Я убит подо Ржевом • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Твардовский А.Т. | Дата публикации: 1946 | Форма произведения: поэзия | Жанр: военный | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 11 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: образ погибшего солдата Темы: война и мир, героизм, патриотизм

Я убит подо Ржевом,

    В безымянном болоте,

    В пятой роте,

    На левом,

    При жестоком налете.

    Я не слышал разрыва

    И не видел той вспышки, –

    Точно в пропасть с обрыва –

    И ни дна, ни покрышки.

    И во всем этом мире

    До конца его дней –

    Ни петлички,

    Ни лычки

    С гимнастерки моей.

    Я – где корни слепые

    Ищут корма во тьме;

    Я – где с облаком пыли

    Ходит рожь на холме.

    Я – где крик петушиный

    На заре по росе;

    Я – где ваши машины

    Воздух рвут на шоссе.

    Где – травинку к травинке –

    Речка травы прядет,

    Там, куда на поминки

    Даже мать не придет.

    Летом горького года

    Я убит. Для меня –

    Ни известий, ни сводок

    После этого дня.

    Подсчитайте, живые,

    Сколько сроку назад

    Был на фронте впервые

    Назван вдруг Сталинград.

    Фронт горел, не стихая,

    Как на теле рубец.

    Я убит и не знаю –

    Наш ли Ржев наконец?

    Удержались ли наши

    Там, на Среднем Дону?

    Этот месяц был страшен.

    Было все на кону.

    Неужели до осени

    Был за н и м уже Дон

    И хотя бы колесами

    К Волге вырвался о н?

    Нет, неправда! Задачи

    Той не выиграл враг.

    Нет же, нет! А иначе,

    Даже мертвому, – как?

    И у мертвых, безгласных,

    Есть отрада одна:

    Мы за родину пали,

    Но она –

    Спасена.

    Наши очи померкли,

    Пламень сердца погас.

    На земле на проверке

    Выкликают не нас.

    Мы – что кочка, что камень,

    Даже глуше, темней.

    Наша вечная память –

    Кто завидует ей?

    Нашим прахом по праву

    Овладел чернозем.

    Наша вечная слава –

    Невеселый резон.

    Нам свои боевые

    Не носить ордена.

    Вам все это, живые.

    Нам – отрада одна,

    Что недаром боролись

    Мы за родину-мать.

    Пусть не слышен наш голос,

    Вы должны его знать.

    Вы должны были, братья,

    Устоять как стена,

    Ибо мертвых проклятье –

    Эта кара страшна.

    Это горькое право

    Нам навеки дано,

    И за нами оно –

    Это горькое право.

    Летом, в сорок втором,

    Я зарыт без могилы.

    Всем, что было потом,

    Смерть меня обделила.

    Всем, что, может, давно

    Всем привычно и ясно.

    Но да будет оно

    С нашей верой согласно.

    Братья, может быть, вы

    И не Дон потеряли

    И в тылу у Москвы

    За нее умирали.

    И в заволжской дали

    Спешно рыли окопы,

    И с боями дошли

    До предела Европы.

    Нам достаточно знать,

    Что была несомненно

    Там последняя пядь

    На дороге военной, –

    Та последняя пядь,

    Что уж если оставить,

    То шагнувшую вспять

    Ногу некуда ставить…

    И врага обратили

    Вы на запад, назад.

    Может быть, побратимы.

    И Смоленск уже взят?

    И врага вы громите

    На ином рубеже,

    Может быть, вы к границе

    Подступили уже?

    Может быть… Да исполнится

    Слово клятвы святой:

    Ведь Берлин, если помните,

    Назван был под Москвой.

    Братья, ныне поправшие

    Крепость вражьей земли,

    Если б мертвые, павшие

    Хоть бы плакать могли!

    Если б залпы победные

    Нас, немых и глухих,

    Нас, что вечности преданы,

    Воскрешали на миг.

    О, товарищи верные,

    Лишь тогда б на войне

    Ваше счастье безмерное

    Вы постигли вполне!

    В нем, том счастье, бесспорная

    Наша кровная часть,

    Наша, смертью оборванная,

    Вера, ненависть, страсть.

    Наше все! Не слукавили

    Мы в суровой борьбе,

    Все отдав, не оставили

    Ничего при себе.

