Лука | главный герой в произведении "На дне"

нет детей никогда не был женат/замужем совершение преступления

Лука. Актер Алексей Грибов. Спектакль “На дне”

Лука – один из главных героев пьесы М. Горького “На дне”; старик-странник, зашедший в ночлежку Костылева и оказавший большое влияние на всех ее обитателей.

Описание героя

Лука – шестидесятилетний старик. Он любит читать проповеди, остер на язык, часто вставляет в речь прибаутки и афоризмы.

Странник мало говорит о себе. Лишь в разговоре с Пеплом он сообщает кое-какие детали своей биографии. Судя по всему, в молодости Лука увлекался женщинами (“Я их, баб-то, может, больше знал, чем волос на голове было”). Предотвратив расправу Васьки над Костылевым, старик намекает, что когда-то совершил такую “ошибку”. Лука упоминает о жизни в Сибири, из чего можно заключить, что он побывал там на каторге или поселении. Старик не имеет паспорта. Он, вероятно, сбежал и теперь бродит по стране.

Странствия выработали у Луки особую жизненную философию. Он находит зерно человечности в отвернутых обществом обитателях самого “дна” (“Я и жуликов уважаю”). Старик способен возродить надежду в людях, которые уже давно смирились со своим нравственным падением. Лука верит, что главная цель человеческой души – стремление к идеалу. Ее можно достигнуть усилием воли: “Кто крепко хочет – найдет!”; “Человек все может, лишь бы захотел”.

Философ-босяк испытывает живое чувство любви и жалости к людям. Он подчеркивает, что любого человека нужно уважать. Лука выступает утешителем всех страдальцев, проповедником примирения с тяжелой жизнью. Свою доброту и отзывчивость он объясняет следующим образом: “Мяли много, оттого я и мягок”.

Роль героя в произведении

Бесхитростные “проповеди” Луки оказывают огромное воздействие на обитателей ночлежки. В павших души пробуждаются давно забытые надежды. Лука поддерживает сладкие мечты босяков или дает им новые. Умирающую Анну он убеждает в том, что после смерти наступит покой в царстве небесном (“Помрешь – отдохнешь”). Что характерно, старик советует женщине не надеяться на выздоровление, так как это повлечет за собой лишь новые страдания.

Лука внимательно выслушивает рассказы проститутки Насти о былой неземной любви. Он прекрасно понимает, что это лишь глупые, основанные на посредственных любовных романах, выдумки девушки, уставшей от грязной жизни на “дне”. Найдя единственного слушателя, который ей верит (по крайне мере, делает такой вид), Настя чувствует себя легче и надеется когда-нибудь навсегда покинуть ночлежку. Странник дает надежду спившемуся Актеру, рассказывая ему о специальной больнице, где лечат от алкоголизма (“Вылечишься и начнешь жить снова”). Пеплу Лука расписывает райскую жизнь в Сибири и настоятельно советует вору бежать туда, захватив с собой любимую женщину.

Обитатели ночлежки по-разному относятся к “старцу лукавому”. Василиса открыто называет Луку “проходимцем”. Барон считает его “шарлатаном”. Клещ справедливо отмечает, что старик “правды… не любил”. Пепел говорит Луке: “Врешь ты хорошо”. Главным защитником Луки выступает, как это ни странно, его антипод – Сатин, который утверждает, что бродячий философ действует на него, “как кислота на старую и грязную монету”. Лука стимулирует пробуждение в Сатине человеческого самосознания. Защищая старика, Сатин говорит: “Он врал… из жалости к вам”; “Есть ложь утешительная, ложь примиряющая”; “Он – умница!”.

По мнению В. Ф. Ходасевича, Лука – центральный персонаж пьесы. Он появляется, чтобы обольстить жителей “дна” утешительной ложью о царстве добра и тем самым облегчить им безрадостное существование. После исчезновения странника жизнь вновь становится страшной.

Отношение автора к герою

Горький, как известно, был недоволен тем, как образ Луки восприняли критики и зрители спектакля. Для писателя-марксиста примирительная позиция философа, его искренняя вера в просветление общества, смирение и доброта – вредные качества, расслабляющие людей и отвлекающие их от суровой действительности и борьбы. Горький называл этого героя “жуликом”. Однако Лука вызывает гораздо больше симпатии, чем его антипод – глашатай новой общественной правды Сатин. Горький неосознанно вложил в образ странника личные, отличающиеся от марксистских представления о добре и справедливости.

Прототипы

Принято считать, что образ философа-босяка Луки является карикатурным портретом Л. Н. Толстого. Писатели были лично знакомы и часто спорили, обсуждая политические, философские и социальные проблемы. Жизненная позиция Луки напоминает взгляды Толстого. Схожие черты есть в биографиях Льва Николаевича и литературного героя: бурная молодость, резкий перелом в мировоззрении, смирение в старости.

Экранизации

Пьеса М. Горького “На дне” была экранизирована несколько раз, в том числе за рубежом. Наиболее удачной считается картина “Без солнца” (1987 г.), в которой роль Луки исполнил Народный артист СССР М. А. Глузский.

Литература

  1. Акимов В. М. От Блока до Солженицына. Путеводитель по русской литературе XX века. – СПб., 2010.
  2. Андреева Ю. И. Откуда приходят герои любимых книг. – М., 2018.
  3. Басинский П. В. Горький: Страсти по Максиму. – М., 2018.
  4. Максим Горький. Pro et contra. – СПБ., 1997.
  5. Трубина Л. А. Русская литература XX века. – М., 1999.
Владислав Валерьевич | Просмотров: 66 | Оценить:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *