“Горе от ума” – комедия или драма? | сочинение по литературе 9 класса

Произведение: Горе от ума Рекомендованный объем: 350-450 слов (3-4 страницы в тетради)

Первый вариант сочинения

А.С. Грибоедов обладал несколькими талантами. Отличный дипломат, гениальный драматург, публицист, музыкант, композитор. Несмотря на это, мир запомнил его как автора одного литературного произведения. Им стала пьеса «Горе от ума». Автор назвал ее комедией, некоторые критики окрестили драмой. Неоднозначность произведения до сих пор тревожит умы читателей и театралов.

Противоречивость жанра

Жанр комедии в драматургии никогда не был юмористическим. «Недоросль» Фонвизина трудно сравнить с добрыми, ироничными рассказами Зощенко или даже с жесткой сатирой Салтыкова-Щедрина. Социальная комедия – это текст, обличающий пороки человеческие. Такие произведения направлены на оздоровление зараженного общества. Пропаганда, нравоучения скучны, не вызывают интереса публики. А с помощью юмора, можно создать яркие, узнаваемые образы. Высмеянные пороки легче донести до читателя. Забавное легче запоминается толпой. И у цензуры меньше претензий к шуткам.

Эмоции от прочтения

Комедия в стихах – это авторское определение неотступно сопровождает «Горе от ума». Но, если вспомнить особенности жанра, возникают вопросы. Юмористические произведения должны вызывать смех. Текст местами дарит улыбку. Но эта улыбка не всегда веселая. А есть моменты, провоцирующие только неприятные эмоции: ужас, досаду, обиду, злость, жалость.

Трагедия

Присутствует здесь также любовная линия. Треугольник, который оборачивается драмой с двух сторон. Чацкий любит Софью. Но та выбирает в избранники человека низкого, двуличного, лживого. Она сама убеждается в его подлости в конце сюжета. В этом ее личная трагедия.

Но основной трагизм ситуации переживает Чацкий. Он попадает в общество, где ценны лишь низменные качества, чины и деньги. Здесь не нужно быть достойным, добрым, умным, скромным, а важно лишь таковым казаться. Низкопоклонничество, подхалимство, чинопочитание – неизменные спутники «фамусовского» общества. А герою все это «тошно». Он готов служить, но ему претит прислуживаться, хочет быть полезен делу, а не лицам. Его мнение вызывает шок.

Драма

Героя объявляют сумасшедшим и дружно разносят этот слух. Чацкому приходится покинуть Москву в сильном смятении чувств. Он нескоро еще раз захочет посетить Родину. Для меня «Горе от ума» не комедия, и не драма. Это универсальное произведение о жизни людей в нашей стране. Которое не теряет своей актуальности и сегодня.

Второй вариант сочинения

Русская классика не проста как по форме, так и по содержанию. Данное утверждение в полной мере относится к пьесе Александра Грибоедова «Горе от ума». Это комедия, трагедия, драма, роман в стихах или социальная сатира? К какому же жанру относится это произведение и как связан новый жанр с особенностями личности автора?

Комедия или драма?

Пьеса Александра Грибоедова «Горе от ума» написана в той особой манере, которая не позволяет однозначно определить литературный жанр данного произведения. Сам Грибоедов назвал свое творение комедией в стихах. И это отчасти верно. Современники же писателя охарактеризовали пьесу «Горе от ума» как высокую комедию. И это также отчасти верно. Правда же состоит в том, что Александр Грибоедов сознательно смешал разные жанры и сюжетные линии под «прикрытием» комедии – обманчиво простой литературной формы.

Первое нарушение правил комедии состоит в драматичных переживаниях Софьи и Чацкого в отношении своих избранников – Молчалина и Софьи соответственно. Второй «проступок» против жанра заключается в том, что бурные чувства Софьи и Чацкого завершаются глубоким разочарованием в своих избранниках, которое распространяется на все окружающее их общество, а затем и на всю жизнь. Третье «преступление» против комедийного «закона» подстерегает читателя в финале пьесы, который никак не подпадает под категорию счастливого конца. Итог произведения весьма печален – глубокое разочарование главного героя (Чацкого) в людях и нравственных идеалах.

Именно этот последний аккорд «Горя от ума» и оправдывает название пьесы. Тем самым к «сладости» стихотворной комедии Грибоедов добавляет «горечь» драмы. Но и этого писателю показалось мало, и он привносит в сюжет элементы социальной сатиры. Он откровенно потешается над плутовскими повадками своих персонажей, высмеивает их безграмотность и вульгарность, презирает их бездуховность и общественные нормы поведения.

Поистине поразительным фактом является то, что, создав многоплановую литературную смесь, Александр Грибоедов не нарушил стихотворную легкость своей комедии и все-таки сумел остаться в рамках этого жанра. Как ему это удалось? Ответ лежит в специфике личности самого Грибоедова. Вспомним, что помимо всего прочего он был пианистом-любителем, который оставил своим потомкам два великолепных фортепианных вальса. Причем эти вальсы обладают теми же качествами, что и его литературная пьеса – изяществом, легкостью, блеском и глубиной. Видимо, все эти качества органично уживались в душе Грибоедова и естественным образом переносились в его произведения – как литературные, так и музыкальные.

Нельзя не отметить и другое – нотки трагизма в его произведениях. Они не слишком акцентируются, не выпячиваются, но незримо присутствуют. И это «послевкусие» также неразрывно связано с личностью Александра Грибоедова, ведь его блестящая служба и судьба рано прервались – в 34 года он был растерзан толпой религиозных фанатиков в Персии. Трагизм жизни Грибоедова простирается за ее пределы. Такой человек, проживший такую жизнь, просто не мог вместить свой многогранный талант в пьесу какого-то одного жанра. Выход из положения один – создать оригинальное многожанровое литературное произведение. И А.С. Грибоедов прекрасно справился с этой задачей.

Что показано в пьесе?

Сам Грибоедов назвал своё произведение комедией в стихах. Однако, прочитав его, можно найти ряд причин, чтобы не согласиться с ним.

Комедия — это жанр, в котором высмеиваются людские пороки: глупость, надменность, жадность, трусость. Сюжет её обычно забавный, герои попадают в неловкие ситуации и показывают свои отнюдь не лучшие качества. Перед читателем предстаёт сама суть каждого персонажа.

Поступки по ходу действия полностью показывают внутренний мир всех героев. И раскрываются нелицеприятные черты, которые и стремится высмеять автор. Под давлением обстоятельств некоторые люди способны на бесчестные поступки, обман, предательство. Другие же остаются верны своим нравственным убеждениям. Насмешка над ложными идеалами и показной добродетелью и есть смысл комедии.

Всё это Грибоедов стремится показать читателю, чтобы передать нравы дворянского общества начала XIX века. Он насмехается над фальшивыми и неискренними отношениями, над праздностью и бесполезностью людей, считающих себя «сливками общества» по праву рождения. Вся жизнь их проходит в обмене сплетнями, обсуждении и осуждении друг друга, стремление всеми силами произвести впечатление. Они и не желают делать что-то полезное. Важно не быть, а слыть — таков их девиз.

Над кем смеётся Грибоедов

В пьесе «Горе от ума» ярко показано старание героев представить себя в глазах окружающих выше и значительнее. Они стремятся скрыть свою истинную сущность. Это особенно видно в описании:

  • Фамусова;
  • Молчалина;
  • Скалозуба.

Для каждого из них на первом месте — материальный достаток и общественное положение, как и принято было в великосветском круге того времени. А внутреннее содержание человека им попросту неинтересно.

Самодовольный Фамусов

Богатый чиновник Фамусов считает себя образцом нравственности. И всегда старается подчеркнуть это, желая поддерживать такое мнение окружающих о себе. Кроме того, хочет казаться справедливым и искренним. Однако на самом деле всё это лишь показная маска. Ведь стремиться казаться порядочным и являться им — вовсе не одно и то же. Но для него важно только поддержать собственную репутацию в свете и в глазах дочери. И это успешно ему удаётся.

Тот самый Фамусов, который заявляет о своём «монашеском поведении» не стесняется оказывать недвусмысленные знаки внимания молоденькой горничной Лизоньке, хотя по возрасту она годится ему в дочери. И он всерьёз желает получить от неё ответную симпатию, совершенно не озадачиваясь тем, что это никак не согласуется с его репутацией скромника и пристойного вдовца.

Кроме того, Фамусов вовсе не старается серьёзно и вдумчиво относиться к делам. Будучи чиновником, он выполняет свои обязанности кое-как: «подписано — и с плеч долой». Ему совсем не хочется вникать в них и затруднять чем-либо свою персону, он желает лишь: удобства и комфорта, чтобы ощущать себя хозяином жизни и получать удовольствие; признания в свете; материальных благ.

Он противится всему, что может поставить под сомнение правильность существующих устоев, поэтому рассуждения Чацкого представляются ему непристойными и опасными. Его пустота, необразованность, чрезмерное самомнение и бахвальство полностью раскрываются в повести. Как и угодничество перед вышестоящими чиновниками. А с теми, кого он считает ниже, Фамусов обращается высокомерно и пренебрежительно, стремясь всячески подчеркнуть свой статус.

Угодливый Молчалин

Молчалин также не вызывает симпатии. В нём Грибоедов описал типичного карьериста, не обременённого нравственностью и чувством порядочности. Ради выгоды он готов пресмыкаться перед Фамусовым, и это у него отлично получается. Ему не противно «ходить на задних лапках», наоборот, он считает правильным подобное поведение, ведь именно так его воспитал отец — «угождать всем людям без изъятья».

Этот молодой служащий низкого ранга готов заискивать перед высокими чинами, чтобы самому пробиться выше. А его интрижка с хозяйской дочерью так сатирически высмеяна автором, что этот герой предстаёт как бесстыдный и бессердечный циник. Безразличие к искренним чувствам девушки подчёркивают его чёрствость.

Скалозуб и Репетилов

Это второстепенные герои, но тоже едко высмеяны в пьесе. Автор показал их такими же бесполезными и бездушными, как Фамусова. Оба они ценят богатство, положение в обществе и нужные связи.

Скалозуб получил свой чин полковника вовсе не за особые заслуги, а благодаря удачным обстоятельствам. Этот недалёкий военный не уважает и не признаёт образованность и любознательность. Он не может понять своего брата, который уединился в деревне и пристрастился читать книги. По его мнению, в них нет никакой пользы, вместо этого следует заводить знакомства с нужными людьми и полезные связи. А чтение — признак глупости, блажь. Важно правильно поставить себя в обществе и быть таким, как все.

Репетилов — человек добрый, даже искренний. Прежде тоже пытался стать чиновником, чтобы получить высокое положение, однако не сумел, ему не повезло. Он понимает, что искал дружбы пустых и никчёмных людей, стремился к балам, обедам и прочим светским развлечениям. В прошлом заводил романы с танцовщицами, увлекался азартными играми. В результате промотал собственное состояние. К своей семье относился безразлично. А теперь вступил в Английский клуб, где наслушался рассуждений других людей и повторяет чужие мысли, стараясь казаться умным. При этом сам понимает собственное ничтожество, но даже не пытается «перебеситься» и хоть как-то изменить себя из-за лени. Это трудно и требует действий, перемен в жизни, которых он не особо желает.

Искренний Чацкий

Чацкий, хотя также вырос в этом обществе, совсем не похож ни на одного из других персонажей. Это искренний и честный молодой человек, который не пожелал смириться с ханжеством и пошлостью светской жизни и представителей высшего общества. Он прекрасно понимает их пустоту и не стремится доказывать кому-либо собственную состоятельность.

Чацкий влюблён в Софью и страдает от её отчуждения. Он хочет узнать, кого любит девушка. Но никак не поймёт, чем могли привлечь её Скалозуб или Молчалин. Чацкий видит их такими, какие они есть — ничтожными и бездуховными. Софья же представляется ему совсем другой: прекрасной, чистой, искренней.

Этот персонаж противопоставлен образам Молчалина и Фамусова. Чацкий не заботится об отношении к нему окружающих его людей. Ему противны их лицемерие и фальшь. И нередко он ведёт себя довольно грубо.

«Горе от ума» — трагикомедия

И Софья, и Чацкий в конце произведения получили тяжкий удар. И для каждого из них он стал настоящей трагедией. В отличие от обычных комедий заканчивается эта пьеса вовсе не радостно, поэтому и хочется назвать её трагикомедией. Узнав, что Софья в самом деле влюблена в Молчалина, Чацкий был сражен наповал. Но не менее болезненно ему было узнать о роли девушки в клевете на него. Разочарование в любимой, которая казалась ему идеалом, уничтожило его. И это настоящая человеческая драма. Так же как и разбитые мечты Софьи. И в том, какой болью им обоим пришлось заплатить за свои искренние чувства, вовсе нет ничего смешного.

Конечно, в конце произведения отсутствуют кровавая развязка и гибель кого-либо из героев. Возможно, именно поэтому Грибоедов представил свою поэму в стихах как комедию. Устами Чацкого он высмеял порочность великосветского общества. Однако это был смех сквозь слёзы.

К какому бы жанру ни отнести замечательное произведение Грибоедова, его идейный смысл не изменится. Проблема человеческих взаимоотношений, так ярко показанных в ней, вполне актуальна до сих пор.

Вывод

Грибоедов показал своих героев как образец пустоты и фальшивой добродетели. Именно так, как и следует в жанре комедии. Даже звучание фамилий героев: Молчалин, Тугоуховский, Хрюмины как бы с насмешкой характеризует своих обладателей.

«Горе от ума» — это пьеса-комедия, хотя и имеет признаки драмы. Ведь сам сюжет произведения вовсе не весёлый, напротив, печально-драматический. Если Фамусов, Молчалин и Скалозуб однозначно представлены как самодовольные, бессердечные и лишённые душевности, то описание Софьи и Чацкого не характеризует их как обычных чёрствых светских людей. Они значительно отличаются от остальных героев.

Третий вариант сочинения

Пьеса «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова – одно из самых известных произведений русской литературы. Характеры, говорящие фамилии, а также истории героев так сильно запомнились читателям, что отдельные фразы из комедии превратились в афоризмы, а пьеса остаётся актуальной по сей день.

«Горе от ума» — сатирическое произведение, которое высмеивает нравы аристократического общества во времена крепостной зависимости. Комедия является уникальной, ведь она сочетает в себе признаки сразу трех направлений: реализма, романтизма и классицизма.

Особенности жанра

Александр Сергеевич Грибоедов написал пьесу «Горе от ума» в начале девятнадцатого века. В ней упоминается главная проблема того времени, по-прежнему актуальная и в наши дни. Произведение написано в жанре комедия, но на самом деле все гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Главным персонажем поэмы является Павел Фамусов – глава поселения в Москве и предводитель общества. Он и его последователи поддерживают старое общественное мнение. Попасть в его окружение может только человек, занимающий высокую должность или имеющий большой капитал. Он поддерживает льстивых, жадных и услужливых людей, которыми являются приближенные к нему персонажи: Скалозуб и Молчалин.

Софья – дочь Фамусова, была воспитана отцом и в целом разделяла его мировоззрение. Она питала теплые чувства к Молчалину, а он был с ней только для того, чтобы быть ближе к ее отцу. Только благодаря этому он попал в общество Фамусова.

Совершенной противоположностью всему этому обществу был Чацкий – детский друг Софьи, с ранних лет влюбленный в нее. После трех лет путешествия по заграничным странам, он вернулся в Москву, пытаясь внушить окружающим отсталость их жизненного уклада. В развитое время продвижения культуры, науки и искусства необходимо уважительно относиться к каждому человеку, не зависимо от чина и капитала. Фамусовское общество высмеяло его точку зрения, и Софья, в том числе.

Если начать разбирать все ситуации пьесы «Горе от ума», то получается, что с некоторых точек зрения она не является комедией. Единый жанр произведению поставить очень сложно. Из-за перечисления в пьесе важных общественных и нравственных проблем ее можно назвать высокой комедией. Но только один этот жанр не раскрывает весь творческий замысел писателя, и комедийное представление терпит некоторые изменения.

В первую очередь происходит нарушение единства действия. В пьесе появляются сразу два конфликта, решение которых не заканчивается в пользу добра. Оказавшись в одиночестве против большого общества, Чацкий вынужден отступить, оставив все, как есть. Так же в произведении Грибоедова главные герои не делятся на плохих и хороших. В каждом присутствует как положительная, так и негативная сторона.

Помимо комедии в пьесе присутствует и драматические нотки. Надежды Чацкого, с нетерпением ожидавшего встречи со своей возлюбленной Софией, разбиваются в дребезги о жестокую реальность. Девушка встречает своего бывшего возлюбленного холодно и отрешенно, а в дальнейшем придает его, распуская слухи о сумасшествии мужчины. Ему приходится навсегда покинуть дом, в котором рос, из-за предательства любимой и ощущения, что он лишний в этом обществе старых нравов.

Черты классицизма в пьесе

Литературный стиль в форме классицизма представляет собой изображение идеально-прекрасных событий, способствующих совершенствованию человеческой духовной жизни, и придерживается определенных правил в виде триединства (места, действия, времени), гармонии и соразмерности глав, логической стройности, ясности и четкости языкового описания, постоянства характеристик персонажей.

