Фонетический анализ слова. Звуки и буквы. 5 класс • теория

Изучением букв и звуков русского языка занимается наука фонетика. Звук – мельчайшая единица речи. Звуки мы слышим и произносим.

Буквы – графическое обозначение звуков на письме. Буквы мы пишем и читаем.

Звуки делятся на гласные (произносятся с помощью голоса) и согласные (произносятся с участием «преград» – языка, нёба, зубов, губ).

Гласные звуки

Гласные звуки могут быть ударными (под ударением) и безударными (без ударения). К гласным относятся следующие звуки: [а], [о], [э], [у], [и], [ы]. От количества гласных зависит количество слогов в слове (пря-мо-ли-ней-ный – 5 слогов).

Согласные звуки

Мягкие и твёрдые

Мягкость обозначается с помощью апострофа (‘).

Парные мягкие и твёрдые звуки Только твёрдые звуки Только мягкие звуки
[б] – [б’]

[в] – [в’]

[г] – [г’]

[д] – [д’]

[з] – [з’]

[к] – [к’]

[л] – [л’]

[м] – [м’]

[н] – [н’]

[п] – [п’]

[р] – [р’]

[с] – [с’]

[т] – [т’]

[ф] – [ф’]

[х] – [х’]

[ж], [ш], [ц] [й’], [ч’], [щ’]

Твёрдые согласные могут становиться мягкими, если стоят перед другой мягкой согласной (бантик – [бáн’т’ик]). Согласные становятся мягкими перед мягким знаком, а также гласными И, Е, Ё, Ю, Я.

Глухие и звонкие

Парные глухие и звонкие звуки Только звонкие звуки Только глухие звуки
[б] – [п]

[в] – [ф]

[г] – [к]

[д] – [т]

[з] – [с]

[ж] – [ш]

[й’], [л], [м], [н], [р] [х], [ц], [ч’], [щ’]
Интересно!

Нередко глухие согласные могут озвончаться, а звонкие оглушаться. Явление озвончения происходит, когда глухая согласная стоит перед звонкой (просьба [прóз’ба]). Явление оглушения имеет место, когда звонкая согласная стоит на конце слова или в середине перед глухой (коробка [карóпка], плод [плóт]). Чтобы не ошибаться в подобных случаях, пользуются методом подбора однокоренных слов, когда согласная будет чётко слышаться (коробка – коробочка, плод – плоды).

  • Звонкие согласные, не имеющие глухую пару ([й’], [л], [м], [н], [р]), называются сонорными.
  • Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими.

В русском алфавите 33 буквы.Из них 10 обозначают гласные, 21 – согласные, а Ь и Ъ не обозначают звуков.

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Некоторые буквы могут обозначать как один, так и два звука. У всех букв, как и звуков, есть определенная роль в русском языке. Причем, не всегда буквы и звуки соответствуют. Некоторые буквы не обозначают ни единого звука, и служат только для смягчения или разделения согласных. А некоторые могут выполнять двойную роль, в зависимости от того, какую позицию занимают в слове. К таким буквам относятся Е, Ё, Ю, Я.

Буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных в слове обозначают один звук: [э], [о], [у], [а]. Они делают согласный звук мягче: время — [врэма].

Во всех остальных случаях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа]. Именно поэтому количество букв и звуков в слове часто не совпадает.

Примеры: ёмкий — [й’омк’ий], юнга — [й’унга], рояль — [рай’ал’].

Звук может использоваться в качестве художественно-изобразительного средства.

  • Аллитерация – повтор одинаковых согласных.
  • Ассонанс – повтор одинаковых гласных. Это фонетические приёмы, используемые в эстетических целях.

Пример аллитерации:

«Меня окружают молчаливые глаголы,

Похожие на чужие головы, глаголы»

И. А. Бродский

Пример ассонанса:

«Над долиной мглистой в выси синей»

А. Белый

Фонетический анализ слова

Алгоритм выполнения фонетического анализа слова
  1. Поставьте в слове ударение, по количеству гласных определите количество слогов;
  2. Проверьте слово на наличие букв, способных давать два звука (Е, Ё, Ю, Я), и букв, не обозначающих никаких звуков (Ъ, Ь);
  3. Проверьте, не происходит ли явления озвончения/оглушения/смягчения/ слияния звуков;
  4. Охарактеризуйте гласные звуки по параметрам ударный/безударный;
  5. Охарактеризуйте согласные звуки по параметрам глухой/звонкий, мягкий/твёрдый. Укажите, имеют ли они пару по какому-либо из этих признаков;
  6. В конце анализа подсчитайте количество букв и звуков.

Пример фонетического анализа слова листья:

  1. Листья – ударение падает на И, в слове 2 слога (2 гласных – И и Я);
  2. В слове есть Ь, который не даёт звука, за ним стоит буква Я, которая будет давать два звука;
  3. В данном слове наблюдается явление смягчения [С] перед мягкой [Т’];
  4. Характеризуем звуки:
    1. Л – [л’] – согласный, звонкий – непарный, мягкий – парный
    2. И – [и] – гласный, ударный
    3. С – [с’] – согласный, глухой – парный, мягкий – парный
    4. Т – [т’] – согласный, глухой – парный, мягкий – парный
    5. Ь – [–]
    6. Я – [й’] – согласный, звонкий – непарный, мягкий – непарный; [а] – гласный, безударный
  5. В слове листья 6 букв и 6 звуков (Ь не даёт звука, а буква Я даёт два звука).
Текст: Екатерина Лохова, 7k 👀

Все упражнения 👇

Аббревиатуры и сложносокращённые слова 6 классАнализ текстаВиды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраскеВыразительные средства русского языкаГлавные и второстепенные члены предложенияГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов. 5 классГрафика. ОрфографияДвусоставные и односоставные предложенияДеепричастие как часть речи 7 классЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложенииЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связьюЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложенииЗнаки препинания при обособленных членах предложенияЗнаки препинания при однородных членахЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточненияхИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и ЦИмя прилагательное как часть речи 5-6 классИмя существительное как часть речи 5 классИмя числительное как часть речи 6 классИтоговое собеседование 2021Категория состояния как часть речи 7 классЛексика и фразеология. Фразеологизмы. 5 классЛексикография. Словари. Этимология слов 5 — 6 классМеждометие как часть речи 7 классМестоимение как часть речи 6 классМорфемика и словообразование. Части слова. 5 классМорфемный и словообразовательный разбор слова 5 классМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.Наречие как часть речи 7 классНЕ с глаголамиОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при нихОднородные и обособленные члены предложенияОрфоэпия. 5 классОсложнённое простое предложениеПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксисаПравила переноса словПравила постановки двоеточияПравописание гласных и согласных в приставкахПравописание корнейПравописание Н и ННПравописание НЕ и НИПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастийПравописание предлогов, союзов и частицПравописание приставокПравописание словарных словПравописание суффиксовПричастие как часть речиПростое и сложное предложенияПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинанияПунктуационный анализ предложенияПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделенияРабочая программа по русскому языку 10 классРабочая программа по русскому языку 5 классРабочая программа по русскому языку 6 классРабочая программа по русскому языку 7 классРабочая программа по русскому языку 8 классРабочая программа по русскому языку 9 классРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложенияСамостоятельные части речиСинтаксис. Словосочетание и предложениеСинтаксический анализ словосочетания и предложенияСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам.Слитное и раздельное написание НЕСлитное, дефисное, раздельное написание словСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицыСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при нихСредства связи предложений в текстеСтили речиТекст как речевое произведениеТире в простом и сложном предложенияхТире между подлежащим и сказуемымУпотребление твёрдого и мягкого знаковФонетический анализ слова. Звуки и буквы. 5 классФункционально-смысловые типы речиЧередование звуков. Беглые гласные. 5 классЯзыковые нормы