Образ Чацкого в комедии “Горе от ума”

сочинение по литературе 9 класса
Произведение: Горе от ума Рекомендованный объем: 350-450 слов (3-4 страницы в тетради)

Вариант 1

Главным героем новаторской комедии А. Грибоедова является молодой дворянин – Александр Андреевич Чацкий. Он вырос в среде богатых помещиков, да и сам получил в наследство 300 или

образ Чацкого

 400 душ крепостных крестьян. Оставшись рано без родителей, Александр воспитывался в семье друга отца, Фамусова.  Однако общество крепостников ему было чуждо и не интересно, поэтому, повзрослев, он отправляется странствовать по свету.

Семейное положение

Чацкий – молодой холостой мужчина. Семьи у него нет, поэтому он очень одинок. Возможно, это и стало одной из причин его возвращения в дом Фамусовых. Он хочет жениться на Софье, дочери Фамусова. Они вместе росли, и были в детстве дружны. Герой считает, что искренне влюблен в девушку. Однако, она справедливо упрекает его в том, что за три года отсутствия он не написал ей и строчки. Желание заполучить руку Софьи у героя подкрепляется ревностью. Чацкий замечает, что она влюблена в другого мужчину, секретаря Молчалина. Этот человек кажется герою крайне низким и раболепным существом, недостойным Софии. Однако в обществе того времени больше ценились такие, как Молчалины. Это разочаровывает главного героя – и он так и не женится на любимой девушке.

Положение в обществе

Некоторое время Александр Чацкий, как было принято у дворян, находился на военной службе. Но скоро ему это надоело и он ее оставляет. Вариант служить чиновником он тоже отбросил. Герою претило, что в их обществе приветствовалась только военная и чиновничья карьера. Чацкий считал, что передовой человек лучше реализует себя в творчестве или науке. Однако на него смотрели с недоумением, узнав, что он отставной.

Качества главного героя

Чацкий показан весьма умным человеком. Но его передовой ум приносит ему скорее горе в обществе невежественных дворян.

В разговоре с другими героями Александр возвышается благодаря своему красноречию и остроумию. Однако, далеко не все могли это оценить. А его колкие замечания скорее воспринимали, как прямую обиду, потому что не понимали истинного посыла слов. Даже его возлюбленная Софья, которая считает себя умной девушкой, не воспринимает шуток Чацкого. Именно она распространяет слух, что он сумасшедший.

Чацкий прослыл гордецом, потому что не желал раболепствовать и притворяться ради чина.  «Вот то-то, все вы гордецы!», – восклицает Фамусов.

Александр – независимый, ценящий свободу человек. В отличие от Молчалина, который считал, что все должны от кого-то зависеть, главный герой считал себя свободной личностью. В этом и было их главное отличие.

Чацкий всегда обо всем имеет собственное мнение, что выдает в нем сильную личность.

Конфликт героя с обществом

Московское фамусовское общество считает Чацкого опасным человеком из-за вольнодумства и передовых взглядов. А его нежелание преклоняться и притворяться вообще расценивается, как признаки сумасшествия.

Несмотря на то, что герой любит свой народ и страну, он ненавидит людскую толпу. Общество, таких людей, как Фамусовы и Молчалины, кажется ему ограниченным и морально падшим.

Прототип главного героя

Есть несколько версий, кто же является прототипом Александра Чацкого. Современники Грибоедова полагали, что им мог быть П.Я. Чаадаев или же В.К. Кюхельбекер. Но изучив биографию Александра Грибоедова, становится ясной связь между его личностью и личностью героя. Во фразах Чацкого отчетливо слышны слова автора, выражающие его идеи и взгляды на общество.

Вариант 2

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» — одно из ярчайших изображений русского дворянского общества начала 19 века. Писатель показывает исторически закономерную смену устоявшихся идеалов и идей новыми мыслями, которые выглядят чуть ли не революционными, противостояние «века минувшего» в лице представителей фамусовского общества и «века нынешнего» в образе Чацкого. Среди первых — самые разные персонажи: богатые и влиятельные вельможи, такие как сам Фамусов или Скалозуб, а также молодые, но стремящиеся занять их место, а пока вынужденные лишь прислуживаться и лестью добиваться снисхождения старших. Одним из таких персонажей в комедии является Молчалин.

Образ Молчалина

Молчалин – небогатый дворянин родом из Твери. Он живет в доме у Фамусова, который ему «дал чин асессора и взял в секретари». Молчалин является тайным любовником дочери Фамусова, но в зятьях отец Софьи видеть его не желает, ведь в Москве положено иметь зятя «с звездами и чинами». Этим стандартам Молчалин пока не соответствует. Однако очень ценно для фамусовского общества его стремление услужить. Благодаря этому умению Молчалин и получил должность секретаря Фамусова, ведь обычно на такие места берут только по протекции. Фамусов говорит: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки; один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой». Именно деловые качества, а не честь и достоинство, имеют значение в фамусовской среде.

В комедии «Горе от ума» образ Молчалина полностью соответствует принятым стандартам поведения молодого дворянина в обществе. Он выслуживается и унижается перед влиятельными гостями в доме Фамусова, ведь они могут быть полезными в его продвижении по службе. Молчалин опускается до того, что принимается нахваливать гладкую шерстку собаки Хлёстовой. Он полагает, что, пока он в небольшом чине, надо зависеть от других. Именно поэтому Молчалин живет по принципу «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».

Как и все в фамусовском обществе, Молчалин гордится своими успехами по службе и хвалится ими при каждом удобном случае. Также он преуспел и в налаживании связей с «нужными» людьми. Он часто бывает у княгини Татьяны Юрьевны, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные», и даже осмеливается рекомендовать такую манеру поведения Чацкому.

Несмотря на то, что взгляды и ценности Молчалина полностью совпадают с идеалами консервативного дворянства, Молчалин способен причинить серьезный вред тому обществу, в котором он находится. Дочь Фамусова будет обманута именно этим человеком, поскольку он принимает вид ее любовника только из выгоды. Молчалин вовсе не глупый скромник – он двуличный и опасный человек.

В сердце Молчалина нет ни любви, ни уважения к Софье. С одной стороны, он разыгрывает этот спектакль «в угоду дочери такого человека», а с другой – смертельно боится того, что его тайная связь с Софьей откроется. Молчалин очень труслив. Он боится испортить о себе мнение в обществе, ведь «злые языки страшнее пистолета». В отличие от Софьи, которая не боится молвы и готова идти наперекор всему высшему свету ради любви.

Получается, что своей подлостью Молчалин причиняет вред даже тому обществу, порождением которого он является. Молчалин просто четко следует совету своего отца – «угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить…». Этот герой полностью соответствует идеалам «века минувшего», хотя принадлежит к молодому поколению дворян. Он умеет главное – приспосабливаться, а потому «Молчалины блаженствуют на свете». Таким образом, Молчалин – порождение и достойное продолжение представителей консервативного дворянства. Он, как и это общество, дорожит лишь чинами и деньгами и только по этим меркам оценивает людей. Хитрость и двуличие– определяющие черты в характере этого героя. Потому Чацкий и утверждает, что Молчалин достигнет желаемого, потому что в фамусовском обществе любят «бессловесных».

Речевая характеристика

Манера разговора Алексея Степаныча очень удачно характеризует его внутренний облик. Подхалимство, покорность, раболепство – это главные черты характера  персонажа, поэтому в его речи прослеживаются уменьшительно-ласкательные слова, самоуничижительные интонации, преувеличенная любезность, подобострастный тон. Чтобы понравиться людям богаче и выше по чину, герой добавляет к словам приставку «с».

Молчалин в основном молчалив, без лишней нужды в разговор старается не вступать. Свое красноречие он показывает только при Лизе, перед которой может снять маску и показать истинное лицо.

Отношение к Софье

Умение угождать помогает в продвижении по карьерной лестнице – именно так думает Молчалин. Характеристика персонажа говорит о том, что даже роман с Софьей он завел по той причине, что она дочь Фамусова, а близкой родственнице начальника отказывать в выполнении прихотей нельзя. Девушка сама придумала себе героя и навязала свои чувства Алексею Степанычу, сделав из него платонического воздыхателя. Чтобы угодить даме, он готов отказаться от родного мещанского говора и общаться на языке безмолвных взглядов и жестов. Молчалин ночь напролет молча сидит возле Софьи, читая с ней романы, только потому, что не может отказать дочери начальника. Сам же герой не только не любит девушку, но и считает ее «плачевной кралей».

Молчалин и его поколение

Aлeкceй Cтeпaнoвич – типичный пpeдcтaвитeль мoлoдoгo пoкoлeния «фaмycoвcкoгo oбщecтвa», в кoтopoм вaжны нe дocтoинcтвo, yм и caмocтoятeльнocть, a титyлы и чины. Caм Moлчaлин – дитя этoгo oбщecтвa. Он выpoc в бeднocти, нo в дoмe cвoeгo влиятeльнoгo нaчaльникa cвoдит знaкoмcтвo c людьми, нaдeлeнными влacтью. Moлoдoй чeлoвeк быcтpo пoнимaeт, кaк нyжнo вecти ceбя, чтoбы дoбитьcя ycпexa и пoлoжeния в oбщecтвe.

Заключение

Проблема, которую поднимает Грибоедов в комедии «Горе от ума», остается актуальной и по сей день. Во все времена существовали Молчалины, которые не останавливались ни перед чем для достижения своих целей. Образ Молчалина будет оставаться живым для читателей до тех пор, пока во главу угла будут ставиться такие ценности, как богатство и положение в обществе, а не честь, совесть, человеческое достоинство и истинный патриотизм. Чем резче становится видно расслоение общества по достатку, тем больше появляется Молчалиных, готовых за деньги продать свою душу.

Вариант 3

Комедия «Горе от ума» уже давно волнует сердца читателей и заставляет их смотреть на проблемы общественности через призму видения А. С. Грибоедова. Не удивительно, ведь писатель вводит в своё произведение персонажей, чьи имена стали нарицательными. Одним из них является Молчалин.

Молчалин – представитель «века минувшего»

Молчалин – молодой небогатый дворянин, не имеющий высокого чина. С учетом того, что персонажи пьесы поделены на два лагеря – одни поддерживают старый уклад жизни, вторые являются сторонниками реформ. Молчалин относится к первой категории. Из-за своего низкого положения он вынужден прислуживать высоким чинам. Фамусов взял его к себе в секретари, и теперь он практически живет в его доме.

Молчалин тайно встречается с дочерью своего начальника. Однако Фамусов не готов дать согласие на их женитьбу, поскольку считает, что зять должен быть богатым и занимать высокое положение в обществе. Но, несмотря на то, что Молчалин не соответствует этим требованиям, фамусовское окружение ценит его как человека, готового всегда услужить. Молчалин также обладает талантом находить нужных людей, которые могли бы оказать ему содействие в продвижении по службе. Удивительно, но молодой дворянин готов выслужиться до такой степени, что берется хвалить гладкую шерсть собаки Хлёстовой. Он уверен, что должен зависеть от других до того момента, пока не получит высокое звание.

Молчалин гордится своими карьерными достижениями, и всякий раз этим хвастается.  Он прекрасно умеет налаживать полезные связи, поэтому не преминул  познакомиться с влиятельной княгиней Татьяной Юрьевной. Кроме того, подобную манеру поведения Молчалин также предлагает и главному герою пьесы – Чацкому.

И все же, несмотря на все эти высоко ценимые в фамусовском обществе качества, Молчалин опасен для него. Он обманывает дочь Фамусова, так как лишь притворяется влюбленным ради собственной выгоды. Читатель видит истинное лицо этого героя при разговоре со служанкой, к которой он проявляет особый интерес. В этот момент выясняется, что Молчалин на самом деле – коварный лицемер и опасный человек. Он не испытывает ни любви, ни уважения к Софье. Он буквально разрывается между тем, чтобы понравится Фамусову, разыгрывая любовь к его дочери, и тем, чтобы ни в коем случае не выдать свою связь с Софьей. Последнее может сильно подорвать его репутацию в обществе. Выходит так, что своим двуличием Молчалин наносит вред тому окружению, частью которого он является сам. Этот герой абсолютно соответствует тем ценностям и идеалам, которые свойственны «веку минувшему». Он обладал главным умением в жизни – приспосабливаться. Именно поэтому «Молчалины блаженствуют на свете».

Положительные черты характера

Грибоедов представляет реальные персонажи, поэтому в них есть и положительные и отрицательные качества. Молчалин – не исключение.

