Рабочая программа для 9 класса по учебному предмету «Биология» составлена на основе Федерального Государственного стандарта. В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов. Учащиеся получают знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:
Биология. Введение в общую биологию. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, Г.Г. Шевцов – М.: Дрофа, 2013.
План
Введение (сентябрь)
- Биология – наука о живой природе
- Признаки живого. Методы биологии
- Уровни организации живой природы
- Роль биологии в формировании картины мира
Основы цитологии – науки о клетках (сентябрь — октябрь)
- Цитология как наука. Химический состав клетки
- Методы цитологии. Клеточная теория
- Строение клетки
- Многообразие клетки
- Обмен веществ и энергии в клетке. Фотосинтез, синтез белка
- Биосинтез белков. Генетический код и матричный принцип биосинтеза белков
- Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке
- Нарушения строения и функций клеток — основа заболеваний. Генетические нарушения в клетках, инфекционные и онкологические заболевания
- Неклеточные формы жизни: вирусы
Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (ноябрь)
- Формы размножения организмов. Бесполое размножение
- Половое размножение
- Половые клетки: особенности строения
- Жизненный цикл клетки. Митоз и мейоз
- Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
- Непрямой и прямой типы развития
- Эмбриональный и постэмбриональный периоды онтогенеза
Основы генетики (декабрь-январь)
- Генетика как отрасль биологической науки
- Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип
- Основные генетические понятия. Генетическая символика
- Закономерности наследования
- Хромосомная теория наследственности. Генетика пола
- Основные формы изменчивости организмов. Генотипическая изменчивость
- Комбинативная изменчивость
- Методы изучения наследственности человека
- Составление родословных человека. Генетика и здоровье человека
Основы селекции и биотехнологии (февраль)
- Основы и методы селекции
- Достижения мировой и отечественной селекции
- Биотехнология: достижения и перспективы развития
- Метод культуры тканей. Клонирование
Эволюционное учение (март)
- Учение об эволюции органического мира
- Чарльз Дарвин – основоположник учения об эволюции
- Вид. Критерии вида
- Популяционная структура вида
- Видообразование
- Адаптация как результат естественного отбора
- Основные результаты эволюции
- Современные проблемы эволюции
Возникновение и развитие жизни на Земле (апрель)
- Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни
- Органический мир как результат эволюции
- История развития органического мира
Взаимосвязи организмов и окружающей среды (апрель-май)
- Экология как наука
- Влияние экологических факторов на организмы
- Экологическая ниша
- Структура популяции
- Типы взаимодействия популяции разных видов
- Экосистемная организация живой природы. Компоненты экосистем
- Структура экосистем
- Поток энергии и пищевые цепи
- Искусственные экосистемы
- Экологические проблемы современности