Век нынешний и век минувший в “Горе от ума”

сочинение по литературе 9 класса, набирает популярность🔥
Произведение: Горе от ума Рекомендованный объем: 350-450 слов (3-4 страницы в тетради)

Вариант 1

Главное произведение А.С. Грибоедова написано в мирное, но непростое время. Давно отшумела война. И французы в России чувствуют себя лучше, чем дома. А московская знать радуется тому, как обновилась столица после сожжения. Вот только: «дома новы, но предрассудки стары». Время застоя и надвигающихся перемен, к которым мало кто готов.

Век нынешний и век минувший в "Горе от ума" Грибоедова

Основной конфликт пьесы состоит в противоборстве «века нынешнего» с «веком минувшим». Консервативные дворяне, коих большинство, сталкиваются с новыми идеями, людьми иных взглядов на жизнь.

Первый раз в истории отечественной драматургии был выписан не единичный порок социума, а все в комплексе: крепостничество, прогрессирующий бюрократизм, карьеризм, лакейство

, угодничество, лесть, солдафонство, чинопочитание, низкий уровень образования и культуры, преклонение перед иностранщиной, неприязнь к науке, ценность не человека как личности, а «душ тысячки две родовых», должность, богатство.

Проблема ума

В одном из своих писем драматург отмечал, что в его работе на двадцать пять глупцов лишь один умный. Но это утверждение спорно. Да, Чацкий лучше образован, обладает живым мышлением, знаниями, опытом жизни в других странах. Не стесняется своих идей, не боится открыто выражать мнение. А «фамусовская Москва» держится за традиции, устои. Но так ли они глупы на самом деле? Фамусов шокирован высказываниями молодого гостя. Говорит ему, что он глупец, гордец, сумасшедший. Но при этом думает лишь о том, как бы не пришлось отвечать за крамольные идеи юноши перед обществом. Поэтому легко хватается за спасительную соломинку. Которая выражается в идеи безумности молодого человека. Ведь так проще прикрыть его «преступные» мысли. И не придется за них нести ответственность.

Понимает Павел Афанасьевич и то, что в качестве учителей своим детям они нанимают проходимцев. Но так заведено: неважно кто, лишь бы иностранец. Управляющий казенным домом лишь следует традициям. Тем более, что сам он к образованию относится резко отрицательно. Мечтает сжечь все книги, считает их злом.

Не такие уж глупцы и остальные дворяне. Но каждый преследует свою цель. Кому-то выдавать замуж шесть дочерей, кто-то спешит разнести сплетню, привлечь внимание, другие думают лишь о наживе. Но всем не хочется терять свой статус, уважение, деньги, чины. На этом «век минувший» и держится.

Взгляды на культуру и образование

Происходит засилье всего иностранного: мода, одежда, язык, манера поведения, романы. Мудрые люди понимают, что смешение «французского с нижегородским» выглядит нелепо. Но сделать ничего не в силах.

Любой француз, пусть воришка или плут, всегда желанный гость в домах русской знати. Рады ему будут и в качестве педагога для барских детишек. Уже само рождение в Германии или Франции делало человека историком, географом. Чацкий высмеивает эту тенденцию, чем вызывает недоумение толпы.

Крепостничество

Весь цвет столичной аристократии – крепостники. Для них человеческая жизнь не является ценностью. А если точнее, то крестьянин вовсе не человек. А всего лишь собственность, как любая другая вещь. Его можно продать, обменять, проиграть в карты, истязать, лишить семьи, заставить играть любую роль, даже убить.

В своем знаменитом монологе: «а судьи кто», Чацкий приводит несколько ярких примеров. Многие помещики создавали из крепостных театры на забаву себе, да публике. Один такой барин скупил детей, оторвав их от родителей. Собрал театр. А после распродал актеров по одиночке за долги. А другой верных слуг, не раз спасавших ему жизнь, обменял на трех борзых щенков. Александра Андреевича возмущает такое отношение к людям. Поэтому многие современники автора узрели в пьесе идеи декабристов.

Не менее красноречиво поведение Хлестовой на званом вечере. Она взяла с собой шпица и девушку «арапку». Эти двое для нее равны, существуют лишь для забавы. Девочку она готова демонстрировать всем, ведь это весело. Рассказывая при этом, как Загорецкий ее приобрел. И что африканцев выводят «как скот» на показ для представления.

Ценности семьи и брака

Свадьбы играют лишь по договоренности. Любви здесь не место, только расчет. Пусть жених будет «плохенький», но у него будет не менее двух тысяч душ в родовом поместье. А того, кто умен, красив, но не богат, «в семью не включат». Поэтому Фамусов не видит пару Софье ни в Чацком, ни в Молчалине. Он восклицает: «Кто беден, тот тебе не пара!»

Служить бы рад …

На службе происходит то же самое. Пособничество, блат процветают: «при мне чужие редки, все сестрины, свояченицы детки». В почете те, кто «сгибается» перед вышестоящими чинами.

Чацкий же не готов прислуживаться лицам, он хочет служить делу, Отечеству. К сожалению, кроме него больше нет способных противостоять мощи отживающих порядков. Вся молодежь заражена. Девушки жеманничают, вешаясь на иностранцев и военных. А юноши, либо глупы, либо слабы. Кто-то, как Репетилов состоит в тайной клубе, где лишь шумят и пишут фельетоны. А другие, как Молчалин, играют по заданным стариками правилам.

Вариант 2

В комедии Грибоедова «Горе от ума»  мы можем наблюдать столкновение двух различных эпох, двух стилей русской жизни, что реалистически показано автором в его бессмертном произведении. Различие в мировоззрении старого московского барства и передового дворянства в 10—20-е годы XIX столетия составляет основной конфликт пьесы – столкновение «века нынешнего» и «века минувшего».

«Век минувший» – Фамусов и «фамусовское» общество

«Век минувший» в комедии гораздо многочисленнее, чем лагерь его оппонентов. Главным представителем консервативного дворянства является Павел Афанасьевич Фамусов, в доме которого происходят все явления комедии. Он управляющий в казенном доме. Его дочь Софья с самого детства воспитывалась им, так как мать ее умерла. Их взаимоотношения отражают конфликт отцов и детей в произведении.

В первом действии Фамусов застает Софью в комнате с Молчалиным, своим секретарем, живущим в их доме. Ему не нравится поведение дочери. В его взглядах на воспитание отражается позиция всего дворянского сословия: «Дались нам эти языки! Берем же побродяг, и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить». К иностранным учителям предъявляют минимум требований, главное, чтобы их было «числом поболее, ценою подешевле».

Однако Фамусов полагает, что самое лучшее воспитательное воздействие на дочь должен оказать пример ее собственного отца. В связи с этим в пьесе «Горе от ума» проблема отцов и детей становится еще острее. О себе Фамусов говорит, что он «монашеским известен поведеньем». Но такой ли он хороший пример для подражания, если за секунду до того, как он начал давать нравоучения Софье, читатель наблюдал за тем, как он откровенно заигрывает со служанкой Лизой? Для Фамусова имеет значение только то, что о нем говорят в свете. И если дворянское общество не сплетничает о его любовных похождениях, значит, совесть его чиста. Даже Лиза, проникнувшись нравами, царящими в доме Фамусова, предостерегает свою молодую хозяйку не от ночных свиданий с Молчалиным, а от общественных пересудов: «Грех не беда, молва не хороша». Эта позиция характеризует Фамусова как морально разложившегося человека. А имеет ли безнравственный человек право рассуждать о нравственности перед своей дочерью, да еще и считаться примером для нее?

В связи с этим напрашивается вывод, что для Фамусова (а в его лице и для всего старомосковского дворянского общества) важнее казаться достойным человеком, а не являться таковым. Причем желание представителей «века минувшего» производить хорошее впечатление распространяется только на богатых и знатных людей, потому что общение с ними способствует приобретению личной выгоды. Люди же, не имеющие высоких званий, наград и богатства, удостаиваются только презрения со стороны дворянского общества: «Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево плели».

Этот принцип обхождения с людьми Фамусов переносит и на отношение к семейной жизни. «Кто беден, тот тебе не пара»,- говорит он дочери. Чувство любви не имеет никакой силы, оно презирается этим обществом. Расчет и выгода господствуют в жизни Фамусова и его сторонников. Такая позиция порождает отсутствие свободы этих людей. Они заложники и рабы своего собственного комфорта.

То, что для прогрессивных людей нового поколения является унижением, для представителей консервативного дворянства норма жизни. И это уже не просто спор поколений, а гораздо более глубокое расхождение во взглядах двух противоборствующих сторон. С большим восхищением Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к услугам» и был «весь в орденах». Чем заслужил он свое высокое положение в обществе? Однажды на приеме у императрицы он оступился и упал, больно ударившись затылком. Увидев улыбку на лице самодержицы, Максим Петрович решил еще несколько раз повторить свое падение, чтобы повеселить императрицу и двор. Такое умение «подслужиться», по мнению Фамусова, достойно уважения, и молодому поколению следовало бы брать с него пример.

Своей дочери Фамусов прочит в женихи полковника Скалозуба, который «слова умного не выговорит сроду». Он хорош лишь тем, что «знаков тьму отличья нахватал», а ведь Фамусов, «как все московские», «желал бы зятя… с звездами и чинами».

«Век нынешний» – образ Чацкого.

Единственным защитником иных взглядов на затрагиваемые в произведении проблемы, представителем «века нынешнего», является Чацкий. Он воспитывался вместе с Софьей, между ними была юношеская любовь, которую герой и в момент событий пьесы хранит в своем сердце. Чацкий три года не был в доме Фамусова, так как странствовал по свету. Теперь он вернулся с надеждами на взаимную любовь Софьи. Но здесь все переменилось. Возлюбленная встречает его холодно, а его взгляды в корне расходятся со взглядами фамусовского общества.

На призыв Фамусова «поди-ка послужи!» Чацкий отвечает, что служить-то он готов, но только «делу, а не лицам», а вот прислуживаться ему вообще тошно. В «веке минувшем» Чацкий не видит свободы для человеческой личности. Он не желает быть шутом для общества, где человека оценивают не по личным качествам, а по тем материальным благам, которыми он обладает. И вправду, как можно судить о человеке лишь по его чинам, если «чины людьми даются, а люди могут обмануться»? Чацкий видит в фамусовском обществе врагов свободной жизни и не находит в нем образцов для подражания. Главный герой в своих обличительных монологах в адрес Фамусова и его сторонников выступает против крепостного права, против рабской любви русских людей ко всему иностранному, против чинопочитания и карьеризма. Чацкий – сторонник просвещения, творческого и ищущего ума, способного действовать в согласии с совестью.

«Век нынешний» уступает в пьесе «веку минувшему» по численности. Только поэтому Чацкий обречен на поражение в этой битве. Просто пока не наступило время «чацких». Раскол в дворянской среде лишь наметился, но в дальнейшем прогрессивные взгляды главного героя комедии «Горе от ума» дадут пышные всходы. Сейчас же Чацкий объявлен сумасшедшим, ведь обличительные речи безумного не страшны. Консервативное дворянство, поддержав слух о безумии главного героя, лишь на время оградило себя от неизбежных перемен, которых оно так боится.

Чацкий – победитель или побежденный?

В комедии «Горе от ума» представлен сложный исторический процесс смены старых взглядов помещиков-крепостников новыми прогрессивными идеями устройства общества. Этот процесс не может произойти в одночасье. Требуется время и немало усилий и жертв со стороны представителей нового типа мышления.

В пьесе представлена борьба консервативного дворянства, «века минувшего», с «веком нынешним» – Чацким, обладающим незаурядным умом и желанием действовать во благо своего Отечества. Старомосковские дворяне защищают в этой борьбе свое личное благополучие, личный комфорт. Чацкий же стремится развивать страну за счет повышения ценности личности в обществе, развития наук и просвещения, глубоко презирая и оставляя на заднем плане чинопочитание и карьеризм.

