Синтаксический анализ словосочетания и предложения. 8 класс • теория

Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает строение и функциональное взаимодействие различных частей речи в предложениях и словосочетаниях.

Синтаксис занимается разбором словосочетаний, предложений, порядком слов, их ролью в предложениях, а также словосочетаниями и фразеологизмами. Синтаксис изучает подчинительные связи в словосочетании, свободные и несвободные словосочетания, состав и строение предложения.

Определение

Синтаксический разбор словосочетания – это определение грамматического значения словосочетания и средства связи слов внутри него.

Последовательность синтаксического разбора словосочетания

1. Выделить словосочетание из предложения;

2. Определить главное и зависимое слово (поставить вопрос от главного к зависимому);

3. Определить, какой частью речи выражено главное и зависимое слово;

4. Составить схему (модель) словосочетания;

5. Определить вид словосочетания по главному слову: именное, глагольное или наречное;

6. Обозначить средства грамматической связи слов в словосочетании: выделить окончание у зависимого слова и при наличии — предлог. Указать те случаи, когда слова в словосочетании связаны только по смыслу;

7. Определить тип подчинительной связи: согласование, управление, примыкание;

Образец синтаксического разбора словосочетания

Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова (С. Есенин)

1. Роняет тихо — словосочетание;

2. Роняет (как?) тихо, роняет — главное слово, тихо — зависимое;

3. Главное слово — глагол, зависимое — наречие;

4. Над главным словом ставится крестик и рисуется стрелочка по направлению к зависимому слову;

5. Глагольное;

6. Слова связаны только по смыслу;

7. Тип связи — примыкание;

Определение

Синтаксический разбор предложения – это характеристика предложения по структуре, типу, членам предложения и частям речи.

Синтаксический разбор предложения включает следующие шаги:

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания:
    • повествовательное (сообщение, факт)
    • вопросительное (вопрос)
    • побудительное (приказ, призыв к действию)

И скучно, и грустно, и некому руку подать / В минуту душевной невзгоды. (М.Ю. Лермонтов) – повествовательное

Что ты тут написал? Что это такое? (И.Ильф, Е. Петров) – вопросительное

Россия! встань и возвышайся! / Греми, восторгов общий глас! (А.С. Пушкин) – побудительное

2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске:

    • восклицательное
    • невосклицательное

Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! (Л.Н. Толстой)

Отдаю тебе душу в залог / За твои голубые подснежники. (Н.А. Заболоцкий)

3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ:

    • простое (одна)
    • сложное (две и более грамматических основ).

Министерство Любви поддерживало закон и порядок. (Д. Оруэлл) – простое

И вдруг я очутился лицом к лицу с тем самым юношей, который с первого взгляда вызвал в моей душе столь странное волнение. (О. Уайльд) – сложное

Дальнейший разбор выполняется с учётом того, является предложение простым или сложным:

Простое предложение

Сложное предложение

4.  Охарактеризовать предложению по наличию главных членов: двусоставное (есть подлежащее и сказуемое), односоставное (только подлежащее или сказуемое). Если предложение односоставное, указать его тип: определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное;

5. Определить полноту предложения: полное (есть все члены, необходимые для понимания предложения), неполное (некоторые члены опущены и восстанавливаются из контекста);

6. Охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов: распространённое (есть второстепенные члены), нераспространённое (нет второстепенных членов);

7. Проверить, осложнено ли предложение. Если да, указать чем – однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами и конструкциями и др.

8. Подчеркнуть члены предложения и указать, какими частями речи они выражены;

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. Простое предложение в схеме обозначается квадратными скобками.

4. Охарактеризовать предложение по типу связи между частями: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП), сложноподчинённое (СПП), сложное предложение с разными видами связи;

5. Разобрать каждую часть сложного предложения как простое, начиная с пункта №4 соседнего столбца.

Главная часть в СПП и равнозначные предложения в БСП и ССП обозначаются квадратными скобками, подчинительная часть — круглыми.

Синтаксический разбор простого предложения

существительное наречие глагол глагол предлог существительное союз глагол глагол существительное
Катя слегка присела, поместилась возле сестры и принялась разбирать цветы.

(И.С. Тургенев)

  1. повествовательное;
  2. невосклицательное;
  3. простое;
  4. двусоставное;
  5. полное;
  6. распространённое;
  7. осложнено однородными сказуемыми;
  8. выполняется прямо в предложении;
  9. Схема:

Синтаксический разбор сложного предложения

прил. сущ. нареч. нареч. глаг. пред. сущ. прил. сущ.
Важное сведение, по-видимому, действительно произвело на  путешественника сильное впечатление,
союз мест. нареч. глаг. сущ. сущ.  част. дееприч. пр. 
потому что он испуганно обвёл глазами дома, как бы опасаясь в 
мест. сущ. глаг. пред. сущ.
каждом окне увидеть по атеисту.

(М.А. Булгаков)

  1. повествовательное;
  2. невосклицательное;
  3. сложноподчинённое;

4.1. двусоставное; 5.1 полное; 6.1 распространённое; 7.1 осложнено вводным словом;

4.2. двусоставное; 5.2 полное; 6.2 распространённое; 7.2 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом;

9. Схема:

Порядок синтаксического разбора предложения с однородными или обособленными членами остаётся таким же, как и без них. Только следует добавить при их наличии то, что предложение осложнено однородными членами или обособленными, и какими именно.

Синтаксический разбор сложносочиненного предложения

Сложносочиненное предложение состоит из двух или более равноправных частей, которые соединены при помощи сочинительного союза. Выполняя синтаксический разбор сложносочиненного предложения, нужно помнить о том, что необходимо проанализировать предложение в целом и каждую его часть отдельно.

План разбора

1. Выделить члены предложения;

2. Определить какими частями речи выражены члены предложения;

3. Дать общую характеристику предложению (обычно в скобках):

— какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);

— какое это предложение по интонации (восклицательное/невосклицательное);

— вид предложения (сложносочиненное), количество частей;

4. Разбор каждого простого предложения, входящего в состав сложносочиненного предложения:

— односоставное/двусоставное;

— распространенное/нераспространенное;

— осложнено/не осложнено;

— полное/неполное;;

5. Составить схему предложения. Все части сложносочиненного предложения обозначаются квадратными скобками, союзы остаются в первоначальном виде. При необходимости можно указать в скобках грамматическую основу каждой части (подлежащее – одной линией, сказуемое – двумя).

Образец синтаксического разбора сложносочиненного предложения

Анна хотела поехать в магазин, расположенный за чертой города, но было поздно, и мы, к счастью, уговорили её перенести поездку на другой день.

Анна (существительное) хотела (глагол) поехать (глагол) в магазин (существительное), расположенный за чертой города (причастный оборот), но было (глагол) поздно (наречие), и мы (местоимение), к счастью (существительное), уговорили (глагол) её (местоимение) перенести (глагол) поездку (существительное) на другой (местоимение) день (существительное).

(Повествовательное, невосклицательное, сложносочиненное, состоит из 3 простых предложений; 1 простое предложение – двусоставное, распространенное, осложнено причастным оборотом; 2 простое предложение – односоставное, нераспространенное; 3 простое предложение – двусоставное, распространенное, осложнено вводным словом).

[…], но […], и […].

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения

План разбора

1. Выделить члены предложения;

2. Определить какими частями речи выражены члены предложения;

3. Дать общую характеристику предложению (обычно в скобках):

— какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);

— какое это предложение по интонации (восклицательное/невосклицательное);

— вид предложения (сложноподчиненное);

— выделить главное и придаточное предложения, указать место придаточного по отношению к главному;

— если имеется несколько придаточных частей, указать способ соединения частей: последовательное, параллельное или однородное;

— группа сложноподчиненного предложения;

4. Разбор каждого простого предложения, входящего в состав сложноподчиненного предложения:

— односоставное/двусоставное;

— распространенное/нераспространенное;

— осложнено/не осложнено;

— полное/неполное;

5. Составить схему предложения: квадратными скобками обозначается главное предложения, круглыми – придаточные, союзы остаются в первоначальном виде. При необходимости можно указать в скобках грамматическую основу каждой части (подлежащее – одной линией, сказуемое – двумя).

Образец синтаксического разбора сложноподчиненного предложения

Уверяют, что встреча с черной кошкой предвещает несчастье.

Уверяют (глагол), что встреча (существительное) с черной (прилагательное) кошкой (существительное) предвещает (глагол) несчастье (существительное).

(Повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное с придаточным изъснительным, состоит из 2 частей: главное предложение – «уверяют», придаточное – «встреча с черной кошкой предвещает несчастье». Первое простое предложение – односоставное, нераспространенное, обобщенно-личное, неосложненное, полное. Второе простое предложение – двусоставное, распространенное, неосложненное, полное).

[…], (что …).

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения

Сложные предложения по способу соединения простых предложений, из которых они состоят, делятся на союзные и бессоюзные. Части бессоюзного предложения соединятся без союзов, только при помощи интонации и знаков препинания.

План разбора

1. Выделить члены предложения;

2. Определить какими частями речи выражены члены предложения;

3. Дать общую характеристику предложению (обычно в скобках):

— какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);

— какое это предложение по интонации (восклицательное/невосклицательное);

— вид предложения (бессоюзное), количество частей;

— определить тип смысловых отношений между частями предложения;

4. Разбор каждого отдельного простого предложения, входящего в состав бессоюзного предложения:

— односоставное/двусоставное;

— распространенное/нераспространенное;

— осложнено/не осложнено;

— полное/неполное;

5. Составить схему предложения. Все части бессоюзного предложения обозначаются квадратными скобками. При необходимости можно указать в скобках грамматическую основу каждой части (подлежащее – одной линией, сказуемое – двумя).

Образец синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения

Поможешь другу в беде – друг поможет тебе.

Поможешь (глагол) другу (существительное) в беде (существительное) – друг (существительное) поможет (глагол) тебе (местоимение).

При разборе части речи надписываются над словами.

(Повествовательное, невосклицательное, бессоюзное, смысловые отношения условия, состоит из 2 простых предложений; 1 простое предложение – односостваное, распространенное, неосложненное, полное; 2 простое предложение – двусоставное, распространенное, неосложненное, полное).

[] – [].

Синтаксический разбор сложного предложения с различными видами связи

Существуют сложные предложения, части которых могут быть соединены между собой различными видами связи: союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной.

План разбора

1. Выделить члены предложения;

2. Определить какими частями речи выражены члены предложения;

3. Дать общую характеристику предложению (обычно в скобках):

— какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);

— какое это предложение по интонации (восклицательное/невосклицательное);

— вид предложения (сложное), количество частей;

— определить вид связи между простыми предложениями в составе сложного предложения;

— указать средства связи частей сложного предложения (сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова, интонация);

4. Разбор каждого отдельного простого предложения, входящего в состав сложного предложения:

— односоставное/двусоставное;

— распространенное/нераспространенное;

— осложнено/не осложнено;

— полное/неполное;

5. Составить схему предложения: квадратными скобками обозначается главное предложения, круглыми – придаточные, союзы остаются в первоначальном виде. При необходимости можно указать в скобках грамматическую основу каждой части (подлежащее – одной линией, сказуемое – двумя).

Образец синтаксического разбора сложного предложения с различными видами связи

Когда на смену надоевшей осени приходит белоснежная зима, то кажется: в жизни началась новая глава.

Когда на смену (существительное) надоевшей (причастие) осени (существительное) приходит (глагол) белоснежная (прилагательное) зима (существительное), то кажется (глагол): в жизни (существительное) началась (глагол) новая (прилагательное) глава (существительное).

При разборе части речи надписываются над словами.

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 простых предложений; 1 простое предложение – двусоставное, распространенное, неосложненное, полное; 2 простое предложение – односоставное, нераспространенное, неосложненное, полное, 3 простое предложение – двусоставное, распространенное, неосложненное, полное).

Когда (…), то [] : [].

Синтаксический разбор предложения с прямой речью

Порядок разбора

  1. Тип предложения (предложение с прямой речью);
  2. Выделить прямую речь и слова автора;
  3. Определить, где находится прямая речь относительно слов автора. Составить схему предложения с прямой речью (П – прямая речь, А – слова автора);
  4. Сделать синтаксический разбор прямой речи;
  5. Сделать синтаксический разбор слов автора;

Образец синтаксического разбора с прямой речью

«Поздравляю Вас, коллеги, с наступающим Новым годом!» — торжественно произнес директор.

«П!» – а.

Предложение с прямой речью, прямая речь находится перед словами автора, поэтому после нее ставится тире, а слова автора начинаются с маленькой буквы.

Поздравляю Вас, коллеги, с наступающим Новым годом!

Повествовательное, восклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное, осложнено обращением «коллеги», которое не является членом предложения.

Члены предложения выделены следующими частями речи: поздравляю – глагол, вас – местоимение, коллеги – существительное, с – предлог, наступающим – причастие, Новым годом – имя существительное.

… торжественно произнес директор.

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое.

Члены предложения выделены следующими частями речи: торжественно – наречие, произнес – глагол, директор – существительное.

Текст: Екатерина Лохова, 16.8k 👀

Все упражнения 👇

Аббревиатуры и сложносокращённые слова 6 классАнализ текста 10-11 классВиды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. 8 классВыразительные средства русского языка 11 классГлавные и второстепенные члены предложения. 8 классГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов. 5 классГрафика. Орфография. 5 классДвусоставные и односоставные предложения. 8 классДеепричастие как часть речи 7 классЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложении 9 классЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью 9 классЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении 9 классЗнаки препинания при обособленных членах предложения 8 классЗнаки препинания при однородных членах. 8 классЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточнениях. 8 классИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и Ц. 5 классИмя прилагательное как часть речи 5-6 классИмя существительное как часть речи 5 классИмя числительное как часть речи 6 классИтоговое собеседование 2021Категория состояния как часть речи 7 классЛексика и фразеология. Фразеологизмы. 5 классЛексикография. Словари. Этимология слов 5 — 6 классМеждометие как часть речи 7 классМестоимение как часть речи 6 классМорфемика и словообразование. Части слова. 5 классМорфемный и словообразовательный разбор слова 5 классМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.Наречие как часть речи 7 классНЕ с глаголами 5 классОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при них. 8 классОднородные и обособленные члены предложения. 8 классОрфоэпия. 5 классОсложнённое простое предложение. 8 классПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксиса. 11 классПравила переноса слов. 5 классПравила постановки двоеточия. 8-9 классПравописание гласных и согласных в приставках. 5, 10 классПравописание корней. 5, 10 классПравописание Н и НН. 6, 7 классПравописание НЕ и НИ.7 классПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастий. 7 классПравописание предлогов, союзов и частиц. 7 классПравописание приставок. 5 классПравописание словарных слов. 5, 10 классПравописание суффиксов. 5, 6, 10 классПричастие как часть речи 7 классПростое и сложное предложения. 9 классПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинания. 9 классПунктуационный анализ предложения. 8 классПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделения. 8 классРабочая программа по русскому языку 10 классРабочая программа по русскому языку 5 классРабочая программа по русскому языку 6 классРабочая программа по русскому языку 7 классРабочая программа по русскому языку 8 классРабочая программа по русскому языку 9 классРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложения. 8 классСамостоятельные части речи 7 классСинтаксис. Словосочетание и предложение. 8 классСинтаксический анализ словосочетания и предложения. 8 классСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам. 5 классСлитное и раздельное написание НЕ. 7 классСлитное, дефисное, раздельное написание слов. 5-7 классыСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицы. 7 классСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при них. 8 классСредства связи предложений в тексте. 11 классСтили речи. 5-11 классТекст как речевое произведение. 5-11 классТире в простом и сложном предложениях. 8-9 классТире между подлежащим и сказуемым. 8 классУпотребление твёрдого и мягкого знаков. 5 классФонетический анализ слова. Звуки и буквы. 5 классФункционально-смысловые типы речи. 5-11 классЧередование звуков. Беглые гласные. 5 классЯзыковые нормы. 10-11 класс