Василий Теркин • поэма 💡

Автор: Твардовский А.Т. | Дата публикации: 1942 | Форма произведения: поэма | Жанр: военный | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 11 класс, 8 класс | Возраст: взрослые, подростки | Время чтения: 1-3 часа | Экранизация: фильм (СССР, 1979 год, реж. Виктор Храмов) | Герои произведения: Василий Тёркин (герой) | Темы: война и мир, героизм, жизнь и смерть, патриотизм, самопожертвование, смелость и трусость, смысл жизни

«Василий Тёркин» – поэма Александра Твардовского, одно из главных произведений в творчестве поэта, получившая всенародное признание.

Период создания – 1940-1945 гг. Тема – война, жизнь простого солдата на войне. Проблематика: Что такое война? В чём единство народа? Что даёт русскому народу силу побеждать врага? В чём подвиг советского народа в Великой Отечественной войне? Как люди смогли совершить его? Почему на войне необходима хорошая шутка?

История создания

Замысел поэмы появился у Твардовского ещё во время русско-финской войны в 1939 году, когда он участвовал в боевых событиях в качестве военного корреспондента. В это же время в газете «На страже Родины» в ряде фельетонов появился весельчак Вася Тёркин. Имя было придумано в соавторстве с членами редакционной коллегии газеты, среди которых были Н. Тихонов, В. Саянов, С. Вашенцев, С. Маршак. Солдата Тёркина, наделённого народным чувством юмора и невероятной изобретательностью, полюбили читатели.

Великая Отечественная война, в которой Александр Трифонович тоже принимал участие, стала толчком к написанию поэмы о народном любимце. В 1941–1942 годах Твардовский работал военным корреспондентом на Юго-Западном фронте и видел самые ожесточённые сражения. Он попадал в окружение вместе с солдатами, выходил из него, отступал и шёл в атаку, переживая на собственном опыте всё то, о чём он хотел бы написать. В будущем произведении найдут отражение реальные события: битва на Волге, переправа через реку Днепр, взятие Берлина. Весной 1942 года автор возвращается в Москву и начинает работу над поэмой. Здесь он пишет первые главы «От автора» и «На привале», которые сразу же печатаются в газете «Красноармейская правда». Заметки о военных приключениях Васи Тёркина поднимут настроение простым солдатам, отвлекут их от тягот войны. На протяжении 1942–1945 гг. на страницах газет появлялись отдельные отрывки произведения. Такого взрыва популярности Твардовский не мог представить. Центральные издания «Правда», «Известия», «Знамя» перепечатывают отрывки из поэмы. На радио тексты читают Орлов и Левитан. Твардовский проводит в госпиталях творческие вечера, встречается с трудовыми коллективами в тылу. Поэма была закончена в марте 1945 года – именно тогда автор написал главу «В бане». Таким образом, Твардовский работал над поэмой в течение трёх лет. Она оказалась настолько востребованной, что известия о том, что работа над ней закончена, вызвало множество писем с просьбой написать продолжение истории о Василии Тёркине.

Жанровое своеобразие

В рамках современной школьной программы жанр произведения определяется как поэма. Однако сам Твардовский называл «Василия Тёркина» просто «книгой про бойца». Писателю было трудно уложиться в традиционные структуры и компоненты. Слишком самобытной получилась у него история о парне-рубахе Василии, чтобы попасть в рамки определённого жанра. Очень масштабна проблематика, затронутая автором, чтобы уместиться в жанр поэмы или повести в стихах. Именно жанровая форма «книгой про бойца» давала творческую свободу поэту. Некоторых критиков смущала неконкретность жанра. Сам поэт не считал жанровую неопределенность книги недостатком, он писал:

«Летопись не летопись, хроника не хроника, а именно “книга”, живая, подвижная, свободная по форме книга, неотрывная от реального дела».

Часть исследователей относят произведение к народной эпопее, сочетающей признаки самых разнообразных фольклорных жанров.