    Все на вас перечислено

    Навсегда, не на срок.

    И живым не в упрек

    Этот голос наш мыслимый.

    Ибо в этой войне

    Мы различья не знали:

    Те, что живы, что пали, –

    Были мы наравне.

    И никто перед нами

    Из живых не в долгу,

    Кто из рук наших знамя

    Подхватил на бегу,

    Чтоб за дело святое,

    За советскую власть

    Так же, может быть, точно

    Шагом дальше упасть.

    Я убит подо Ржевом,

    Тот – еще под Москвой…

    Где-то, воины, где вы,

    Кто остался живой?!

    В городах миллионных,

    В селах, дома – в семье?

    В боевых гарнизонах

    На не нашей земле?

    Ах, своя ли, чужая,

    Вся в цветах иль в снегу…

    Я вам жить завещаю –

    Что я больше могу?

    Завещаю в той жизни

    Вам счастливыми быть

    И родимой отчизне

    С честью дальше служить.

    Горевать – горделиво,

    Не клонясь головой.

    Ликовать – не хвастливо

    В час победы самой.

    И беречь ее свято,

    Братья, – счастье свое, –

    В память воина-брата,

    Что погиб за нее.

Краткое содержание

В. Болтышев. Бой за город Ржев. Август 1942 г.

Сюжет произведения можно разделить на две части, которые последовательно переплетаются между собой. В первой части лирический герой повествует о себе. Мы узнаём, что он является солдатом, жизнь которого трагически оборвалась в результате  кровопролитного сражения под Ржевом. Герой рассказывает о затерянном в лесу болоте, где он подорвался на мине, теперь от него не осталось ничего. В момент смерти герой не услышал, как взорвалась бомба, он даже не ощутил боли, всё произошло за доли секунды. Мгновение – и человека не стало. От героя не осталось ничего, даже фрагмента гимнастёрки. Но, невзирая на физическое отсутствие тела, на земле осталась его душа, разговаривающая с читателями.

Во второй части произведения погибший воин обращается к тем, кому удалось остаться живыми в том кровавом сражении. Лирический герой призывает своих сослуживцев оставаться патриотами и защитить отчизну любой ценой. А тем счастливчикам, кому доведётся увидеть победу, герой завещает стать счастливыми, и ценить жизнь ради тех, кто погиб.

Речь лирического героя (погибшего солдата) сильна и пламенна. Он говорит о том, что душа его навеки осталась рядом с сослуживцами. Герой выступает от имени всех воинов, трагически погибших, защищая Родину. Он умоляет своих однополчан победить, невзирая ни на что: тогда его смерть, и смерть тысяч других солдат будет не напрасной. Лирический герой уверен в скорой победе, иначе и быть не может. Душа убитого солдата всем оставшимся на земле людям завещает большое счастье и длинную жизнь.

История создания

Военная литература чаще всего рождается из самых кровавых событий и трагических человеческих историй. Данное произведение не является исключением. Об истории его написания рассказал сам Твардовский в специальной заметке, напечатанной в 1969 г. В этой заметке поэт повествовал о том, что в конце лета 1942 г., в окрестностях города Ржева начался страшный бой с фашистами, который справедливо назвать настоящим адом.

Осенью 1942 г., находясь на лечении в госпитале, Твардовский увидел молодого бойца по имени Василий Бросалов, который был тяжело ранен в том самом страшном сражении. Парень находился на волосок от смерти. Приходя в сознание, он искал общения и подробно рассказывал о кровавой бойне под Ржевом. Известно, что матери Василия была отправлена похоронка «по ошибке»: парню всё же удалось выжить и поправиться. Стихотворение появилось на свет в 1946 г. Невзирая на тот факт, что прототипу лирического героя удалось остаться в живых, Твардовский написал произведение от лица убитого солдата.

Жанр, направление, размер

Произведение написано в жанре послания: в его основе лежит обращение погибшего воина к оставшимся в живых солдатам и современникам. Также в стихотворении заметны черты сюжетной лирики, когда лирический герой повествует о своей смерти, и об освобождении от фашистов захваченных территорий.

Поэтический размер – двустопный анапест. В произведении представлена перекрёстная рифмовка, мужская/женская. Стихотворение построено весьма гармонично: использование двустопного анапеста, очень редкого поэтического размера для русской поэзии, помогает донести до читателей основную идею, заложенную автором. Короткие строчки имеют отрывистое звучание, создавая, тем самым, нужное настроение.

