Тарас Бульба (герой) •
главный герой
💡
В галерее ярких, запоминающихся персонажей, созданных Николаем Васильевичем Гоголем, особое место занимает мужественный и свободолюбивый образ казака Тараса Бульбы. Масштабность и самобытность этого героя никого не оставляет равнодушным. Трагическая судьба Тараса напрямую связана с освободительной борьбой украинского народа против польских шляхтичей. Образ Тараса Бульбы считается одним из самых неоднозначных и противоречивых в русской литературе.
Краткая характеристика, внешность
Автор характеризует героя, как человека преклонных лет, седого и тучного: «чрезвычайно тяжел и толст». Рост у Тараса средний, тело крепкое и мускулистое. Оселедец на выбритой голове и длинные усы, как визитная карточка настоящего казака. Свидетельством жестоких сражений служат многочисленные рубцы и шрамы, покрывающие лицо и тело героя. Тарас носит традиционную одежду запорожских казаков: широкие шаровары и папаху; несмотря на возраст, отлично держится в седле, из оружия при нем фитильное ружье, сабля и пистолеты. Завершает образ курительная трубка, которую герой никогда не выпускает из рук.
Бульба умен и неплохо образован, во многом из-за этого он выбран наказным атаманом. Он хороший оратор: его речь перед сражением под Дубно настолько пламенна и патетична, что зажигает сердца товарищей и придает им уверенности в победе.
Характер героя
По характеру Тарас Бульба человек весьма непростой. К основным его чертам можно отнести упрямство, свободолюбие, нетерпение. Его напористость нередко становится причиной всевозможных конфликтов. Он не любит вести дипломатические переговоры, руководствуется не здравым смыслом, а эмоциями. Любовь к свободе не позволяет ему засиживаться в четырех стенах, для его вольной казачьей души необходимы воля и простор. Его редко можно увидеть на хуторе, промаявшись несколько дней от тоски и безделья, он снова торопится вернуться на Сечь. Жизнь вне семьи очерствила душу Тараса, сделала его грубым и жестоким. Причем эта жестокость проявляется не только по отношению к недругам, но и к домочадцам.
К положительным свойствам его личности можно отнести патриотизм и верность Родине, стойкость в борьбе за ее независимость, духовную силу, гордость, смелость, уважительное отношение к товарищам. Но, как и любому человеку, Тарасу свойственны и отрицательные черты: неуступчивость, упрямство, резкость, суровое отношение к близким, неуправляемая «беспощадная свирепость» к врагам. Примером такой необузданной ярости, ошеломившей даже казаков, становится месть полякам за смерть старшего сына, Остапа. Ослепленный ненавистью к «ляхам», Тарас уничтожает в огне восемнадцать деревень, не задумываясь над тем, что там находятся не только враги, но и женщины с маленькими детьми.
Отношения с женой и сыновьями
Если многие казаки идут служить на Сечь из-за тяжелого материального положения, то Бульба, наоборот, крепко стоит на ногах и является вполне зажиточным: у него имеется свой хутор и хозяйство, ведением которого занимаются его жена и двое сыновей.
С женой Тарас видится не часто – один-два раза в год, и отношения между супругами далеки от идеальных. В казачьей среде в целом отношение к женщине всегда было весьма специфическим. Мужчины, проводившие основную часть жизни в походах, утрачивали по отношению к женам чувства любви, нежности, жалости. Побои и жестокое обращение были нормой практически в каждой второй семье. Не была исключением в этом смысле и семья Тараса Бульбы.
Когда-то молодой казак Бульба женился по любви, и в этом браке родились двое сыновей – Остап и Андрий. Но с течением времени Тарас огрубел и очерствел душой. Теперь, во время его коротких визитов на хутор жене достаются не только словесные придирки и обвинения, но и побои. Такое поведение Тараса не встречает никакого сопротивления, поэтому становится для него нормой. Называет он жену не иначе, как «баба», а свою жестокость по отношению к ней не скрывает даже на людях.
В отношении сыновей Тарас также скуп на ласку и доброе слово. Несмотря на то, что герой испытывает недоверие к наукам, он понимает, что его дети должны получить образование. Он отправляет братьев в Киевскую духовную академию (бурсу). Закончив ее, они возвращаются в отцовский дом, где их встречают родители – мать со слезами на глазах, отец – со смехом, потешаясь над их длинной одеждой (свитками). Со старшим, Остапом, Тарас даже в шутку сражается на кулаках, желая ему стать настоящим казаком, способным дать отпор любому обидчику.
Дальнейшая судьба братьев уже определена Тарасом, который считает, что их место на Сечи, среди защитников родины. Не дав матери вдоволь налюбоваться на сыновей, Бульба отправляется с ними на Сечь.
Тарас Бульба на Сечи
Тарас состоит в звании полковника и всегда принимает личное участие во всех схватках и битвах. К тому же, он старается углубить свои знания в области военной стратегии, и это ему неплохо удается. Некоторые разработанные им воинские тактики вызывают восхищение товарищей по службе. Тарас привычен к отсутствию комфорта и легко переносит все неудобства полевой жизни. Такой же подход к воинской службе Бульба старается привить своим сыновьям, он мечтает видеть их храбрыми и мужественными защитниками родины.
Бульба надеется на то, что прибыв на Сечь, сыновья смогут сразу же принять участие в боевых действиях. Он желает, чтобы его дети сами ощутили, что значит нюхнуть пороха. Однако ничего подобного в ближайшее время не планируется. Но упрямый Тарас не желает мириться с таким положением дел, ему срочно нужна война. Для этого он смещает с должности кошевого и ставит на его место своего человека, готового немедленно организовать поход. Казаки идут войной на Польшу и захватывают город Дубну. Такое безрассудство Тараса в дальнейшем оборачивается настоящей трагедией и, в первую очередь, для него самого.
Отношения с товарищами
Несмотря на сложный и суровый характер, Тарас пользуется всеобщим уважением. У него много верных и надежных друзей, которые признают его авторитет, любят его за преданность делу и несгибаемый характер. Бульба умеет дружить по-настоящему, поэтому ценит отношения с товарищами. Автор приводит яркую и страстную речь Тараса о великой ценности дружбы, которую он произносит перед боем. Его цель – поддержать воинственный дух казаков перед кровопролитным сражением. Сам Тарас во время боя ведет себя как неустрашимый боец, готовый отстаивать победу ценой собственной жизни. Даже в самый критический момент у Бульбы не возникает мысли покинуть поле битвы, он до конца остается верным своим товарищам. Казаки во всем поддерживают и доверяют Тарасу, поэтому единогласно выбирают его своим атаманом.
Трагическая судьба сыновей
Наиболее полно образ героя раскрывается в его взаимоотношениях с Андрием. Младший сын, влюбившись в польскую панночку, поступает предательски и переходит в стан врага. Затмившая его разум любовь оказывается сильнее чести и долга перед отцом и перед Родиной. Узнав об измене, Тарас, не раздумывая, стреляет в Андрия, сопровождая свой поступок чудовищной фразой: «Я тебя породил, я тебя и убью». Он даже не желает предавать тело сына земле, так как считает, что его и так есть кому оплакивать.
Для Бульбы Андрий перестает быть сыном с момента его измены, отныне в его глазах он является только предателем, поэтому герой не видит повода оставлять его в живых. Смерть Андрия – это наказание за его вероотступничество и за любовь к дочери врага. Грехопадение сына тяжким грузом и несмываемым позором ложится на плечи отца. Поэтому Бульбу не терзают угрызения совести, он считает, что поступает так, как ему велят его совесть и честь.
Совсем иначе складываются отношения Тараса со старшим сыном. Остапа можно назвать полной копией отца: он во всем разделяет его взгляды. Бульба уверен, что на сына всегда можно положиться, и он никогда не подведет. Но Остап попадает в плен, и Тарас в отчаянии, всеми силами старается спасти единственного сына. Он пытается пробраться в стан врага, но его план проваливается. Остапа приговаривают к публичной казни.
Сцена смерти Остапа наполнена глубоким трагизмом. Отец, пытаясь оставаться незамеченным, наблюдает за казнью из толпы. «Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? Что было тогда в его сердце?» Перед самой казнью Остап произносит: «Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!» Бульба мысленно поддерживает сына, считает его слова правильными. Так и должен поступать истинный казак, патриот своей земли, не склонивший голову перед лютой смертью.
После смерти Остапа Бульба клянется жестоко отомстить врагам. Он поднимает многотысячный отряд казаков и идет в поход на поляков. Не щадя никого, он грабит и сжигает деревни, его свирепость не знает границ. Так он мстит за гибель сына, за товарищей, за несбывшиеся мечты, за поруганную Отчизну.
Смерть Тараса Бульбы
Смерть Остапа подкосила Тараса, эта трагедия словно лишила его рассудка. Его действия перестают подчиняться логике. Он намеренно идет на неоправданный риск, игнорирует приказы, направленные на установление перемирия с поляками. Вся сущность старого Тараса пропитана жаждой мщения. В его памяти Остап остается отважным и честным казаком, у которого впереди было большое будущее.
Несмотря на официально установленное перемирие, Бульба собирает людей и снова начинает грабить и уничтожать польские поселения. Во время одного из таких походов его берут в плен и приговаривают к страшной казни – сожжению на костре. Костер разведен прямо под деревом и Тарас, объятый пламенем, находит в себе силы, чтобы указать товарищам путь к отступлению. Его смерть – это образец невероятной внутренней силы и глубочайшего патриотизма. Последние слова героя звучат, как напутствие казакам вернуться и продолжить дело по освобождению родного Отечества.
Роль героя в произведении
Несмотря на положительные качества, образ Бульбы весьма неоднозначен. Герой не создан для семейного очага, неласков и груб с женой, ему больше по душе вольная жизнь казака, поэтому всю жизнь он проводит на Сечи. Поведение Тараса соответствует эпохе, в которой происходят описываемые события. Невозможно быть всецело положительным, когда враг топчет родную землю, убивает родных, оскорбительно относится к вере и традициям. Этим объясняется беспощадность и жестокость героя, с которой он стирает с лица земли польские деревни. В то же время, Бульба является верным товарищем, по-доброму относится к своим соратникам. Он любит сыновей, но в решающий момент поступается кровными узами и выбирает Отечество. После смерти младшего сына казак присутствует на казни старшего, в душе гордясь той стойкостью, с которой Остап переносит пытки.
Тем не менее, создавая образ Тараса Бульбы, Н.В. Гоголь постарался вложить в него самые лучшие черты, свойственные казачеству: патриотизм, непримиримость к врагу, беспощадность к предателям, отвагу и гордость. До самой смерти герой остается верен своему Отечеству и христианской вере, как незыблемому оплоту, объединяющему всех православных людей.
Отношение автора к герою
В качестве названия для своей повести Н.В. Гоголь выбирает имя и фамилию главного действующего лица – Тараса Бульбы. Это можно расценивать, как уважение автора к герою, его нелегкой судьбе, испытаниям, которые ему довелось пережить. Но Гоголь вовсе не идеализирует Тараса, его отношение к Бульбе на протяжении повествования меняется не один раз.
В обращении Тараса с речью перед битвой звучат слова: «Итак, выпьем, товарищи, за святую православную веру: чтобы пришло наконец такое время, чтобы везде была бы одна святая вера, выпьем и за Сечь, за всех христиан, какие ни есть на свете!» В этом эпизоде чувствуется уважительное отношение к герою, как к истинному христианину, готовому пожертвовать жизнью ради веры и Отечества.
После того как Тарас убивает младшего сына, не простив ему предательства, в глазах окружающих он становится сыноубийцей. Если учесть, что события происходят на фоне борьбы украинцев за независимость, поступок Тараса можно оправдать. В тексте также можно найти отрицательное отношение автора к предательству Андрия: «А что мне отец, товарищи и отчизна?… Отчизна моя – ты!» Поэтому Гоголь не осуждает Бульбу, решившего судьбу сына с позиции не отца, а гражданина: «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи? Так продать? Продать веру? Продать своих?» – с такими словами обращается Тарас к Андрию.
Глубокое сопереживание герою чувствуется и в описании казни старшего сына Бульбы, Остапа: « Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? Что было тогда в его сердце?» – с горечью восклицает автор, разделяя горе старого казака. Ведь нет для человека большей трагедии, чем пережить своего ребенка!
Далее симпатия автора сменяется осуждением Бульбы за его чрезмерную жестокость. Дав себе слово отомстить за Остапа, Тарас, преступая через христианскую мораль, не щадит даже мирных жителей, включая женщин и маленьких детей.
В финале повести, описывая мученическую смерть Тараса Бульбы, автор снова проявляет симпатию к своему герою: «Не на костёр глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались жечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались казаки: ему с высоты все было видно как на ладони». В этих словах заключено глубокое сочувствие и восхищение стойкостью Бульбы перед лицом неминуемой смерти.
Развитие героя по мере сюжета
В самом начале произведения Тарас Бульба представляет собой удалого, полного сил казака, радующегося возвращению сыновей. Он не может долго пребывать на хуторе, его место на Сечи, весь смысл его жизни заключается в борьбе за независимость Украины.
После собственноручной расправы над Андрием и гибели Остапа сердце Тараса окончательно черствеет. Он проявляет неслыханную жестокость по отношению и к врагам, и к мирному населению польских деревень. Но пережитые потрясения не могут сломить могучую силу его духа. Это ярко проявляется в сцене его казни. Даже в последние минуты жизни Тарас думает о своих товарищах. Увидев, что казаки поняли его указания, у него из груди вырывается вздох облегчения. Последние слова он обращает к ненавистным ляхам: «Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся казак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..»
Прототипы
У главного героя повести Н.В. Гоголя нет конкретного прототипа. Существует версия, что им мог быть один из предков самого автора, запорожский казак по имени Остап Гоголь. Он был участником восстания Богдана Хмельницкого, а его двум сыновьям довелось побывать в заложниках у гетмана Потоцкого.
В споре о прототипах фигурирует и имя гетмана Наливайко. Если учесть, что Тарас Бульба со своим войском почти подошел к Кракову, а был казнен на Днестре, то можно обнаружить сходство с казачьими походами под командованием Северина Наливайко. В итоге гетман также был пленен и казнен под Лубнами.
Возможным прототипом также считают Ивана Гонту, который возглавил восстание против поляков на Правобережной Украине. Согласно народной легенде, Гонта убил двух своих сыновей, бывших на службе у поляков. Другим совпадением с повестью является жестокая расправа над жителями Умани, которую учинили казаки Гонты. За эти зверства казак Гонта, как и Тарас Бульба, был приговорен к мучительной казни.
Еще одним прототипом Бульбы мог быть предок Миклухо-Маклая. Основанием этому послужило одно предание, которое Гоголь услышал от своего одноклассника Гриши Миклухи. Речь в нем шла об Охриме Миклухе, соратнике Богдана Хмельницкого. У Охрима было три сына: старший Назар, средний Хома и младший Емельян. Назару повстречалась полячка, которую он полюбил так сильно, что предал своих товарищей. Его брат Хома выкрал Назара и за измену заколол его кинжалом, но вскоре погиб и сам. Самый младший из братьев, Емельян стал продолжателем рода Миклух.
Экранизации героя
Самые первые экранизации повести относятся к эпохе немого кино. В 1909 году образ воинственного казака Бульбы воплотил на экране актер Анисим Суслов. В последующем экранизацией повести занимались немецкие, английские, французские и американские кинематографисты. Фильм «Тарас Бульба» 1936 года снимался во Франции, но поставил картину российский режиссер Алексей Грановский. В роли полковника Бульбы снялся французский актер Гарри Бор. Особого внимания, по мнению зрителей, заслуживает американская кинолента, вышедшая в 1962 году с Юлом Бриннером в главной роли.
Самой знаковой экранизацией повести Гоголя стала работа режиссера Владимира Бортко. Фильм вышел на экраны в 2009 году. Приглашенный на роль Бульбы актер Богдан Ступка настолько впечатлил зрителей, что стал ассоциироваться со своим героем. Фильм снимался в Украине, России и Польше.
Герой за пределами произведения
В 2009 году в селе Келеберда Полтавской области был открыт памятник легендарному герою повести Н.В. Гоголя, Тарасу Бульбе. Автор бронзовой композиции – народный художник Украины Владимир Чепелик. Герой изображен сидящим на берегу Днепра, рядом с ним пасется его конь.
В 2010 году памятник самому знаменитому казаку был открыт в Запорожье, на Хортице. Автор каменной скульптуры – Сергей Канищев. По традиции каждый гость Хортицы должен обязательно сфотографироваться с увековеченным в камне гоголевским героем.
Литература
- Снежневская М.А. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». М., 1990.
- Машинский С. Историческая повесть Гоголя. М., 1940.
- В. Воропаев «О Гоголе и его главной книге», «Литература в школе» №2, 1989.
- Анненкова Е.И. Повесть «Тарас Бульба» в контексте творчества Н.В.Гоголя. //Анализ художественного произведения. М., 1987.
- Казарин В.П. Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Вопросы творческой истории. Киев-Одесса, 1986.
- Машинский С.И. Поэзия народного подвига (Повесть «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя). //Вершины. Книга о выдающихся произведениях русской литературы. М., 1978.
- Хоцянов К. Опыт разбора «Тараса Бульбы». СПб., 1883.
намана