Снега потемнеют синие… • cтихотворение и анализ

краткая информация
Автор: Твардовский А.Т. | Дата публикации: 1965 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический, философский | Время событий: вторая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 7 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образ весны Темы: смысл жизни, человек и природа

Снега потемнеют синие

Вдоль загородных дорог,

И воды зайдут низинами

В прозрачный еще лесок,

Недвижимой гладью прикинутся

И разом – в сырой ночи

В поход отовсюду ринутся,

Из русел выбив ручьи.

И, сонная, талая,

Земля обвянет едва,

Листву прошивая старую,

Пойдет строчить трава,

И с ветром нежно-зеленая

Ольховая пыльца,

Из детских лет донесенная,

Как тень, коснется лица.

И сердце почует заново,

Что свежесть поры любой

Не только была да канула,

А есть и будет с тобой.

Краткое содержание

С. Шаталов. Снег тает. 2018

В произведении описывается наступление весны. Лирический герой повествует о том, как весна вступает в свои права: мы наблюдаем за прозрачным лесом, пробуждением ручья и трав, стремящихся пробиться сквозь толщу сонной, ещё промозглой от зимнего холода земли.

Лирический герой повествует о наступлении весны, как о невероятно активном и динамичном процессе. Читая о приходе весенней поры, читатели словно играют в домино, ставя один элемент за другим, в результате получая общую картину оживления окружающего мира.

Всё происходит невероятно быстро, но при этом поступательно: сначала темнеют снежные сугробы, затем они становятся влажными, превращаясь в воду, восходящую от низин. Эти воды лирический герой описывает эпитетом «недвижимая гладь»: всю зиму они скованны льдом, который по весне тает, превращаясь в движущуюся воду, что заполняет собой ручейки, исходящие из русел.

Снежная земля, по мнению героя, является подобием «одеяла», сквозь которое проступает новый узор весны. Природа – это талантливый творец, который с каждым новым своим преображением, предлагает миру нечто абсолютно новое и невероятное, подобное тому, как предлагаются разнообразные по узору снежинки. Начав с повествования об изменениях в природе, лирический герой переносит вектор своего внимания на внутренний мир человека, напрямую связанный с переменами окружающего мира. К примеру, «ольховая пыльца» превращается в память о детских годах героя.

Затем происходит ещё более глубинное погружение во внутренний мир: герой анализирует личные переживания, возникающие в процессе наблюдения за приходом весны. Он связывает первое весеннее тепло со свежестью, но,  при этом отмечает, что каждая пора года, которая «была да канула», остаётся в сердце навсегда в виде эмоциональных картинок, скрытых в глубинах памяти.

Можно сделать вывод о том, что Твардовский в данном произведении повествует не только о весне, но, прежде всего, о свежести любого времени года. Более всего поэта интересует лёгкое ощущение скорых перемен, которое всегда возникает в человеческой душе в период межсезонья.

История создания

Произведение было написано Твардовским в зрелом возрасте, когда автор уже перешагнул свой 55-ти летний рубеж жизни. Стихотворение увидело свет в 1965 г. В момент написания произведения Твардовский занимал пост главного редактора журнала «Новый мир». Поэту удалось собрать вокруг себя немало талантливых писателей, желающих открыто высказаться о страшных временах сталинских репрессий, о волнующих событиях настоящего времени.

Год написания произведения оказался невероятно трагическим для Твардовского. Он принёс поэту большое горе: внезапно уходит из жизни мать Мария Митрофановна, а следом  родной брат, с которым были непростые отношения, смертельно заболевает.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к жару пейзажно-философской лирики. В нём автор повествует о природе, готовой освободиться из плена долгого зимнего сна. Вместе с природой пробуждаются от зимней «спячки» и люди: проявляют активность, начинают строить жизненные  планы.

Стихотворение написано в рамках литературного направления «реализм». Твардовский описывает читателям реальные преображения в природе, происходящие на пороге весны. Поэтический размер – амфибрахий. Стихотворные строки связываются между собой перекрёстной рифмовкой.

Композиция

Композиционное «здание» произведения можно разделить с условной точки зрения  на две семантических части:

  1. Первая часть – романтический герой находится в предвкушении скорого прихода весеннего тепла. Он рисует перед читателями оптимистичную и яркую картину ожидаемых перемен, которые случатся с приходом весны.
  2. Вторая часть – романтический герой проводит сопоставление природных перемен с неизменным течением жизни. Смену времён года он отождествляет с естественным ходом человеческой жизни, когда новое поколение сменяет «стариков».

Образы и символы

Произведение может похвастаться богатой образной палитрой, талантливо созданной Твардовским:

  • образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Картины наступающей весны мы видим глазами романтического героя. Вместе с ним чувствуем и переживаем всё, что смогли заметить в природе. Герой проводит сравнение весны с особыми боевыми действиями, не имеющими под собой ничего пугающего и грозного. Героя ни на минуту не отпускает волнующая тема войны даже в рамках мирного стихотворения. Описывая уход зимы, лирический герой провозглашает, что победа будет за весной;
  • образ «синих снегов» – центральный. Словосочетание «синие снега» представляет собой яркий поэтический эпитет. Снега синонимичны воде, а вода является одним из главных образов произведения. Лирический герой повествует о картине уходящей зимы со всеми сопутствующими этому процессу «прелестями»: с талой водой, жухлыми снегами, чернеющей из-под снега землёй. Межсезонье бодрит героя, вдохновляя на новые начинания. Он замечает любую мелочь окружающего мира в момент, когда тают «синие снега». Эти снега символизируют надежду на скорое преобразование, слом старых устоев, обновлённое завтра;
  • образ весны – центральный. Данный образ на протяжении веков вдохновлял поэтов и писателей, выступая символом радости, счастья, светлых перемен в судьбе. Лирический герой заботливо повествует читателям обо всех изменениях, происходящих в природе в связи с уходом зимы. Особенно впечатляет ключевой момент встречи двух заклятых «подруг» – весны и зимы. Лирический герой описывает это так: «листву прошивая старую, пойдёт строчить трава». Данное описание относится не только к весне, но и к человеческой жизни в целом: в нём передаётся мысль о преемственности поколений;
  • образ человеческой жизни – аналогично тому, как зимнее время года, уходя, уступает место весне, так же зрелость уступает дорогу юности. В этой исторической последовательности заключён смысл человеческой жизни. «Старики», по мнению романтического героя, уходят, как когда-то ушли десятки поколений их предков. Воспоминание о человеке, как и воспоминание о временах года, остаётся в памяти «новых» поколений.

Темы и настроение

Твардовский в произведении поднимает тему природы, которая с наступление весны готова сбросить с себя тяжёлые «оковы» зимы и раскрыться навстречу первым тёплым дням. Автор описывает перемены, происходящие в живой природе в связи с наступлением весенних дней. Точно такие же перемены свойственны и человеческой душе, открытой солнечному свету и теплу. Настроенческий пафос произведения радостный, максимально оптимистичный. Читатели ощущают чувство надежды на скорые позитивные перемены не только в окружающем мире, но и в жизни в целом.

Основная идея

Главная идея произведения заключается в следующем утверждении: необходимо бережно относиться к каждому мгновению своего существования, радоваться любой малости, так как всё в мире быстротечно. Если в природе сменяемость сезонов – это цикличный процесс, то  в своей короткой жизни человек может лишь единожды испытать на себе все перемены, что уготованы ему вселенной. Поэтому время жизни, отпущенное судьбой, следует воспринимать как высшую драгоценность.

Средства выразительности

С целью описания многочисленных перемен, происходящих в природе в связи с уходом зимы, автор использует следующую палитру выразительных средств:

  • эпитеты – «недвижимая», «ольховая», «синие»;
  • метафоры – «сырая ночь», «свежесть поры любой»;
  • олицетворения – «воды зайдут низинами», «пойдёт строчить трава».

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 4.3k 👀