Разбор задания №23 ЕГЭ по обществознанию
Первичный бал: 1 Сложность (от 1 до 3): 1 Среднее время выполнения: 1 мин.
Двадцать третье задание также связано с приведенным текстом, но оно несколько сложнее, чем 21 и 22 – поэтому за него можно получить не 2, а 3 первичных балла. В нем нужно давать характеристику различных понятий и приводить примеры к ним, основываясь не столько на данных текста, сколько на собственных знаниях из курса обществознания. Иногда требуется и находить формулировки, приведенные авторами. Нужно помнить, что 3 балла можно получить только за полностью правильно выполненное задание – например, если требуется привести 3 признака федерации в устройстве России, приводятся все 3 и правильно. Если же допущена одна ошибка, выпускник получает 2 первичных балла. Если допущено две ошибки, выпускник получит 1 первичный балл, и если все написано неверно – не получит вообще. Получается, что даже если написать хоть что-то правильно, можно получить несколько баллов – а при поступлении в университет решающим может оказаться даже один балл. На экзамене может попасться текст по любому из блоков – политика, право, экономика, человек и общество, социальные отношения. Для успешного выполнения этого задания нужно «набить руку» - прорешать много тестовых вариантов. Давайте рассмотрим примеры некоторых текстов и заданий к ним.
Задание EO2303s
Одной из важных черт социального института является его соответствие «социальной потребности». Люди, видимо, не могут существовать без коллективных объединений — общностей и обществ, которые сохраняются в течение длительного времени. Эта тенденция, наверное, обусловлена биологической зависимостью людей друг от друга, преимуществами сотрудничества и разделения труда в целях выживания по сравнению с усилиями отдельных индивидов, а также исключительной способностью людей взаимодействовать друг с другом на основе символической коммуникации. Но, несмотря на явные преимущества коллективной жизни по сравнению с индивидуальной, общества сохраняются не автоматически. Часть энергии общества должна быть направлена на самосохранение и самовоспроизводство. В связи с этим исследователи ввели понятие «социальных потребностей», или «социальных функций».
Практически все теоретики общественных наук стремились определить, что необходимо для поддержания жизнедеятельности общества. Карл Маркс считал, что основой общества является потребность в материальном обеспечении выживания, которую можно удовлетворить только посредством совместной деятельности людей; без этого общество не может существовать…
Другие теоретики общественных наук иначе рассматривают социальные потребности. Герберт Спенсер, сравнивавший общество с биологическим организмом, выделял потребность в «активной обороне» (речь идёт о военном деле) для борьбы с «окружающими врагами и грабителями», потребность в деятельности, поддерживающей «основные средства существования» (сельское хозяйство, производство одежды)‚ потребность в обмене (т.е. в рынках) и потребность в координации этих различных видов деятельности (т.е. в государстве).
Наконец, более современные исследователи составили следующий перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества:
1. Коммуникация между членами общества. В любом обществе имеется общий разговорный язык.
2. Производство товаров и услуг‚ необходимых для выживания членов общества.
3. Распределение этих товаров и услуг.
4. Защита членов общества от физической опасности (штормов, наводнений и холода), от других биологических организмов (например, насекомых-вредителей) и врагов.
5. Замена выбывающих членов общества путём биологического размножения и посредством усвоения индивидами определённой культуры в процессе социализации.
6. Контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами.
Эти социальные потребности удовлетворяются не автоматически. Для их удовлетворения необходимы совместные усилия членов общества. Эти совместные усилия осуществляются институтами. Экономические институты, включающие рынки и такие производственные объединения, как фабрики, созданы для удовлетворения 2-й и 3-й потребностей. Семья и учебные институты связаны с организованной деятельностью ради удовлетворения пятой потребности… И наконец, правовые и правительственные институты (суды, полиция и тюрьмы) осуществляют контроль за поведением членов общества.
(Н. Смелзер)
Семья – небольшая группа людей, основанная на кровном родстве. Она выполняет различные функции:
- Репродуктивная – воспроизводство потомства;
- Воспитательная;
- Рекреационная;
- Первичной социализации – влияние семьи на становление личности ребенка;
- Экономическая, хозяйственно-бытовая – накопление богатства для членов семьи.
Ответ может выглядеть так:
- Репродуктивная функция – например, в семье родилась девочка.
- Воспитательная функция – например, папа рассказывает ребенку о том, что нужно уступать место пожилым людям в автобусе.
- Экономическая функция – например, муж с женой вместе планируют семейный бюджет.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор
Задание EO2302s
Считается, что государство имеет возможность лучше, чем рынок, координировать производство общественных благ — небольшого класса товаров и услуг, потребление которых сложно ограничить только теми, кто за них платит…
Существует четыре основные причины, почему централизованное планирование будет почти наверняка приносить больше вреда, чем пользы.
Во-первых, оно просто заменяет рынок политикой. Напомним, что государство не является экономическим регулятором. Те, кто занимается централизованным планированием (а также контролирующие их законодатели), на самом деле вовсе не похожи на бескорыстных святых. Естественно, что субсидии и инвестиции, выделяемые плановыми органами, находятся под влиянием политических мотивов…
Во-вторых, есть все основания полагать, что инвесторы, рискующие своими деньгами, будут принимать более правильные решения, чем центральные плановые органы, распоряжающиеся деньгами налогоплательщиков. Инвестор, если хочет получить прибыль, должен вложить деньги B проект, который повышает ценность затраченных ресурсов, а если делает ошибку и инвестиционный проект оборачивается неудачей, то сам же и страдает от последствий этого. В противоположность этому связь между принятием эффективных проектов и личным благосостоянием тех, кто
занимается централизованным планированием, весьма и весьма слаба…
В-третьих, центральные плановые органы питаются неточной информацией. Поскольку они являются источником инвестиционных средств, руководители как частных, так и государственных предприятий с целью получения правительственных льгот будут предоставлять им искажённую информацию. Они будут пытаться убедить плановые органы, что их предприятие производит (или может производить) тот вид товаров или услуг, который чрезвычайно ценен для всего населения, и что, если их предприятию дать некоторые средства, они сделали бы для благосостояния общества нечто необыкновенное…
В-четвёртых, не существует способа получения информации, достаточной для раз-работки разумного государственного плана. Мы живём в мире динамичных изменений. Технические сдвиги, новые продукты, политические волнения, изменения спроса и скачки в погодных условиях постоянно меняют относительную дефицитность ресурсов и товаров. Никакая центральная власть не в состоянии поспеть за этими изменениями, а следовательно, не способна дать менеджерам компаний на местном уровне разумные инструкции.
Рынки фиксируют и сводят воедино раздробленную на миллионы частей информацию, формируя цены, которые становятся сигналами для предприятий и собственников ресурсов осуществлять свои действия в соответствии с изменившимися условиями. Ни один центральный плановый орган не в состоянии получить, и притом без искажений, эту важную, но рассеянную информацию.
Невероятное разнообразие нужд и желаний людей, знание уникальных особенностей времени и месторасположения — всё это лежит вне ведения любого планового органа. Эти органы действуют, располагая лишь малой долей необходимой информации, которая во многом становится неточной уже к моменту её поступления.
(Р. Строуп, Дж. Гвартни)
Давайте вспомним, что такое общественные блага. Это такие товары и услуги, которые удовлетворяют потребности большинства людей общества – ими могут пользоваться все люди. При их потреблении нет конкуренции, так как они доступны всем жителям государства, и нельзя запретить кому-то определенному пользоваться ими. За многие общественные блага платит государство – например, каждый может бесплатно гулять в городском парке; однако за их предоставление государство берет с населения налоги. Также к общественным благам относится образование, медицинское обеспечение, дороги, уличное освещение, транспортная система (например, метрополитен), маяки, библиотеки, а также – электронная почта, социальные сети, театры, оперы, деятельность федеральных органов власти, поддержание правопорядка. В первой части ответа можно перечислить любые три из них. А почему государство успешнее организовывает их производство? Ну, например, предоставление бесплатного школьного образования является частью социальной политики государства, потому что оно должно обеспечить начальный уровень образования своих граждан – получается, что некоторые общественные блага государство предоставляет из политических соображений.
Также у государства имеется больше средств и возможностей для производства общественных благ – оно, в отличии от рынка, не руководствуется возможным размером прибыли от их продажи. Например, метрополитен и стоимость проезда в нем регулируется государством – поэтому стоимость проезда в нем одинакова на всех линиях. А если бы он принадлежал различным частным компаниям, то, скорее всего, пришлось бы платить отдельно за проезд на территории, являющейся собственностью одной компании, и отдельно – за проезд на территории, относящейся к другой компании.
Также государство обеспечивает поступление налогов, которые население платит для обеспечения предоставляемых общественных благ – рассчитать отдельную стоимость, например, за использование уличного освещения, было бы трудно, поэтому здесь опять же целесообразно участие государства.
Ответ может выглядеть так:
Общественные блага:
- уличное освещение;
- бесплатное школьное образование;
- городские парки.
Объяснения:
- у государства имеется больше возможностей для производства общественных благ, так как оно не руководствуется прибылью от их продажи, получая налоги с населения;
- организация производства общественных благ является частью социальной политики государства.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор
Задание EO2301s
Социально-экономические изменения в России конца XX – начала XXI в. сопровождаются существенной трансформацией гражданского самосознания и демократизацией политических отношений. Важнейшим аспектом этих изменений является становление институтов гражданского общества. Под гражданским обществом мы понимаем систему негосударственных организаций, учреждений, ассоциаций, фондов, профессиональных и общественных объединений, которые выполняют функцию гражданской самоорганизации и самоуправления, оказывая влияние на государственный менеджмент и частный сектор, корректируя государственную политику и процесс принятия решений предпринимателями в направлении повышения их социальной эффективности. При этом гражданское общество может оказывать влияние на общественно-политические процессы в целом – как система социальных коммуникаций; и в частности – с помощью специфических институтов, непосредственно связанных с защитой прав человека в различных сферах жизни общества. Одним из таких институтов являются профессиональные союзы. С распространением индустриальных отношений на весь мир профсоюзы превратились в основную форму институционализации социальных интересов наёмных работников, единственную гражданскую силу, защищающую права человека в сфере социально-трудовых отношений.
Опыт стран с развитой социально ориентированной рыночной экономикой наглядно демонстрирует, что для проведения успешной социальной политики, направленной на формирование эффективной системы социальной защиты работников, системы, способной защитить права граждан в сфере трудовых отношений, необходимо наличие сотрудничества между работодателями, наёмными рабочими и государственными структурами.
Важнейшим условием для этого является, прежде всего, наличие равноправных представителей интересов наёмных работников, работодателей и государства, способных и заинтересованных в том, чтобы решать социальные и трудовые вопросы как на уровне предприятий, фирм, корпораций, государственных учреждений и организаций, так и на уровне национальной экономики и международных социально-трудовых отношений. Но если государство и работодатели располагают широкими политико-правовыми и экономическими возможностями, чтобы эффективно отстаивать свои интересы на всех уровнях социально-трудовых отношений, то свои интересы, свои неотъемлемые социально-экономические права наёмным работникам по-прежнему приходится отстаивать самостоятельно, зачастую один на один с мощными государственными и частными структурами. Именно поэтому единственным институтом, который в состоянии оказать действенную поддержку трудящимся в борьбе за их социально-экономические права, остаются профессиональные союзы.
(по А. В. Петрову)
На первый вопрос ответ дать совсем несложно – он дан в самом начале текста: социально-экономические изменения … сопровождаются существенной трансформацией гражданского самосознания и демократизацией политических отношений. Важнейшим аспектом этих изменений является становление институтов гражданского общества. Получается: становление институтов гражданского общества относится к трансформации гражданского самосознания, что следует из определения гражданского общества: системы общественных институтов, отношений, которые являются самостоятельными и не зависят от государства, занимаются созданием условий для реализации потребностей людей. То есть люди сами создают эти общественные организации и институты, что само по себе возможно только при изменении гражданского самосознания.
Автор отмечает, что параллельно с этим процессом происходит демократизация политических отношений. Главное – не написать в ответе «социально-экономические изменения», ведь это является как бы обобщением происходящих процессов трансформации гражданского самосознания и демократизации политических отношений.
Переходим ко второму вопросу. Профсоюзы писать нельзя, так как они уже указаны в тексте. Вспомним структуру гражданского общества, разделив его институты по потребностям, удовлетворяемым ими.
Потребности в участии в управлении жизни общества | Потребности в продолжении рода, общении, духовные и физические потребности | Жизненно важные потребности в еде, жилье, одежде – получение средств для их удовлетворения |
---|---|---|
Политические партии, лоббистские организации (комитеты, советы), экологические организации, ассоциации избирателей, органы самоуправления, ассоциации потребителей | Семья, церковь, творческие союзы, научные и культурные учреждения, спортивные секции | Профсоюзы, производственные организации |
В качестве примеров можно привести любые из них.
Один из вариантов ответа выглядит таким образом:
Процесс – демократизация общественных отношений.
Институты гражданского общества:
- семья;
- церковь;
- ассоциация потребителей.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор
👀 9.9k