Смысл названия пьесы «Гроза»
Путь к любому произведению начинается с его названия. Поэтому, чтобы написать сочинение о смысле названия драмы А. Н. Островского «Гроза», нужно понять, в чём его особенность.
Особенности названий пьес Островского
Обратите внимание на то, что названия пьес русского драматурга были довольно отчётливо связаны с содержанием пьес и в какой-то степени предсказывали его. Они указывали либо на семейную ситуацию («Бедная невеста», «Воспитанница»), либо на социально-экономическую («Доходное место»). Самая большая группа пьес в названиях содержала пословицы и поговорки: «Светит, да не греет», «Бедность не порок», «В чужом пиру похмелье». Эти названия в той или иной степени дают направление читательским ожиданиям. Название же «Гроза» совершенно необычно. В чём же его смысл? На этот вопрос и должно ответить ваше сочинение.
Заметьте, что именно с грозой связано развитие сюжета. В явлениях 8 и 9 действия 1 – завязка действия, в действии 4 в явлениях 4-6 – кульминация.
Цитаты, содержащие слово «гроза»
О грозе говорят разные герои пьесы, наполняя слово разным значением. Вам поможет наша таблица, в которой собран цитатный материал. В речах персонажей смысл слова, вынесенного в заглавие пьесы, загадочно и многозначно.
Персонаж | Цитатный материал |
Варвара | «Да что ты боишься: ещё далеко гроза-то».
«Никак гроза? Да и дождик накрапывает». «Что-то братец нейдёт. Вон никак гроза заходит». (Катерине) «Я и не знала, что ты так грозы боишься». |
Катерина | «(с ужасом) Гроза!» |
Кулигин | «Не гроза, а благодать. Ну чего вы боитесь, скажите на милость. Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! У вас все гроза! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь». |
Дикой | «Гроза-то нам в наказание посылается». |
Тихон | «Недели две никакой грозы надо мной не будет». |
Горожанин | «Эта гроза даром не пройдёт. Либо уж убьёт кого-нибудь, либо дом сгорит». |
Можно отметить, что по этому поводу много писали русские критики. Например, С.П. Шевырёв о названии пьесы писал язвительно, с издёвкой и сарказмом: «А как же вы в афишке пропустили Грозу? Ведь она тоже действующее лицо – и кто её играет?» М. И. Писарев, театральный актёр и критик, писал иначе: « Смешно, как некоторые в «Грозе» видят только небесную грозу. Нет, небесная гроза здесь только гармонизирует с грозою нравственною, ещё более ужасною. И свекровь – гроза, и сознание преступления – гроза». Катерина кается под действием «внутренней грозы – грозы совести, сопутствуемой грозою небесною».
Значение слова «гроза» в контексте пьесы
Таким образом, в работе можно упомянуть несколько значений «грозы»:
- это угроза небесного наказания;
- гнёт власть имущих;
- нравственная гроза в душе Катерины (гроза совести);
- огонь небесный, Страшный суд.
Подводя итог, упомяните, что с грозой ассоциативно связаны слова «освежающий», «ободряющий», очищающий». Об этом писал Н. А.Добролюбов в знаменитой статье «Луч света в тёмном царстве». Очищение приносит гроза, а значит, зритель или читатель должен почувствовать то, что называется катарсисом, обновлением и возвышением.
Подводя итог, скажем следующее: «Итак, А.Н. Островский универсально реализовал метафорическое значение слова гроза в пьесе. Название пьесы — это образ, символизирующий не только стихийную силу природы, но и грозовое состояние общества, грозу в душах людей».
План сочинения
В своём сочинении можно опираться на план.
- Значение слова “гроза”. Оценка названия в русской критике.
- Реализация метафорического названия в драме Островского.
- Дикой и Кабаниха – “гроза” для калиновцев.
- Предчувствие несчастья и страх Катерины после первого удара грома.
- Катерина потрясена унижением в сцене прощания Тихона перед отъездом в Москву.
- Кулигин о грозе как о благодати.
- На фоне грозы Катерина признается в измене.
- Катерина – жертва “внутренней грозы”, “грозы совести”.
- Гибель Катерины, подобно грозовому разряду, освещает жизнь Калинова, приносит очищение.
Первый вариант сочинения
«Гроза» — это одно из самых ярких произведений, написанных А.Н. Островским во времена значительных перемен, происходящих в русском обществе. И не случайно автор выбрал именно такое название для своей пьесы.
В слове «гроза» скрыт большой смысл. Здесь гроза – это не только устрашающее природное явление, это ещё и символ неизбежных перемен в тёмном царстве, в том образе жизни, который установился уже несколько веков назад в России.
На фоне прекрасной спокойной природы изображается невыносимая жизнь людей города Калинова, испытывающих постоянный гнёт со стороны власть имущих. Они живут в постоянном ожидании «грозы», которая может разразиться над их головами. Да и верят они в то, что гроза в «наказание за грехи даётся».
Слово «гроза» упоминается в сцене отъезда Тихона из родного дома. Он говорит о том, что две недели над ним не будет никакой грозы. Он всегда радуется таким поездкам, потому что мечтает хоть ненадолго вырваться из-под власти своей деспотичной матушки, почувствовать себя свободным человеком. Для Тихона гроза — символ гнёта, тирании матери, страха перед ней, опасение наказания. И, кроме этого, он считает грозу Божьей карой за совершённые грехи, как и все жители Калинова. В том числе и Катерина, которая осознаёт, что любовь к Борису – это большой грех, но ничего не может с собой поделать.
У слова «гроза» в названии пьесы много значений. Кроме всего вышеперечисленного, она ещё является и символом любви Катерины к Борису. Их взаимоотношения такие же непостоянные и неспокойные, как никому не подвластная природная стихия. Эта любовь не приносит никому радости: ни Борису, ни Катерине. Как и гроза, она несёт только разрушение.
Катерина – замужняя женщина, которая поклялась своему мужу в верности перед Богом. Она не должна ему изменять, но так и не смогла полюбить того, кто не может защитить свою женщину. Со временем нерастраченная теплота нашла выход: жаждущая настоящего чувства Катерина встретила Бориса и сразу же в него влюбилась. Однако их взаимоотношения были обречены. Борис был слишком нерешительным, он не осмелился перечить своему дяде, от которого полностью зависел. Расставаясь с Катериной, он говорит ей о том, что нужно покориться судьбе, и оставляет её, подчинившись решению Дикого.
Именно гроза послужила толчком к развязке конфликта. Катерина, измученная «грозой» собственной совести, приняла удары грома после появления сумасшедшей барыни за знак свыше, который пророчил ей скорую погибель. Не желая больше мириться с подневольным существованием и испытывать «грозу» собственной совести, Катерина бросилась в волны Волги. Она предпочла смерть лживой и лицемерной жизни «темного царства».
Таким образом, назвав свою пьесу «Гроза», А.Н. Островский показал, что общество, живущее по законам, которые лишают человека свободы и права на проявление своих чувств, обречено на гибель. Перемены в таком мире неизбежны, как обновление природы после грозы. И этим символическим сравнением автор выразил свои надежды на необходимые изменения в современной ему России. Итак, А.Н. Островский реализовал метафорическое значение слова гроза в пьесе. Название пьесы — это образ, символизирующий не только стихийную силу природы, но и грозовое состояние общества, грозу в душах людей.
Второй вариант сочинения
«Гроза», одно из самых известных произведений А.Н. Островского, было создано в 1859 году – в период ощутимых произведений перемен в российском обществе. Поэтому неудивительно, что именно такое название дал своей пьесе автор. Слово «гроза» имеет несколько значений в пьесе. Во-первых, это явление природы, во-вторых, символ надвигающихся перемен в «темном царстве» — многовековом общественном укладе в России.
В основе произведения конфликт консерваторов и новаторов. На лоне прекрасной природы Островский прорисовывает невыносимую жизнь горожан Калинова. Катерина – главная героиня, не выдерживает гнета, что выражается в изменениях природы – сгущаются тучи, слышны раскаты грома. Грядут какие-то страшные перемены.
Первым произносит слово «гроза» Тихон, называя так атмосферу страха и деспотизма в собственном доме. Дикой, говоря о грозе, вспоминает о таком понятии как наказание. Боязнь божественного возмездия устрашает всех героев, в том числе и религиозную Катерину, которая осознает греховность своей связи с Борисом.
Не боится грозы только механик Кулигин, воспринимая ее как некое величавое зрелище, проявление силы стихии, а не опасности для людей.
Итак, гроза в обществе уже началась. Катерина больше не способна жить по старым домостроевским принципам, она жаждет свободы, но сил бороться с системой у нее больше нет. Раскаты грома предсказывают героине скорую смерть. Предсказание сумасшедшей барыни явилось толчком к развязке событий.
Катерина напугана, так как она глубоко верующий человек. Она не смогла нести тяжесть греха в своем сердце, не смогла смириться с устройством общества, его правилами, поэтому бросилась в объятья Волги.
Гроза – еще и знак любви Катерины и Бориса. Их отношения – это настоящая стихия, не приносящая радости ни ему, ни ей. Борис был единственным, кто понимал трагедию Катерины, но ничем не мог ей помочь, потому что ему не доставало решительности.
Название пьесы говорит о стихийности происходящих в обществе середины 19 века перемен. Но если в природе после грозы наступают обновления, то в жизни всё сложнее, хотя «гроза», разыгравшаяся в городе после смерти Катерины, всё же несёт что-то новое, свежее, меняющее жизнь людей. Смерть героини словно освещает жизнь города, несмотря на трагедию.