Смысл названия комедии «Горе от ума» | сочинение по литературе 9 класса
Вариант 1
Новаторство Александра Грибоедова в том, что он создал комедию, в которой ярко проявилось только зарождающееся направление в литературе – реализм. Драматург еще не полностью отступает от законов классицизма, но уже во многом использует реалистичный метод. Во-первых, произведение строится на нескольких конфликтах: любовном и социальном. Во-вторых, классификация героев выходит за рамки однозначно положительных и отрицательных. В-третьих, в комедии нет счастливой развязки. В классицистической комедии авторы в финале разрешают конфликт, показывая торжество положительных героев и позор негативных. Классицизм давал готовые ответы читателям. Грибоедов в комедии «Горе от ума» конфликт оставляет неразрешенным, заставляя читателя задуматься над его возможным решением.
Название как ключ к смыслу комедии
В первом издании комедия имела название «Горе уму». Этот вариант подводил к мысли, что в основе конфликта находится умный человек, который противостоит глупому обществу. Но «один в поле не воин», поэтому побеждают глупцы, которых большинство, а умного человека считают безумцем. Такой смысл названия не совсем подходил для реализации замысла автора, поэтому он изменяет название на «Горе от ума». Теперь проблема ума в комедии становится шире и не ограничивается образом главного героя. Автор подталкивает нас к выводу, что не всегда идеи, рожденные великим умом, приводят к счастью.
Умен ли главный герой Чацкий?
Александр Чацкий – главный герой комедии, ключевая фигура, которая противостоит невежественному аморальному обществу. Он повидал мир, впитал в себя дух вольнодумства, поэтому, вернувшись в Москву, видит ограниченность мышления «отцов». Герой остроумен, подмечает малейшие слабости представителей фамусовского общества. Чацкий знает, что умен и всячески это демонстрирует другим, пытаясь образумить своими разумными речами. Однако так ли умен герой, как думает? Например, Александр Пушкин, прочитав комедию, не счел Чацкого по-настоящему умным человеком, потому что умные люди понимают, когда и перед кем высказывать свои идеи. Герой говорит прекрасно, но фамусовское общество глухо к его речам, оно просто не способно его понять, потому что мыслит иначе. Поэтому Чацкий просто «мечет бисер» перед недостойными людьми – и это не признак великого ума, по мнению Пушкина.
Причина «горя от ума» Чацкого
Сам Грибоедов симпатизирует своему герою, считая его одним здравомыслящим человеком среди двадцати пяти глупцов. В таком неравном противостоянии угадываются романтические мотивы. Но автор не показывает нам чуда в финале, напротив, единственного здравомыслящего человека объявляют сумасшедшим. В чем же причина его поражения? Чацкий умен, но его идеи хороши только в теории. Герой не учитывает реалии жизни фамусовского общества, поэтому его размышления для них – это пустой звук. Не добившись любви и понимания, Чацкий разочаровывается, так и не осознав, что его «горе» от ума, который порождает идеи, далекие от реальной жизни.
Вариант 2
Название произведения имеет огромное значение для понимания текста. Через название автор может указать как на основную мысль, так и на проблематику произведения. То же самое касается и пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума». В таком случае, каков смысл названия данного произведения? Грибоедов через название подчёркивает наличие в конфликте пьесы такой важной проблемы, как проблема ума.
Почему Чацкого не понимают?
Александр Андреевич Чацкий – почти идеальный герой Грибоедова: он образован, остроумен, поддерживает идеи о необходимости перемен, просвещения, общественного, культурного и экономического развития. При этом Чацкий – раздражитель для окружающего общества, потому что замечает в нем преимущественно недостатки. С момента появления в доме Фамусова обо всех московских знакомых он отзывается иронично и насмешливо, не щадя даже уважаемых персон. Фамусов видит в этом опасное вольнодумство и просит Чацкого молчать при полковнике Скалозубе и гостях.
Даже с Софьей, с которой провел детство и в которую был влюблен, главный герой не находит общего языка. Для девушки он просто человек, которому приятно злословить в адрес ближних. По сути, никто не замечает правдивость слов Чацкого, потому что у всех остальных своя правда. Он критикует чинонопочитание и страсть к богатству, но для общества это не только норма, но и хорошая традиция. Фамусовское общество попросту не понимает, чем так недоволен Чацкий.
Здравомыслие и трезвый взгляд на жизнь дворянского общества позволяют Чацкому увидеть его недостатки. Он с грустью отмечает, что личность человека исчерпывается его положением в обществе и богатством, что просвещение и культура ущемляются, что прогрессивные идеи отвергаются. Фамусовское общество глупо и агрессивно. Главный герой не только становится лишним человеком, но и объявляется безумцем из-за своих взглядов. В этом – горе здравомыслящего Чацкого, пытающегося образумить общество. Название комедии подчеркивает, что умному человеку пока нет места в обществе.
Основная идея комедии
Основной идеей комедии является конфликт между двумя героями — дворянским фамусовским обществом и справедливым Чацким, который, в отличие от этого общества, обладает выдающимся интеллектом. Чацкий всеми силами противостоит этическим нормам застоявшегося дворянского сословия. Что нельзя сказать о необразованных представителях фамусовского общества, которых полностью устраивает, что они пребывают в своем однообразии.
Смысл названия
Первоначально комедия называлась «Горе уму». Умным в данной пьесе всегда считали Чацкого, потому что сам Грибоедов назвал его таковым, и многие литераторы поддержали его в этом. Однако Пушкин не смог согласиться с этим, он на роль умного человека выдвинул самого Грибоедова, потому что Чацкий, по его мнению, всего лишь повторял мысли автора комедии, потому что долгое время находился рядом с ним.
Также стоит отметить, что в произведении «Горе от ума» нет глупых людей, просто у всех ум отличается. Понимание и стандарты ума разные, поэтому предшественники Грибоедова назвали бы умным Молчалина, потому что его ум ему, безусловно, помогает, в отличие от Чацкого. Несмотря на свои корни, уходящие к русской пословице, дела обстоят именно так. Ум Чацкого, хоть возвышенный, но странный для его окружения.
Грибоедов, представляя такое количество героев, как бы спрашивает читателя, что такое ум? Почти все персонажи рассуждают на эту тему. У всех есть свое представление и стандарты, по которым они определяют ум. Из-за этого какого-то эталона ума в комедии Грибоедова нет, поэтому нет тех, кто прав или победил. Хотя Чацкий страдает больше других.
Несмотря на то, что главная проблема комедии — ум, немаловажное значение в ней имеют и чувства. Именно из-за их противоречивости и несопоставимости страдает Чацкий, по его же словам: «ум с сердцем не в ладу». Многие считают, что главный герой ушел, чтобы «не навредить» своему уму, однако это не совсем так. Он удалился, потому что его чувство не могло перенести нанесённого оскорбления, как от света в целом, так и от выбора Софьи в частности.
Неординарное объяснение названия комедии
Название любого произведения — ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание — прямое или косвенное — на основную мысль, положенную за основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака. Конфликт между умником и глупцом вообще всегда был очень важен и актуален для комедиографов, принадлежавших к школе классицизма, предшественников А. С. Грибоедова. Вспомним тех же Мольера и Бомарше, в их комедиях этот конфликт присутствует, он обозначен там довольно зримо. В «Горе от ума» этот конфликт выглядит иначе, переосмысляется. Современники не могли не почувствовать этого, поскольку возникло несколько мнений. Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме.
Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Пушкин же действительно говорил в письме Бестужеву о том, что «умное действующее лицо» в комедии — Грибоедов, а Чацкий — это только «пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями». Итак, что же такое ум в комедии Грибоедова и кто является в ней умным человеком?
Ум является теоретической добродетелью. Для предшествовавших комедиографов он не был недостатком (положительными героями являются Стародум, Правдин в «Недоросле» Фонвизина и т. д.). Отклонениями, которые высмеивались авторами, были глупцы (например, Митрофан у Фонвизина). Важно отметить, что только соблюдение меры считалось умом. А умом как чувством меры обладает Молчалин, а не Чацкий. Ум Молчалина служит хозяину и помогает, Чацкому же его ум (а «речь его кипит умом, остроумием», как говорит Гончаров) только вредит, он сродни безумию для окружающих, именно он приносит ему «мильон терзаний». Удобный ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму Чацкого, но это уже не борьба ума и глупости. В пьесе Грибоедова нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума. Таким образом, «Горе от ума» — комедия, перешагнувшая классицизм. Категория ума имеет отношение к философскому строю пьесы, невозможному в комедии классицизма, ориентированному на уже заданные абсолютные истины.
Грибоедов создал нетрадиционную для своего времени комедию. Он обогатил и психологически переосмыслил характеры героев и традиционные для комедии классицизма проблемы, его метод близок к реалистическому, но все же не достигает реализма во всей его полноте.
Вывод
Таким образом, у названия комедии несколько смыслов. Первый заключается в том, что из-за различия умов люди не способны понять друг друга, почему и страдают. Вторым можно считать несопоставимость ума и чувств, где также причиной горя выступает ум. Также название помогает автору обратить внимание читателя именно на проблему ума.
Вариант 3
Само название комедии говорит за себя. Горе от ума, заключающее в человеке, обладающим умом в отличие от других. Хотя автор не показывает, кто именно глуп.
Сама пьеса построена на олицетворении узких рамок классицизма. Перед нами предстает ярко выраженный конфликт противостояний разных типов ума. В произведении произвольно напрашивается вопрос, интересующих многих читателей, что из себя представляет ум? Каков его эталон? Какой именно герой умен, в отличие от других? В пьесе каждый герой пытается логически рассуждать, что представляет ум для человека. Эталона ума нет в пьесе автора, а значит и нет самых умных, то есть победителей.
Чацкий и фамусовское общество
Автор выставил на передний план двух героев: Чацкого и Фамусова. В пьесе мы наблюдаем столкновение умов двух героев: Чацкого с фамусовским обществом.
Первый герой – положительный, отличающий от других тем, что он человечнее, чувствительнее, чем другие герои. Нельзя сказать, что он умнее всех. Он, прежде всего, великодушен и благороден. Для Чацкого на первом месте стоят ум и чувство, в этом и состоит его «горе от ума», которое призвано в свете чувством. Чацкий непонятен фамусовскому обществу только потому, что он не желает что-то менять и даже осуждать. Каждый человек имеет право на собственное мнение, на свою жизненную позицию, как рассуждает этот положительный герой. Он – человек слова, чести, доблести, веры, правды. Фамусовское общество наступает на него, но молодой человек не может смириться жить в таком обществе и принимает решение уехать за границу.
Фамусов – отрицательный герой в пьесе. Его характерные черты – лживый, глупый, невежественный, впрочем, как и всё фамусовское общество. У них отсутствует желание преодолевать свои недостатки. Одним словом, эти люди – подхалимы и глупцы.
Что же входит в смысл самой пьесы? Что хотел сказать автор? Смысл названия пьесы говорит о том, что положительный герой страдает от того, что не хочет быть похожим на общество, в котором он находится. Он борется за правду, честь, верность, свободу, любовь и дружбу. Комедия обращена не к Фамусовым, а именно к Чацкому, который оказывается смешным и одиноким. Назвав его «умным», автор таким образом осмеял понимание, что значит в человеке ум.
Комедия сама по себе нетрадиционна для того времени. Писатель показывает социальную среду, проблемы, затрагивающие общество того времени. В тоже время, Грибоедов высмеивает фамусовское – глупое и смешное общество, в котором он жил. В этом и заключается основной смысл комедийной пьесы.
Замысел комедии
Замысел комедии «Горе от ума» возник у Грибоедова в то время, когда в России в ответ на усиление правительственной реакции стали зарождаться тайные политические общества. Столкновение человека декабристских взглядов с реакционной массой дворянства было положено Грибоедовым в основу его комедии; это придало ей социально-политический характер. Комедия Грибоедова отразила усиливающуюся в русском обществе борьбу декабристов и крепостников. Эта борьба является основным двигателем действия пьесы. Но выступление Чацкого против фамусовского общества осложняется его любовной драмой. Личная и общественная драма Чацкого внутренне связаны, развиваются до конца комедии, не заменяя одна другую, а переплетаясь и осложняя друг друга. Мастерство Грибоедова, проявленное им в построении комедии, особенно ярко открывается в том, что все образы, данные в ней, вплоть до самых незначительных, играют важную роль в развитии сюжета, особенно же в осуществлении основного идейного замысла — дать в комедии широкую картину современной русской действительности, показать столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим».
Но само заглавие комедии указывает, что автор включил в содержание «Горе от ума» еще одну проблему. Грибоедов показывает горе умного человека, который вынужден жить в крепостническом обществе, где гибнут ум, любовь, стремление человека к творчеству и остальные лучшие человеческие качества. Причиной трагедии Чацкого являются его передовые взгляды, ум и благородные стремления. Все это не только не ценится в фамусовском обществе и отвергается, но и более того – преследуется им. Человек может быть принят в этом дворянском обществе, лишь отказавшись от своих взглядов в угоду господствующим, подчинившись традициям этого общества. Такая перемена произошла, например, с Софьей и с бывшим товарищем Чацкого по военной службе Горичем.
Дворяне фамусовского круга не видят в крестьянах людей и жестоко расправляются с ними. Чацкий вспоминает, например, одного помещика, который своих слуг, не раз спасавших ему честь и жизнь, обменял на трех собак. Хлестова приезжает на вечер к Фамусову в сопровождении «арапки-девки» и собачки и просит Софью: «Вели их накормить, ужо, дружочек мой, от ужина сошли подачку». Рассердившись на своих слуг, Фамусов кричит Фильке: «В работу вас! на поселенье вас!»
