Снега потемнеют синие… • cтихотворение и анализ
краткая информация
Снега потемнеют синие
Вдоль загородных дорог,
И воды зайдут низинами
В прозрачный еще лесок,
Недвижимой гладью прикинутся
И разом – в сырой ночи
В поход отовсюду ринутся,
Из русел выбив ручьи.
И, сонная, талая,
Земля обвянет едва,
Листву прошивая старую,
Пойдет строчить трава,
И с ветром нежно-зеленая
Ольховая пыльца,
Из детских лет донесенная,
Как тень, коснется лица.
И сердце почует заново,
Что свежесть поры любой
Не только была да канула,
А есть и будет с тобой.
Краткое содержание
В произведении описывается наступление весны. Лирический герой повествует о том, как весна вступает в свои права: мы наблюдаем за прозрачным лесом, пробуждением ручья и трав, стремящихся пробиться сквозь толщу сонной, ещё промозглой от зимнего холода земли.
Лирический герой повествует о наступлении весны, как о невероятно активном и динамичном процессе. Читая о приходе весенней поры, читатели словно играют в домино, ставя один элемент за другим, в результате получая общую картину оживления окружающего мира.
Всё происходит невероятно быстро, но при этом поступательно: сначала темнеют снежные сугробы, затем они становятся влажными, превращаясь в воду, восходящую от низин. Эти воды лирический герой описывает эпитетом «недвижимая гладь»: всю зиму они скованны льдом, который по весне тает, превращаясь в движущуюся воду, что заполняет собой ручейки, исходящие из русел.
Снежная земля, по мнению героя, является подобием «одеяла», сквозь которое проступает новый узор весны. Природа – это талантливый творец, который с каждым новым своим преображением, предлагает миру нечто абсолютно новое и невероятное, подобное тому, как предлагаются разнообразные по узору снежинки. Начав с повествования об изменениях в природе, лирический герой переносит вектор своего внимания на внутренний мир человека, напрямую связанный с переменами окружающего мира. К примеру, «ольховая пыльца» превращается в память о детских годах героя.
Затем происходит ещё более глубинное погружение во внутренний мир: герой анализирует личные переживания, возникающие в процессе наблюдения за приходом весны. Он связывает первое весеннее тепло со свежестью, но, при этом отмечает, что каждая пора года, которая «была да канула», остаётся в сердце навсегда в виде эмоциональных картинок, скрытых в глубинах памяти.
Можно сделать вывод о том, что Твардовский в данном произведении повествует не только о весне, но, прежде всего, о свежести любого времени года. Более всего поэта интересует лёгкое ощущение скорых перемен, которое всегда возникает в человеческой душе в период межсезонья.
История создания
Произведение было написано Твардовским в зрелом возрасте, когда автор уже перешагнул свой 55-ти летний рубеж жизни. Стихотворение увидело свет в 1965 г. В момент написания произведения Твардовский занимал пост главного редактора журнала «Новый мир». Поэту удалось собрать вокруг себя немало талантливых писателей, желающих открыто высказаться о страшных временах сталинских репрессий, о волнующих событиях настоящего времени.
Год написания произведения оказался невероятно трагическим для Твардовского. Он принёс поэту большое горе: внезапно уходит из жизни мать Мария Митрофановна, а следом родной брат, с которым были непростые отношения, смертельно заболевает.
Жанр, направление, размер
Произведение относится к жару пейзажно-философской лирики. В нём автор повествует о природе, готовой освободиться из плена долгого зимнего сна. Вместе с природой пробуждаются от зимней «спячки» и люди: проявляют активность, начинают строить жизненные планы.
Стихотворение написано в рамках литературного направления «реализм». Твардовский описывает читателям реальные преображения в природе, происходящие на пороге весны. Поэтический размер – амфибрахий. Стихотворные строки связываются между собой перекрёстной рифмовкой.
