Край ты мой, родимый край… • cтихотворение и анализ
краткая информация
Край ты мой, родимый край!
Kонский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
Краткое содержание
В первом четверостишии мы видим, что романтический герой (поэт) искренне восторгается широтой просторов своей Родины. При этом героя привлекают вовсе не «золотые» нивы, белые берёзки и высокие берега: для поэта малая родина ассоциируется, прежде всего, с несколькими символами – это волчий голос, орлиные стаи и конский бег.
Во втором четверостишии поэт вновь обращается к любимой Отчизне. В своём обращении он выражает восторг сосновым бором, который является неотъемлемой частью России. Лирический герой осознанно не делает подробного описания бора, так как прекрасно понимает, что читатели могут самостоятельно представить себе лес, состоящий из высоких вековых деревьев, устремлённых в небо.
Мы видим, что герой получает огромное удовольствие, слушая звуки природы: птичий свист, завывание ветра и пр. Взгляд поэта приковывают к себе тучи, предвещающие скорое начало дождя. Несмотря на то, что романтический герой прямо не заявляет о чувстве любви к своей малой Родине, его патриотические эмоции прочитываются легко.
История создания
К сожалению, сохранилось мало информации об истории написания данного произведения. Известно лишь, что Алексей Толстой создал его в 1856 г. В этот год он не только стремительно продвигался по карьерной лестнице, но и активно строил любовные отношения с Софией Миллер. До этого времени Толстой уже успел посетить немало российских городов. Всё это смогло вдохновить поэта на создание поэтической миниатюры «Край ты мой, родимый край».
Жанр, направление, размер
Миниатюра написана в жанре элегии: в ней отсутствует сюжетная линия, но имеется множество описаний окружающей природы. В произведении ярко выражен созерцательный характер повествования. Произведение написано в рамках литературного направления «чистое искусство». В нём отсутствует какой-либо социальный либо политический подтекст.
Поэтический размер – трёхстопный хорей. Автор пользуется «услугами» перекрёстной рифмовки, в тексте представлены мужские и женские рифмы.
Композиция
Композиционное «здание» поэтического текста представляет собой целостный монолог лирического героя в виде обращения к Отчизне. Текст произведения, состоящий из двух строф, каждая из которых обладает завершённым смысловым финалом, ведётся от лица автора. С композиционной точки зрения миниатюра построена следующим образом:
- Первое четверостишие – в нём лирический герой повествует о восхищении, охватившем его при виде широты русской природы, её бескрайних просторов.
- Второе четверостишие – в нём представлено непосредственное обращение поэта к родной земле. Лирический герой говорит о своей преданной сыновей любви к Отчизне.
Образы и символы
Несмотря на то, что анализируемое произведение является поэтической миниатюрой, в нём представлена широкая палитра образов:
- образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Романтический герой получает удовольствие от вида родных русских пейзажей, буквально утопает в их красоте. Видно, что поэт способен слушать и понимать окружающий его мир, способен расшифровать язык растений и животных. С точки зрения восприятия лирического героя, пейзажные зарисовки напоминают мозаику, сложенную из ярких фрагментов. Лирический герой предстаёт перед читателями человеком творческим, мудрым, всецело любящим свою Родину;
- образ бескрайних просторов (природы) – лирический герой описывает бескрайние просторы Родины посредством образов птиц и зверей. В миниатюре поэт мастерски воспроизводит бег лошади, «крик орлиных стай» и завывание волков. С помощью подобного приёма, герой наполняет своё повествование яркими визуальными образами и звуками. Поэтому миниатюру легко принять за талантливую переработку какого-либо фрагмента былины, либо древнего сказания;
- образ дремучего бора – во втором четверостишии начинается обращение лирического героя к Отчизне. А сразу за ним следует восклицание поэта, адресованное дремучему бору. Дело в том, что дремучий бор – это неотъемлемый атрибут русского пейзажа. Герой не делает его детального описания, так как уверен, что каждый читатель в силах самостоятельно воспроизвести образ бора в своём воображении;
- образы лошади, волка, орла – это ключевые образы миниатюры. Образ лошади выступает символом грации, красоты, активности. Бег лошадиных табунов на просторах русских полей восхищает и завораживает. Образ орла выступает символом скорости, полуденного жаркого солнца, духовного роста человека. Образ волка имеет двойную символику: если рассматривать в позитивном ключе, то волк означает победу и смелость. Специалисты считают, что Толстой говорит обо всех этих животных в качестве трёх ипостасей Родины.
Темы и настроение
В своей поэтической миниатюре Толстой поднимает перед читателями вечную тему патриотизма, любви к родному Отечеству. Для каждого человека любовь к Отчизне может выражаться в своей личной символике: для кого-то щемящая тоска по Родине связана с бегом лошадиного табуна, а для кого-то – с многоголосьем лесных птиц. В миниатюре автор передаёт читателям настроение восторга от красоты окружающего мира, искренней любви к родным лесам и полям.
Основная идея
Алексей Толстой доносит до читателей важную мысль о том, что родные просторы любимой Отчизны не могут не восхищать русского человека своей неповторимой самобытностью.
Средства выразительности
Анализируемое произведение имеет одну заметную особенность: в нём отсутствуют глаголы. Но, несмотря на это, пейзажные описания не лишены динамизма. Отсутствие глаголов нисколько не мешает Толстому использовать следующий «инструментарий» средств выразительности:
- эпитеты – «край родимый», «свист соловья», «бор дремучий»;
- метафоры – «в небе крик орлиных стай», «конский бег на воле»;
- аллитерация — повторение звука [Р] транслирует чувство восхищения романтического героя.