Композиция

По семантической наполненности, произведение делится на две части. Эти две смысловые части не следуют одна за другой, а чередуются, при этом ещё и тесно переплетаясь:

  1. Первая часть – лирический герой (убитый солдат) повествует трагическую историю своей смерти в результате подрыва на вражеской мине.
  2. Вторая часть включает в себя послание погибшего лирического героя однополчанам и соотечественникам. В послании он призывает встать на защиту отчизны, и стать счастливыми в новой мирной жизни, после победы над фашистами.

С формальной точки зрения стихотворение включает в себя сорок два катрена (четверостишия).

Образы и символы

В произведении особого внимания заслуживают два образа:

  • образ лирического героя (погибшего солдата) – центральный. Лирическим героем произведения является воин, погибший в кровопролитном сражении под Ржевом. В последних строках стихотворения чувствуется слегка уловимое присутствие самого автора: ведь это именно он взывает к живым с мольбой помнить о погибших. Образ убитого солдата во многом собирательный: он состоит из миллионов безвинно павших на полях кровавых сражений, которым так и не довелось увидеть победное знамя над Рейхстагом. Автор говорит о том, что солдаты погибали в войну повсюду: по сути, вся русская земля представляет собой единую братскую могилу. Поэтому каждая травинка, выросшая из обагрённой солдатской кровью земли, кричит выжившим о тех, кому они обязаны своей жизнью и счастьем. Лирический герой подорвался в болоте на мине, от него не осталось ничего, даже кусочка шинели. Он мучается от одной лишь мысли, что в боях под Ржевом его однополчане могли отступить, не выдержать;
  • образ «дна и покрышки» – многим известно крылатое выражение: «Ни дна, ни покрышки», которое используется в разговорной ругательной речи в качестве присказки. Быть может, в стихотворении данное выражение также несёт ругательную функцию. Но, скорее всего, этимология этого выражения говорит читателям о том, что ожидает лирического героя после гибели. «Дно» и «покрышка» синонимичны гробу, которого нет у подорвавшегося на мине солдата: именно об этом он думает в последние секунды своей жизни. Лирический герой осознаёт, что его никогда не найдут и не похоронят – ведь от его тела ничего не осталось. С ним рядом лишь материнская память, которая исчезнет со смертью мамы. Погибший солдат рассуждает о том, что у миллионов погибших нет могил. Герои войны живы лишь в памяти будущих поколений.

Темы и настроение

Основные темы произведения, которые Твардовский поднимает перед читателями – тема патриотизма, тема чувства долга перед отчизной и тема памяти о воинах, павших на полях сражений. Твардовский говорит о том, что земное существование человека является лишь этапом на пути к бессмертию. Умершие солдаты, отдавшие свои жизни за Родину, своими душами навсегда останутся рядом с живыми, стремясь и после смерти поддержать их, направив на путь истинный. Настроенческий пафос проникнут чувством огромной благодарности всем героям войны, лишившимся жизни в окопах кровавых сражений.

Основная идея

Основная идея произведения сформирована автором в самом конце произведения. Лирический герой (убитый солдат) говорит: «Я вам жизнь завещаю – Что я больше могу?». Твардовский говорит о том, что самоотверженно кидаться под пули, отдавая свою жизнь во имя великой идеи – достойно всяческого уважения, но, всё же, это ложный посыл. Жизнь является наивысшей ценностью, нет ни одной идеи на свете, которая была бы выше жизни.

Средства выразительности

С помощью выразительных средств, Твардовский создаёт образ убитого солдата, передаёт всю гамму его переживаний. Автор использует следующие тропы:

  • эпитеты – «безымянное болото», «суровая борьба», «родимая отчизна»;
  • метафоры – «нас, что вечности преданы», «корни слепые ищут корма во тьме»;
  • частые обращения – «товарищи верные», «братья», «живые»;
  • аллитерации – автор нагнетает эмоции читателей посредством использования согласных звуков «Ш», «Ч», «С»: «Наши очи померкли, пламень сердца погас»;
  • инверсии – «на дороге военной», «товарищи верные», «дело святое»;
  • множество восклицательных и вопросительных предложений

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 7.5k 👀