Композиция
Композиционное «здание» произведения можно разделить с условной точки зрения на две семантических части:
- Первая часть – романтический герой находится в предвкушении скорого прихода весеннего тепла. Он рисует перед читателями оптимистичную и яркую картину ожидаемых перемен, которые случатся с приходом весны.
- Вторая часть – романтический герой проводит сопоставление природных перемен с неизменным течением жизни. Смену времён года он отождествляет с естественным ходом человеческой жизни, когда новое поколение сменяет «стариков».
Образы и символы
Произведение может похвастаться богатой образной палитрой, талантливо созданной Твардовским:
- образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Картины наступающей весны мы видим глазами романтического героя. Вместе с ним чувствуем и переживаем всё, что смогли заметить в природе. Герой проводит сравнение весны с особыми боевыми действиями, не имеющими под собой ничего пугающего и грозного. Героя ни на минуту не отпускает волнующая тема войны даже в рамках мирного стихотворения. Описывая уход зимы, лирический герой провозглашает, что победа будет за весной;
- образ «синих снегов» – центральный. Словосочетание «синие снега» представляет собой яркий поэтический эпитет. Снега синонимичны воде, а вода является одним из главных образов произведения. Лирический герой повествует о картине уходящей зимы со всеми сопутствующими этому процессу «прелестями»: с талой водой, жухлыми снегами, чернеющей из-под снега землёй. Межсезонье бодрит героя, вдохновляя на новые начинания. Он замечает любую мелочь окружающего мира в момент, когда тают «синие снега». Эти снега символизируют надежду на скорое преобразование, слом старых устоев, обновлённое завтра;
- образ весны – центральный. Данный образ на протяжении веков вдохновлял поэтов и писателей, выступая символом радости, счастья, светлых перемен в судьбе. Лирический герой заботливо повествует читателям обо всех изменениях, происходящих в природе в связи с уходом зимы. Особенно впечатляет ключевой момент встречи двух заклятых «подруг» – весны и зимы. Лирический герой описывает это так: «листву прошивая старую, пойдёт строчить трава». Данное описание относится не только к весне, но и к человеческой жизни в целом: в нём передаётся мысль о преемственности поколений;
- образ человеческой жизни – аналогично тому, как зимнее время года, уходя, уступает место весне, так же зрелость уступает дорогу юности. В этой исторической последовательности заключён смысл человеческой жизни. «Старики», по мнению романтического героя, уходят, как когда-то ушли десятки поколений их предков. Воспоминание о человеке, как и воспоминание о временах года, остаётся в памяти «новых» поколений.
Темы и настроение
Твардовский в произведении поднимает тему природы, которая с наступление весны готова сбросить с себя тяжёлые «оковы» зимы и раскрыться навстречу первым тёплым дням. Автор описывает перемены, происходящие в живой природе в связи с наступлением весенних дней. Точно такие же перемены свойственны и человеческой душе, открытой солнечному свету и теплу. Настроенческий пафос произведения радостный, максимально оптимистичный. Читатели ощущают чувство надежды на скорые позитивные перемены не только в окружающем мире, но и в жизни в целом.
Основная идея
Главная идея произведения заключается в следующем утверждении: необходимо бережно относиться к каждому мгновению своего существования, радоваться любой малости, так как всё в мире быстротечно. Если в природе сменяемость сезонов – это цикличный процесс, то в своей короткой жизни человек может лишь единожды испытать на себе все перемены, что уготованы ему вселенной. Поэтому время жизни, отпущенное судьбой, следует воспринимать как высшую драгоценность.
Средства выразительности
С целью описания многочисленных перемен, происходящих в природе в связи с уходом зимы, автор использует следующую палитру выразительных средств:
- эпитеты – «недвижимая», «ольховая», «синие»;
- метафоры – «сырая ночь», «свежесть поры любой»;
- олицетворения – «воды зайдут низинами», «пойдёт строчить трава».