Правила постановки двоеточия. 8-9 класс • теория

Существуют три основных случая постановки двоеточия:

  1. при обобщающем слове
  2. при прямой речи
  3. в сложном предложении

Разберем каждый случай.

Двоеточие при обобщающем слове

Правило №1

В простом предложении двоеточие ставится при наличии обобщающего слова, предшествующего перечислению. Двоеточие при этом ставится непосредственно перед однородными членами.

Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало, печь с отдушником, который давно надо было починить, отцовский диван, большой стол, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком. (Л.Н. Толстой)

Правило №2

Двоеточие сохраняется в том случае, если ряду однородных членов предшествуют слова как то, а именно, то есть, например.

Ему (Чичикову) подавались разные обычные в трактирах блюда, как то: щи с слоёным пирожком, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярка жареная, огурец солёный… (Н.В. Гоголь)

Правило №3

При отсутствии обобщающего слова и необходимости предупредить читателя о перечислении двоеточие перед однородными членами сохраняется.

Здесь росли: клён и дикая груша, ель и берёза, осина и ольха. (В.А. Обручев)

Важно!

Обратите внимание, что двоеточие не используется перед однородными членами, выраженными именами собственными, географическими наименованиями, названиями литературных произведений и др., если им предшествует общее приложение или определяемое слово, не выступающее в качестве обобщающего. В таких случаях при чтении характерная для предложений с обобщающим словом пауза будет отсутствовать.

Много притоков имеется у рек Волги, Дона, Днепра.

Двоеточие при прямой речи и цитировании

Второй случай постановки двоеточия в простом предложении – наличие прямой речи или цитирования в виде прямой речи. Условием для постановки двоеточия является положение авторской речи ПЕРЕД прямой.

Конструкция №1

А: «П».                             А: «П!»                                      А: «П?»

Если слова автора предшествуют прямой речи, после них ставится двоеточие, затем в кавычках с заглавной буквы следует прямая речь. В зависимости от типа предложения в конце может ставится точка (ставится за кавычками), восклицательный или вопросительный знак (ставится внутри кавычек). То же самое правило касается цитирования.

Когда мы вышли на улицу и немного отошли от дома, он остановился и сказал: «Я пойду вперёд, а вы идите за мной». (Ф.А. Искандер)

И поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: «Добряк должен быть, простота!» (И.А. Гончаров)

Всех он спрашивал: «Простите, а вы случайно не врач?» (В.А. Каверин)

Конструкция №2

А: «П!» – а.                    А: «П?» – а.                    А: «П» – а.                   А: «П», а

Если прямая речь находится внутри слов автора, то перед ней ставится двоеточие, а после неё или запятая, или тире в зависимости от контекста. Если на месте разрыва не должно было быть изначально никаких знаков, то ставится тире. Если на месте разрыва в словах автора должна стоять запятая, то она сохраняется и ставится за кавычками после прямой речи.

Я воротился, шагнул к ней и непременно б произнёс: «Сударыня!» – если бы только не знал, что это восклицание уже тысячу раз произносилось во всех русских великосветских романах. (Ф.М. Достоевский)

Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это отец ходит по саду?» – когда опять всё утихло вокруг. (И.С. Тургенев)

Одна пушкинская строка: «Тяжелёшенько вздохнула» – говорит больше, чем могли бы сказать целые страницы прозы или стихов. (С.Я. Маршак)

Когда я ему заметил, что он мог бы побеспокоиться в пользу хотя моего чемодана, за которым я вовсе не желал лазить в эту бездну, он отвечал мне: «И, барин! Бог даст, не хуже их доедем: ведь нам не впервые», и он был прав. (М.Ю. Лермонтов)

Двоеточие в сложном предложении

Двоеточие используется в сложном бессоюзном предложении.

Двоеточие ставится:

  • Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой (между частями можно вставить ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО).

Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки. (Н.А. Некрасов)

  • Если вторая часть поясняет раскрывает содержание первой (можно вставить А ИМЕННО ЧТО).

Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили её: то кормление грудного ребёнка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей. (Л.Н. Толстой)

  • Если вторая часть дополняет содержание первой (можно вставить ЧТО).

Ползу по огороду меж гряд и вижу: часовой стоит на моей дороге… (М. Горький)

  • Если между частями сложного бессоюзного предложения опущены слова: и увидел, что; и услышал, что; и почувствовал, что.

Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю (и вижу, что): лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагёз. (М.Ю. Лермонтов)

  • Если во второй части сложного бессоюзного предложения содержится прямой вопрос.

Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (А.П. Чехов)

  • Если в первой части предложения есть слова так, такой, таков, одно.

Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами и чинами. (А.С. Грибоедов)

Текст: Екатерина Лохова, 4.9k 👀

Все упражнения 👇

Аббревиатуры и сложносокращённые слова 6 классАнализ текста 10-11 классВиды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. 8 классВыразительные средства русского языка 11 классГлавные и второстепенные члены предложения. 8 классГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов. 5 классГрафика. Орфография. 5 классДвусоставные и односоставные предложения. 8 классДеепричастие как часть речи 7 классЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложении 9 классЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью 9 классЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении 9 классЗнаки препинания при обособленных членах предложения 8 классЗнаки препинания при однородных членах. 8 классЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточнениях. 8 классИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и Ц. 5 классИмя прилагательное как часть речи 5-6 классИмя существительное как часть речи 5 классИмя числительное как часть речи 6 классИтоговое собеседование 2021Категория состояния как часть речи 7 классЛексика и фразеология. Фразеологизмы. 5 классЛексикография. Словари. Этимология слов 5 — 6 классМеждометие как часть речи 7 классМестоимение как часть речи 6 классМорфемика и словообразование. Части слова. 5 классМорфемный и словообразовательный разбор слова 5 классМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.Наречие как часть речи 7 классНЕ с глаголами 5 классОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при них. 8 классОднородные и обособленные члены предложения. 8 классОрфоэпия. 5 классОсложнённое простое предложение. 8 классПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксиса. 11 классПравила переноса слов. 5 классПравила постановки двоеточия. 8-9 классПравописание гласных и согласных в приставках. 5, 10 классПравописание корней. 5, 10 классПравописание Н и НН. 6, 7 классПравописание НЕ и НИ.7 классПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастий. 7 классПравописание предлогов, союзов и частиц. 7 классПравописание приставок. 5 классПравописание словарных слов. 5, 10 классПравописание суффиксов. 5, 6, 10 классПричастие как часть речи 7 классПростое и сложное предложения. 9 классПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинания. 9 классПунктуационный анализ предложения. 8 классПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделения. 8 классРабочая программа по русскому языку 10 классРабочая программа по русскому языку 5 классРабочая программа по русскому языку 6 классРабочая программа по русскому языку 7 классРабочая программа по русскому языку 8 классРабочая программа по русскому языку 9 классРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложения. 8 классСамостоятельные части речи 7 классСинтаксис. Словосочетание и предложение. 8 классСинтаксический анализ словосочетания и предложения. 8 классСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам. 5 классСлитное и раздельное написание НЕ. 7 классСлитное, дефисное, раздельное написание слов. 5-7 классыСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицы. 7 классСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при них. 8 классСредства связи предложений в тексте. 11 классСтили речи. 5-11 классТекст как речевое произведение. 5-11 классТире в простом и сложном предложениях. 8-9 классТире между подлежащим и сказуемым. 8 классУпотребление твёрдого и мягкого знаков. 5 классФонетический анализ слова. Звуки и буквы. 5 классФункционально-смысловые типы речи. 5-11 классЧередование звуков. Беглые гласные. 5 классЯзыковые нормы. 10-11 класс