Художественное своеобразие

Язык произведения простой, ясный и доступный. Живой четырёхстопный хорей усиливает народность произведения и придаёт стихам разговорную интонацию. Именно такой размер характерен для русской частушки и хорошо соответствует повествовательному ритму поэмы. Твардовский использует приём стилизации: он подражает разговорной речи и фольклорным произведениям. Поэма «Василий Тёркин» афористична, наполнена разнообразными присказками, фольклорными выражениями, пословицами и поговорками, песнями, частушками и весёлыми прибаутками. Писатель использует средства выразительности: эпитеты, сравнения, метафоры и др. В произведении ярко выражен образ сопереживающего автора, который описывает своего героя, делится размышлениями, уделяет большое внимание деталям из жизни солдата в период Великой Отечественной войны: от походного питания до одежды бойцов, снаряжения. В основе поэмы — образ дороги, полковые путешествия, продвижение Тёркина вместе с советской армией к одной цели – победе. Автор помещает Тёркина как будто в безвременье, делая его отражением всего народа и каждого русского солдата с его боевой историей. В произведении много оптимизма и юмора, которые были так нужны на фронте.

Система персонажей

Автор – земляк и товарищ Тёркина, от его лица ведётся повествование. Не раз подчеркивает, что мысли и поступки Тёркина ему близки.

Василий Тёркин – солдат лет 25, ушёл добровольцем на фронт. Шутит, поддерживает, помогает не унывать. Проходит путь от солдата до офицера, становится командиром. Воспринимается читателями не просто как главный герой, а как друг, товарищ, собеседник.

Центральный и единственный «живой» образ поэмы – Василий Тёркин. Это народный идеал простого солдата, способный развлечь, подбодрить товарищей смешными, порой и невероятными историями. Это собирательный образ русского солдата, один из миллионов обычных парней, мирная жизнь которых была прервана войной. В образе Тёркина автор воссоздал народный идеал, близкий, похожий на каждого. Образ Василия Тёркина развивается от главы к главе, постепенно открывается его любовь к Родине. Война для него работа, которую нужно выполнять правильно и честно. Он храбрый, смекалистый, умеет найти выход из любой ситуации. Василий совершает героические поступки, но остается таким же простым: «я не гордый… зачем мне орден? Я согласен на медаль». Остальные образы поэмы похожи на образы фольклорных героев и злодеев: они безлики и абстрактны.

Конфликт произведения

Главный конфликт в поэме – конфликт жизни и смерти, мира и войны (противостояние русского народа и фашизма), друга, бойца советской армии и обезличенного врага.

Композиция произведения

В структуре поэмы 30 глав, пролог и эпилог. Произведение не подчинено географическим или определённым историческим датам. Время действия – Великая Отечественная война. Место – фронтовые дороги. Именно по ним Тёркин со своими товарищами шагает к достижению цели – победе над немецко-фашистскими захватчиками. Центральной главой большинство критиков считает главу «Переправа». В ходе повествования нет чёткой хронологической последовательности. Автор не называет конкретные бои и сражения, но некоторые из них угадываются в поэме: отступления советских войск, битва у Волги, взятие Берлина. Каждая глава может считаться отдельным стихотворением – все они закончены и имеют относительную автономность. Это связано тем, что поэма выходила отдельными главами, и читатель мог быть не знаком с содержанием предыдущих частей. Поэма построена с помощью сочетания сцен, картин, эпизодов и ситуаций. Все главы объединены образом солдата Василия Тёркина. В некоторых главах роль Тёркина эпизодическая. Ещё одна особенность построения текста – это диалог самого автора со своим персонажем  (они однополчане, земляки). Многие важные моменты автор подаёт в форме споров или бесед со своим героем. Роль этих отступлений нельзя приуменьшить – это диалог автора с читателем, который он ведёт напрямую, даже в обход своего героя. В главах-отступлениях можно найти рассуждения о войне, нелёгкой солдатской доле и намёки на то, как проходила работа над книгой.

Основная идея поэмы

Главная идея поэмы – отразить эпохальное, трагическое, масштабное историческое событие через частную историю бойца. Твардовский хотел показать вовлечённость всего народа в дело победы. Автор смог воплотить на страницах произведения цельность образов солдата и народа. Также было важно передать все ужасы войны и то, как простой русский человек боролся за победу. Поэма построена на героическом пафосе. Защита Родины является главной задачей Тёркина и всего народа в целом, героика выходит на передний план. Несмотря на юмор и простоту произведения, видно, как меняется тон повествования, когда речь заходит о любви к родине, о долге защищать её любой ценой. Эти моменты в поэме эмоционально окрашены с помощью переживаний героя, тон становится возвышенным и даже торжественным. Сам Твардовский так говорил о своём произведении:

«„Тёркин“ был… моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю».

