Морфемика и словообразование. Части слова. 5 класс • теория

Определение

Морфемика – раздел русского языка, занимающийся изучением строения слова. Слово делится на значимые части – морфемы. К ним относятся корень, окончание, приставка и суффикс. Различают морфемы словообразующие (с помощью них образуются новые слова, частично меняется лексическое значение слова) и формообразующие (меняется только грамматическая категория слова при сохранении лексического значения).

Пример словообразования:

стирал – постирал (словообразующая приставка)
медведь – медвежонок (словообразующий суффикс)

Пример формообразования:

стирал – стирала (формообразующее окончание, изменился род глагола)
красивый – красивее (формообразующий суффикс, изменилась степень прилагательного)

Основная единицы морфемики – морфема. Морфема – это минимальная значимая часть слова. Среди морфем выделяются приставки, корни, суффиксы, окончания.

Окончание

Окончание – это изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении или словосочетании. Чтобы выделить окончание, нужно изменить слово: мудрый – мудрого, девочка – девочки, принимаю – принимает. У разных частей речи окончание выражает разные грамматические значения:

  • род, число, падеж у существительных и прилагательных;
  • лицо и число у глаголов в настоящем и будущем времени;
  • род и число у глаголов в прошедшем времени.
Внимание!

Окончание – формообразующая морфема, оно не служит для образования новых слов!

У слова может быть нулевое окончание (не выраженное звуком), которое обнаруживается при изменении слова: домик – домики, уехал – уехала. Совсем не имеют окончания слова, принадлежащие к следующим частям речи: наречия, деепричастия, прилагательные в сравнительной степени и несклоняемые существительные.

Основа – часть слова без окончания. В ней заключено лексическое значение слова.

Корень

Корень – главная значимая часть слова, содержащая общее значение всех однокоренных слов. Например: окно – окошко – подоконник. У слова может быть один корень (учитель) или несколько (водопад), последние слова называются сложными. Корень — единственная обязательная часть слова. Существует множество слов, состоящих только из корня — служебные слова, междометия, неизменяемые существительные, многие наречия.

Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с окончаниями, называются свободными. В остальных случаях корни являются связанными.

В большинстве слов именно корень выражает основное лексическое значение слова.

Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Для того чтобы определить в слове корень, необходимо подобрать ряд однокоренных слов. Однако если лексическое значение корня у слов не совпадает, они не будут являться однокоренными: запирать – пировать, мирный – умирать.

Нужно уметь различать корни, которые совпадают по звучанию и написанию, но различаются по значению. Такие корни называются омонимическими: относить, перенос, занос, поднос, носильщик, обноски.

Приставка

Приставка, или префикс, – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: читать – прочитать. Её роль – внесение дополнительного значения. Приставка может находиться непосредственно перед корнем или перед другой приставкой: сговорчивый — несговорчивый. Приставки бывают исконно русскими (о-, от-, под-, пере-) и иноязычными (контр-, дез-, суб-, ад-, ин-).

Суффикс

Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов : чудо – чудесный. В слове может быть один (радость) или несколько суффиксов (старинный). Суффикс может находиться непосредственно после корня или после другого суффикса: столяр — столярничать.

Кроме словообразующих суффиксов существуют еще и формообразующие. При помощи них образуются сравнительные и превосходные степени сравнения прилагательных и наречий: ярче, новее, старейший.

Постфикс

Постфикс – значимая часть слова, которая стоит после окончания и служит для образования новых слов или новых форм уже существующего слова. К постфиксам относятся -сь,-ся,-те,-то,-либо,-нибудь: улыбаться, причешись, идемте, какой-то, кто-либо, где-нибудь.

 

Все значимые части слова имеют условное графическое обозначение.

Словообразование — это образование новых слов от однокоренных слов. Способы словообразования показывают при помощи каких языковых средств образуются новые слова.

Формообразование — это образование новых форм слова. Основным средством, с помощью которого образуются новые формы слов, является окончание.

Способы словообразования

В русском языке есть два основных способа образования новых слов: неморфологический и морфологический.

Неморфологический способ – это переход из одной части речи в другую. Например: 1) В магазине продают мороженое (прилагательное) мясо ; 2) Мы съели вкусное мороженое (существительное).

Среди морфологических способов словообразования выделяют следующие: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение.