При создании пьесы писатель лишь частично использует традиционные каноны классицизма, изменяя по собственному авторскому замыслу его основные принципы.

Во-первых, при построении композиционной структуры правило трех единств соблюдается только в отношении места и времени, то есть события разворачиваются в одном и том же месте и в одно и в тоже время. Тогда как единство действия преображается автором использованием в комедии двух сюжетных конфликтов в виде любовной линии и социально-общественной. Кроме того, в финале пьесы в отличие от установленных правил классицизма порок оказывается непобежденным добродетелью.

Во-вторых, писатель частично изменяет классицистическое правило разделения персонажей произведения на отрицательных и положительных, наделяя героев пьесы как негативными, так и хорошими качествами. Примером этому служит образ Фамусова, который представляет не только чванливым и лживым чиновником, но и любящим родителем, заботливым отцом.

В-третьих, по установленному закону классицизма содержание произведения определяется в соответствии с его жанром, то есть в случае создания пьесы в виде комедии произведение должно иметь юмористический, либо сатирический, либо фарсовый характер. Однако грибоедовская комедия изменяет данному принципу, поскольку автор вводит в содержание пьесы помимо комических мотивов, драматические сюжетные элементы.

В-четвертых, писатель отходит от традиционной композиционной структуры сочинений классицизма, создав пьесу не из трех или пяти частей, а написав комедию, состоящую из четырех действий. Тем самым автор совершает новаторство в современной художественной литературе, поскольку, взяв за формальную основу классицистические принципы написания произведений, привносит в собственную пьесу многочисленные обновления, которые не только не портят произведение, но и наполнят его повествование социально-психологическими оттенками в сочетании с иронией и юмором.

Черты реализма в пьесе

Изображенный народ в комедии, словно, немой свидетель исторических событий того времени. На отдельных народных образах  автор  показывает  лишение и бесправие  слуг перед помещиками. Таким представителем является  Лиза. Веселая, преданная, она умеет устоять перед ухаживанием Молчанина и самого хозяина Фамусова. Девушка любит буфетчика и не изменит своим принципам. В уста именно этой героини автор вложил глубокий смысл о положении крестьян в обществе- главное не попасть под гнев и любовь барина. Несмотря на второстепенность роли, Лиза представлена яркой, многогранной личностью. Эта и есть одна из черт грибоедовского реализма – человек предстает перед читателем таким каким может быть в реальном обществе.

Борьба двух миров «старого» и «нового» нашла свое отражение в образах Фамусова и Чацкого. Фамусов – представитель «века уходящего» барин-самодур, не терпимый к прогрессивным идеям. Чацкий – молодой человек, верующий в победу науки, разума над невежеством. Фамусовское общество «задавило» новаторские идеи Чацкого, который вынужден покинуть Москву. Еще один штрих реализма комедии – не всегда добро побеждает зло.

В комедии главные герои – реальные люди,  живущие  в современную эпоху, не имеют каких либо особых заслуг, просто дворяне среднего класса с небольшим достатком. Живут они обычной жизнью: слуги любят слуг, барин пристает к прислуге, в доме принимают гостей, проводят балы. Читатель словно попадает в реальный мир XIX столетия.

Очень интересны монологи и речь героев комедии.  Реализм комедии проявляется в искусстве речевой индивидуализации персонажей: каждый герой говорит своим языком, обнаруживая тем самым свой неповторимый характер. Манера  общения Фамусова точно определяет его сущность,  отношение к происходящему :  в общении с дочерью прост и ласков, с секретарем- властен и груб, с потенциальным женихом дочери Скалазубом- вежлив и учтив. Несмотря на стихотворную форму комедии, речь героев проста, понятна, без какого-либо пафоса. Эта еще одна черта реализма грибоедовской комедии.

Правдивость и яркость изображения комедии московского дворянского быта 20-х годов XIX в., жизненность языка комедии, тонкость и убедительность психологических характеристик – все это говорит о том, что комедия Грибоедова – подлинно реалистическое произведение. А.С. Грибоедов – настоящий мастер, его комедия «Горя от ума» является одним из первых произведений, сочетающая в себе как черты классицизма так и реализма.

