Главная функция пунктуации заключается в том, чтобы сделать нашу письменную речь упорядоченной, четкой, понятной и ясной.
В основе пунктуации русского языка лежит три принципа:
1. Интонационный. Знаки препинания являются формальным показателем ритмики и мелодики речи, отражают интонацию речи.
2. Синтаксический. Знаки препинания выделяют отдельные предложения и их части в составе сложных предложений;
3. Логический. Пунктуация обеспечивает понимание текста, смысловое деление его на части и соответственную постановку знаков препинания.
В русском языке десять основных знаков препинания: точка, запятая, тире, двоеточие, точка с запятой, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, кавычки, скобки (круглые).
Разделы русской пунктуации и основные группы правил
- Знаки препинания в конце предложения;
- Знаки препинания внутри простого предложения;
- Знаки препинания между частями сложного предложения;
- Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Условия постановки знаков препинания могут быть грамматические, интонационные или смысловые. При пунктуационном разборе мы объясняем не только наличие знаков, но и их отсутствие там, где можно ошибиться. Если в предложении есть несколько знаков препинания, выполняющих одну функцию, они группируются и объясняются один раз.
Пунктуационный разбор направлен на анализ знаков препинания. Его выполнение способствует формированию у ученика умения объяснить постановку или отсутствие того или иного знака препинания, а также определять функции пунктограмм.
Знаки препинания внутри и в конце предложения
В конце предложения в зависимости от интонации и цели высказывания может стоять точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки (иногда возможна одновременная постановка вопросительного и восклицательного знаков). Восклицательный знак ставится при восклицательной интонации, соответственно вопросительный – при вопросительной интонации. При интонационном умолчании следует ставить многоточие. В иных случаях в конце предложения ставят точку.
Знаки препинания внутри предложения делятся на непарные (запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, точка с запятой, двоеточие, тире) и парные (скобки, кавычки).
При объяснении знаков внутри предложения помним про следующие правила:
- знаки на границе простых предложений в составе сложного (если предложение сложное);
- тире между подлежащим и сказуемым;
- знаки препинания при однородных членах и обобщающем слове (если есть);
- знаки препинания при обособленных членах предложения;
- знаки при сравнительных оборотах и уточняющих членах предложения;
- знаки при словах и конструкциях, грамматически не связанных с другими членами предложения;
- знаки препинания при прямой речи, диалоге и цитировании.
Пунктуационный анализ предложения
Для пунктуационного анализа используются либо предложения со вставленными знаками препинания, либо предложения, где необходимо самостоятельно расставить знаки препинания.
Пунктуационный разбор сложносочиненного предложения
План
1. Знаки завершения;
2. Знаки разделения между простыми предложениями, из которых состоит сложносочиненное предложение;
3. Знаки препинания в простых предложениях, входящих в состав сложносочиненного;
Образец пунктуационного разбора сложносочиненного предложения
Все вокруг наполнилось весенним ароматом,(2) и вся природа пробудилась ото сна.(1)
Предложение повествовательное, невосклицательное, поэтому в конце ставится знак завершения – точка (1).
Между первым простым предложением «Все вокруг наполнилось весенним ароматом» и вторым «вся природа пробудилась ото сна» перед союзом «и» ставится знак разделения – запятая (2).
Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения
План
1. Знаки завершения;
2. Знаки разделения между простыми предложениями, из которых состоит сложноподчиненное предложение;
3. Знаки препинания в простых предложениях, входящих в состав сложноподчиненного;
Образец пунктуационного разбора сложноподчиненного предложения
Анна знала,(2) что больше никогда не вернется в это шумное,(3) беспокойное место.(1)
Предложение повествовательное, невосклицательное, поэтому в конце ставится знак завершения – точка (1).
Между первым простым предложением «Анна знала» и вторым «больше никогда не вернется в это шумное, беспокойное место» перед союзом «что» ставится знак разделения – запятая (2).
Еще одна запятая (3) стоит между однородными членами предложения «шумное» и «беспокойное».
Пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения
В конце бессоюзного предложения в зависимости от вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности могут стоять следующие знаки завершения: точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие.
В середине бессоюзного предложения стоят знаки разделения, зависящие от отношений между частями бессоюзных предложений. К ним относятся: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.
План
1. Знаки завершения;
2. Знаки разделения между простыми предложениями, из которых состоит сложное бессоюзное предложение;
3. Знаки препинания в простых предложениях, входящих в состав сложного бессоюзного предложения;
Образец пунктуационного разбора сложносочиненного предложения
Мы знали: (2) впереди нас ждут приключения! (1)
Предложение повествовательное, восклицательное, поэтому в конце ставится знак завершения – восклицательный знак (1).
Между первым простым предложением «Мы знали» и вторым «впереди нас ждут приключения» ставится знак разделения – двоеточие (2), так как вторая часть дополняет значение первой.
Пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи
План
1. Знаки завершения;
2. Знаки разделения между простыми предложениями, из которых состоит сложное предложение;
3. Знаки препинания в простых предложениях, входящих в состав сложного предложения;
Образец пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи
Восход солнца осветил край неба на горизонте, (2) и вскоре стало светло (3), хотя солнце ещё так и не показалось (1).
В конце сложного предложения с различными видами связи ставится знак завершения – точка (1), так как предложение повествовательное, невосклицательное.
Между первым простым предложением «Восход солнца осветил край неба на горинзонте» и вторым « вскоре стало светло» ставится знак разделения – запятая перед сочинительным союзом «и» (2). Между вторым простым предложением и третьим «хотя солнце еще так и не показалось» — тоже ставится знак разделения – запятая перед подчинительным союзом «хотя».
Прямая речь
На схеме пунктуационного разбора прямая речь изображается буквой «П» (если она находится в начале предложения или является самостоятельным предложением) и буквой «п» (если она находится в конце предложения). Слова автора соответственно обозначаются «А» и «а» в зависимости от их местонахождения в предложении.
Таким образом, при пунктуационном разборе возможны несколько вариантов оформления прямой речи:
1. Прямая речь находится перед словами автора:
«П», — а.
«П!» — а.
«П?» — а.
2. Прямая речь находится после слов автора:
А: «П».
А: «П!»
А: «П?»
3. Прямая речь прерывается словами автора:
«П, — а, — п».
«П, — а. — П».
«П! — а. — П».
«П? — а. — П».
Примеры:
Учитель сказал: «Запишите домашнее задание» (А: «П»).
Учитель сказал: «Не забудьте записать домашнее задание!» (А: «П!»).
Учитель спросил: «Записали домашнее задание?» (А: «П?»).
«Пишем контрольную работу», — предупредил учитель. («П», — а).
Когда учитель спросил: «Готовы к контрольной работе?» — все промолчали. (А: «П?» — а).