Способ

Процесс

Пример

приставочный добавление приставки ехать – переехать, радостный – безрадостный
суффиксальный добавление суффикса кот – котёнок, горошина — горошинка
приставочно-суффиксальный одновременное добавление приставки и суффикса весёлый – повеселее, снег – подснежник
бессуффиксный образование нового слова без добавления суффикса свинья – свиной, прорубить – прорубь
сложение сложение целых слов, части и целого слова, корней, звуков или букв кресло, качалка – кресло-качалка

старший лейтенант – старлей

высшее учебное заведение – вуз

Соединительные гласные О/Е в сложных словах

Сложные слова – это слова, имеющие в своем составе два (и более) корня. Как правило, образуются от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть: пешеход, ледокол, самовар, лесоруб, счетовод;

Корни в сложных словах чаще всего соединяются при помощи гласной, которая называется соединительной. Соединительных гласных может быть только две: О или Е.

Правописание соединительных гласных О/Е

  • -О- пишется после твердых согласных (кроме ж, ш, ц);
  • -Е- пишется после мягких согласных и ж, ш, ц.

Примеры: хлебороб, звездолёт, молоковоз, жизнелюб, нефтепровод, птицеед.

Текст: Екатерина Лохова, 10.9k 👀

Все упражнения 👇

Аббревиатуры и сложносокращённые слова 6 классАнализ текста 10-11 классВиды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. 8 классВыразительные средства русского языка 11 классГлавные и второстепенные члены предложения. 8 классГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов. 5 классГрафика. Орфография. 5 классДвусоставные и односоставные предложения. 8 классДеепричастие как часть речи 7 классЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложении 9 классЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью 9 классЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении 9 классЗнаки препинания при обособленных членах предложения 8 классЗнаки препинания при однородных членах. 8 классЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточнениях. 8 классИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и Ц. 5 классИмя прилагательное как часть речи 5-6 классИмя существительное как часть речи 5 классИмя числительное как часть речи 6 классИтоговое собеседование 2021Категория состояния как часть речи 7 классЛексика и фразеология. Фразеологизмы. 5 классЛексикография. Словари. Этимология слов 5 — 6 классМеждометие как часть речи 7 классМестоимение как часть речи 6 классМорфемика и словообразование. Части слова. 5 классМорфемный и словообразовательный разбор слова 5 классМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.Наречие как часть речи 7 классНЕ с глаголами 5 классОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при них. 8 классОднородные и обособленные члены предложения. 8 классОрфоэпия. 5 классОсложнённое простое предложение. 8 классПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксиса. 11 классПравила переноса слов. 5 классПравила постановки двоеточия. 8-9 классПравописание гласных и согласных в приставках. 5, 10 классПравописание корней. 5, 10 классПравописание Н и НН. 6, 7 классПравописание НЕ и НИ.7 классПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастий. 7 классПравописание предлогов, союзов и частиц. 7 классПравописание приставок. 5 классПравописание словарных слов. 5, 10 классПравописание суффиксов. 5, 6, 10 классПричастие как часть речи 7 классПростое и сложное предложения. 9 классПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинания. 9 классПунктуационный анализ предложения. 8 классПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделения. 8 классРабочая программа по русскому языку 10 классРабочая программа по русскому языку 5 классРабочая программа по русскому языку 6 классРабочая программа по русскому языку 7 классРабочая программа по русскому языку 8 классРабочая программа по русскому языку 9 классРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложения. 8 классСамостоятельные части речи 7 классСинтаксис. Словосочетание и предложение. 8 классСинтаксический анализ словосочетания и предложения. 8 классСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам. 5 классСлитное и раздельное написание НЕ. 7 классСлитное, дефисное, раздельное написание слов. 5-7 классыСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицы. 7 классСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при них. 8 классСредства связи предложений в тексте. 11 классСтили речи. 5-11 классТекст как речевое произведение. 5-11 классТире в простом и сложном предложениях. 8-9 классТире между подлежащим и сказуемым. 8 классУпотребление твёрдого и мягкого знаков. 5 классФонетический анализ слова. Звуки и буквы. 5 классФункционально-смысловые типы речи. 5-11 классЧередование звуков. Беглые гласные. 5 классЯзыковые нормы. 10-11 класс