания, поучения и назидания. Он не делает выводов, избегает комментариев, чтобы читатель сам понял, кто перед ним. О Базарове автор повествует спокойным тоном, проявляя уважение к идейному противнику. Писатель последовательно раскрывает слабые стороны теории нигилизма и в итоге создает трагический образ героя-одиночки. Перед смертью это уже другой человек, который понял цену жизни, ее красоту и мудрость, понял, сколько не успел и уже никогда не успеет.

Таким образом, Тургенев, утверждая победу демократа Базарова над аристократами, любя своего героя за то, что у него слово не расходится с делом, за то, что он в любой ситуации остается самим собой, не признает той цели, для которой Евгений себя готовил, поэтому заставляет его умереть.

Тургенев в одном из писем признался, что когда он писал Базарова, то в конце концов почувствовал к нему не неприязнь, а восхищение им. А когда писал сцену смерти Евгения, то рыдал навзрыд. Но это не были слезы жалости, это были слезы художника, который видел трагедию человека, в котором воплотилась часть его собственного идеала.

Третий вариант сочинения

Центральный персонаж романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров поражает своей яркостью и неоднозначностью, но безусловная его особенность – глубокий трагизм.

Базаров выступает в романе как носитель настроений нового поколения. Он называет себя нигилистом – всё отрицающим, не верящим ни во что. Он не признает никаких авторитетов, стереотипов и принципов. Он ярый противник «уездного дворянства», которое, по его мнению, является «самолюбивым и пустым». Базаров и такие, как Базаров, по его же словам, призваны ломать установленные нормы и порядок вещей, реализовав таким образом жажду перемен, будоражащую общество.

Евгений Базаров является в романе носителем нового мировоззрения. Образ этого персонажа, его характер, манеры и мысли автор постарался передать максимально подробно, используя для этого широкую палитру художественных средств. Знакомство с героем начинается с неоднозначной внешности персонажа, при описании которой автор уделяет внимание длинному балахону и красным, неухоженным рукам. Все во внешности героя подчеркивает пренебрежение к общепринятым нормам. Довершает первое знакомство с Евгением Васильевичем представленный автором портрет: «Длинное и худое лицо, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось спокойной улыбкою и выражало самоуверенность и ум».

Манеры Базарова небрежны. Своим видом, поведением, речью герой подчеркивает приверженность демократическим принципам, которые в споре с Павлом Петровичем отрицает. Идейный спор с Павлом Кирсановым раскрывает мировоззрение центрального персонажа – нигилизм.

Абсолютное отрицание, по мнению Базарова, в современный момент исторического развития полезно, а потому, нисколько не сомневаясь в справедливости своих утверждений, герой смело отрицает и государственное устройство, и аристократический образ жизни, и искусство, и все проявления духовной жизни.

Некоторая спорность взглядов, проступающая в полемике с оппонентами, уступает место во второй части романа оценке личности героя, которого, без сомнения, характеризуют внутренняя сила, высокая работоспособность, постоянное стремление к образованию и желание ничего не принимать на веру, а проверять опытным путем. Философия Базарова подвергается автором тяжелому и мучительному испытанию – испытанию любовью, когда столь удачно выстроенная схема жизни начинает трещать по швам. Кульминационной становится сцена признания главного героя в любви  Анне Одинцовой. И в этот момент противоречия, просматривавшиеся ранее в характере персонажа, проявляют себя со всей силой. И сколько бы ни боролся Базаров сам с собой, но противостоять любви, которой он пренебрегал, ему оказывается не по силам.

Главный герой романа Евгений Базаров появляется перед читателем вместе со своим другом Аркадием. Вначале кажется, что это единомышленники. Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета, Аркадий боготворит своего товарища, восхищается его прогрессивными взглядами, незаурядным характером и независимым поведением. А Базаров из тех людей, кто нуждается в учениках и почитателях. Однако эта дружба оказалась недолговечной. В чем же причина?

Базаров и Аркадий – совершенно разные люди. По своим убеждениям Базаров – нигилист. Аркадий попадает под его влияние, хочет быть похожим на более сильного и независимого друга. Базаров в любой обстановке, в любом доме занимается делом – естественными науками, изучением природы и проверкой теоретических открытий на практике. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное – уют и покой. Поэтому Тургенев пишет об их пребывании в имении Кирсановых: «Базаров работал, Аркадий сибаритствовал».

Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Аркадий не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и дяде Павлу Петровичу. Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, особенностях речи. Развитие дружеских отношений между Базаровым и Аркадием перерастает в конфликт. Взгляды Базарова не укладываются в мировоззрении Аркадия, поэтому он так легко от них отказывается. В итоге Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому.

В романе широко используется прием контраста: Базаров противопоставляется Павлу Петровичу Кирсанову, демократизм одного – аристократизму другого. Последовательность, убежденность, воля и целеустремленность Базарова контрастируют с позицией Аркадия, с его случайными убеждениями, мягкотелостью и отсутствием цели.

Именно во взаимоотношении с различными персонажами и раскрывается характер Базарова. В спорах с Павлом Петровичем проявляется ум, твердость и ясность мысли, обоснованность взглядов, умение отстаивать свои позиции, с Аркадием – талант лидера, способность увлекать молодежь своими идеями, с Одинцовой – недюжинная душевная сила, способная к пламенной любви.

Для того чтобы полнее раскрыть характер своего героя, Тургенев проводит его через испытание любовью.

Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из-за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. Кроме того, для нигилиста не существовало понятие культурного наследия и необходимости хранить его для потомков. Он считал это пережитком прошлого и ненужным рудиментом.
В своих спорах с Павлом Петровичем Базаров говорил о ненужности поэтов, о необходимости ученых. Он отрицал духовную красоту и вообще духовную сторону жизни человека. Его категоричность несколько однобока. Он действительно пока не видит практической выгоды от абстрактных ценностей. Но постепенно, шаг за шагом, Базаров прозревает.

Первым этапом была встреча с Одинцовой, когда жизнь опровергла его уверенность в том, что любви не существует. Герой понял, что любовь есть, от этого осознания его переполняют самые разные эмоции – дискомфорт от осознания собственной неправоты, злость на себя за мимолетную слабость, злость на Одинцову за то, что она появилась в его жизни. Базаров испытывает все, что угодно, только не радость бытия, любовь его мучает, он горит в собственном огне. Его деятельная и логичная натура не может найти объяснения происходящему, и это раздражает его еще больше.

Желая стать народным героем, Базаров только отрывается от народа. Он желает получить уважение от тех, кого презирает, а такое невозможно. Трагичность образа Базарова заключается в его противоречивости. С одной стороны, он жаждет любви и хочет быть любимым, но не может себе этого позволить. Он чувствует себя виновным в предательстве собственной идее, поэтому своим поведением отталкивает Одинцову. Точно так же он желает добра своему народу, но совершенно не принимает в расчет глубокую духовность русских людей, их сложившуюся веками высокую культуру. Желая разрушить, «расчистить место» для новой жизни, Базаров бесцеремонно пытается перечеркнуть тысячелетний опыт человечества, что в принципе невозможно в данных условиях.

Базаров – очень сильная и незаурядная личность. Но, как часто случается, его благие намерения не всегда приводят к ожидаемому результату. Противоречивость образа Базарова – лишь одна из граней трагичности. Другая проблема этой личности – сила, которая не находит выхода, Базаров одинок в своем нигилизме. Всех окружающих его так называемых единомышленников типа Кукшиной и Ситникова даже не стоит принимать в расчет. Эти персонажи – жалкая пародия на Базарова. Аркадий тоже не годится на роль последователя-нигилиста. У Аркадия совсем иной путь, чем у Базарова, возможно, менее трудный и противоречивый, но не менее нужный. Судьба Аркадия лишена той надрывной трагичности, которая присутствует в Базарове. Но в жизни Аркадия Базаров сыграл огромную роль. Он заставил Аркадия задуматься о своем жизненном пути и о пути России в целом.

Текст: Елена Бочкова, 11.2k 👀