Уже в заглавии комедии Грибоедов указывает на то, что ум, в широком его понимании, не принесет счастья главному герою комедии. Его обличительные речи не нравятся как свету, ведь они угрожают его привычному укладу жизни, так и его возлюбленной Софье, поскольку они ставят под угрозу ее личное счастье.

В любви Чацкий однозначно терпит поражение. Софья предпочла Чацкому Молчалина, который отличается лишь своей скромностью и услужливостью. А умение «подслужиться» очень важно в свете. Для Чацкого же это унижение. И это нежелание угождать дворянскому обществу приводит к тому, что герой оказывается из него изгнанным.

Любовный конфликт порождает конфликт Чацкого с Фамусовским обществом, с которым, как оказалось, он расходится по всем основополагающим вопросам. Вся комедия – словесная борьба Чацкого с московским дворянством. Герой противопоставлен многочисленному лагерю «века минувшего». Чацкий в одиночестве бесстрашно выступает против него. Главному герою комедии противно, что Фамусов считает ученье «чумой», что Скалозуб получил чин полковника не с помощью личных заслуг, а с помощью связей, что Молчалин всячески старается угодить Фамусову и его гостям, унижаясь перед ними только потому, что он не имеет большого веса в этом обществе, что никто не готов жертвовать личной выгодой во благо Отечества.

Представителям фамусовского общества не хочется допустить развенчания своих идеалов. Они по-другому жить не умеют и не готовы. Поэтому, защищаясь, свет быстро распространяет сплетню о том, что Чацкий «не в своем уме». Объявив Чацкого сумасшедшим, общество делает его слова безопасными. Герой покидает Москву, которая развеяла «весь чад и дым» его надежд. Кажется, что уезжает Чацкий побежденным.

Однако невозможно ответить однозначно на вопрос, кем является Чацкий – победителем или побежденным – в комедии «Горе от ума». Он не одержал победу только потому, что пребывал в меньшинстве. Но он остался верен своим взглядам, и слова его, как семена, вскоре дадут всходы. Вокруг него соберутся единомышленники. Кстати, они упоминаются и в пьесе. Например, двоюродный брат Скалозуба, который, оставив успешную карьеру, уехал в деревню, где стал вести спокойную жизнь и много читать. Люди, равнодушные к чинам и деньгам, ставящие превыше всего ум и сердце, в конечном итоге одержат победу над фамусовским обществом.

Чацкий уезжает, не зная о том, что он победитель. Позднее это покажет история. Этот герой вынужден страдать, но его слова не останутся не услышанными. Борьба старого с новым не может длиться вечно. Она рано или поздно закончится крушением устаревших взглядов. Потому-то, как пишет Гончаров, в этой комедии Чацкий опровергает известную пословицу «один в поле не воин». Если он Чацкий, то воин, «и притом – победитель».

Смысл, идея и суть комедии «Горе от ума»

Смысл комедии Грибоедова заключается в описании столкновения двух миров – старого аристократического, представителем которого является Фамусов, и нового прогрессивного — в лице Чацкого. На всем протяжении повествования Чацкий – личность образованная, ведет борьбу с отсталым крепостническим обществом. Столкновение этих людей, олицетворяющих собой два совершенно разных типа общества предсказуемо и неизбежно, так как представители старого времени придерживаются старого уклада жизни, не принимают перемен, им комфортно и сытно и до других нет дела. Общество нового поколения стремится к новой жизни, к развитию себя и своего государства.

Идея комедии «Горе от ума» состоит в том, что новые взгляды и помыслы Чацкого не вписываются в старые аристократические устои и окружающее общество считает его безумным. Считать человека безумным намного проще, чем вносить в свою привычную жизнь новые перемены, ведь они не оставят без изменений ни одну из сфер человеческой жизни.

Пьеса Грибоедова «Горе от ума» в то время вдохновляла общество на борьбу с произволом и подлостью, с насилием и невежеством. Автор выразил с помощью своего героя Чацкого отвращение к «фамусовскому» обществу, к лености и праздности. Монологи этого мужчины остроумны и пугающе смелы. Чацкий точно знает, чего хочет. Но данная комедия не лишена трагизма. Трагедией данной пьесы является то, что умный и смелый Чацкий влюбляется в девушку из ненавистного ему общества, но его любовь остается безответной и не понятой. Это приводит к тому, что Чацкий уезжает из Москвы.

Название комедии говорит само за себя. Проблема ума всегда была актуальна. Во все времена умные, разносторонне развитые, образованные люди своего времени считались безумными. Их идеи, идущие наперекор общепринятым правилам, подвергались гонению и жесточайшей критики. Вот и обвинение Чацкого в сумасшествии было выгодно обществу, потому что это дает возможность аристократам старого мировоззрения оправдать свой образ жизни.

Сегодня, как и в прошедшие годы, комедия «Горе от ума» побуждает к борьбе с себялюбием, рабовладением и другими отрицательными социальными явлениями.

Выводы

Таким образом, в комедии «Горе от ума» проблема поколений не является основной и отнюдь не раскрывает всей глубины конфликта между «веком нынешним» и «веком минувшим». Противоречия двух лагерей кроются в разнице их восприятии жизни и устройства общества, в разных способах взаимодействия с этим обществом. Этот конфликт нельзя решить словесными баталиями. Только время и череда исторических событий естественным образом сменит старое на новое.

Вариант 3

Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова написана в первой половине 19 века и представляет собой сатиру на взгляды дворянского общества того времени. В пьесе сталкиваются два противоборствующих лагеря: консервативное дворянство и молодое поколение дворян, имеющих новые взгляды на устройство общества. Главный герой «Горя от ума» Александр Андреевич Чацкий метко назвал спорящие стороны «веком нынешним» и «веком минувшим». Также представлен в комедии «Горе от ума» спор поколений.

Сравнение двух эпох

Комедия была написана в непростые для России времена период восстания декабристов. Отсюда и исходит образ современного человека, особенности его мышления и проблемы с окружающими людьми. Премьера произведения на сцене театра откладывалась долгое время, но все же состоялась в 1829 г., хотя некоторые фрагменты пришлось изменить в связи с цензурой.

Уклад жизни старого барства представлен на примере Павла Афанасьевича Фамусова. В его поведении заложены правила, которые уже издавна были установлены обществом. А пример он берет с еще более старшего поколения — своего дяди Максима Петровича. Фамусов восхищается им, орденами и жизнью при дворе, «да при каком дворе!». Но тут же понимает, что уже находится в другой реальности, его окружают другие нравы и устои.

Представителя века нынешнего в «Горе от ума» автор описал в образе Александра Андреевича Чацкого. Заметно пренебрежительное отношение дворянской молодёжи к «Веку минувшему». Это видно и в поведении, и в речи в сторону барства. Он их как будто ненавидит.

Однако никуда не деться от привычек, которые устанавливались годами, а, может, и целыми веками. Они будут оставлять свой след еще долгое время. Скоро коснутся прошлые устои и самого Чацкого. Фамусов же, несмотря на негативное отношение, при личной встрече все же признает, что из будущего поколения может быть толк. Об этом он говорит Скалозубу.

Интересно изображает автор еще одних героев: Софью и Молчалина. Видно, что это молодые люди, любящие друг друга. Но они не сопротивляются действительности, не живут своим умом. Все устои прошлых лет прочно вошли в их обыденную жизнь. Да и рассуждения о поведении современных людей полностью совпадают с мнениями отцов. Софья, вопреки себе, выбирает Молчалина как услужливого, покорного, «удобного» для семейной жизни человека. При этом не отрицает, что мужчина недостаточно умен. Ну что ж в этом страшного, если нравы старой Москвы принимают этот факт спокойно.

Трагедия фамусовского общества

Все фамусовское общество представлено в произведении такими людьми, которые ценят в своей жизни только положение в обществе, богатства и чины. Деньги для представителей «века минувшего» являются основной жизненной ценностью. Именно поэтому Павел Афанасьевич Фамусов говорит своей дочери Софье, что бедный человек ей не пара. По мнению фамусовского общества, жених – это тот, у кого «наберется душ тысячки две родовых». А.С. Грибоедов демонстрирует то, что любовь для «века минувшего» не имеет значения, главенствует брак по расчету. Чтобы показать свое значение, представители фамусовского общества все свое время тратили на балы и проведение роскошных мероприятий. Мотовство и стремление прыгнуть выше головы – отличительные черты «века минувшего».

А.С. Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» отражает состояние русского дворянства 19 века. Он иллюстрирует средоточие всех отрицательных черт помещичества того времени. Таким образом, комедия «Горе от ума» остается актуальной и по сей день, так как пороки, высмеянные Грибоедовым, находят место и в современном мире, и они вряд ли исчезнут в будущем.

Молодое поколение в обществе консервативного дворянства

Конфликт «века нынешнего» и «века минувшего» не определяется и не ограничивается в комедии «Горе от ума» темой отцов и детей. Например, Молчалин, принадлежа по возрасту к молодому поколению, придерживается взглядов «века минувшего». В первых явлениях он предстает перед читателем в качестве скромного возлюбленного Софьи. Но он, как и Фамусов, очень опасается, как бы о нем не сложилось дурного мнения в обществе: «Злые языки страшнее пистолета». По мере развития действия пьесы раскрывается истинное лицо Молчалина. Оказывается, что с Софьей он «по должности», то есть для того, чтобы угодить ее отцу. На самом деле он больше увлечен служанкой Лизой, с которой ведет себя куда раскованнее, чем с дочерью Фамусова. Под немногословностью Молчалина скрывается его двуличие. Он не упускает возможности на званом вечере проявить свою услужливость перед влиятельными гостями, ведь «надобно ж зависеть от других». Этот молодой человек живет согласно правилам «века минувшего», а потому «Молчалины блаженствуют на свете».

Общественный конфликт в пьесе

В основу социального конфликта комедии легло противоборство «века нынешнего» и «века минувшего» – прогрессивного и консервативного дворянства. Единственным представителем «века нынешнего», за исключением внесценических персонажей, в комедии является Чацкий. В своих монологах он страстно придерживается идеи служения «делу, а не лицам». Ему чужды нравственные идеалы фамусовского общества, а именно стремление приспособиться к обстоятельствам, «подслужиться», если это поможет получить очередной чин или другие материальные выгоды. Он ценит идеи Просвещения, в разговорах с Фамусовым и другими персонажами защищает науку и искусство. Это человек, свободный от предрассудков.

Основной представитель «века минувшего» – Фамусов. В нем сосредоточились все пороки аристократического общества того времени. Пуще всего озабочен он мнением света о себе. После отъезда Чацкого с бала его волнует только «что станет говорить княгиня Марья Алексевна». Он восхищен полковником Скалозубом, глупым и неглубоким человеком, который мечтает лишь «добыть» себе генеральский чин. Это его Фамусов желал бы видеть своим зятем, ведь Скалозуб обладает главным достоинством, признанным светом, – деньгами. Фамусов искренне побаивается прогрессивных взглядов Чацкого, ведь они угрожают привычному укладу жизни консервативного дворянства.

Следует обратить внимание на то, что столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» это вовсе не конфликт отцов и детей «Горя от ума». Например, Молчалин, являясь представителем поколения «детей», разделяет взгляды фамусовского общества о необходимости заводить полезные знакомства и умело их использовать для достижения своих целей. Он питает такую же трепетную любовь к наградам и чинам. В конце концов, он общается с Софьей и поддерживает ее увлечение им только из желания угодить ее влиятельному отцу.

Софью, дочь Фамусова, нельзя отнести ни к «веку нынешнему», ни к «веку минувшему». Ее противостояние отцу связано только с ее влюбленностью в Молчалина, но не с ее взглядами на устройство общества. Фамусов, откровенно заигрывающий со служанкой, является заботливым отцом, но не является хорошим примером для Софьи. Молодая девушка довольно прогрессивна в своих взглядах, умна, не обеспокоена мнением общества. Все это и является причиной разногласий отца и дочери. Однако она и не на стороне Чацкого. Ее руками, а точнее словом, сказанным из мести, Чацкий изгнан из ненавистного ему общества. Именно Софья автор слухов о сумасшествии Чацкого. А свет с легкостью эти слухи подхватывает, ведь в обличительных речах Чацкого каждый видит прямую угрозу своему благополучию. Таким образом, в распространении слуха о безумии главного героя в свете решающую роль сыграл любовный конфликт. Чацкий и Софья сталкиваются не на идейной почве. Просто Софья обеспокоена тем, что бывший возлюбленный может разрушить ее личное счастье.

Словесные дуэли

Первый раунд – отношение к богатству и чинам. Молодёжь готова и хочет служить России. «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Это лозунг Чацкого. А что Фамусов может предложить в ответ? Служба, передающаяся по наследству. Его идеал – дремучий дядя Максим Петрович (и где он только его откопал)? Он служил ещё при Екатерине Великой, и не важно, что он был глупым шутом.

Раунд второй – отношение к вопросам воспитания. Выпад Фамусова – образование не нужно, оно страшно, как чума. Образованные люди опасны и страшны. Но следуя моде, нанимают иностранных учителей. Чацкий парирует – Россию он видит образованной, просвещённой, культурной. Чем-то напоминают идеи ранних декабристов.

Раунд третий – отношение к крепостному праву. Чацкий в негодовании – он не понимает, как люди людей продают, как скот, меняют, на них играют в карты, разлучают семьи, отправляют в далёкую холодную Сибирь. Для Фамусова это обычная практика.

«Век минувший», как и зачастую принято в России, борется не по правилам, не честно. Если проигрываешь противнику, то надо его на какое-то время обезвредить и вывести из игры. Всё простенько и со вкусом сделано руками некогда любимой женщины. Чтобы не мешал ей и другим жить по-старому, она публично оклеветала Чацкого, сказав, что он душевно больной. Хорошо хоть не буйно помешанный, а то вообще бы изолировали от общества. А с больного человека что взять. Сам не ведает, что говорит.

По сути Чацкого и поддержать-то некому. Нет у него соратников, а одному с Фамусовым и ему подобными не справиться. В пьесе упоминаются люди, которые с точки зрения фамусовской компании, странные. Это двоюродный брат Скалозуба, читающий книги в деревне. Да князь Фёдор, к которому намертво приклеили ярлык «химик и ботаник». А что в этом смешного и постыдного  – не понятно. Репетилов по секрету сообщает, что он вхож в какое-то общество. Что они там делают, никто не знает. «Шумим», как выражается сам Репетилов о своей деятельности.

Униженному, оскорбленному, но не побеждённому Чацкому не остаётся ничего другого, как покинуть этот город и людей, которые оклеветали и отвергли его.

Выводы

Итак, «век нынешний» и «век минувший» не могли не вступить в конфликт из-за слишком разных, противоречащих друг другу взглядов на правильное устройство общества и поведение людей в нём. И хотя в комедии Чацкий бежит из Москвы, признавая своё поражение, «фамусовскому обществу» остается недолго. Гончаров пишет об этом так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей».

Список литературы

  1. Ищук-Фадеева Н. Комедия о трагедии личности. // Литература. – 1997 г.
  2. Вяземский П.А. Заметки о комедии «Горе от ума».// Новое литературное обозрение.- 1999 г.
  3. Злобина А. Загадки Грибоедова. //Новое время.- 1995 г.
  4. Доризо Н. «И гений, парадоксов друг»: Полемическое прочтение «Горе от ума» //Юность.- 1986 г.
Даниил Романович | Просмотров: 1.5k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован.