Образ Молчалина в «Горе от ума»

Начиная работу над сочинением, необходимо определиться с тем, какое место занимает герой в системе персонажей. Это позволит понять, что Алексей Молчалин – персонаж очень важный, с ним связано развитие любовного и общественного конфликта.

Кроме того, нельзя подходить к характеристике этого персонажа упрощённо: Молчалин непрост, у него свои цели, которых он добивается с завидным упорством. У этого человека своя жизненная философия, которая позволяет ему быть своим там, где нет места Чацкому. Он наделён умом, который не берёт в расчёт Чацкий, утверждающий: «Молчалин прежде был так глуп…»

План сочинения

  1. Место образа Молчалина в системе персонажей.
  2. « Вот он на цыпочках и не богат словами…».
    1. История появления Молчалина в доме Фамусова («Безродного пригрел и ввёл в свое семейство»).
    2. Жизненная философия Молчалина, её истоки.
    3. « Уступчив, скромен, тих…» (Молчалин и Софья).
    4. «Низкопоклонник и делец…» (Молчалин и Чацкий).
  3. Ум Молчалина. Почему «Молчалины блаженствуют на свете»?

Говоря о жизненных принципах Молчалина, которыми он руководствуется, отметьте, что многое усвоено им с детства. Достаточно вспомнить о наставлениях, которые давал ему отец:

«Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья;

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была».

Сравните, какие наставления даёт отец Петра Гринёва, когда сын уезжает из родительского дома: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Нравственный посыл этих отцовских посланий совершенно разный. Но оба молодых человека следуют тому, чему учили их отцы. Молчалин отлично понимает, что такое «угождать» и для чего это нужно:

«Угождать — удовлетворять кого-либо, делая для него что-то приятное, нужное, желаемое. Выслуживаться перед кем-либо, стараясь сникать себе милость, расположение».

Принципы и правила

Можно привести несколько цитат, которые принадлежат Молчалину и отражают его жизненные принципы и правила.

  • Частенько там мы покровительство находим, где не метим.
  • Не смею моего сужденья произнесть.
  • Ведь надобно ж зависеть от других.
  • В чинах мы небольших…
  • В мои лета не должно сметь свое суждение иметь.
  • И награжденья брать, и весело пожить…

Если обратиться к страницам русской критики, то мы увидим, как по-разному трактуется образ Молчалина. Это лишний раз доказывает сложность этого образа. Вы можете воспользоваться теми или иными цитатами, чтобы обосновать собственную точку зрения.

  1. В.Г. Белинский: «Не говорите: вот человек, который подличает из выгод, подличает бескорыстно, по одному влечению души, — скажите: вот Молчалин!». «Молчалин глуп, когда дело идет о чести, благородстве, науке, поэзии и подобных высоких предметах, но он умен, как дьявол, когда дело идет о его личных выгодах».
  2. П.А. Вяземский: «Чацкий говорит о Молчалине, что он прежде был так глуп, что он жалчайшее созданье. Во-первых, во всей своей роли Молчалин ни одною глупостью не проговаривается. Напротив, он оказывается человеком довольно благоразумным; он слабохарактерен, это правда: обстоятельства наложили на него узы зависимости пред окружающей его средою. <…> Молчалин принял себе за правило: умеренность и аккуратность. Опять спросим: что же тут глупого и смешного».
  3. Н.И. Надеждин: « Это курьезное лицо, несмотря на свою безгласность, весьма важно и стоит изучения. Молчалиным представляется… любопытная физиономия мелких насекомых, выигрывающих себе высокоблагородие в старушечий бостон и пропалзывающих к крестам на четвереньках, играя со шпицами. … это домашнее животное, коего обыкновенные достоинства составляют: смазливое личико, сладкая речь, спина гибкая, лоб медный. <…> Низость наших Молчалиных не есть лицемерие и притворство: это их природа».
  4. Е. Цимбаева: «Сила Молчалина не в лицемерии, а… в искренности! Его потому и невозможно разоблачить, что разоблачать нечего: он ничтожен, но не хитрит, не интригует, он просто живёт по отцовским заветам повиновения младших высшим, что в его время считалось нормой и соблюдалось всеми, кроме самых решительных молодых людей. Он не лицемерит сознательно, за исключением ухаживания за Софьей: в этом — и только в этом! — он разоблачён автором. Грибоедов обличает в нём не ничтожность мелких проходимцев, но российскую государственную систему, которая охотнее выдвигает бесталанных прислужников, а не людей с умом и душой».

Чтобы работа была ярче и интересней, вы можете обратиться к строчкам из стихотворения Феликса Кривина, посвящённого Молчалину. Оно очень необычно по содержанию, в нём есть то, что заставляет задуматься.

Молчалину невмоготу молчать,

Лакействовать, чужих собачек гладить.

Невмоготу с начальниками ладить,

На подчиненных кулаком стучать.

                                                                                               В нём тайно совершается процесс,

Невидимый, но тайный и упорный.

Сейчас он встанет, выразит протест,

Оспорит всё, что почитал бесспорным.

Куда там Чацкому, герою громких фраз,

Которые достаточно звучали.

Но трепещите – и настанет час!

Придёт пора!! Заговорит … Молчалин!!!

Но не придёт. Он знает их тщету,

Всех этих фраз, геройства и бравады.

Молчалину молчать невмоготу,

Но он смолчит, минуя все преграды.

И будет завтра, так же как вчера,

Держать своё бунтарство под запретом.

…Когда со сцены уходить пора,

Молчалиным не подают кареты.

Комедия «Горе от ума» ставится на сценах русских театров уже почти два столетия. Интересно то, как интерпретировались образы героев в спектаклях разных режиссёров. Образ Молчалина тоже раскрывался по-разному. Например, в БДТ актёр Кирилл Лавров играл Молчалина сдержанно-холодным, циничным, жестоким, умным и расчётливым, презирающим «умника» Чацкого, который при своих талантах не смог сделать карьеру. Такой Молчалин не вызывал смеха, а пугал своей беспощадностью и способностью достичь своей цели любой ценой. Вы можете использовать этот материал, если он будет вписываться в вашу творческую работу.

Первый вариант сочинения

А.С. Грибоедов закончил свою легендарную комедию в 1824 году. Но, несмотря на все усилия, опубликовать ее не удалось. Не пропустила цензура, так как характер пьесы обличительный. Она распространилась в списках, имела большой успех среди молодой интеллигенции. Только в 1833 году пьеса была напечатана в сокращении.

Автор подарил читателю плеяду ярких образов московского дворянства 19 века. Большинство из них актуально по сей день. Особенно живуча личность, которая «блаженствует на свете». Этот персонаж олицетворяет чинопочитание, карьеризм, лицемерие.

МолчалинМолчалин – молодой человек родом он из Твери. Он деловой, поэтому Фамусов забирает его в столицу, дает ему чин коллежского асессора, пристраивает своим секретарем. Эта должность в то время давала потомственное дворянство, независимо от материального благосостояния. Но сам работодатель называет его «безродным», хоть и поселяет в своем доме.

Алексей Степанович, как большинство героев классической литературы, носит говорящую фамилию. Он действительно безмолвен. Качество противоречивое. Влюбленная Софья считает его добродетелью. Чацкий же считает это глупостью, отсутствием самоуважения. Для Молчалина же это просто хитрый маневр, приспособленчество.

Герой молод, он ровесник Чацкого. Но схожи они лишь по возрасту.

Эти два социальных типа являются антагонистами. Такие, как Молчалин, готовы на все, чтобы добиться высоких чинов, положения в обществе. Не гнушаются ничем. Ложь, лицемерие, заискивание, низкопоклонничество, унижение, притворство – все идет в ход.

 «Умеренность и аккуратность» – единственные таланты Алексея Степановича. Но он явно скромничает, забыв о том, что  хитрость, деловая хватка тоже своего рода таланты.

Молчалин не признает своего права на собственное мнение. Пока он в маленьком чине, необходимо зависеть от других. Поэтому он активно мимикрирует, подстраивается.

Чацкий – человек иной. Он открыто выражает свое мнение в любом окружении. В пустой службе не видит смысла. Он готов «служить делу, а не лицам». Прислуживаться ему тошно. Фамусов называет его гордецом, глупцом. Успешному чиновнику дико слышать такие речи.

Молчалин же ради выгоды готов притворяться во всем. Даже в любви.

Притворившись влюбленным, Алексей очаровал  дочь хозяина. Она  наделила его чертами героев французских любовных романов. Создала для себя идеальный образ.

Алексей Степаныч по ночам посещает комнату барышни. Но ведет себя нерешительно, скромно, не позволяет вольностей. Как выяснилось позже, не потому, что трепетно влюблен и хорошо воспитан, а из равнодушия. Зато к Лизе проявляет пылкость, неучтивость. Робость с барышней и пошлое поведение с горничной. Этот контраст говорит о многом.

Ухаживает за Софьей он лишь для того, чтобы выслужиться: «в угоду дочери такого человека». Любви нет, на свадьбу не рассчитывает. Молчалин  боится гнева Фамусова, если тот узнает о романе.

Бал в доме Фамусовых – ключевая сцена произведения. Семья официально в трауре после кончины дяди. Поэтому созываются только «свои». Балы давать необходимо для поддержания связей.

Со всеми представителями «века минувшего» Молчалин одинаково любезен. К каждому находит подход. Софья в этом умении приспосабливаться видела доброту. Мол, Алексей Степанович «всех в доме дружбу приобрёл». Замечает это и Чацкий: «тут моську во время погладит, там впору карточку вотрет». И, действительно, доходит до абсурда. Молчалин гладит, нахваливает шпица барыни Хлестовой. А потом весь вечер играет со стариками в карты.

Все это, безусловно, поможет герою в реализации целей. Его не смутят ошибки, падения. В нем нет стыда, робости. Алексею с детства внушили мысль о необходимости «угождать всем людям без изъятья». А низкопоклонничество, умение «сгибаться в перегиб» высоко ценится в столице. Поэтому нет сомнений, что Молчалин «достигнет степеней известных»: ему хватит ума и терпения сделать карьеру и изменить свою судьбу.

Второй вариант сочинения

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» — одно из ярчайших изображений русского дворянского общества начала 19 века. Писатель показывает исторически закономерную смену устоявшихся идеалов и идей новыми мыслями, которые выглядят чуть ли не революционными, противостояние «века минувшего» в лице представителей фамусовского общества и «века нынешнего» в образе Чацкого. Среди первых — самые разные персонажи: богатые и влиятельные вельможи, такие как сам Фамусов или Скалозуб, а также молодые, но стремящиеся занять их место, а пока вынужденные лишь прислуживаться и лестью добиваться снисхождения старших. Одним из таких персонажей в комедии является Молчалин.

Молчалин – небогатый дворянин родом из Твери. Он живет в доме у Фамусова, который ему «дал чин асессора и взял в секретари». Молчалин является тайным любовником дочери Фамусова, но в зятьях отец Софьи видеть его не желает, ведь в Москве положено иметь зятя «с звездами и чинами». Этим стандартам Молчалин пока не соответствует. Однако очень ценно для фамусовского общества его стремление услужить. Благодаря этому умению Молчалин и получил должность секретаря Фамусова, ведь обычно на такие места берут только по протекции. Фамусов говорит: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки; один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой». Именно деловые качества, а не честь и достоинство, имеют значение в фамусовской среде.

В комедии «Горе от ума» образ Молчалина полностью соответствует принятым стандартам поведения молодого дворянина в обществе. Он выслуживается и унижается перед влиятельными гостями в доме Фамусова, ведь они могут быть полезными в его продвижении по службе. Молчалин опускается до того, что принимается нахваливать гладкую шерстку собаки Хлёстовой. Он полагает, что, пока он в небольшом чине, «надо зависеть от других». Именно поэтому Молчалин живет по принципу: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».

Как и все в фамусовском обществе, Молчалин гордится своими успехами по службе и хвалится ими при каждом удобном случае. Преуспел он и в налаживании связей с «нужными» людьми. Он часто бывает у княгини Татьяны Юрьевны, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные», и даже осмеливается рекомендовать такую манеру поведения Чацкому.

Несмотря на то, что взгляды и ценности Молчалина полностью совпадают с идеалами консервативного дворянства, Молчалин способен причинить серьезный вред тому обществу, в котором он находится. Дочь Фамусова будет обманута именно этим человеком, поскольку он принимает вид ее любовника только из выгоды. Молчалин вовсе не глупый скромник – он двуличный и опасный человек.

В сердце Молчалина нет ни любви, ни уважения к Софье. С одной стороны, он разыгрывает этот спектакль «в угоду дочери такого человека», а с другой – смертельно боится того, что его тайная связь с Софьей откроется. Молчалин очень труслив. Он боится испортить мнение общества о себе, ведь «злые языки страшнее пистолета».

Получается, что своей подлостью Молчалин причиняет вред даже тому обществу, порождением которого он является. Молчалин просто четко следует совету своего отца: «Угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить…». Этот герой полностью соответствует идеалам «века минувшего», хотя принадлежит к молодому поколению дворян. Он умеет главное – приспосабливаться, а потому «Молчалины блаженствуют на свете».
Таким образом, Молчалин – порождение консервативного дворянства. Он, как и это общество, дорожит лишь чинами и деньгами и только по этим меркам оценивает людей. Хитрость и двуличие– определяющие черты в характере этого героя. Потому Чацкий и утверждает, что Молчалин достигнет желаемого, потому что в фамусовском обществе любят «бессловесных».

Во все времена существовали Молчалины, которые не останавливались ни перед чем для достижения своих целей. Они «блаженствуют на свете», пока в обществе будет место для низости, подлости, лести и угодничества ради карьеры.

Третий вариант сочинения

Комедия «Горе от ума» уже давно волнует сердца читателей: мы следим за судьбами героев, образы которых созданы замечательным писателем. Палитра характеров удивительно разнообразна. Особое место в комедии занимает Молчалин.

Молчалин – молодой небогатый дворянин, не имеющий высокого чина. Фамусов взял его к себе в секретари, и теперь Молчалин живет в его доме.

Он тайно встречается с дочерью своего начальника. Однако Фамусов никогда не даст согласие на их женитьбу, поскольку считает, что зять должен быть богатым и занимать высокое положение в обществе. Но, несмотря на то, что Молчалин не соответствует этим требованиям, фамусовское окружение ценит его как человека, готового всегда услужить. Молчалин обладает талантом находить нужных людей, которые могли бы оказать ему содействие в продвижении по службе. Он уверен, что «надобно зависеть от других» до того момента, пока не получит высокий чин.

Молчалин гордится своими карьерными достижениями и всякий раз этим хвастается.  Он прекрасно умеет налаживать полезные связи, поэтому не преминул  познакомиться с влиятельной княгиней Татьяной Юрьевной, от которой может зависеть его дальнейшее продвижение по службе.

И все же, несмотря на все эти высоко ценимые в фамусовском обществе качества, Молчалин опасен для него. Он обманывает дочь Фамусова, так как лишь притворяется влюбленным ради собственной выгоды. Читатель видит истинное лицо этого героя при разговоре со служанкой, к которой он проявляет особый интерес. В этот момент выясняется, что Молчалин на самом деле – коварный лицемер и опасный человек. Он не испытывает ни любви, ни уважения к Софье. Он буквально разрывается между тем, чтобы понравиться Фамусову, разыгрывая любовь к его дочери, и тем, чтобы ни в коем случае не выдать свою связь с Софьей. Последнее может сильно подорвать его репутацию в обществе. Выходит так, что своим двуличием Молчалин наносит вред тому окружению, частью которого он является сам. Этот герой абсолютно соответствует тем ценностям и идеалам, которые свойственны «веку минувшему». Он обладает главным умением в жизни – приспосабливаться. Именно поэтому «Молчалины блаженствуют на свете».

Алексей Молчалин гордится своими успехами, наличием важных связей и даже дает советы Чацкому, поскольку считает, что тот не сделал карьеру, так как ведёт себя неверно. Хотя взгляды героя и консервативной дворянской знати одинаковы, он несет вред обществу. Обманув дочку Фамусова, он отравляет девушке жизнь. Идеалы Молчалина соответствуют идеалам «века минувшего», он легко адаптируется в любой ситуации, дорожит только собственным благополучием, мечтает о богатстве и знатности.

Таким образом, Молчалин — типичный представитель общества, который ради личной выгоды готов пойти на самые мерзкие поступки. Этот типаж вечен, потому что и в наши дни многие люди избирают такую стратегию поведения: лицемерят, пресмыкаются, угождают, а за это получают хорошие отзывы, повышение по службе и другие выгоды. Но писатель еще тогда показал на примере своего героя, что этот путь ведет в никуда.

Список литературы:

  1. Гладыш, И. А. «Горе от ума». Страницы истории / И. А. Гладыш, Т. Г. Диннесман.- М.: Книга, 1971
  2. Петров, С. М. «Горе от ума» комедия А. С. Грибоедова. Пособие для учителя / С. М. Петров. – М.: Просвещение, 1981 г.
  3. Радомская, Т. И. Проблемы книги, ума и знания в творческом мире А. С. Грибоедова/ Татьяна Радомская // Литература в школе.- 2007 г.
  4. Халфин, Ю. Поэт Александр Грибоедов и его поэтическая пьеса / Юлий Халфин // Литература.-2008 г.
Текст: Елена Бочкова, 3.9k 👀