Читательский дневник «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» – главный и наиболее ценный результат творчества А. С. Грибоедова. В данном произведении затрагивается вопрос назревающего противостояния прогрессивного и консервативного дворянства. Автор высмеивает нравы светского общества начала 19 века. В связи с этим создание такого произведения было довольно смелым шагом в тот период развития русской истории.

Структура

Главные особенности композиции пьесы Грибоедова заключаются в её целостности и завершённости. Благодаря последовательности действий, ярким образам, параллельному и симметричному развитию личной и общественной сюжетных линий все выливается в единый, динамичный сценарий.

А.С. Грибоедов стал новатором в жанре комедии. Его главным нововведением явилось разделение пьесы на четыре действия. До этого традиционным считалось наличие трех или пяти действий. Этот отказ от общепринятой подачи пьесы и новшества в оформлении вызвали зрительский восторг и сделали комедию Грибоедова бессмертной. Однако эти особенности понравились далеко не всем критикам, поэтому великий талант автора был оценен при его жизни не до конца.

Композиция «Горе от ума»

  • Экспозиция – события до приезда Чацкого, описание места действия.
  • Завязка – появление Чацкого. Сразу завязываются две сюжетные линии: социальная и любовная.
  • Развитие действия – развитие двух сюжетных линий. Социальный конфликт развивается параллельно с любовной линией. Споры Чацкого и Фамусова, любовный треугольник: Софья, Мочлалин, Чацкий.
  • Кульминация № 1 (любовная сюжетная линия) – объяснение Софьи и Чацкого перед балом. Софья предпочитает Молчалина.
  • Кульминация № 2 (социальная сюжетная линия) – признание Чацкого сумасшедшим. Окружающие отворачиваются от него.
  • Развязка – заключительный монолог Чацкого, где он решительно обличает пороки фамусовского общества.

В пьесе присутствует две сюжетные линии, тесно переплетённые между собой. И, несмотря на то, что завязка и развязка в этих сюжетных линиях совпадают, эти линии все же отдельные, так как у каждой из них своя кульминация.

Главная сюжетная линия – социальная. Она проходит через всю пьесу.

Причем, главной сюжетной линией является любовная, так как она проходит через всю пьесу. Еще в экспозиции читателю становится известно о любовных отношениях Софьи и Молчалина. Затем приезжает Чацкий, говорится о его чувствах к Софье, а в начале третьего действия происходит их объяснение. Далее следует раскрытие общественного конфликта, в котором участвует большинство действующих лиц – Чацкий, Софья, Фамусов и его гости, а также Молчалин. В то время как в любовном конфликте участвует только четыре персонажа – Чацкий, Софья, Молчалин и Лиза.

Таким образом, социальная сюжетная линия занимает в комедии основное место, а любовная её дополняет. Поэтому жанр «Горя от ума» можно определить как социальная, а не бытовая комедия. Любовная сюжетная линия играет второстепенную роль и придаёт пьесе жизненное правдоподобие.

Автор: Александр Сергеевич Грибоедов

Год написания: 1822-1824 гг.

Главные герои

Александр Андреевич Чацкий – главный герой комедии, потомственный аристократ, сирота. Был взят Фамусовым на воспитание после смерти своих родителей. Отличается прогрессивными взглядами, острым умом и проницательностью. Влюблен в Софью, но впоследствии разочаровывается в ней, как и во всем «фамусовском» обществе.

Павел Афанасьевич Фамусов – управляющий государственным учреждением, сторонник старинного уклада жизни. Отец Софьи. Бесчестный, лицемерный человек, который ценит окружающих по их положению в обществе и по уровню их дохода.

Софья Павловна Фамусова – дочь Павла Афанасьевича Фамусова. Умная, образованная и воспитанная девушка, попавшая под влияние светского общества. Влюблена в Молчалина, и ради этой любви отказывается от многолетней дружбы с Чацким.

Алексей Степанович Молчалин – личный секретарь Фамусова. Беспринципный, лицемерный, подлый человек. Родился в бедной семье, мечтает стать частью высшего общества. Использует чувства Софьи ради своей выгоды. Всячески угождает Фамусову и его дочери, для того чтобы воплотить свою мечту в реальность.

Второстепенные персонажи

Сергей Сергеевич Скалозуб – богатый полковник, зацикленный на своей службе и карьере. Вся его жизнь – в армии. Мечтает только о повышении звания.

Репетилов – потомственный дворянин, давний друг Фамусова. Простодушный, недалекий, заурядный человек. Растратил жизнь на балы и светские удовольствия. Из-за подобного образа жизни не смог обеспечить себе карьерный рост.

Лиза – служанка в доме Фамусовых, в которую влюблен Молчалин. Смешливая, веселая, ветреная девушка.

Жанр: комедия

Время и место действия

События в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» происходят в Москве в начале 19 века. Высказывания персонажей дают возможность понять, что прошли годы после Отечественной войны 1812 г. комедия соответствует правилам классической пьесы. Действие происходит в одном месте в доме Фамусова, меняются только комнаты. Все события происходят в течение суток.

Главная мысль

Главная мысль комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» — протест против современной автору действительности. Российскому обществу нужны были перемены, об этом говорит социальный раскол, который обозначился уже внутри дворянского сословия. Но таких людей, как Чацкий, было очень мало, поэтому протест тонет в сплетнях и клевете. Все прогрессивное объявляется сумасшедшим.

Сюжет

Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий возвращается в Москву к своей возлюбленной Софье. Три года назад он уехал из Москвы, оставив девушку одну. Софья, влюбленная в Чацкого в то время, сильно обиделась за то, что он неожиданно бросил ее.

Чацкий возвращается не просто так, он хочет жениться на Софье. Однако, вопреки его ожиданиям, Софья встречает его очень холодно. Спустя некоторое время выясняется, что она влюблена в другого человека. Ее избранник – молодой секретарь Фамусова Алексей Степанович Молчалин. Софья искренне верит в то, что ее чувства взаимны, но Молчалин всего лишь притворяется влюбленным, ради своей выгоды.

Чацкий не может сразу понять, кого Софья предпочла ему, потому что видит в Молчалине только «жалкое создание», а других конкурентов не замечает. К тому же, он презирает Молчалина за чинопочитание и старание угодить каждому. Узнав, что именно этот человек стал избранником Софьи, Чацкий разочаровывается в девушке, на которой он собирался жениться. Кроме того, он разочаровывается во всем московском обществе во главе с Павлом Афанасьевичем Фамусовым. Об этом говорят его красноречивые монологи и постоянные споры с представителями местной аристократии.

Вечером на балу раздосадованная Софья распускает слух о сумасшествии Чацкого. Окружающие с готовностью подхватывают эту сплетню. В конце пьесы, Чацкий невольно становится свидетелем сцены, где Молчалин признается в своих истинных чувствах служанке Лизе. Софья тоже по воле случая стала свидетельницей предательства своего возлюбленного. Происходит скандал с участием Софьи, Чацкого, Молчалина и Фамусова. Главный герой публично упрекает сплетников, обличая их пороки, а затем навсегда покидает Москву.

Личное мнение

Вариант 1

Те проблемы, которые А. С. Грибоедов осветил в своем произведении, продолжали вызывать волнение в обществе и литературе и много лет спустя после появления пьесы. В своей комедии Грибоедов задумывается о судьбе России, о новаторских путях ее развития, переустройстве общественной жизни русских людей.

Писатель ставит на первое место ум и благородство, а невежество и корыстолюбие — осуждает. Главная мысль комедии заключается в том, что необходимо избавлять от пережитков прошлого, которые тянут страну в пропасть.

«Горе от ума» учит нас тому, что благородный человек обязан бороться за свои идеалы и никогда не сдаваться, несмотря на непонимание и трудности. Мораль пьесы очевидна: нужно твердо стоять на своей позиции, если она отвечает требованием морали и справедливости. Ни в коем случае нельзя подавлять в себе искренние порывы к добру и справедливости. Чацкий потерял любовь и был оклеветан, но это не значит, что он оказался неправ. Главный герой сохранил свои убеждения. Нет сомнения в том, что он еще встретит честных и благородных людей и добьется успеха.

Вариант 2

Несмотря на то, что «Горе от ума» относится к жанру комедии, в этом произведении освещены наиболее актуальные проблемы того периоды: несправедливость по отношению к крестьянам в эпоху крепостного права, несовершенство государственного аппарата, чинопочитание, невежество, проблемы воспитания и образования. Кроме того, автор осветил в своей комедии споры о беспристрастности судов присяжных, цензуре и пансионах.

Нравственные проблемы были для автора не менее важны. Грибоедов наглядно продемонстрировал, как под гнетом «фамусовского общества» гибнет все лучшее в человеке. Все достоинства и таланты со временем обесцениваются. Возможно, Молчалину была предначертана другая судьба, но он вынужден жить по законам общества, в котором находится, иначе ему никогда не достигнуть успеха. Именно поэтому «Горе от ума» занимает особое место в русской литературе. В этой комедии отражены реальные проблемы и конфликты.

Вывод

Вариант 1

Главная проблема комедии «Горе от ума» заключается в извечном конфликте поколений, противостоянии новой и старой жизни, где представителем старого уклада является Фамусов, а приверженцем новых взглядов – Чацкий. Отсюда вытекает и смысл названия пьесы – человек широко мыслящий, с прогрессивными взглядами, горячо жаждущий перемен для людей старой закалки, придерживающихся прежних традиций, стал безумцем. Для фамусовского общества Чацкий не умный представитель нового поколения, а человек, страдающий «горем от ума».

А все дело в том, что прогрессивные взгляды Чацкого не соответствуют общепринятым нормам консервативного дворянства. Именно поэтому это общество обвиняет его в безумстве. Назвать человека безумным легче, чем допустить перемены в своей тихой обывательской жизни, которые неизменно коснуться всех фамусовых и молчалиных, всего общества в целом.

Вариант 2

Комедия Грибоедова «Горе от ума» является исключительной для того времени как в русской литературе, так и в зарубежной. Значение этой комедии чрезвычайно велико.
Прежде всего, поэма демонстрирует нам описание жизни России после войны 1812 года. Грибоедов представляет нам многообразие образов, мастерски представляет и чиновников, и сановное дворянство, и помещиков, и носителей революционных взглядов. В комедии описаны все острые социально- политические вопросы того времени: крепостное право, служба, просвещение, воспитание.

Кроме того, особое значение имеет язык написания пьесы. Создавая образы, Грибоедов разрешил важнейшую для писателя-реалиста задачу речевой характеристики героев, то есть задачу индивидуализации языка действующих лиц. В комедии Грибоедова каждое лицо говорит свойственным ему живым разговорным языком. Это было особенно трудно сделать, потому что комедия написана стихами. Но автор сумел придать стиху (комедия написана разностопным ямбом) характер живой, непринужденной беседы. Благодаря этому многие высказывания героев «Горе от ума» стали афоризмами и до сих пор являются частью разговорной речи.

Таким образом, актуальность проблематики пьесы, её безусловное новаторство, афористичность языка комедии имеют не только огромное значение в истории русской литературы и драматургии, но также способствуют популярности комедии у современных читателей.

Текст: Елена Бочкова, 2.5k 👀