Сатира в комедии

Сатира отображает и высмеивает человеческие пороки. Для этих целей Фонвизин создал клишированных героев, образы которых воплощают глупость и никчемность. Их речевая характеристика обусловливает комический эффект. Безграмотные и грубые слова из уст помещиков звучат очень смешно, нелепо и в то же время заставляют задуматься о том, что так быть не должно. Также сатирический посыл выражает гротеск. Например, Скотинин отличается преувеличенной любовью к свиньям, а Митрофан настолько глуп, что в это верится с трудом.

Стоит обратить внимание и на говорящие фамилии. Простаковы произошли от слова «простак», означающего наивного, недальновидного и глупого человека, которого легко обмануть. Действительно, герои оторваны от реальной жизни, они совершенно не разбираются в ней. У них все «просто»: не хочет Софья замуж — похитим и заставим, нужно платить жалование учителям — обманем и так далее. Во всем этом герои не видят никаких проблем и сложностей.

Присутствие сатиры в произведении «Недоросль» свидетельствует о том, что оно относится к жанру комедии. Именно сатира выступает основным средством выявления настоящих человеческих пороков.

Рассмотрим образы героев поподробнее, чтобы выявить все сатирические приемы писателя. В образе Митрофана писатель изобразил глупого и смешного человека. На первый взгляд, читателю может показаться, что персонаж является бессмысленным и бесполезным в произведении: он мало действует, почти всегда скрывается за спиной матушки. Однако именно благодаря ему читатель без особых затруднений осознаёт, на каких человеческих пороках и ошибках писатель делает акцент. Главный герой не отличался стремлением к учёбе и труду, благодарностью и благонравием, скромностью или хотя бы каким-то положительным качеством. Митрофанушка стремился только к женитьбе, и даже это желание опошлено глупцом и не осознанно. В образе Митрофана перед читателем предстаёт неуклюжий и невежественный человек, состоящий из одних недостатков.  Все его слова вызывающе безграмотные и грубые, все поступки не по возрасту и не по статусу. Этот сатирический гротеск убеждает нас в необходимости просвещения, ведь без него личность деградирует до уровня Митрофана.

Автор использует элементы сатиры и в описании образов родителей персонажа. Так, Денис Фонвизин высмеивает чрезмерно властную натуру госпожи Простаковой. Деспотический характер героини делает ее речь и поведение нелепыми. Грубая речь госпожи свидетельствует об отсутствии у нее воспитания и элементарного уважения к окружающим. Ей опять же не хватает просвещения и благонравия. Супруг госпожи Простаковой вызывает неприязнь у читателей из-за своего постоянного заискивания. Используя прием сатиры, автор высмеивает манеры поведения этого героя. Скотинин выглядит нелепо из-за своей чрезмерной жажды наживы. Герой, не испытывая никаких чувств к девушке, желает получить ее состояние. И свиньи в этом состоянии его интересуют больше всего. И фамилия, и склонность персонажа наталкивают нас на мысль о сопоставлении героя и его любимых животных. Как и свиньи, Скотинин не отличается чистоплотностью и разборчивостью: он готов потребить все, что только есть на свете, не разбираясь в тонкостях. Такие сатирические параллели тоже являются комическими средствами в пьесе.

Можно заметить, что Денис Иванович очень тщательно поработал над каждым образом в своем произведении. Писатель сумел мастерски разоблачить пороки и недостатки своих персонажей. Автор ввёл в произведение элементы сатиры не для того, чтобы подчеркнуть весёлую атмосферу, а показать весь трагизм сложившейся ситуации. Фонвизин продемонстрировал читателю, как за смехом скрываются невежество, скупость и тирания. Несомненно, отсутствие образования привели к развитию этих негативных качеств у героев. Писатель смог вызвать у читателей заинтересованность благодаря сатире, но главная идея состоит в дидактическом влиянии пьесы на современников.

Особенности конфликта

В пьесе «Горе от ума» несколько конфликтов, тогда как необходимым условием классицистической пьесы было наличие только одного конфликта. «Горе от ума» – комедия с двумя сюжетными линиями, и на первый взгляд кажется, что в пьесе два конфликта: любовный (между Чацким и Софьей) и общественный (между Чацким и фамусовским обществом). Пьеса начинается с завязки любовного конфликта – Чацкий приезжает в Москву к любимой девушке. Постепенно любовный конфликт перерастает в общественный. Выясняя, любит ли его Софья, Чацкий сталкивается  с фамусовским обществом.

В комедии образ Чацкого представляет новый тип личности начала XIX века. Чацкий противопоставлен всему консервативному, закостенелому миру Фамусовых. В своих монологах, высмеивая быт, нравы, идеологию старого московского общества, Чацкий пытается открыть глаза Фамусову и всем остальным на то, как они живут и чем они живут.

Общественный конфликт «Горя от ума» неразрешим. Старое барское общество не слушает свободолюбивого, умного Чацкого, оно его не понимает и объявляет сумасшедшим. Общественный конфликт в пьесе А.С. Грибоедова связан с еще одним конфликтом – между «веком нынешним» и «веком минувшим». Чацкий – это тип нового человека, он является выразителем новой идеологии нового времени, «века нынешнего». А старое консервативное общество Фамусовых относится к «веку минувшему». Старое не хочет сдавать позиции и уходить в историческое прошлое, тогда как новое активно вторгается в жизнь, пытаясь установить свои законы.

Конфликт старого и нового – один из основных в русской жизни того времени. Этот вечный конфликт занимает большое место в литературе XIX века, например, в таких произведениях, как «Отцы и дети», «Гроза». Но этим конфликтом не исчерпываются все коллизии комедии.

Среди героев грибоедовской пьесы, пожалуй, нет глупых людей, у каждого из них есть свой житейский ум, то есть представление о – жизни. Каждый из персонажей «Горя от ума» знает, что ему надо от жизни и к чему он должен стремиться.

Таким образом, Грибоедов в своей комедии не только показывает, как безнравственны и консервативны типичные представители московского общества. Для него важно также подчеркнуть, что все они по-разному понимают жизнь, ее смысл и идеалы. Таким образом, причина трагедии Чацкого и несчастий остальных героев комедии – в несоответствии их представлений о жизни самой жизни. «Ум с сердцем не в ладу» – вот основной конфликт «Горя от ума». Но тогда возникает вопрос, какие представления о жизни истинные и возможно ли счастье вообще.

Чацкий глубоко симпатичен Грибоедову. Он выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабриста: Чацкий пылок, мечтателен, вольнолюбив. Но и его взгляды далеки от реальной жизни и не приводят к счастью. Может быть, Грибоедов предвидел трагедию декабристов, веривших в свою идеалистическую теорию, оторванную от жизни.

Комедия или драма?

О жанре пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» существуют разные высказывания. Её называют и комедией, и драмой. Вначале приведём аргументы в пользу комедии. Действительно, в пьесе  главный приём, используемый автором – это комические несоответствия, которые встречаются и в поведении и в речи героев. Кроме того, в пьесе сохранены традиционные комические амплуа: Чацкий – незадачливый любовник, Молчалин – удачливый любовник и хитрец, Фамусов – отец, которого все обманывают, Лиза – проницательная, ловкая служанка. Всё это позволяет с полным правом отнести пьесу «Горе от ума» к комедии.

Но в основе комедии лежит драматический конфликт героя и общества, и решается он не в комедийном плане. Драма главного героя Чацкого заключается в том, что он терпит горе от своего ума, глубокого в своём критическом отношении к миру фамусовых и скалозубов. Чацкий осуждает бесчеловечность крепостного права, ему претит отсутствие свободы мысли в дворянском обществе, он полон искреннего патриотизма. В обществе, «где тот и славится, чья чаще гнулась шея», независимость Чацкого делает его «опасным человеком».

Вторым аргументом в пользу драмы является и личная трагедия Чацкого, крушение его надежд в отношениях с Софьей. Чацкий не может понять, как может Софья любить ничтожного Молчалина. Но последним ударом для Чацкого является известие о том, что Софья «сама его безумным назвала». Ничтожество не терпит в своей среде высокого, которое смущает, дразнит людей низких. И оно объявляет благородство безумием. Чацкий – герой трагический, попавший в комическую ситуацию. Сочетание в пьесе Грибоедова комедийного и драматического органично. Обе стороны жизни – драматическая и комедийная – в пьесе рассматриваются в тесном соединении друг с другом.

Список литературы

  1. Игнатьева А. Новый список «Горе от ума». // Вопросы литературы.- 1967 г.
  2. Дружинин Н.М. «А.С.Грибоедов в русской критике». Москва, 1958 г.
  3. Халфин, Ю. Поэт Александр Грибоедов и его поэтическая пьеса / Юлий Халфин // Литература.-2008 г.
  4. Орлов В. «Грибоедов. Очерк жизни и творчества». Москва, «Гослитиздат», 1947 г.
Даниил Романович | Просмотров: 2.5k