Стихотворение и анализ «Когда природа вся трепещет и сияет…»

Когда природа вся трепещет и сияет,

Когда ее цвета ярки и горячи,

Душа бездейственно в пространстве утопает

И в неге врозь ее расходятся лучи.

Но в скромный, тихий день, осеннею погодой,

Когда и воздух сер, и тесен кругозор,

Не развлекаюсь я смиренною природой,

И немощен ее на жизнь мою напор.

Мой трезвый ум открыт для сильных вдохновений,

Сосредоточен я живу в себе самом,

И сжатая мечта зовет толпы видений,

Как зажигательным рождая их стеклом.

Винтовку сняв с гвоздя, я оставляю дом,

Иду меж озимей, чернеющей дорогой;

Смотрю на кучу скирд, на сломанный забор,

На пруд и мельницу, на дикий косогор,

На берег ручейка болотисто-отлогий,

И в ближний лес вхожу. Там покрасневший клен,

Еще зеленый дуб и желтые березы

Печально на меня свои стряхают слезы;

Но дале я иду, в мечтанья погружен,

И виснут надо мной полунагие сучья,

А мысли между тем слагаются в созвучья,

Свободные слова теснятся в мерный строй,

И на душе легко, и сладостно, и странно,

И тихо все кругом, и под моей ногой

Так мягко мокрый лист шумит благоуханный.

Краткое содержание

А. Иванов. Июльский рассвет

Перед нами возникает следующая картина. Романтический герой (поэт) покидает стены своего душного дома и выходит на прогулку в лес. В пути он неожиданно замечает «и пруд, и мельницу, и дикий косогор, и кучу скирд, и сломанный забор…».

Постепенно поэт входит в лесную чащу и видит «покрасневший клён, ещё зелёный дуб и жёлтые берёзы». Сначала может показаться, что лирический герой, увидев подобные картины природы, непременно погрузится в состояние меланхоличной грусти и тоски, но это вовсе не так. Наоборот, он ощущает на сердце у себя невероятную лёгкость, в душе становится «так радостно и странно». Безмолвие, царящее в осеннем «золотом» лесу, буквально завораживает лирического героя. Его мысли постепенно приходят в порядок, и он успокаивается. Герой чувствует, что «свободные слова теснятся в мерный строй».

История создания

Произведение вышло из-под пера автора в 1858 г., в то время, когда Алексей Толстой уже полностью сформировался, как писатель, публицист и поэт. В год написания стихотворения он сотрудничает с различными журнальными изданиями. Толстой всё чаще посвящает своё время стихосложению и регулярно издаётся. Начиная с пятидесятых годов девятнадцатого века, Алексей Толстой стоит на страже защиты интересов «чистого искусства», не зависящего от каких-либо политических, социально значимых проблем и лозунгов. Строго следуя канонам «чистого искусства», поэт создаёт данное произведение.

Жанр, направление, размер

Перед нами яркий образец элегии, в рамках которой лирический герой (поэт) умиротворённо размышляет над жизнью на лоне природы. От красивых осенних пейзажей веет сладостной тоской. Поэтический размер – шестистопный ямб. Толстой пользуется всеми видами рифмовки: перекрёстной, параллельной и кольцевой.

Композиция

Произведение построено в форме монолога романтического героя. С точки зрения семантической наполненности, стихотворение можно разделить на две части:

  1. Первая часть – повествование о переменах в настроении лирического героя, вызванных изменениями в природе.
  2. Вторая часть – повествование о прогулке поэта по осеннему лесу.

Формальная композиция произведения полностью соответствует смысловой организации: стихотворение включает в себя два четверостишия с различным числом строк.

Образы и символы

Алексей Толстой создаёт в своём произведении два ключевых образа – это лирический герой и окружающий мир:

  • образ природы – центральный. Лирический герой говорит о том, что природа не может оставить безучастным к своей красоте того человека, который от рождения наделён способностью слышать, видеть, осязать и понимать окружающий мир. Таким людям природа дарит силы для новых творческих свершений, вдохновляет;
  • образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Он пребывает в состоянии согласия и гармонии с окружающим миром, вдохновляется красотой природы. Поэт замечает: «Мой трезвый ум открыт для сильных вдохновений». Лирический герой предстаёт перед читателями человеком впечатлительным, эмоционально-чувственным, добрым и творческим. Перед нами истинный гуманист, умеющий замечать красоту в каждой травинке.

Помимо двух центральных образов, в произведении присутствуют второстепенные образы времён года:

  • образ весны и осени – всё поэтическое «полотно» текста построено автором на противопоставлении весны и осени. С первых строк лирический герой демонстрирует читателям, как просто восторгаться красотами природы в тот период, когда она «трепещет и сияет», ведь в это время всё вокруг цветёт, благоухает и поёт. Поэтому стихотворца весной часто посещает Муза. Герой проводит наглядную параллель между чувствами людей и солнечными лучами: настроение человека непроизвольно улучшается, если на улице отличная погода и царит весна. В осеннюю пору каждый человек концентрируется на себе, на собственных мечтах. Осенью лучше всего пишется, ведь это самое благодатное время для «видений», созданных силой воображения.

Темы и настроение

Основная тема стихотворения – воздействие состояния природы на человеческую душу. Толстой по-своему интерпретирует «вечную» для всей мировой литературы тему «Природа и человек». Свои мысли он воплощает посредством монолога романтического героя. Поэт уверен, окружающий мир всемогущ: он способен напрямую воздействовать на жизнь людей. Дни весны и лета буквально разнеживают человеческую душу, и она «бездейственно в пространстве утопает».

Настроенческий пафос произведения проникнут эмоциями радости, вдохновения и душевного тепла. Любовь Толстого к родной природе огромна, бескорыстна и чиста. Сила этой любви ощущается в каждой поэтической строке, созданной автором

Основная идея

Основная идея, которую стремится донести до читательской аудитории автор, заключается в следующем утверждении: природа способна оказывать непосредственное и сильное воздействие на любого человека. Весна и лето способны разнежить человеческую душу, погрузив её в состояние абсолютного умиротворения и счастья. В этом состоянии творцы могут почерпнуть вдохновение, а обычные люди – силы для дальнейшей жизни.

Средства выразительности

Толстой, с целью раскрытия ключевой темы произведения, прибегает к помощи выразительных средств, таких как:

  • эпитеты – «дикий косогор», «лист благоуханный», «смиренная природа», «сильные вдохновенья»;
  • метафоры – «природа вся трепещет и сияет», «душа бездейственно в пространстве утопает», «немощен её на жизнь мою напор».

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 113 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *