Стихотворение и анализ «Средь шумного бала, случайно…»

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,

А голос так дивно звучал,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид,

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи

Люблю я, усталый, прилечь –

Я вижу печальные очи,

Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,

И в грезах неведомых сплю…

Люблю ли тебя – я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!

Краткое содержание

В. Первунинский. Вальс

Данное произведение является воспоминанием лирического героя (поэта) о его первой встрече с восхитительной незнакомкой. Из стихотворного сюжета мы узнаём, что поэт пришёл на бал, но его практически не интересовало это шумное мероприятие: он был погружён в «океан» собственных тревог и мыслей. Но совершенно внезапно в поле зрения лирического героя попадает прелестная незнакомка. Лицо её скрыто под маской, лишь полные печали выразительные глаза притягивают к себе взор поэта. Голос женщины подобен музыке: он напоминает то ли прекрасную свирель, то ли музыку морских волн.

Незнакомка с первого взгляда пленяет сердце поэта. Он любуется её тонкой талией и задумчивым видом. Грустный и звонкий смех женщины очаровал лирического героя. Исходя из всего этого, он приходит к выводу о том, что невольно начал поддаваться внезапно нахлынувшим чувствам, но, вместе с тем, не осмеливается признаться в них самому себе. Отныне даже во сне лирическому герою является образ прекрасной незнакомки,  слышатся её смех и обворожительный голос.

Все эти эмоции заставляют героя засыпать с чувством особой светлой грусти: поэт не может понять, любит он незнакомку, или нет? Для него любовь является невероятно серьёзным и ответственным чувством, в отношении которого недопустимы эмоции легкомысленности и пренебрежения. В связи с этим поэт находится в постоянном диалоге с собой, он бесконечно размышляет, взвешивая все «за» и «против». В результате утомительных раздумий герой приходит к однозначному выводу, что он влюблён в прекрасную незнакомку, случайно встреченную на балу.

История создания

Алексей Толстой слыл однолюбом: впереди него никогда не бежала слава дамского угодника и повесы. Но так случилось, что в возрасте тридцати трёх лет, он, не желая того, оказался в самом эпицентре любовной истории, на протяжении долгого времени бывшей предметом жарких сплетен и пересудов высшего общества Петербурга. Произошло буквально следующее: на одном из шумных светских приёмов сердце Толстого пленила Софья Алексеевна Миллер. Следует заметить, что поэта привлекли в женщине не столько её внешние данные, сколько острый ум и энциклопедическая образованность. Софья могла говорить на четырнадцати иностранных языках, имела фундаментальные познания во многих областях науки, отлично разбиралась в гуманитарной сфере, в музыкальной и в сфере живописи.

Встреча и личное знакомство с этой удивительной дамой впечатлило Толстого настолько сильно, что он буквально на ходу написал стихотворение «Средь шумного бала…». Проблема заключалась в том, что заинтересовавшая его женщина оказалась замужней дамой. Чувства влюблённых были взаимны. Но, прежде чем Софья смогла получить официальную свободу от брачных уз, они семь лет встречались, став объектов злых насмешек со стороны представителей высшего света. Но однажды счастливый всё же час настал, и влюблённые смогли обвенчаться. Алексей Толстой и Софья Миллер прожили в любви и согласии двадцать лет. Софья смогла стать для поэта не только супругой, но, прежде всего, главной вдохновительницей и музой.

Жанр, направление, размер

Произведение написано в жанре любовной лирики: в нём романтический герой обращается любимой женщине, овладевшей всеми его мыслями.

Поэтический размер – трёхстопный амфибрахий с перекрёстной рифмой. Благодаря подобному размеру и рифмовке, произведение приобрело особую степень возвышенности и музыкальности. Не случайно в 1878 г. данное стихотворение заинтересовало П.И. Чайковского, написавшего к нему замечательную музыку: в результате на свет появился известный всем романс.

Композиция

С композиционной точки зрения стихотворение включает в себя две основных части:

  1. Первая часть – лирический герой описывает сильное впечатление, оказанное на него прекрасной незнакомкой, встреченной на балу. Мы узнаём о портрете женщины, особого внимания заслуживают печальные глаза незнакомки и её звонкий смех.
  2. Вторая часть – в ней описываются переживания лирического героя. Мы узнаём о внутренних размышлениях поэта после встречи с женщиной, о его готовности признаться ей в своих чувствах.

Образы и символы

В произведении, на суд читателей, Толстой представил два ярких смысловых  образа:

  • образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Он не уверен в себе и своих чувствах к прекрасной женщине. Толстой виртуозно раскрывает психологическое состояние героя: мы можем наблюдать его личность с разных сторон, многогранно. Осознавая, что его сердце «заболело» любовью, герой с трудом признаётся самому себе в пленившем его чувстве. Дело в том, что любовь представляет для поэта величайшую ценность, и он относится к ней соответственно;
  • образ незнакомки – всё поэтическое «полотно» текста насквозь пронизано светлым образом незнакомки, которую лирический герой неожиданно увидел «средь шумного бала». С целью подчеркнуть таинственность своей избранницы, герой использует в её адрес такие словосочетания, как «тревога мирской суеты», «грустный смех», «одинокие часы». Незнакомка выступает символом глубокой любви, радости, надежды на возможное счастье.

Темы и настроение

Основная тема, которую поднимает автор – эмоциональное впечатление, испытанное лирическим героем от  встречи с замечательной девушкой, осторожное признание в любовном чувстве. Настроенческий пафос произведения пронизан эмоциями грустной нежности к объекту любви, надежды на скорую встречу и ожиданием взаимности.

Основная идея

Алексей Толстой стремится донести до читателей идею о том, что чувство искренней любви бесценно, поэтому к нему нельзя относиться с пренебрежением, легковесно и поверхностно. Иначе можно навсегда потерять свою любовь, не имея возможности обрести её вновь.

Средства выразительности

В данном стихотворении можно обнаружить не так много выразительных средств. Однако те тропы, что имеются, Толстой использует настолько виртуозно, что они в полной мере передают всю глубину эмоционального состояния лирического героя. В произведении представлены следующие средства художественной выразительности:

  • эпитеты – «мирской», «звонкий», «шумный»;
  • сравнения – «дивно звучал, как звон отдаленной свирели»;
  • олицетворения – «тайна покрывала»;
  • инверсии – «часы одинокие», «стан тонкий».

Ирина Зарицкая | Просмотров: 499 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *