Рабочая программа для 10 класса по учебному предмету «Биология» составлена на основе Федерального Государственного стандарта. В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
В 10 классе обобщаются знания о клеточном уровне жизни, видах клеток и неклеточных форм жизни, расширяются представления о самовоспроизведение организмов, генетических законах наследственности и изменчивости, о многообразии пород, сортов и штаммов организмов, полученных человеком в селекции.
Рабочая программа сохраняет традиции учебного предмета и вместе с тем полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта образования по биологии, представляя его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень лабораторных и практических работ.
Содержание программы сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:
Общая биология: Учебник для 10–11 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2013.
План
Введение (сентябрь)
- Биология как наука. Место биологии в системе наук
- Связь биологических наук с другими науками
- Значение биологии для понимания научной картины мира
Клетка (сентябрь – ноябрь)
- Неорганические соединения клетки
- Углеводы и липиды
- Свойства и функции белков
- Нуклеиновые кислоты
- Аденозинтрифосфорная кислота (АТФ) и другие органические соединения клетки
- Клеточная теория. Плазмолемма. Пиноцитоз. Фагоцитоз
- Цитоплазма. Немембранные органоиды клетки
- Мембранные органоиды клетки
- Ядро
- Обеспечение клетки энергией
Наследственная информация и реализация ее в клетке (декабрь – январь)
- Генетическая информация. Удвоение ДНК
- Биосинтез белков
- Регуляция работы генов у прокариот и эукариот
- Вирусы
- Генная и клеточная инженерия
Размножение и развитие организмов (январь – март)
- Бесполое и половое размножение
- Митоз
- Мейоз. Оплодотворение
- Зародышевое развитие организмов
- Постэмбриональное развитие
- Развитие взрослого организма
Основы генетики и селекции (март – май)
- Моногибридное скрещивание
- Генотип и фенотип
- Дигибридное скрещивание
- Сцепленное наследование генов
- Взаимодействие генов
- Модификационная изменчивость. Комбинативная изменчивость
- Мутационная изменчивость
- Наследственная изменчивость человека
- Селекция
- Методы селекции. Успехи селекции