Распространённые и нераспространённые, полные и неполные предложения. 8 класс • теория

По грамматическому составу различают предложения двух типов: распространённые и нераспространённые.

Нераспространенные предложения

Определение

Предложения, состоящие только из грамматической основы (двух главных членов или одного из них), называются нераспространёнными.

Внимание!

Частицы, предлоги и союзы не являются членами предложения, поэтому не влияют на распространённость предложения!

Примеры:

«Звёзды меркнут и гаснут» (И.С. Никитин); «Енисей всё шумел и шумел» (В.П. Астафьев); «Обломову и хотелось бы, чтоб было чисто» (И.А. Гончаров)

Распространенные предложения

Определение

Предложения, в составе которых имеются любые второстепенные члены, называются распространёнными.

Наличие определения, приложения, дополнения, обстоятельства позволяет отнести предложение к разряду распространённых. При этом предложение может быть как двусоставным, так и односоставным. Примеры:

«У широкой степной дороги ночевала отара овец» (А.П. Чехов); «С героем моего романа / Без предисловий, сей же час / Позвольте познакомить вас» (А.С. Пушкин)

Полные предложения

Простые предложения бывают полными и неполными.

Определение

Полными предложениями называются те, в которых есть все структурно необходимые члены предложения, выражающие относительно законченную мысль.

«Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки» (И.А. Гончаров).

Сказуемое в предложении согласуется с подлежащим и управляет дополнением и обстоятельством; дополнения «усталости», «скуки» зависят от дополнения «выражением». Таким образом, предложение представляет собой непрерывную цепочку связей между словами.

Неполные предложения

Определение

Неполными называются предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения. Возможность пропуска члена предложения объясняется тем, что они легко восстанавливаются на основе контекста (языкового окружения), речевой ситуации или из структуры самого предложения.

Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные, как распространённые, так и нераспространённые предложения. Использование неполных предложений необходимо, чтобы избежать тавтологии, облегчить речь либо упростить конструкции сложных предложений. Пример:

«Кто пришёл? Катя.»

Второе предложение отдельно от первого звучит бессмысленно, но, зная первое, мы легко восстановим недостающее сказуемое «пришла». Поэтому предложение «Катя (пришла)» будет неполным.

В неполных предложениях могут быть пропущены следующие члены:

  1. подлежащее: «Как изменилася Татьяна! / Как твёрдо в роль свою вошла!» (А.С. Пушкин) – подлежащее «Татьяна» во втором предложении;
  2. сказуемое: «Голова любит кепочку, а холодильник – салфеточку». Во втором предложении пропущено сказуемое «любит»;
  3. дополнение: «Шёл в комнату, попал в другую» (А.С. Грибоедов) – опущено дополнение «комнату» во второй части предложения;
  4. сразу несколько членов, в том числе и грамматическая основа: «– На сына я сердит. / – За что? / – За злое преступленье» (А.С. Пушкин) – в последнем предложении опущено «Я сердит на сына».

Неполные предложения бывают трёх типов: контекстуально-неполные, диалогически-неполные, ситуативно-неполные.

Контекстуально-неполные предложения

В подобных предложениях опущенный элемент легко восстанавливается из предшествующего контекста и пропущенных членов может быть больше одного:

«Правда правдой остаётся, а молва себе – молвой» (А.Т. Твардовский).

Диалогически-неполные предложения

Предложения этого типа являются элементами диалога (вопросно-ответная форма). Неполным предложением чаще всего является ответная реплика:

«– Куда и откуда? / – Из Вологды в Керчь… А вы-с? / – Из Керчи в Вологду…» (А.Н. Островский)

Ситуативно-неполные предложения

Подобные предложения звучат как коммуникативное целое и обладают только грамматической неполнотой. Например, команда «Ещё раз!» может быть восстановлена до полной формы («Ещё раз скажите», «Сделайте ещё раз»), но и без дополнительных членов смысл этой фразы ясен.

Эллипсис

Неполнота предложения может использоваться как средство художественной изобразительности. Такая стилистическая фигура называется эллипсисом – намеренным пропуском какого-либо члена предложения: «Татьяна – в лес, / Медведь – за ней» (А.С. Пушкин). Пропущенные члены в эллиптических предложениях, как правило, не восстанавливаются из контекста, а являются очевидными для говорящих.

Пунктуация в неполных предложениях

В неполном предложении на месте пропущенного члена ставится тире, если пропущенный член находится в середине предложения и восстанавливается из предшествующей части или на месте пропуска делается пауза. Примеры:

«А ты любишь пироги с зелёным луком? Я – страсть как!» (М. Горький); «За шоссе – берёзовый лесок» (И.А. Бунин)

Текст: Екатерина Лохова, 8.1k 👀

Все упражнения 👇

Аббревиатуры и сложносокращённые слова 6 классАнализ текста 10-11 классВиды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. 8 классВыразительные средства русского языка 11 классГлавные и второстепенные члены предложения. 8 классГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов. 5 классГрафика. Орфография. 5 классДвусоставные и односоставные предложения. 8 классДеепричастие как часть речи 7 классЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложении 9 классЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью 9 классЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении 9 классЗнаки препинания при обособленных членах предложения 8 классЗнаки препинания при однородных членах. 8 классЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточнениях. 8 классИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и Ц. 5 классИмя прилагательное как часть речи 5-6 классИмя существительное как часть речи 5 классИмя числительное как часть речи 6 классИтоговое собеседование 2021Категория состояния как часть речи 7 классЛексика и фразеология. Фразеологизмы. 5 классЛексикография. Словари. Этимология слов 5 — 6 классМеждометие как часть речи 7 классМестоимение как часть речи 6 классМорфемика и словообразование. Части слова. 5 классМорфемный и словообразовательный разбор слова 5 классМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.Наречие как часть речи 7 классНЕ с глаголами 5 классОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при них. 8 классОднородные и обособленные члены предложения. 8 классОрфоэпия. 5 классОсложнённое простое предложение. 8 классПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксиса. 11 классПравила переноса слов. 5 классПравила постановки двоеточия. 8-9 классПравописание гласных и согласных в приставках. 5, 10 классПравописание корней. 5, 10 классПравописание Н и НН. 6, 7 классПравописание НЕ и НИ.7 классПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастий. 7 классПравописание предлогов, союзов и частиц. 7 классПравописание приставок. 5 классПравописание словарных слов. 5, 10 классПравописание суффиксов. 5, 6, 10 классПричастие как часть речи 7 классПростое и сложное предложения. 9 классПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинания. 9 классПунктуационный анализ предложения. 8 классПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделения. 8 классРабочая программа по русскому языку 10 классРабочая программа по русскому языку 5 классРабочая программа по русскому языку 6 классРабочая программа по русскому языку 7 классРабочая программа по русскому языку 8 классРабочая программа по русскому языку 9 классРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложения. 8 классСамостоятельные части речи 7 классСинтаксис. Словосочетание и предложение. 8 классСинтаксический анализ словосочетания и предложения. 8 классСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам. 5 классСлитное и раздельное написание НЕ. 7 классСлитное, дефисное, раздельное написание слов. 5-7 классыСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицы. 7 классСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при них. 8 классСредства связи предложений в тексте. 11 классСтили речи. 5-11 классТекст как речевое произведение. 5-11 классТире в простом и сложном предложениях. 8-9 классТире между подлежащим и сказуемым. 8 классУпотребление твёрдого и мягкого знаков. 5 классФонетический анализ слова. Звуки и буквы. 5 классФункционально-смысловые типы речи. 5-11 классЧередование звуков. Беглые гласные. 5 классЯзыковые нормы. 10-11 класс