Значение поэмы и художественного образа

На любой войне большое значение имеет поддержание высокого боевого духа в армии. Именно поэтому в военное время значительно возрастает роль писателей. «Василий Тёркин» стал тем произведением, которого ждали бойцы. Никогда не унывающий Василий стал символом победы. С большим нетерпением солдаты ждали выпуск очередной главы. Особая притягательность образа заключалась в том, что Тёркин был обычным человеком – «просто парень сам собой». Черты литературного героя мог найти в себе любой красноармеец или увидеть их в своём боевом товарище. Поэма давала бойцам силы, смешила, отвлекала от войны, помогала переживать трудности и лишения, была важным средством от безверия, разочарования. Обобщённость образа Тёркина сделала произведение бессмертным. О популярности Тёркина говорит огромный поток писем, приходящих Твардовскому во время войны. Автора просили ускорить работу над произведением. После победы над фашистской Германией Александра Трифоновича стали заваливать письмами с просьбами продолжить похождения Василия в мирное время. Ему присылали собственные варианты. Некоторые читательские продолжения поэмы даже выходили в печать. Василий Тёркин стал настоящим народным героем, а сама поэма – величайшим литературным памятником народному подвигу в годы Великой Отечественной войны. Поэма «Василий Тёркин» – одно из наиболее известных произведений, созданных во время Великой Отечественной войны, прославляющее подвиг безымянного русского солдата, высоко оцененное самими фронтовиками. Произведение издавалось большими тиражами, переводилось на многие языки и вошло в школьную программу.

Критика

Когда вышла поэма, мнения в её оценке разделились. Читатели приняли поэму восторженно, критика – настороженно. Твардовского упрекали в отрыве от исторической достоверности, в том, что недостаточно отражена роль партии в войне, не упоминается имя Сталина, допускается пренебрежительная ирония по отношению к армейским высшим чинам. Родину автор ни разу не назвал «социалистической», солдата – «советским». Василий Тёркин часто говорил уклончиво, как будто недоговаривая: «Я не то еще сказал бы, про себя поберегу…» Партийному руководству это казалось опасным. Высокую оценку поэме дали многие писатели.

Иван Бунин так отзывался о поэме:

«Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, ни одного фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!»

К. Симонов, тоже служивший фронтовым корреспондентом, писал, что «Василий Теркин» был лучшим из всего, что было написано о войне на войне. Б. Пастернак считал, что поэма Твардовского является высшим достижением литературы о войне, оказавшим большое влияние на его творчество.  Но самыми дорогими для Твардовского были отзывы его читателей в письмах, которые он получал сотнями во время войны и после. Поэма была настолько популярной, что Твардовскому прислали более 300 вариантов её подражаний и продолжений, написанных почитателями, которые не были удовлетворены незавершенностью любимого произведения. Получившая народное признание поэма «Василий Теркин» с первых публикаций до сих пор остается самым значительным поэтическим произведением о Великой Отечественной войне.

Интересные факты

  • После войны в Нью-Йорке вышел псевдо-«Василий Тёркин», написанный С. Юрасовым. По сюжету поэмы вернувшегося с фронта солдата пытаются арестовать сотрудники НКВД, чтобы отправить в ГУЛАГ, но бойцу удается вырваться от них и сбежать за границу. Автор «неофициального продолжения» брал целые строфы из поэмы Твардовского и переделывал их на свой лад.
  • Василий Тёркин вошёл в солдатский быт как боевой друг. По радио поэму читал «голос эпохи» – Юрий Борисович Левитан.
  • Орест Верейский создал к «Василию Тёркину» иллюстрации. Портрет Тёркина дался ему нелегко. Твардовский отвергал наброски один за другим. Найти нужный образ бойца помог случай. В редакции газеты появился молодой поэт Василий Глотов. Угадав в нём будущего Тёркина, Верейский бросился со своим открытием к Твардовскому и услышал долгожданное «Да!».
  • В разных городах России были установлены памятники, посвящённые Василию Тёркину: в Смоленске, Орехово-Зуеве, Гвардейске.

Краткое содержание

Василий Теркин — новый боец, прибывший в пехотную роту. В его жизни это не первая война. Первый раз он участвовал в войне с Финляндией. Василий парень находчивый и остроумный.

Воспоминания

Воспоминания уносят Теркина во времена, когда ему вместе с отрядом из десяти солдат пришлось отступать с западной стороны к восточной, к фронту. Их путь проходил мимо родного села командира отряда, где бойцы поужинали и поднабрались сил. Когда наступило утро отряд покинул гостеприимный дом командира и его жены, оставив деревушку в плену немцев. Василию очень хотелось вернуться в этот дом на обратном пути и поклониться хозяйке за ее доброту и простоту.

Переправа

Иллюстрация О. Верейский

Отряды совершают переправу через реку. Они по очереди спускаются на плоты. Но враги не дремлют и начинают обстрел. На правый берег успевает перебраться только первый взвод, те же кто не успел вынуждены ждать на левом, не зная, что же делать дальше. Теркин возвращается к ним вплавь. Вода в реке зимняя, ледяная. Он рассказывает второму взводу, что есть возможность перебраться на другой берег, если их поддержат огнем.

Ранение

Василю удается наладить связь. Неподалеку разрывается, заложенный немцами, снаряд. Теркин находит немецкий погреб и садится там в засаде. Он ждет, когда появится враг. Василий убивает немецкого офицера, но сам получает ранение. Завидев немецкую «погребушку», наши войска открыли по ней огонь. Теркина находят танкисты и везут в военный госпиталь. Василий мечтает, как он получает медаль «За отвагу» и возвращается в родные места.

Гармонь

Покинув медсанбат, Вася догоняет свой отряд. Он добирается на грузовике. Колонна машин останавливается, а на улице крепкий мороз. У танкистов есть единственная гармонь, которая принадлежала их командиру, погибшему в сражении. Но танкисты разрешают взять гармонь Теркину. Он начинает играть. Первой Вася играет грустную мелодию, а затем исполняет веселую и заводную песню, а все начинают танцевать. Танкисты узнают в Василии того самого бойца, которого они спасли и дарят ему инструмент.

У стариков

Иллюстрация О. Верейский

Война всего лишь в трех верстах. В избе дед-солдат и бабка. К ним заходит Василий. Дед жалуется на пилу. Теркину удается с легкостью ее починить. С часами пришлось немного повозиться, но все таки удалось починить и их. Благодарные хозяева угощают солдата салом. Уже на пороге Теркин уверяет деда, что немцев обязательно победят.

Кисет

Боец не может найти свой кисет и переживает. Теркин успокаивает его и говорит, что в бою можно потерять и кисет, и жизнь, но нельзя потерять Россию. Василий вспомнил как в сражении потерял свою ушанку, а медсестра подарила ему свою. Эта шапка стала ему очень дорога. Он отдает свой кисет солдату.

Теркин в рукопашном бою побеждает немца и ведет его с собой. Василий вернулся из разведки.

Орден

Наступило лето. Появился знакомый вечерний звук. Это летает майский жук, но жужжание жука сменяется гулом самолетов. Вражеские бомбардировщики ведут обстрел. Все легли и прижались к земле. Теркин внезапно встает и открывает огонь по самолету врага. Ему удалось сбить его. За этот подвиг Василию дали орден.

Теркин помнит, как в госпитале ему встретился мальчик, который уже стал героем. Мальчик сказал, что родом из под Тамбова. Теркину было обидно за свою родную смоленскую сторону. Она показалось ему сиротой и поэтому ему так хотелось получить орден.

Отпуск

Иллюстрация О. Верейский

Генерал дает отпуск Теркину и тот решает отправиться в свою деревню, но она все еще в плену врага. Генерал дает совет повременить с отпуском.

Теркин вспоминает бой на болоте за населенный пункт Борки. Это небольшая деревушка в три обгорелых трубы. И чтобы солдаты не падали духом, Василий их подбадривает.

Теркин едет отдохнуть домой. Его дом кажется ему раем, где можно 4 раза спать. Но к концу суток, проведенных дома, ему становится тоскливо и он, поймав грузовик, возвращается в свою роту.

Битва за село

Под вражеским обстрелом отряд Теркина идет брать село. Командует взводом лейтенант, которого убивают, и Василий понимает, что настала его очередь быть командиром и вести за собой солдат. Бой выигран. Теркина тяжело ранили. Лежа на холодном снегу, он чувствует, как смерть подбирается к нему и хочет забрать. Но он не согласен с нею. Василия находят и несут в госпиталь.

Каждой роте по Теркину

Иллюстрация О. Верейский

Подлечив раны, Василий возвращается в свою роту. Только вот рота уже не та, что раньше. Люди другие и даже есть еще один Теркин и зовут его Иван. Бойцы открывают спор кто же тот самый Теркин. Старшина объявляет, что каждой роте нужен свой Теркин.

Деревня, в которой Теркин спорил с дедом, взята немцами. Немец забрал часы, которые починил Василий. Через село проходит линия фронта. Старики вынуждены жить в погребе. Наши разведчики с Теркиным заходят к ним. Василий стал офицером. Он обещает, что привезет из Берлина новые часы.

Наступление

Началось наступление. Его родное село отвоевано. Совершив переправу через Днепр, Теркин понимает, что его родные места уже не в плену врага, а остались в тылу.

Василий продолжает свой рассказ. Он касается солдата, который остался сиротой. Солдат вернулся в родное село, но вся его семья погибла. А ему нужно продолжать воевать за страну и не забывать об этом, когда наступит победа.

На Берлин!

Дорога на Берлин. Из плена возвращается бабка. Солдаты ей дают еду и повозку. Велят ей сказать, что ей помог Василий Теркин.

Где-то в Германии в одном из немецких домов баня. В ней моются советские солдаты. Заметен один. На нем много шрамов от ранений. Парится знатно и острый на язык. На его гимнастерке медали и ордена. Про него говорят солдаты, что он все равно что Теркин.

Известные цитаты

Бой идёт святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле.

Слова автора (Твардовский А.Т.). Глава 4. Переправа.

Завершающие слова автора в главе, описывающей трудную переправу первого взвода.

Тёркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда.

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

Слова автора (Твардовский А.Т.). Глава 2. На привале.

Описание Василия Тёркина. Автор считает, что такой простой, но неунывающий солдат есть в каждой роте.

Срок иной, иные даты.

Разделен издревле труд:

Города сдают солдаты,

Генералы их берут.

Слова автора (Твардовский А.Т.). Глава 27. Про солдата-сироту. .

Автор о взятии городов и вынужденных отступлениях.

Есть закон – служить до срока,

Служба – труд, солдат – не гость.

Есть отбой – уснул глубоко,

Есть подъём – вскочил, как гвоздь.

Слова автора (Твардовский А.Т.). Глава 12. От автора.

Слова автора про войну и будни простого солдата, который мечтает о мире.

Нет, ребята, я не гордый.

Не загадывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

Василий Тёркин . Глава 7. О награде.

Тёркин о том, что есть вещи важнее наград. Но если человек достоин медали, то она ему все-таки полагается.

Как ни трудно, как ни худо — не сдавай, вперёд гляди.

Слова автора (Твардовский А.Т.). Глава 2. На привале.

После слов о том, что в каждой роте есть свой Тёркин.

Мать-земля родная наша,

В дни беды и в дни побед

Нет тебя светлей и краше

И желанней сердцу нет.

Слова автора (Твардовский А.Т.). Глава 28. По дороге на Берлин.

Слова автора о том, что нет ничего желанней родной земли, когда находишься на чужбине. Каждый солдат мечтал вернуться домой после победы над врагом.

Жить без пищи можно сутки,

Можно больше, но порой

На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.

Слова автора (Твардовский А.Т.). Глава 1. От автора.

Рассуждения автора о том, что важнее всего на войне.

Не зарвёмся, так прорвёмся,

Будем живы – не помрём.

Срок придёт, назад вернёмся,

Что отдали – всё вернём.

Василий Тёркин. Глава 3. Перед боем..

Тёркин рассказывал, как он был политруком и в группе из десяти человек вырывался из окружения.

Свет пройди, – нигде не сыщешь,

Не случалось видеть мне

Дружбы той святей и чище,

Что бывает на войне.

Слова автора (Твардовский А.Т.). Глава 6. Тёркин ранен.

Автор о дружбе и взаимовыручке на войне, рассказывая о том, как незнакомый башенный стрелок укрывал своей одеждой и грел Тёркина.

Балагуру смотрят в рот,

Слово ловят жадно.

Хорошо, когда кто врёт

Весело и складно.

Слова автора (Твардовский А.Т.). Глава 2. На привале.

Попав в первый взвод Пехоты, Тёркин сразу становится своим. Его шутки и интересные рассказы помогают товарищам пережить тяготы военного времени.

Сочинения по произведению

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 2.9k 👀