Вот уж снег последний в поле тает… • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Толстой А.К. | Дата публикации: 1856 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 5 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образ любимой женщины, образ весны Темы: любовь и ненависть

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет;

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет;

Утром небо ясно и прозрачно,

Ночью звезды светят так светло;

Отчего ж в душе твоей так мрачно

И зачем на сердце тяжело?

Трудно жить тебе, мой друг, я знаю,

И понятна мне твоя печаль:

Отлетела б ты к родному краю

И земной весны тебе не жаль…

О пожди, пожди еще немного,

Дай и мне уйти туда с тобой…

Легче нам покажется дорога —

Пролетим ее рука с рукой!..

Краткое содержание

В. Переплетчиков. Весна. 1897

Данное произведение справедливо воспринимать, как оду приходящей на царствие весне. Из поэтического текста мы узнаём, что власть снегов подошла к своему логическому завершению, теперь от земли идёт тёплый пар. Очевидны все маркеры первых весенних деньков: кувшинчик синий расцветает, журавли воркуют, внезапно помолодевший лес облачился в зелёную мантию. Весь мир согрет «дыханием весны», но от этого на душе лирического героя (поэта) не становится светло и радостно: мысли его заняты вынужденной разлукой с горячо любимой женщиной.

История создания

Алексей Толстой, будучи графом, камер-юнкером и одарённым поэтом, даже предположить не мог, что любовная связь с замужней Софией Миллер сыграет в его судьбе роковую роль. Дело в том, что по причине этой сомнительной связи от Толстого отвернулось не только высшее общество Петербурга, но даже родственники и близкие друзья. В результате чего, карьера графа  оказалась под реальной угрозой.

По причине всего вышесказанного, Толстой был вынужден отправиться жить в своё самое дальнее родовое имение, прекратив любовные свидания с обожаемой Софьей. Граф имел к возлюбленной самые серьёзные намерения, желая жениться на ней. Помимо того, что Софья долгие семь лет не могла добиться от нелюбимого мужа развода, так ещё и мать Толстого выступила против возможности такого брака.

Весной 1856 г., когда стихотворение уже вышло из-под пера поэта, влюблённые вынужденно оказались разлучены: их разделили тысячи вёрст. Софья и Алексей осознавали, что злодейка-судьба уготовила им новые, тяжкие испытания. Толстой, анализируя всё происходящее, чётко понимал: любимую женщину ожидает гораздо более незавидная участь. Ведь она не может покинуть пределы Петербурга, как это сделал он, а значит, вынуждена регулярно показываться на людях, безмолвно снося публичные унижения и колкие насмешки.

Жанр, направление, размер

Перед нами яркий образец пейзажной лирики с чертами философского размышления (подтекста). Автор не просто повествует о наступлении первых весенних дней, наполненных светом и теплом, он страдает о том, что всё предрешено в его судьбе, как в природе, и ничего изменить не возможно.

Поэтический размер – хорей, рифмовка перекрёстная. Рифмы в стихотворении открытые и закрытые.

Композиция

Всё поэтическое «здание» построено по принципу контраста. Поэт стремится продемонстрировать читателям, что природа существует по законам, установленным самим мирозданием, поэтому изменить их не под силу никому. Композиция произведения организована следующим образом:

  1. Первая строфа – лирический герой повествует о наступлении весны. Мы «видим» пар, идущий от земли; тающий снег на полях, готовых к пахоте; нежные колокольчики; возвращающихся на родину из тёплых стран журавлей. Поэт описывает упоительную картину пробуждающейся природы.
  2. Вторая и третья строфы – перед нами появляются несколько олицетворений: «лес ждёт», всё вокруг любит и поёт. Поэтому возникает стойкое ощущение, что романтический герой тоже вовлечёт в радостный хоровод ликующей весенней природы.
  3. Четвёртая строфа – здесь ощущаются первые ростки разочарования лирического героя: мы понимаем, что природа ликует весной, но на душе у поэта не радостно. Внутренняя дисгармония убивает внешнюю идиллию весенней природы. Звучит прямое обращение к лирическому герою и утверждение о том, что ему грустно жить. Следуя из контекста, становится понятным: поэт обращается либо к себе самому, либо к возлюбленной.

Образы и символы

Перед читателями возникают классические образы наступающей весны в виде тающего снега, исходящего от земли пара, застенчивых колокольчиков, возвращающихся журавлей. Рассмотрим созданные Толстым образы более подробно:

  • образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Повествуя о приходе весны, поэт концентрирует своё особое внимание на том впечатлении, которое весна оказывает на человека: если радуется природа – значит, счастлив и человек. Если в природе заметны грусть и тоска, значит грустно становится и человеку. Но, в данном случае, всё происходит иначе: природа ликует, а лирическому герою совсем безрадостно. Ему нет никакого дела до первых весенних капелей, так как его сердце занято тягостными мыслями о несчастной любви. В отличие от прихода весны, счастье к поэту больше не придёт;
  • образ возлюбленной – центральный. Обращаясь к обожаемой Софье Миллер, поэт сообщает ей: «Понятна мне твоя печаль». Видя красоту пробуждающейся от зимы природы, поэт понимает, что весна абсолютно не радует его возлюбленную. Наоборот, она несёт ей горькую разлуку и лишает последних надежд на возможное счастье. В момент написания произведения Толстой ещё не знает, что спустя семь лет он сможет официально воссоединиться с Софией, наперекор общественному мнению;
  • образ весны – центральный. Приходя на смену зиме, весна приносит с собой множество чудес, даря людям радость и любовь. Но в стихотворении весна воспринимается иначе: природа ликует, а лирический герой погружён в омут грусти и личных переживаний по поводу несостоявшейся любви;
  • образ природы – поэту кажется, что пробуждающаяся от зимней спячки природа как будто смеётся над ним. Ведь в то время, когда лирическому герою грустно и одиноко, в природе «всё весны дыханием согрето, всё кругом и любит, и поёт». Окружающий мир, исполненный радости и света, должен отвлечь поэта от тягостных мыслей, но всё происходит с точностью наоборот. Поэт не устаёт задаваться вопросом: «Отчего ж в душе твоей так мрачно и зачем на сердце тяжело?». Он осознаёт, что одиноко и тягостно не одному ему: его любимой женщине намного хуже.

Темы и настроение

Автор в своём произведении поднимает тему пробуждения окружающего мира и душевных переживаний  романтического героя, возникших по причине вынужденного расставания с возлюбленной. Настроенческий пафос стихотворения характеризуется эмоциональной изменчивостью: сначала читатели испытывают чувство светлой радости от наступления весны, а затем чувственная палитра меняется. На смену радости и оптимизма приходят эмоции грусти и жалобной тоски по утраченной любви.

Основная идея

Алексей Толстой транслирует читателям важную мысль о том, что всё в окружающем мире, даже смена времён года, происходит по установленным законам мироздания, нарушить которые не под силу никому на свете. Никакая природная красота не в состоянии обрадовать человека, если его любимая страдает.  Возлюбленную поэта не может радовать весенняя капель и пение птиц, так как именно весной случилось самое горькое расставание в её жизни.

Средства выразительности

В произведении автор прибегает к помощи таких средств художественной выразительности, как:

  • эпитеты – «лес юный», «дым зелёный», «снег последний»;
  • олицетворение – «… и зовут друг друга журавли».

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 4.9k 👀