Благовест • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Толстой А.К. | Дата публикации: 1856 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 5 класс | Возраст: 6-9 лет, подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, благовест, образ возлюбленной Темы: религия и бог

Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый

С колоколами.

Их звон призывный

Через могилы

Гудит так дивно

И так уныло!

К себе он тянет

Неодолимо,

Зовет и манит

Он в край родимый,

В край благодатный,

Забытый мною,-

И, непонятной

Томим тоскою,

Молюсь, и каюсь я,

И плачу снова,

И отрекаюсь я

От дела злого;

Далеко странствуя

Мечтой чудесною,

Через пространства я

Лечу небесные,

И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает…

Краткое содержание

А. Косничев. У Сысоя. 2007

Романтический герой (поэт) внезапно замечает пять церковных куполов, расположенных посреди дубравы. Герой не только видит, но и слышит колокольный перезвон: звук колоколов слышится даже через могилы, но становится унылым. Невзирая на это, колокольное «пение» манит и тянет лирического героя к себе, настойчиво привлекая его  в храм.

Но для романтического героя перезвон колоколов – это не только настоятельный призыв пойти в храм. Это, прежде всего, ассоциация с отчим краем, малой родиной. Именно о колокольном звоне герой всегда вспоминает, если находится на чужбине и испытывает ностальгию по родному дому.

Герой незамедлительно начинает молиться, каяться и плакать, едва заслышав перезвон церковных колоколов. Благодаря этим действиям ему удаётся отречься от всего негативного в суетном мире. Благовест, вызывая в герое невероятное чувство эйфории, погружает его в мечтательное состояние. В такие моменты герой покидает материальный мир, чтобы мыслями отправиться как можно дальше, за границу всего сущего. Его душа переполняется восторгом, сердце радостно бьётся в груди. Подобное состояние длится недолго: лишь до тех пор, пока звучит благовест.

История создания

Как известно, Алексей Толстой продолжительное время состоял на дипломатической службе и регулярно посещал зарубежные страны. В 1840 г. он возвращается на Родину после очередного продолжительного отсутствия и пишет «Благовест». История появления на свет произведения имеет прямую связь с глубочайшей религиозностью автора, считающего христианство «генетической» религией любого русского человека. Можно утверждать, что возвращение в Россию для Алексея Толстого имеет тесную связь непосредственно с образом христианского храма.

По мнению поэта, и сам православный храм, и колокольный перезвон, вызывают в русском человеке непреодолимое желание покаяться и поплакать, чтобы таким образом очиститься от скверны грехов и тёмных мыслей. Первая публикация стихотворения случилась спустя шестнадцать лет, после его написания. Произведение было напечатано на страницах журнала «Русский вестник».

Жанр, направление, размер

Перед нами образец лирического стихотворения, в котором присутствуют яркие религиозные мотивы. Многие современные специалисты относят его к жанру религиозной лирики. Поэтический размер – двустопный ямб. Выбор именно этого стихотворного размера не случаен: он более всего напоминает колокольный перезвон. Рифмовка перекрёстная и соответствует ритмике церковного благовеста.

Композиция

В композиционном построении можно выделить две семантических части:

  1. Первая часть – описание православного храма.
  2. Вторая часть – повествование об эмоциональном состоянии лирического героя в момент, когда до него доносится колокольный перезвон.

«Полотно» поэтического текста весьма необычно. Две первых строфы являются полностью законченными предложениями, одно четверостишие содержит восклицание. Вторая часть является развёрнутым предложением. Подобный приём позволил автору создать ощущение, будто бы лирический герой говорит с читателями «на одном дыхании».

Образы и символы

Произведение богато на яркую образную палитру. Особого внимания заслуживают следующие образы:

  • образ благовеста – центральный. Данный образ дал название всему произведению. По мнению верующих христиан, в православии набатный благовест обладает даром освобождать человеческие души от происков дьявола, очищать их. Объяснить посредством обычной речи всю ту гамму впечатлений, что переживает верующий человек во время благовеста, практически невозможно. Но Толстой сделал это, и весьма успешно. Поэт описал то, что чаще всего переживает личность, в момент наслаждения колокольным перезвоном. Образ благовеста символичен – это и уверенность в завтрашнем дне, и основа жизни;
  • образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. В стихотворении заметен образ человека (лирического героя, поэта), который только что вернулся на Родину после длительного отсутствия. Отчизна ассоциируется в его сознании с православным храмом. Именно поэтому при звуках колокольного «песнопения» в сердце лирического героя рождается острая потребность очиститься от пыли чужих стран, покаяться и поплакать. Героя «до краёв» переполняют эмоции «доброй грусти». Едва услышав любимые звуки церковного колокола, он забывает обо всём негативном в своей жизни, испытывая потребность вознестись душой как можно выше;
  • образ юности – лирический герой говорит о том, что благовест «звучит так дивно и так уныло». Это приводит его к воспоминаниям о прошлом – в далёкую, грустную юность. Время юности героя прошло без присутствия отца, покинувшего сына сразу же после рождения. Слыша благовест, герой осознаёт, что его сердце наполнено «непонятной томимо тоскою». Он желает как можно скорее избавиться от мучительных воспоминаний о юности, не принесшей ему ничего хорошего. В данном случае, образ юности символизирует горечь утраты, одиночество и тоску;
  • образ возлюбленной – в процессе искреннего покаяния в душе лирического героя возникает образ возлюбленной. Его избранница уже давно отдана другому мужчине, но герой до сих пор не в силах позабыть её. Образ возлюбленной уходит корнями в биографию самого автора: на протяжении многих лет у него была тайная любовная связь с замужней дамой. Их запретная любовь явилась предметом активного обсуждения во многих салонах Петербурга. Колокольный звон очищает душу поэта от любовных переживаний, ему становится гораздо легче.

Темы и настроение

Основной темой произведения является колокольный перезвон (благовест) и та гамма чувственных переживаний, которую он рождает в сердце христианина. В стихотворении символическое значение имеют образы храма и благовеста: лирический герой воспринимает их вовсе не разумом, а исключительно сердцем. Церкви пятиглавые, колокольный перезвон –всё это вместе сливается для поэта в единый образ Отчизны.

Настроенческий пафос произведения проникнут эмоциями радости, восторженного восприятия благовеста, счастья и светлой грусти. Читатели испытывают те же эмоции, что зарождаются в душе поэта при первых звуках церковных колоколов.

Основная идея

Алексей Толстой доносит до своих читателей фундаментальную мысль о том, что православная вера живёт в душе каждого русского человека. Это неотъемлемая составляющая российского жизнеустройства. Именно вера позволяет русским оставаться единым народом. Значит верующий в Бога человек, в какой бы далёкой зарубежной стране он не оказался, ни на минуту не сможет забыть о своём Отечестве. Благовест, подобно истинному символу России, постоянно будет напоминать человеку о его Родине.

Средства выразительности

С целью донесения основной идеи произведения до умов читателей, Толстой создаёт простые, но одновременно запоминающиеся выразительные средства, такие как:

  • эпитеты – «мечта чудесная», «храм пятиглавый», «звон призывный»;
  • олицетворения – «сердце дрожит и тает», «звон зовёт и манит»;
  • аллитерация звуков: [р], [л], [гл], [кл] – «дубравы», «блестит», «пятиглавый», «колоколами» – передает благовест;
  • во второй строфе  ассонансное повторение звуков [у], [ы] – «призывный», «уныло», «гудит дивно» – вносит в эмоции ноты заунывности.

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 3k 👀