Цель жизни для Фамусова и его гостей — карьера, почести, богатство. Максим Петрович, вельможа екатерининского времени, Кузьма Петрович, камергер двора,- вот образцы для подражания. Фамусов лебезит перед Скалозубом, мечтает выдать за него замуж свою дочь только потому, что тот «и золотой мешок, и метит в генералы». Служба в фамусовском обществе понимается только как источник дохода, средство достижения чинов и почестей. Они не занимаются делами по существу, Фамусов только подписывает бумаги, которые представляет ему его деловой секретарь Молчалин и не видит в этом ничего зазорного.
В чем заключается смысл названия?
Смысл названия пьесы полностью обусловлен историей Чацкого. Будучи человеком очень умным и начитанным, он не понимает того, как могут люди быть равнодушными к знаниям, в которых, как он считает, и есть смысл жизни. Фамусов не согласен с ним, он уверен, что достичь чего-то можно и простым упорством, а тяга к учению – лишь каприз и пустая трата времени. Именно упорство и желание доказать свою точку зрения и приводят Чацкого к тому, что общество во главе с Фамусовым начинает высмеивать его за высокий уровень интеллекта. Это плохо сказывается на репутации Чацкого, сначала его просто считают странным, а потом и вовсе распускают слух о том, что, прожив какое-то время за границей, он сошел с ума.
Непонимание со стороны окружающих вызывает в Чацком отвращение, и в какой-то момент он даже думает о том, что ум и накопленный багаж знаний – это то, что препятствует его нормальной жизни в не обремененном интеллектом обществе. Таким образом, название «Горе от ума» является своего рода печальным девизом для Чацкого, который, будучи уникальным человеком, оказался совершенно одинок в своих суждениях.
Чацкий и Репетилов – герой и пародия
Первоначальное название комедии было «Горе уму». На языке Грибоедова, Пушкина, декабристов «ум — это свободомыслие, независимость суждения, вольнодумство». «Участь умных людей, мой милый, большую часть жизни проводить с дураками, а какая их бездна у нас!» — писал Грибоедов Бегичеву.
В комедии показано столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». Комедия отразила не только быт и нравы Москвы, но и движение передовой дворянской мысли. В облике Чацкого показана идея активного творческого разума и свободного человеческого чувства. Вольнолюбие Чацкого формировалось в тех же условиях, что и у декабристов. После долгого отсутствия Чацкий возвращается в Москву, приезжает в дом Фамусова. Он находит, что все и все здесь изменились. Изменился и он. Умный и образованный, умеющий любить, остроумный и красноречивый, честный и деятельный герой попадает в «фамусовское общество», где царит чинопочитание, карьеризм, лесть, глупость, пустозвонство, чванство. Чацкий не захотел подчиняться законам этого общества и поплатился за это. Его объявили сумасшедшим. Но Чацкий — сильная личность. Он — человек действия, только такой человек может стать настоящим победителем, даже если он один «в поле воин». Да, фамусовское общество боится Чацкого: ведь он ворвался в тишину общества, как вихрь, бурной радостью, громким и неудержимым смехом, пылким негодованием он нарушил их существование. И хотя сейчас Чацкий бессилен, но верится, что его время наступит. Чацкий воспринимается как герой, несмотря на то, что он покидает и дом Фамусова, и Москву.
Совершенной противоположностью Чацкому является Репетилов. Душа дворянского общества, шут, сплетник, пустозвон, затесавшийся, чтобы не отстать от моды, в круг каких-то псевдолиберальных болтунов. Он появляется у Фамусова, когда заканчивается бал и гости начинают разъезжаться. Репетилов «вбегает с крыльца, падает со всех ног и поспешно оправляется». Встреча с Чацким его обрадовала. Репетилов понимает, что «жалок, смешон, неуч, дурак». Однако, как многие молодые люди, записался в «секретнейший союз». Но когда Чацкий поинтересовался, чем они занимаются, то Репетилов произнес: «Шумим, братец, шумим. Дело еще не созрело, но вокруг умнейшие люди». Репетилов создает видимость деятельности, но вся она бессмысленна и пуста. И хотя он единственный, кто усомнился в сумасшествии Чацкого, но перед всеми струсил, заткнул уши и отошел в сторону. Он не герой, он — видимость героя, пародия на него. Репетилов хочет быть в центре внимания, но слова и дела его никчемны. И доказательство этому его последние слова: «Куда теперь направить путь. Вези куда-нибудь».
«Горе от ума» – бессмертное произведение Грибоедова
Комедия «Горе от ума», написанная А.С. Грибоедовым в начале XIX века, актуальна и для сегодняшней России. В этом произведении автор со всей глубиной раскрывает пороки, поразившие российское общество начала прошлого века. Однако, читая это произведение, мы находим в нем и героев нынешних дней. Имена персонажей комедии, собранных Грибоедовым в доме московского барина Павла Афанасьевича Фамусова, не случайно стали нарицательными. В образе Фамусова мы без труда можем найти знакомые черты нашего современника. Ведь до сих пор многие используют в своей жизни ту же шкалу ценностей, какая была у русского барства начала XIX века. А бюрократия, ставшая уже общественным явлением, держится на этих самых Фамусовых. То же можно сказать про Молчалина и Скалозуба. Главной целью их жизни является карьера, положение в обществе и все, что с этим связано. Они привыкли к «легкому» хлебу, которого добиваются, выслуживаясь перед вышестоящими. Они любят красивую жизнь, которой вознаграждаются за низкопоклонство и подхалимство.
В лице Молчалина Грибоедов создал выразительный обобщенный образ циника, лишенного нравственных ценностей, который сумеет дойти до «степеней известных». Этот герой к своим достоинствам относит «умеренность и аккуратность», умение промолчать, когда тебя бранят.Что же касается полковника Скалозуба, то в нем Грибоедов воссоздал тип тупого, самовлюбленного и невежественного героя парадных учений, ярого противника всего нового. Этот «хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки» гоняется за чинами, орденами и богатой невестой.
На мой взгляд, это страшно, когда в обществе есть такие люди, как Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Из-за того, что молчалины молчат, страдают невинные люди, хотя правда на их стороне. Эти герои Грибоедова составляют ту прослойку общества, которая всегда безропотно выслуживается перед властью, какой бы она ни была. Именно такие люди служат опорой в антидемократическом государстве, в чем убеждает история нашей страны. Поэтому мы можем говорить об актуальности для сегодняшнего дня таких героев, как Чацкий. В нем писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи. Он отрицательно относится к крепостному праву, жестокости помещиков, карьеризму, чинопочитанию, невежеству, к идеалам «века минувшего». Чацкий провозглашает гуманность, уважение к простому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли. Он утверждает прогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению. Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, «вперить ум» в науки или посвятить себя «искусствам творческим высоким и прекрасным».
Следует отметить, что этот персонаж Грибоедова весьма реалистичен, он живет в настоящем, а его взгляды направлены далеко в будущее. Подобных людей можно отыскать в каждой эпохе, а особенно — на стыке «века минувшего» и «века нынешнего». Чацкий — неординарная личность. Он, в отличие от остальных героев комедии, открыто выражает свои мысли, ничего не скрывает. Этот человек прямо говорит о том, что противоречит его взглядам на жизнь, что он не принимает. В наше время таких, как Чацкий, называют «белыми воронами», так как они не такие, как все. Чацкий выделяется своей ярко выраженной индивидуальностью. Именно поэтому он не вписывается в фамусовское общество, которое его не понимает и даже не пытается понять. Напротив, его признают сумасшедшим.
Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» писал о «Горе от ума», — что оно «все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности». Я полностью разделяю его мнение. Ведь писатель нарисовал реальную картину нравов, создал живых персонажей. Настолько живых, что они дожили до наших времен. Мне кажется, что в этом и заключается секрет бессмертия комедии А.С. Грибоедова. Ведь наши фамусовы, молчалины, скалозубы по-прежнему заставляют современного нам Чацкого испытывать горе от ума.
Вывод
Ум Чацкого, его принципы принесли ему одно горе ‒ его приняли за сумасшедшего и отвернулись от него. Поэтому автор и назвал комедию «Горе от ума» ‒ нигде не любят умных людей, особенно там, где одни невежды. Их оскорбляет чужое умственное превосходство, и они стараются всеми силами выжить из своего окружения умного человека, чтобы он не портил их идиллию, основанную на самообмане и собственной глупости.
Список литературы
- Володин П.М. «История русской литературы XIX века». Москва, 1962 г.
- Пиксанов Н.К. «Творческая история “Горе от ума”». Ленинград, 1983г.
- Орлов В. «Грибоедов. Очерк жизни и творчества». Москва, «Гослитиздат», 1947 г.
- Смольников И.Ф. «Комедия А.С.Грибоедова “Горе от ума”». Москва, Просвещение, 1986 г.