  • Скромность. Не многие могут похвастаться умением общаться с людьми разного возраста и уровня образованности. На балу у Фамусова Молчалин выдерживает причуды и унижения сварливых старух, глупость пьяных гуляк, жеманство молодых дам.
  • Застенчивость и тактичность. Находясь рядом с дочерью хозяина, Молчалин не проявляет наглых или резких действий. Он тактично терпит отношение Софии, умело скрывает свои истинные чувства.
  • Неразговорчивость. Умение молчать – это для многих недостижимое качество. От их болтовни устают. Здесь ситуация другая: «он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных…».
  • Воспитанность и вежливость. Молчалин ведет себя корректно в разных ситуациях. Он легко приносит извинения, строит фразы так, чтобы не возникало желания его журить, ругать.
  • Умение дружить. Молчалин может найти подход к любому человеку, поэтому он находится в дружеских отношениях практически со всеми окружающими.
  • Мирно улаживает любые проблемы и споры, ради других способен забыть про себя.
  • Спокойствие. Молчалина сложно вывести из себя. Он не высказывает нервозности, беспокойства даже в самых сложных ситуациях: утренняя встреча с хозяином, падение с лошади.

Отрицательные качества личности

Среди представителей высшего света Алексей Степанович застенчив и робок, но это только личина, маска. За ней скрываются черты, которые не красят мужчину:

  • Услужливость. Молчалин стремится угодить всем вокруг себя, надеясь произвести приятное впечатление, извлечь выгоду. Отец завещал ему угождать всем людям, но сын пошел дальше. Он пресмыкается не только перед людьми, но и перед животными хозяев. Цель такого поведения – добиться продвижения по службе и в личных отношениях.
  • Двуличность. Поведение мужчины меняется от ситуации и окружения. С кем общается по статусу, так себя и ведет. С графиней Хлёстовой любезен, с горничной – развязен.
  • Не умение любить. Молчалин выстраивает свои отношения ради выгоды. Он любит «по должности». О таком чувстве стало очень известно в современную эпоху, когда заводят романы для обмана и наживы. Секретарь умело играет роль влюбленного, покоряет умную и образованную девушку. Софья готова ради него пойти против молвы и мнения отца, но ответное чувство обманно.
  • Отсутствие собственного мнения. Молчалин ни разу не высказался. Он избрал тактику молчания, которая нравится окружающим. Постепенно потерял возможность иметь свои сужденья.

Роль в обществе

На публике истинное лицо Молчалина скрыто, зато, общаясь с Лизой, он показывает себя, ведь яркий контраст скромника и тихони с повесой просто невозможно не заметить. Этот человек представляет опасность, поскольку двуличен. Молчалин живет так, как ему советовал отец – всем угождает.

Алексей гордится успешностью, наличием важных связей, и даже дает совет вести себя аналогично Чацкому, поскольку считает, что его поведение верное. Хотя взгляды героя и консервативной дворянской знати одинаковы, он несет вред для общества. Обманув дочку Фамусова и являясь ее любовником скорее как по должности, чем из чувств, он отравляет девушке жизнь. Молчалин имеет точное соответствие идеалам из ушедшего века, он легко адаптируется под ситуацию и дорожит только собственным благополучием, богатствами и званиями.

Вывод

Таким образом, Молчалин — типичный представитель общества, который ради личной выгоды готов пойти на самые мерзкие поступки. Этот типаж вечен, потому что и в наши дни многие люди избирают такую стратегию поведения: лицемерят, пресмыкаются, угождают, а за это получают хорошие отзывы, повышение по службе и другие выгоды. Но писатель еще тогда показал на примере своего героя, что этот путь ведет в никуда. Подхалимы никогда не смогут занять место тех, кому они непрерывно льстят.

Список литературы:

  1. Гладыш, И. А. «Горе от ума». Страницы истории / И. А. Гладыш, Т. Г. Диннесман.- М.: Книга, 1971
  2. Петров, С. М. «Горе от ума» комедия А. С. Грибоедова. Пособие для учителя / С. М. Петров. – М.: Просвещение, 1981 г.
  3. Радомская, Т. И. Проблемы книги, ума и знания в творческом мире А. С. Грибоедова/ Татьяна Радомская // Литература в школе.- 2007 г.
  4. Халфин, Ю. Поэт Александр Грибоедов и его поэтическая пьеса / Юлий Халфин // Литература.-2008 г.
Даниил Романович | Просмотров: 7.9k

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *