Тема любви в комедии «Горе от ума»

сочинение по литературе 9 класса
Произведение: Горе от ума Рекомендованный объем: 350-450 слов (3-4 страницы в тетради)

Тема любви в комедии Горе от умаВариант 1

«Горе от ума» – «высокая» комедия, написанная А. С. Грибоедовым в 19 веке. Главенствующим литературным направлением того времени являлся классицизм, поэтому писатель в данном произведении старался придерживаться его основных принципов. Однако в пьесе мы можем увидеть несоблюдение закона “трёх единств”: места, времени и действия. Главным конфликтом остается общественный – противоборство между «фамусовским» или традиционным и просвещенным или новаторским обществами.

Но параллельно с ним развивается и любовная линия произведения, которая делает его более увлекательным и в то же время трагичным, так как чувства каждого из персонажей, втянутых в любовный многоугольник в конце концов остаются безответными.

Проблема пьесы – любовный конфликт

В пьесе «Горе от ума» драматург затронул актуальную проблему своего времени – борьбу старых нравов с новыми прогрессивными идеями. Представителями первой стороны является фамусовское общество, а второй – главный герой Чацкий. Несмотря на то, что главная идея заключается в рассмотрении этой проблемы, нужно учесть, что к ней привела другая проблема – любовный конфликт.  Поэтому тема любви важна в комедии. Тем более, что перед нами не простой классический треугольник. Начало любовного конфликта – приезд главного героя Александра Чацкого в Москву. После трех лет странствования по свету он решил вернуться в дом Фамусовых, где прошло его детство. Его цель – жениться на идеальной, по его мнению, девушке Софье, дочери Павла Фамусова. Однако героиня встречает его холодно. Чацкий подозревает, что у него есть соперник – и оказывается прав. Софья полюбила (или внушила себе?) любовь к бедному и тихому Молчалину, в котором она видела героя любимых французских романов. Однако Молчалин принимает любовь девушки из корыстных побуждений, а сам втайне ухаживает за служанкой Лизонькой.

Тема любви

Почти все герои связаны любовной темой. Но поскольку жанр произведения комедийный, то она решается тоже в этом ключе, без присущей любовным отношениям романтической возвышенности чувств.

Пародией на любовь являются отношения между Софьей и Молчалиным. Заигрывания Молчалина к служанке Лизе имеют свой общепонятный интерес, но влюблённостью там и не пахнет. Волокитство стареющего хозяина дома Фамусов за хорошенькой служанкой дают ему возможность ощутить, что он всё-таки мужчина. Здесь мы видим фарс и карикатуру.

Настоящим драматическим  любовным переживанием является только чувство главного героя Александра Чацкого к Софье Фамусовой. Лишь оно способно вызвать отклик в сердцах читателей и зрителей, тем более что оно безответно и заставляет героя мучиться от неизвестности.

На нём и следует остановиться в первую очередь, исследуя тему любви в произведении. Александр любит Софью с детства. У них общая печальная участь: и он, и она остались сиротами, потеряв в раннем возрасте матерей. Эта беда и воспитание под крышей одного дома их сблизили и сделали отношения проникновенными, тёплыми. А в юности из них родилась любовь. И тогда она была взаимной.

Что изменилось за несколько лет? Автор не делает открытия из того, что не всегда любовь способна пережить разлуку. Чацкого не было три года. Он подался в Европу из-за конфликта на службе. Он, человек честный и порядочный, столкнулся с неприемлемыми вещами: взяточничеством, чинопочитанием.

Герой оставил «страну рабов, страну господ» и три года спустя возвратился в уверенности, что можно ещё найти счастье и смысл жизни в семье, воспитании детей. Но его уже никто не ждёт. Софья нашла другого. Эта коллизия настолько узнаваема, правдоподобна, взята из жизни, что составляет один из лучших сюжетных ходов комедии.

Всё, чем Чацкий блистал  раньше и что нравилось в нём, теперь раздражает героиню. Его острый насмешливый ум и живая яркая речь находят только одну оценку: «Не человек – змея…» Женщина не прощает, когда её оставляют на целые три года, какими бы ни были весомыми мотивы героя.

Поэтому постепенно Чацкий тоже становится смешон, потому что он самонадеян и в упоении своим красноречием и ослеплении красотой Софьи долго не замечает  очевидного. У него под носом разыгрывается роман, где он третий лишний.

Этот роман Софьи и Молчалина ненастоящий, в нём нет подлинной человеческой страсти. Он спровоцирован модной сентиментальной литературой. У хозяйской дочки под подушкой  всегда лежит роман о неравной любви богатой дамы к бедному, благородному, скромному молодому человеку.

Такого героя она захотела увидеть в секретаре своего отца, а ему выгодно было подчиниться этой фальшивой роли и ночи напролёт играть на флейте капризной барышне.

В конце пьесы Софья со стыдом и гневом слышит, как её надуманный герой признаётся в любви служанке и сетует, что всю ночь ему придётся «делить любовь печальной нашей крали».

Таким образом, счастливого конца любовных отношений ни у одного героя не вышло. Это и не могло быть иначе. Ведь счастье в любви рождается из гармонии чувств, способности жертвовать собой ради того, кто дорог. К этому не способен ни один персонаж комедии «Горе от ума».

Почему любовь не всегда приносит счастье?

В силу своих жанровых особенностей пьеса А.С. Грибоедова  «Горе от ума» была названа автором комедией. Но все же смысл этого произведения по-настоящему трагичен, поскольку оно повествует о несчастной неразделенной любви главного героя Александра Андреевича Чацкого к Софье Фамусовой. Пьеса заставляет нас задуматься о том, почему любовь не всегда приносит счастье? На мой взгляд, часто виной этому становятся иллюзии самих влюбленных.

Так, Чацкий — это лишний человек в обществе Софьи, ее отца Павла Афанасьевича Фамусова и других московских дворян. Герой наделен острым умом и достаточно проницателен для того, чтобы увидеть все пороки окружающего его общества: глупость, подлость, лицемерие, меркантильность, невежество и т. д. Но любовь не позволяет Александру Андреевичу увидеть, что многие из этих отрицательных качеств присущи и его Софье. Он идеализирует свою избранницу так же, как и она, в свою очередь, идеализирует Молчалина, которого успела полюбить, пока Чацкий был в отъезде. И именно эти иллюзии мешают героям увидеть ситуацию со стороны.

А ситуация такова, что Софья действительно когда-то любила Чацкого. Но теперь для нее это лишь детское воспоминание. Герой не способен стать ее идеалом, несмотря на то что умен и наделен прекрасным чувством юмора. Девушка считает, что «делить со всяким можно смех».

Софье хочется романтики: долгих ночных бесед, робких нежных взглядов, невинных касаний и пылких вздохов «из глубины души». Все это дает ей Молчалин, который, впрочем, лишь притворяется «в угодность дочери такого человека» (Фамусова). Но пребывая в своих иллюзиях, Софья не замечает этого.

Когда же обман Молчалина раскрывается, девушка, конечно, разочаровывается, не понимая, как могла не увидеть очевидного: «Себя я, стен стыжусь…». Чацкий же, узнав, что именно Софья первая назвала его сумасшедшим, тоже недоумевает: «Слепец! я в ком искал награду всех трудов!»

Именно слепота, застилающая глаза влюбленных, часто становится причиной разочарований на личном фронте. Но так уж устроены люди, что, испытывая сильные чувства, обязательно возносят объект своей страсти на пьедестал. И за это нельзя упрекнуть ни Чацкого, ни Софью, потому что их любовь, в отличие от притворства Молчалина, была искренней.

Вариант 2

Комедия Александра Грибоедова «Горе от ума» — одно из выдающихся произведений отечественной литературы. В 1824 году писатель завершил работу над его созданием. В нем нашли отражение черты сразу трех литературных направлений: реализма, романтизма и классицизма. Кроме того, в книге представлено сразу два конфликта: социальный и любовный. Особое значение писатель придал теме любви.

Любовный конфликт «Горе от ума» открывает комедию А. С. Грибоедова и способствует завязке конфликта между Чацким и фамусовским обществом. Автор произведения комично изображает то, что Чацкий влюблен в Софью, которая любит Молчалина, проявлявшего симпатию к Лизе.

Сюжетная линия

Софья Павловна Фамусова и Алексей Степанович Молчалин — влюблённая пара. В начале произведения они так сильно любят друг друга, что готовы сбежать вдвоём хоть на край света. И всё бы ничего, но в дом Фамусовых приезжает Александр Андреевич Чацкий. Он не так давно вернулся из Петербурга и теперь готов жениться на Софье Павловне. С самого детства они были тесно связаны, а теперь, по его мнению, должны стать супружеской парой. Чацкий не знает, что сердце Софьи уже давно наполнено тёплыми чувствами к Молчалину. Это обстоятельство выбивает почву из-под ног Чацкого. Сама же Софья уверена: она разлюбила его из-за того, что он уехал и оставил её одну.

Чацкий раздосадован и желает выяснить, как могло случиться то, что его возлюбленная припала душой к заурядному и глупому Молчалину. Софья, находясь в растерянности, пускает слух, что Чацкий сошёл с ума. Эта новость быстро облетает дом Фамусовых. Главный герой старается как можно быстрее отыскать Софью, чтобы объясниться с ней и доказать, что слухи являются чушью. Но он не знает, что распустила их его любимая. В этот момент происходит непредвиденное — Софья подслушивает разговор Молчалина и Лизы, в котором тот признаётся в любви к ней. Девушка и подумать не могла, что её возлюбленный крутит роман с горничной. Свидетелем всей этой картины стал Чацкий. Он понимает, что далёк от всех этих людей, а Софья, которую он помнил, — лишь образ. Она уже не такая добрая и искренняя, какой была в его памяти.

Любовный конфликт

В пьесе «Горе от ума» автор затронул актуальную проблему своего времени – борьбу старых нравов с новыми прогрессивными идеями. Представителями первой стороны является фамусовское общество, а второй – главный герой Чацкий. Несмотря на то, что главная идея заключается в рассмотрении этой проблемы, нужно учесть, что к ней привела другая проблема – любовный конфликт. Поэтому тема любви важна в комедии. Тем более, перед нами не простой классический треугольник.

Начало любовного конфликта – приезд главного героя Александра Чацкого в Москву. После трех лет странствования по свету он решил вернуться в дом Фамусовых, где прошло его детство. Его цель – жениться на идеальной, по его мнению, девушке Софье, дочери Павла Фамусова. Однако героиня встречает его холодно. Чацкий подозревает, что у него есть соперник – и оказывается прав. Софья полюбила или просто внушила себе любовь к бедному и тихому Молчалину, в котором она видела героя любимых французских романов. Однако Молчалин принимает любовь девушки из корыстных побуждений, а сам втайне ухаживает за служанкой Лизонькой.

Чувства главных персонажей

Каждый герой пьесы по-разному понимает, что такое любовь. Для одного это утеха, для другого — отрада. Стоит рассмотреть, как же относятся к этому чувству персонажи:

Софья

Чувства этой девушки так же молоды, как и она сама. Любила ли она по-настоящему Чацкого или Молчалина? Вряд ли. Бесспорно, ей нравилось угодничество второго и то, как переживает из-за неё первый. Её поведение больше напоминает игру в любовь.

Молчалин

Алексей Степанович — тот ещё угодник, который использовал светлое чувство ради личной выгоды. Молчалин развязывает интригу вокруг себя, даже не думая, что он может причинить вред не только возлюбленным, но и самому себе. Он надеялся, что благодаря Софье у него получится подняться по карьерной лестнице.

Чацкий

Александр Андреевич — олицетворение закостенелой аристократии. Соответственно, и любовь ему представляется в таком же свете. Он хранил это светлое чувство долгие годы. Даже долгий отъезд не дал ему усомниться в решении взять Софью в жены. Однако его сердце было разбито. Смог бы такой человек полюбить ещё раз, остаётся догадкой.

Лиза

Хоть горчичная и предстаёт второстепенным персонажем, стоит отметить и её чувства, ведь она играет важную роль в любовном треугольнике пьесы. Лиза — ветреная натура, которая позволяет ухаживать за ней и Фамусову, и Молчалину. Однако её сердце занято местным буфетчиком Петрушкой.

Фамусов

Важно отметить и то, как относится к любви отец Софьи. Он уверен, что брак — это союз расчёта. Его главный аргумент — вступать в него нужно только тогда, когда в этом есть финансовая выгода.

Чацкий и Софья

Прежде всего, любовный конфликт в комедии «Горе от ума» связан с образом главного героя, который приезжает в дом Фамусовых, чтобы увидеть свою возлюбленную Софью. Чацкий пытается доказать Софье, что его чувства искренни. Он говорит о том, что Софья для него важнее всего на свете. Однако героиня холодна и равнодушна по отношению к Чацкому, считая, что их взаимоотношения – всего лишь юношеская влюбленность.

Софья пытается упрекнуть главного героя и показать ему, что между ними не может быть любви. Кульминация отношений между Чацким и Софьей наблюдается тогда, когда героиня рассказывает всем вокруг, что он – сумасшедший.

Софья и Молчалин

Софья не могла ответить главному герою на чувства, потому что была влюблена в Молчалина. А.С. Грибоедов в самом начале произведения показывает развитие любовной линии между дочерью Фамусова и Молчалиным. Девушка готова на все ради своего возлюбленного. Она отзывается о Молчалине следующим образом: «уступчив, скромен, тих», «В лице ни тени беспокойства», «И на душе поступков никаких», «Чужих и вкривь и вкось не рубит». Эти цитаты помогают понять, что Софья не замечает, что Молчалин заводит отношения с ней, чтобы добиться своих корыстных целей.

Молчалин и Лиза

На самом деле Молчалин не любит Софью. Он пользуется ею, так как она является дочерью его начальника Фамусова. Молчалин понимает, что связь с Софьей может улучшить его положение в обществе. В одной из сцен комедии А.С. Грибоедов кратко показывает, как Молчалин проявляет симпатию к служанке Софьи Лизе. Автор помимо любовного треугольника «Чацкий – Софья – Молчалин», представляет еще один треугольник: «Софья – Молчалин – Лиза», для того чтобы показать всю комичность и в то же время трагичность ситуации: для общества не свойственно проявление истинной любви. Фамусовское общество настолько корыстно и бездушно, что любовь – это пустой звук.

Почему герои не находят счастья в любви?

Александр Чацкий и Софья Фамусова — центральные образы в развитие любовной линии сюжета. По законам классицистической комедии они должны полюбить друг друга, преодолев все преграды. Почему же автор показывает нам другой финал? На первый взгляд, они кажутся идеальной парой: оба умны, обаятельны, красноречивы, талантливы и решительны. К тому же, Чацкий испытывает чувства к Софье. Но можно ли их назвать настоящей любовью? Герой на целых три года уезжает за границу, и ни разу не пишет письма возлюбленной. Он себе это объясняет тем, что хотел в странствиях измениться к лучшему, стать еще более умным, — и только тогда появиться перед Софьей, которая достаточно умна, чтобы выбрать его. Вот такой умный план построил в размышления Чацкий, но только в жизни его трудно реализовать, ведь в любви важен не столько ум, сколько умение чувствовать.

Пока герой проводил три года в поисках себя, время не стояло на месте и для героини. Она познавала любовь, читая французские романы – и подыскала себе мужчину, похожего на героя из книг, – Молчалина. Девушка наслаждалась любовной игрой, ей нравилось представлять себя смелой героиней романа. Однако ее возлюбленный оказался корыстным человеком. Когда Софья раскрыла обман Молчалина, то повела себя разумно: отвергла лжеца без слез и колебаний, но так же признала, что сама виновата в заблуждении в нем.

Такое поведение вызывает уважение, но говорит ли оно о наличии у героини настоящих чувств к Молчалину? Она «назначила» его себе в любимые, следуя разумному плану – найти себе тихого и покорного мужа, и также она разумно его отвергла.

Как видим, оба героя принимают решения не сердцем, а умом, отчего у них выходит горе от ума. Ведь они оба не находят любви в финале произведения.

Достойна ли Софья любви Чацкого?

С одной стороны, мы можем заметить, что в Софье много хорошего. Она способна на добрые поступки, стремится к чистой и бескорыстной любви, не принадлежит ни к одному из лагерей. Однако есть в этой героине и отрицательные черты. Софья может быть капризной и своенравной. Она способна на безнравственные поступки, в которых не отдает себе отчета. На все жизненные вопросы у нее «чужое» мнение и она не несет ответственности за свои действия. Именно по этой причине в конце произведения она теряет такого умного и достойного кандидата, как Чацкий.

К сожалению, она превратила в героя своего романа не того человека и даже не заметила своей оплошности, пока не услышала правды из уст самого Молчалина о его несуществующих чувствах. Не замечая его глупого нрава, притворства и лицемерия, она посчитала его более приоритетным человеком для жизни, нежели Чацкого и жестоко ошиблась. Невольно возникает вопрос, а достойна ли она была смелого, упрямого и искренне любящего Чацкого?

С точки зрения, личностных качеств, скорее всего, да. Потому что эта героиня не менее отважна и умна, чем сам Чацкий. Но с точки зрения ее поведения на балу, нет. По своей недальновидности она обидела лучшие чувства человека умного и способного на поступки.

Чацкий, в отличие от Молчалина, на балу у Фамусова не льстил и не унижался ради получения «высоких» чинов. А сумасшедшим его объявили именно с легкой подачи Софьи. В результате он оказался изгнан и из фамусовского общества, о чем, я думаю, он ни капли не сожалел, и из сердца девушки, что его, безусловно, расстроило.

Вывод

Показывая любовный конфликт, автор раскрывает характеры персонажей – Софьи, Чацкого и Молчалина. Финал пьесы является драматичным – узнав правду, герои понимают свои ошибки, но уже становится поздно. Всем им пришлось столкнуться с разочарованием. Теперь внутри только разбитые мечты и пустота. Раньше они жили надеждой и ожиданием лучшей жизни. Чацкий думал, что вернется домой и его радостно встретит любимая, Софья думала, что выйдет замуж за Молчалина и он сделает ее счастливой, Молчалин же думал только о себе и об улучшении собственного положения. Хоть и Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому, но она разочаровалась в этом выборе из-за того, что её возлюбленный оказался подлым человеком.

Вариант 3

В классической комедии главный конфликт всегда завязывается в сфере личных отношений, любви. Грибоедов, казалось бы, выдвигает на первый план более «серьезные» проблемы: столкновение «старого и нового», фамусовской Москвы и нового человека, Чацкого. Но социально-политический конфликт тесно переплетен с любовными коллизиями.

И.А. Гончаров писал: «Всякий шаг Чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье». Ревность и безответная любовь к Софье, глубокое чувство послужили поводом к раздражению, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль.

От классицизма к реализму

В то время, когда Александр Грибоедов писал комедию «Горе от ума», еще было ощутимо влияние классицизма в литературе. Писатель формально соблюдает каноны этого направления, однако уже смело открывает для своего читателя новое направление – реализм.

Тема любви тесно связана с социально-политической темой. В классицистической комедии любовный конфликт в конце разрешался победой влюбленных, разоблачением и наказанием виновных героев. Финал комедии Грибоедова абсолютно другой: главные герои терпят поражение в любви, главный герой высмеял морально падшее общество, но так и не изменил его порядков. И это не простая череда неудач, автор выстраивает логическую цепь размышлений и событий, которые приводят к разочарованию. Комедия Грибоедова приближена к настоящей жизни, поэтому и реалистична.

Любовный конфликт в комедии

Чацкий приезжает в Москву после долгого отсутствия и радуется встрече с предметом своей давней любви – Софьей, но встречает с ее стороны непонятную холодность. Софья влюблена в Молчалина и не считает себя обязанной продолжать отношения с Чацким, испытывает к нему только дружеские чувства. Чацкий догадывается, что у него появился счастливый соперник, но еще не может понять, кто он. Вначале он подозревает «завидного жениха» Скалозуба, и потому переносит свою неприязнь на все общество, где полковник пользуется уважением. По поводу всех вновь прибывших он отпускает колкости, и это, в конце концов, начинает раздражать Софью, потому что бывший ухажер задевает не только гостей, но и ее возлюбленного.

Наученная светской жизнью отплачивать за такие насмешки, она в случайном разговоре с господином Н пускает слух о сумасшествии Чацкого. И общество, всегда с жадностью ловящее подобного рода новости, с готовностью распространяет известие о сумасшествии Чацкого. Слухи растут, как снежный ком, а Чацкий, сам того не зная, подтверждает этот слух всеми своими поступками, и особенно жарким монологом «Французик из Бордо», который произносит, не замечая, как гости с опаской покидают залу.

Развязка конфликта наступает в четвертом действии. Чацкий узнает, что избранник Софьи – Молчалин. «Муж-мальчик, муж-слуга» – это, несмотря на различие в социальном статусе, допустимо для высшего московского света, но Чацкий уже не может уважать женщину, которая выбрала себе такой предмет обожания. Чацкий предпочитает бежать, он увидел всю низость «светской черни», он потерял уважение к возлюбленной, ему незачем оставаться.

В классической комедии герои-любовники, преодолев все препятствия на пути, воссоединяются. Грибоедов заменяет счастливый конец другим, увы, более реалистичным. Только Чацкий хранит верность романтическим идеалам любви. Прочие сделали из нее своеобразную разменную монету.

Софья, совсем еще молоденькая девушка, казалось бы, влюблена в Молчалина искренне, но такая любовь ей выгодна: она может повелевать будущим мужем, так как он ей всем обязан. Молчалин низок: он не любит Софью, но согласен изображать любовь и подчиняться ей, так как это сулит ему верную выгоду. Вместе с тем он грубовато ухаживает за горничной Лизой, которая нравится ему в отличие от Софьи, но и по отношению к ней он поступает дурно. Лиза для него забава, он не желает принимать на себя какие бы то ни было обязательства по отношению к ней. В финале все любовные интриги Молчалина открываются, но вряд ли это станет настоящим позором, как это бывает в классических комедиях. «Помирятся», – предвидя будущее, думает Чацкий. Действительно, зачем прерывать отношения, если они всем выгодны?

Любовный конфликт дублирует основную тему комедии. Нет ничего подлинного, искреннего в фамусовском обществе, где все решают деньги и социальное положение. Прислуживаться в карьере, прислуживаться в любви – это не для Чацкого. Он предпочтет покинуть мирок, где «блаженствуют молчалины». Он отказывается от какой бы то ни было борьбы не только потому, что одинок, но еще и потому, что он уже навсегда потерял Софью, а в любви доказательства своей правоты не имеют силы. Иного выхода, нежели бегство, у Чацкого не осталось. Пожалуй, «Горе от ума» – самая печальная комедия из всех, кто когда-либо были написаны.

Почему Софья предпочитает Молчалина Чацкому?

Софья Павловна Фамусова – неординарная натура. По выражению самого автора, она «сама не глупая» и по многим качествам противопоставлена дворянскому обществу. Это единственный персонаж, близкий главному герою Чацкому, находящийся с ним на равных. Софья от природы обладает живым умом, сильным характером, смелостью, независима от чужого мнения. Девушка получила хорошее образование и, несмотря на гнев отца, проводит много времени за чтением. Софья живет сильным и настоящим чувством, следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Почему же такая глубокая девушка предпочла пылкому Чацкому бездушного карьериста Молчалина?

Большое влияние на Софью оказала атмосфера фамусовского общества, воспитавшего ее. Ей приходится строить свою жизнь по общепринятым нормам, и, подобно дамам своего круга, доминирующими в свете и семье, она мечтает о «муже-слуге». Именно таким и является Молчалин, стремящийся «услужить» более влиятельным людям. Он удобен для нее, ведь девушка видит в нем лишь человека мягкого, тихого, скромного, безропотного, без грехов. Хотя она умна, но избалованна, а Молчалин будет делать то, что ей нужно.

Однако Софья, выросшая на сентиментальных французских романах, на самом деле полюбила своего избранника, увидела в ничтожном Молчалине романтического героя, вообразила его своим идеалом. Как ей кажется, она нашла подходящего покорного и робкого избранника. Ей не нужна пылкая, страстная и сумасшедшая любовь Чацкого, ведь один раз он уже покинул ее, уехал, оставив скучать. Девушка до сих пор не может простить герою «охоту странствовать»: «если любит кто кого, Зачем ума искать, и ездить так далеко?». Из-за этой обиды, ослепленная «надуманной любовью», Софья не замечает глупость Молчалина, превращает все его пороки в добродетели во многом потому, что они противоположны чертам Чацкого. Она ценит, что Молчалин готов о себе забыть, ради других. Софья понимает, что «нет в нем этого ума», но такой ей и не нужен, ведь «эдакий ли ум семейство осчастливит?». Девушка любит и поэтому лишена возможности здраво рассуждать, не видит, что все положительные качества, которые так нравятся ей в Молчалине, объясняются его расчетливостью и равнодушием. Она не может отличить его поддельное чувство от искренней любви Чацкого.

Образ Софьи крайне неоднозначен. Ее главное «горе» заключается в том, что она полюбила человека, не видя его истинного облика, только лишь под влиянием романтических произведений и сложившихся в обществе законов. Так открытость, наивность ее души оборачивается против нее самой.

Горе от ума или горе от любви?

Комедия А.С. Грибоедова является одним из самых загадочных произведений. Сюжетную канву произведения составляют две тесто переплетенные линии – крушение надежд главного героя Чацкого, как в личной жизни, так и в общественной. Сначала эти линии развиваются как будто отдельно, но потом становится ясно, что они тесно взаимосвязаны. Так же как и в реальной жизни, в комедии «Горе от ума» личное и общественное объединено воедино.

Чацкий воспитывается вместе с Софьей с детства. Его любовь к ней несомненна: после трехлетнего путешествия за границей, Чацкий мчится к Софье, даже не заехав к себе домой. Их связывают не только общие чувства, но и родство душ. Софья – умная девушка, она, так же как и Чацкий, страстная натура. Но за время отсутствия главного героя многое изменилось. Чацкого встречает весьма прохладный прием и со стороны Фамусова, и со стороны возлюбленной. Что же произошло с Софьей? За годы отсутствия Чацкого она нашла ему неравноценную замену – услужливого секретаря Фамусова Молчалина. Выбор Софьи, вероятно, был обусловлен особенностями ее образования. Свои жизненные правила и убеждения она черпает их французских любовных романов, как и большинство девушек того времени. По этой причине возлюбленным Софьи становится Молчалин, он удобен в качестве мужа.

И вот у Чацкого и Софьи после разлуки состоялось свидание. Чацкий открыт в своих чувствах, он далек от сарказма. Но Софья с ним холодна и равнодушна. Не зная о ее чувствах к Молчалину, Чацкий говорит о нем с насмешливо-беззлобной издевкой умного наблюдателя. И получает от Софьи ответ с таким смыслом, что он не человек, а змея. Чацкий не понимает, почему Софья отдаляется от него. Ведь он видел в ней свою единомышленницу.

Главный герой раскрывается перед читателем в действиях, имеющих одновременно и личный, и общественный смысл. Чацкий с трудом понимает, что «распалась связь времен», прошло то время, когда он с Софьей находил общий язык и взаимопонимание. Ум Чацкого за три года возмужал, стал более зрелым, но Софью он любит еще сильнее, чем прежде, и этим причиняет и ей, и себе большие страдания.

В финале комедии борьба Чацкого за сердце любимой становится моментом его разрыва с окружающим враждебным обществом Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных. Чацкий глубоко обманулся не только в чувствах Софьи к нему, но и в ней как личности. Страшно то, что Софья не только не любит, но и оказывается в толпе тех, кто клянет и гонит Чацкого, кого он называет «мучителями».

Получается, что горе героя и от того, и от другого: любовь не смогла затмить, заглушить в Чацком биение сердца гражданина, мечтающего о свободе и благе Отечества. Судьба страдания его народа – основной источник гражданского пафоса Чацкого. Этому пониманию жизни, долга, счастья пытался научить читателя А. С. Грибоедов в произведении «Горе от ума».

Смысл произведения

Несмотря на то, что «Горе от ума» является сочинением автора и вымышленной историей, оно несёт в себе глубочайший смысл. Горький опыт, разочарование и душевные раны — это то, с чем остался каждый персонаж. А.С. Грибоедов хотел показать читателям на примере своего произведения, как люди могут ранить своих возлюбленных.

К огромному сожалению, персонажи не смогли справиться со своими проблемами, тем самым причинив боль друг другу. Любовь в «Горе от ума» представляется трагедией. Никто из главных героев не смог сохранить и бережно пронести это чувство. О понимании между ними не может быть и речи. Но почему? Скорее всего, суть кроется в том, что каждый из персонажей это чувство представлял по-своему.

Список литературы

  1. Ланщикова А.П. “Горе от ума” как зеркало русской жизни. // Литература в школе.- 1997
  2. Влащенко В. Уроки по Грибоедову.// Литература.- 1999 г.
  3. Игнатьева А. Новый список «Горе от ума». // Вопросы литературы.- 1967 г.
  4. А.С. Грибоедов. Точка зрения. Серия “Классическая гимназия”. Сост. биогр. справки и примеч. А.И. Островской. М. Лайда, 1994 г.
  5. Вяземский П.А. Заметки о комедии «Горе от ума».// Новое литературное обозрение.- 1999 г.
Даниил Романович | Просмотров: 4.9k

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *