Вишневый сад • пьеса

краткая информация
Автор: Чехов А.П. | Дата публикации: 1903 | Форма произведения: пьеса | Жанр: драма | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 10 класс | Возраст: подростки | Время чтения: 1-3 часа | Экранизация: фильм (СССР, 1976 год, реж. Леонид Хейфец) | Герои произведения: Трофимов, Лопахин, Гаев, Любовь Андреевна Раневская | Темы: внутренняя борьба, изъяны общества, конфликт поколений, любовь и ненависть, мечта, смысл жизни

«Вишнёвый сад» – пьеса в четырёх действиях Антона Павловича Чехова, жанр которой сам автор определил как комедия.

Год написания: 1903 г. Год первой публикации: 1904 г. Литературное направление: реализм

История создания

Пьеса была написана на рубеже веков в непростое для России время — эпоху глобальных перемен. Работу над «Вишнёвым садом» Чехов начал в 1901 году. Антон Павлович собирался создать лёгкое, весёлое произведения. Писатель хотел отойти от драматической направленности после выхода в свет «Трёх сестёр». Так, в письмах к своей супруге Чехов подчёркивал, что в основе сюжета его нового произведения будет лежать продажа родового имения с молотка.

«Следующая пьеса, которую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере по замыслу»

из письма к О. Книппер

Однако произведение получилось немного мрачным. Этому поспособствовала окружающая Чехова действительность. Писатель не смог сдержать свою тревогу за судьбу России. В те времена продажи дворянских усадеб за долги были частым явлением. Свой вклад внесли и личные переживания Антона Павловича. Когда-то его семья была вынуждена продать родовое гнездо из-за долгов. Работа над «Вишнёвым садом» шла медленно: Чехов тяжело болел. Состояние писателя ухудшалось с каждым днём. Лишь осенью 1903 г. Чехов отправил новое произведение в Москву. Практически сразу начались репетиции. Премьера «Вишнёвого сада» в Московском Художественном театре состоялась в начале 1904 г. Зрители с восторгом встретили пьесу. Впервые произведение было издано в Сборнике товарищества «Знание» (1904 г.).

Жанр и направление

Существует множество противоречивых мнений по поводу жанрового своеобразия «Вишнёвого сада». Сам А. П. Чехов определил произведение как комедию. Часть исследователей тоже относят произведение к комедии, так как наряду с трагическими событиями в пьесе есть комические сцены («Епиходов кий сломал», «Петя с лестницы упал», монологи Гаева, фокусы Шарлотты, глухота Фирса, который на всё отвечает невпопад), персонажи (Яша, Епиходов, Дуняша). Однако многие литературоведы были не согласны с такой позицией. Они определяли жанр как трагикомедию. Были и те, кто называл пьесу трагедией (В. И. Немирович-Данченко, К. С. Станиславский).

«Это не комедия, это трагедия… Я плакал, как женщина…»

К. С. Станиславский

На сегодняшний день «Вишнёвый сад» принято характеризовать как трагикомедию. В основе повествования лежит напряжённый момент жизни, порождающий конфликт и раскрывающий характер героев через поступки, но для пьесы характерно сочетание трагичных и комичных элементов. «Вишнёвый сад» можно отнести к литературному направлению реализма. Автор создаёт достоверную атмосферу. Его персонажи натуралистичны и естественны. Описываемые события типичны и реалистичны.

Языковые и художественные особенности

Язык Чехова объёмный, подчёркивает характеры героев. Каждое слово имеет значение. Разговоры, которые могут показаться пустыми, помогают решить скрытые внутренние конфликты. Раневская – чрезвычайно впечатлительная и сентиментальная женщина. Её манера речи отражает свойства характера. Монологи Любови Андреевны эмоциональны и манерны. Речь Гаева наполнена различными эпитетами, которые служат для выражения самых разных душевных состояний. Внутренняя неорганизованность отражается в его сбивчивой речи. В речи Лопахина много торговых и коммерческих жаргонных терминов, конкретных фактов и цифр. Просторечия свидетельствуют о его происхождении. Однако, находясь в обществе, герой стремится подражать принятой там манере речи. Кажется, что реплики персонажей не являются последовательными ответами на заданные до этого вопросы, а воспроизводят беспорядочный разговор. Диалоги в чеховской пьесе стремятся к монологам. Так Чехов стремился не только приблизить диалоги героев к разговорному стилю речи, но и подчеркнуть, что герои не слышат друг друга. Много раз повторяется фраза: «Ты все такая(-ой) же», которая даёт понять, что герои не меняются, они стоят на месте. Развёрнутые ремарки, предваряющие каждое действие в пьесе, включают детали, которые помогают понять общий смысл произведения, настроение героев. Особенно важными представляются и пейзажные детали.

Литературные приёмы в произведении

Главной отличительной чертой произведения является особый чеховский символизм. Вишнёвый сад – это главный символ. В широком смысле он олицетворяет дворянскую Россию, а в более узком – духовные ценности, накопленные людьми, которым принадлежит этот сад. В пьесе вырубается сад, а в жизни распадаются дворянские гнёзда, изживает себя старая Россия, Россия Раневских и Гаевых. Ещё одна важная символическая фигура – это старый Фирс, который умирает под стук топора. Он всю жизнь преданно служил дворянской семье, но господа разорены, и он никому не нужен. Всё это происходит оттого, что жил Фирс для кого-то, а не для себя. Вместе с этим человеком умирает старый строй. Отживают и те дворяне, такие, как Гаев и Раневская, которые были воспитаны в те времена. Символика в пьесе использует самые различные художественные средства: смысловые (главная тема разговоров) и внешние (стиль одежды) лейтмотивы, манеру поведения, поступки.

Система персонажей

Все действующие лица в пьесе «Вишнёвый сад» имеют большое значение в идейно-тематическом контексте произведения. Даже вскользь упомянутые имена несут смысловую нагрузку. Например, есть внесценические герои (парижский любовник, ярославская тётушка), существование которых говорит о характере и образе жизни главных героев. В произведении Чехова нет говорящих фамилий, как у Островского, Фонвизина, Грибоедова. В пьесе нет явного разделения на положительных и отрицательных героев. Система персонажей многогранная. Действующих лиц пьесы можно разделить:

  • на героев прошлого (Раневская, Гаев, Фирс);
  • на героев настоящего (Лопахин);
  • на героев будущего (Трофимов, Аня).

Главные герои

Раневская Любовь Андреевна – обедневшая помещица, владелица имения с прекрасным старым вишнёвым садом; легкомысленная, склонная к транжирству женщина.

Гаев Леонид Андреевич – брат Раневской; высокомерный, эгоистичный, совершенно непрактичный человек.

Лопахин Ермолай Алексеевич – выходец из крепостных крестьян; представитель настоящего и будущего, трудолюбивый, деловитый, практичный.

Аня – 17-летняя дочь Раневской; умная и добрая девушка, которая из мечтательной красавицы превращается в женщину, желающую трудиться и обеспечивать себя самостоятельно.

Трофимов Пётр Сергеевич – вечный студент; много рассуждает, мечтает о светлом будущем и не замечает красоты в настоящем, увлекает мечтами о будущей деятельной жизни и юную Аню.

Варя (Варвара Михайловна) – приёмная, дочь Раневской, трудолюбивая, но чрезвычайно скромная героиня.

Второстепенные персонажи

Фирс – верный лакей 87-ти лет, служащий в доме Раневских; считает самой большой бедой отмену крепостного права, вся жизнь старика была посвящена служению господам.

Симеонов-Пищик Борис Борисович – помещик, сосед Раневской, весь в долгах.

Шарлотта Ивановна – гувернантка Ани Раневской.

Епиходов Семен Пантелеевич – конторщик Раневских, который ничего не делает.

Дуняша – молодая горничная в доме Раневских; старается вести себя как барышня.

Яша – молодой лакей Раневской; самодовольный и эгоистичный.

Смысл названия

Вишнёвый сад символизирует Россию и уходящую эпоху помещичьего дворянства, соответственно, автор посвятил произведение вопросу судьбы страны. Выбранное автором название позволяет посредством языка символов выразить тревогу за будущее страны. Вишнёвый сад – это не просто фон или декорация для происходящих событий, это отдельное действующее лицо. Именно вокруг сада разворачивается основное действие, именно через отношение к саду проявляются истинные натуры всех персонажей и их жизненные ценности.

Композиция произведения

Автор «Вишнёвого сада» следует классической структуре пьесы. Произведение состоит из четырёх действий без деления на явления.

  1. Первое действие включает экспозицию и завязку – знакомство с основными персонажами.
  2. Второе действие отведено под развитие действия – споры о судьбе имения и вишнёвого сада.
  3. Третье действие – кульминация – продажа вишнёвого сада на торгах, монолог Лопахина.
  4. Четвёртое действие – развязка, которая завершает все сюжетные линии. Раневская возвращается в Париж. Все герои расходятся, кто куда. В имении остаётся только Фирс, о котором забыли.

Особенности сюжета и композиции:

  • отсутствие в пьесе ярких сцен и бурного действия, даже самые важные события подаются относительно спокойно и буднично;
  • достижение единства места и времени с помощью вишнёвого сада (образ сада присутствует в каждой сцене);
  • действие пьесы «Вишневый сад» начинается в мае, когда плоды вишнёвых деревьев  начинают цвести, а заканчивается в октябре;
  • действие развивается только за счёт внутренних переживаний героев.

Тематика и проблематика

Основная тема произведения – тема времени. Персонажи борются не друг против друга, а с самим временем. Раневская и Гаев пытаются противостоять будущему, а Лопахин хочет победить прошлое. Все они в итоге терпят поражение. Раневская и Гаев теряют имение, а Лопахин не может избавиться от груза многовекового рабства. Каково будущее России? Как приспособиться к быстро меняющемуся обществу? Вот главные проблемы произведения. Уходят в прошлое дворянские усадьбы с их неразумными владельцами. Им на смену идут люди деловые и практичные, они – настоящее России, но не её будущее. Анна и Пётр – вот представители молодого поколения, которые символизируют будущее, но пока неопределённое будущее. При смене эпох и социальных укладов не каждый человек может приспособиться и влиться в новое течение времени, принять новый порядок и найти своё место в изменившемся мире. Нежелание что-то менять в жизни, меняться самим – причина жизненной драмы каждого персонажа произведения.

Конфликт произведения

Основной конфликт пьесы – конфликт поколений. Он заключается в том, что во время смены эпох не каждый человек способен адаптироваться и включиться в жизнь, найти место в новом мире. Прошлое поколение не хочет понимать настоящее, а это необходимо для адаптации. Нельзя выжить по-другому. Особенности конфликта в его неоднозначности. Писатель не занимает чью-либо сторону.

Основная идея пьесы

«Вишнёвый сад» отобразил окончательное крушение пережитков феодализма в России и приход капиталистического общества. Чехов показывает, что эра Лопахина, которая идёт вслед за эпохой Раневской, по большей части будет такой же печальной и бессмысленной. И это понятно, ведь купцы, которые приходят на смену дворянам и их родовым гнёздам, превыше всего ставят возможность заработать деньги. Гибель сада становится для Чехова символом гибели старой культуры: вернуться назад нельзя, и смерть старого Фирса в этом смысле очень показательна.  Россия оказалась на распутье, и куда она пойдёт дальше – пока неизвестно. Автор надеется на лучшее будущее, и оно непременно наступит, если люди возьмут ситуацию в свои руки. Писатель показывает, как важно действие, но не погоня за наживой, а действие осмысленное, нравственное. Именно о нём и говорит Пётр Трофимов, именно его хочет видеть Анечка. Однако и у студента есть недостатки: он много говорит, но мало делает. Настали времена, которые требует перемен, и в первую очередь – в социальном устройстве.

Критика пьесы

Первые критики сосредоточили внимание на социально-исторических вопросах. Чаще всего Чехова упрекали в том, что он любуется безволием своих героев и не отвечает на вопрос, какой будет новая жизнь. Некоторые исследователи отмечали туманность будущего, анализируя личность Лопахина. М. Горький увидел в пьесе разоблачение «старых детей» и паразитов в лице Раневской и Гаева и осуждение типичного обывателя, который не хочет видеть ничего дальше своего тёплого дома. Российский драматург В. Тихонов взглянул на пьесу по-философски. Он отметил неоднозначность новой эпохи, которую несёт России Лопахин. В. И. Немирович-Данченко, режиссёр, драматург и критик, оценивал произведение так:

«„Вишнёвый сад“ как будто вобрал в себя всё, что мог дать лучшего для театра Чехов, и всё, что мог лучшего сделать театр с произведением Чехова»

А. И. Куприн обращался к А. П. Чехову в мае 1904 года:

«Был я недавно на Волхове в одном запущенном старом дворянском гнезде. Хозяева разоряются и сами над собой подтрунивают: „у нас „Вишнёвый сад“!..»

Это замечание прекрасно иллюстрирует актуальность пьесы.

Значение пьесы

Значение пьесы  сложно переоценить. Несмотря на сложность произведения, оно сразу же стало народным достоянием. «Вишнёвый сад» до сих пор вызывает споры и большой интерес читателей, критиков и исследователей творчества Чехова. Писатель дал верную картину предреволюционной действительности. Он показал, что власть дворянства несправедлива, она препятствует дальнейшему развитию жизни. Пьеса Чехова помогала зрителям и читателям осознавать окружающую их действительность. Произведение сыграло огромную познавательную и воспитательную роль.

Интересные факты

  1. Первоначально Чехов писал Раневскую как «комическую старуху», однако в молодой труппе МХТ не было подходящей актрисы, и драматург даже грозился отдать пьесу театру, в котором такая актриса есть. Постепенно образ Раневской в тексте изменился, Чехов переписал её для своей жены Ольги Книппер-Чеховой. В 1903 году Ольге было 35 лет – столько же Раневской.
  2. Большой поклонницей творчества Антона Павловича Чехова была актриса Фаина Георгиевна Фельдман. Она взяла себе в качестве псевдонима фамилию одной из героинь «Вишневого сада» – Раневская.
  3. Премьера пьесы «Вишнёвый сад» состоялась 17 января 1904 года в день рождения Антона Павловича.
  4. Выдающиеся европейские постановки «Вишневого сада» начали появляться только после войны. Историки театра объясняют это чрезвычайно сильным впечатлением западных режиссеров от спектакля МХТ, который не раз вывозил чеховскую пьесу на гастроли.
  5. Поначалу Чехов собирался назвать свой сад вИшневым, но позже выбрал второй вариант, который казался образным, романтическим.

Краткое содержание

Действие первое

Иллюстрация Б. Йогансон

Действие происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской. Весна, цветет прекрасный вишневый сад, с которым вскоре придется расстаться, потому что он будет продан за долги. Последние пять лет Раневская с семнадцатилетней дочерью Аней провели за границей. В имении все это время оставались ее брат Леонид Андреевич Гаев и приемная дочь, двадцатичетырехлетняя Варя. Дела у Раневской плохи, она практически без средств. Шесть лет назад от пьянства умер ее муж. Раневская полюбила другого человека и сошлась с ним. Но вскоре произошла трагедия — утонул в реке ее маленький сын Гриша. Любовь Андреевна, не в силах перенести горя, бежала за границу. Любовник последовал за ней. Когда он заболел, Раневская поселила его на своей даче возле Ментоны, где в течение трех лет ухаживала за ним. А потом, когда дачу пришлось продать за долги и переехать в Париж, он обобрал и бросил Раневскую.

Гаев и Варя встречают Любовь Андреевну и Аню на станции. Дома их с нетерпением ожидают горничная Дуняша и знакомый семьи купец Ермолай Алексеевич Лопахин. Отец Лопахина был крепостным Раневских, сам он разбогател, но говорит о себе, что остался «мужик мужиком». Приходит конторщик Епиходов, человек, с которым постоянно что-нибудь случается и которого прозвали «тридцать три несчастья».

Наконец подъезжают экипажи. Дом наполняется людьми, все возбуждены. Каждый говорит что-то свое. Любовь Андреевна рассматривает комнаты и сквозь слезы радости вспоминает прошлое. Горничной Дуняше не терпится поделиться с барышней новостью о том, что ей сделал предложение Епиходов. Аня же советует Варе выйти замуж за Лопахина, а Варя, в свою очередь, мечтает выдать Аню за состоятельного человека. Гувернантка Шарлотта Ивановна, странная и эксцентричная особа, хвастает своей удивительной собакой, сосед помещик Симеонов-Пишик просит одолжить ему денег. Почти ничего не слышит и постоянно бормочет что-то старый верный слуга Фирс.

Анализ первого действия

Воспоминания переносят Лопахина в детство, в те времена, когда его дед и отец были простыми крестьянами в имении предков Раневской. Любовь Андреевна, сама еще, будучи молодой девушкой, всегда по-доброму относилась к подневольным людям, и многие эпизоды такого участия сохранились в памяти Лопахина. Поэтому и отношение его к ней можно рассматривать как уважение, благодарность и сочувствие. Ермолай Алексеевич готов прийти на помощь Раневской, оказавшейся в бедственном положении. Жизнь распорядилась таким образом, что бывший крепостной приобрел состояние, статус и имя, а Любовь Андреевна вынуждена продавать имение за долги, чтобы хоть как то спасти свое положение.

На все события накладывают отпечаток трагические моменты в жизни Раневской. Ее образ в этом плане сложнее любого другого персонажа пьесы. Смерть мужа, а вскоре после этого гибель ребенка, побег от страшной действительности за границу, подлый обман непорядочного любовника – весь этот тяжелый груз давит на сердце Любови Андреевны. Теперь же к этому прибавилась проблема плачевного состояния усадьбы, из-за которого Раневская возвращается в имение, чтобы вместе с братом найти спасительное решение.

Жизнь в Париже не принесла ей освобождения от  воспоминаний о ребенке, наоборот, ее пребывание там усугубилось финансовыми проблемами, что еще больше привело ее в отчаяние. Когда Варя с Аней рассуждают об этом, они переживают, что все эти события прошлого, могут повлиять на их будущее, которое все больше зависит от того, как и где найти деньги для спасения поместья.

В этой сцене частично раскрываются черты характера некоторых героев. Человечность Любови Андреевны проявляется в добром, почти нежном отношении как к членам семьи, так и к слугам. В то же время, автор показывает ее нерешительность и неспособность к принятию решений. Ее категоричный отказ от плана Лопахина по спасению усадьбы говорит о том, что эта проблема может затянуться на неопределенно долгое время.  Аналогично сестре ведет себя Гаев, способный лишь вносить многословные, но глупые предложения не по существу. Он также против вырубки сада, однако, не предлагает взамен никакого альтернативно разумного плана. Будучи в прошлом помещиком, Гаев, так же, как и сестра, разорен, но оставшиеся от праздной и ленной жизни привычки делают его несостоятельным в принятии важных решений даже по спасению собственного дома.

Фирс – старый и преданный слуга Гаевых. Он – представитель старого, отживающего мира, этому персонажу нет места ни в настоящем, ни в будущем. Может быть, поэтому в конце пьесы все забывают о нем, и он, больной и беспомощный, остается один в старом закрытом доме. Все, чем он живет – это его воспоминания. Он помнит те времена, когда сад буйствовал, а вишни было так много, что ее вывозили телегами, и с сожалением констатирует, что уже никто из молодых не помнит старинного рецепта сушеной вишни…

Лопахин, в отличие от Любови Андреевны, Гаева и Фирса, не сентиментален и способен к обузданию ностальгических воспоминаний. Он – представитель нового класса буржуа, для которых главное – движение вперед, к новому времени, в котором нет места вишневому саду.

Но Лопахину не чуждо чувство благодарности. Это выражается в его фразе, обращенной к Раневской: «Ваш брат Леонид Андреевич говорит про меня, что я хам, я кулак, но это мне решительно все равно. Пускай говорит. Хотелось бы только, чтобы вы мне верили по-прежнему, чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня как прежде». Он признается, что любит ее, как родного человека за то участие, доброту и внимание, которым она никогда не обделяла крепостных.

Появление в сцене Пети Трофимова завершает череду значимых для Раневской образов. Встреча с ним, бывшим учителем ее погибшего ребенка, приносит ей невыносимые страдания, навеянные воспоминаниями о Грише. Аня боится, что Трофимов неосторожным словом еще больше разбередит незаживающую рану матери. Он не чужой для семьи человек, потому что, как уже было сказано выше, был воспитателем покойного Гриши. Это – молодой человек, ничем не примечательный внешне, одетый более чем скромно, вечный студент с разночинскими взглядами. Ему не жаль вишневого сада, он считает, что прошлое должно оставаться в прошлом, а всем нужно двигаться только вперед, к тому будущему, где хозяином жизни будет рабочий класс. Тем не менее, он практически единственный из героев, кто дает по-настоящему дельные советы.

Пустая болтовня Гаева свидетельствует о его полной никчемности. Это хорошо иллюстрирует эпизод, когда он, словно на торжественном приеме, помпезно и высокопарно обращается к старинному книжному шкафу, олицетворяя его с благородным символом аристократии: «Дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая (сквозь слезы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания».  Далее он сам признает, что его речь была глупой, но, как и его сестра, Гаев слишком привязан к прошлому и старается не замечать неотвратимо надвигающихся перемен.

Вишневый сад стал центром жизни героев – их прошлого, настоящего и будущего. В жизни каждого персонажа он, в той или иной мере, сыграл свою роль и дорог каждому из них по-своему. Но, даже тех, кто относится к нему трепетно, начинают одолевать противоречивые чувства.  Отсутствие денег и жизненных перспектив перевешивают в этой борьбе между любовью и рациональностью. Не зря в конце пьесы перед читателем предстает быстро успокоившаяся, примирившаяся Любовь Андреевна, которая на деньги, вырученные от продажи имения, может и дальше вести беззаботную, а, главное, безбедную жизнь.

Действие второе

Иллюстрация Б. Йогансон

Лопахин напоминает Раневской о том, что имение скоро будет продано с торгов. Единственный выход – поделить землю на участки и сдать их в аренду дачникам. Раневскую предложение Лопахина возмущает: как можно уничтожить ее любимый прекрасный вишневый сад! Лопахину не хочется расставаться с Раневской, которую он любит «больше, чем родную», но ему нужно уходить. Гаев обращается с приветственной речью к столетнему «многоуважаемому» шкафу, но потом, сконфузившись, снова начинает бессмысленно произносить свои любимые бильярдные словечки.

Раневская не сразу узнает Петю Трофимова: так он изменился, подурнел, «милый студентик» превратился в «вечного студента». Любовь Андреевна плачет, вспоминая о своем маленьком утонувшем сыне Грише, учителем которого был Трофимов.

Гаев, оставшись наедине с Варей, начинает размышлять о делах. Есть богатая тетка в Ярославле, которая, правда, их не любит: ведь Любовь Андреевна вышла замуж не за дворянина, да и вела себя не «очень добродетельно». Гаев любит сестру, но все-же называет ее «порочной», что очень не нравится Ане. Гаев продолжает строить планы: сестра попросит денег у Лопахина, Аня поедет в Ярославль – одним словом, они не допустят продажи имения. Гаев даже клянется в этом. Ворчливый Фирс наконец уводит барина, словно ребенка, спать. Аня спокойна и счастлива: она уверена, что дядя все устроит.

Лопахин продолжает уговаривать Раневскую и Гаева одобрить его план. Они втроем завтракали в городе и, возвращаясь, остановились в поле возле часовни. Только что здесь же, на этой же скамейке, Епиходов пытался объясниться с Дуняшей, которая предпочла ему молодого циничного лакея Яшу. Раневская и Гаев будто не слышат Лопахина и говорят совершенно о других вещах. Так ни в чем и не убедив «легкомысленных, неделовых, странных» людей, Лопахин собирается уйти. Раневская просит его остаться: с ним «все-таки веселее».

Приходят Аня, Варя и Петя Трофимов. Раневская начинает разговор о «гордом человеке». По мнению Трофимова, в гордыне нет смысла: грубому, несчастному человеку нужно работать, а не восхищаться собой. Петя осуждает интеллигенцию, не способную к труду, тех людей, кто важно философствует, а с мужиками обращается, как с животными. В разговор вмешивается Лопахин: он как раз работает «с утра до вечера», имея дело с крупными капиталами, но все больше убеждается, как мало вокруг порядочных людей. Лопахин не успевает договорить, его перебивает сестра. Вообще все здесь не желают и не умеют слушать друг друга. Наступает тишина, в которой слышен далекий и печальный звук лопнувшей струны.

Вскоре все расходятся. Оставшиеся наедине Аня и Трофимов радуются возможности побеседовать вдвоем, без Вари. Трофимов старается убедить Аню, что надо быть «выше любви», что главное – свобода: «вся Россия наш сад», но чтобы жить в настоящем, нужно сначала страданиями и трудом искупить прошлое. Счастье близко: если не они, то другие непременно увидят его.

Анализ второго действия

Споры о судьбе Вишневого сада продолжаются. Раневская, как и Гаев, по-прежнему отстаивают позицию, что сравнять с землей Вишневый сад для того, чтобы освободить место для съемных дачных коттеджей, – неприемлемый план. Это оскорбляет их чувства, поскольку превращает их родовую собственность в грубую деловую сделку. Лопахин разочарован их пассивностью и нежеланием видеть перспективы. Он считает, что их высокомерие противоречит его желанию помочь и осуществлять план по спасению их имущества.  Он – олицетворение нового мира, активный деловой человек, чей взор устремлен в будущее, а не в прошлое.

Любовь Андреевна снисходительно отзывается о «пошлых дачниках», забывая, что сама еще недавно принадлежала к той же категории  во Франции, представляя собой богатую иностранку, сопровождаемую свитой и любовником. Но отношение к ней меняется, как только она начинает рассказывать о своей парижской драме: «Купила я дачу возле Ментоны, так как он (любовник) заболел там, и три года я не знала отдыха ни днем, ни ночью, больной измучил меня, душа моя высохла. А в прошлом году, когда дачу продали за долги, я уехала в Париж, и там он обобрал меня, бросил, сошелся с другой, я пробовала отравиться… Так глупо, так стыдно…»  Этот контраст является одним из определяющих стилистических приемов Чехова: пьеса постоянно балансирует на границе комедии, драмы и лирики. Взять, хотя бы, фокусы Шарлотты, ее странные, лишенные логики фразы, и глубоко серьезное, трагическое прошлое Любови Андреевны. Характеры в пьесе Чехова выписаны не односложно и прямолинейно, а представляют собой сложный коктейль человеческих чувств и качеств.

Выбор Шарлотты в качестве гувернантки для Ани еще больше подчеркивает неоднозначность характера Раневской. Шарлотта – персонаж, напрямую не задействованный в каком-либо событии, и единственный, кто не имеет никакого отношения к саду. Эта женщина – когда-то брошенный ребенок ярмарочных фокусников, никогда не знавший любви и заботы. Она живет в своем мире, одиночество и независимость – главные составляющие ее существования. В ее судьбе не было человека, который мог бы направить ее жизнь в правильное русло, используя талант, доставшийся ей от родителей. Это – персонаж-одиночка, который отличается от всех остальных героев пьесы.

Удивительны размышления Фирса об отмене крепостного права. Вместо радости старый дворецкий ощутил обеспокоенность тем, как хозяева будут обходиться без его услуг. Он всю жизнь прожил в упорядоченном мире  слуг и господ и не представлял себе  иного устройства и иерархии общества. Поэтому, невзирая ни на какие указы, он остался в доме Гаевых и продолжил служить им верой и правдой. Если учитывать, что брат и сестра так и не научились самостоятельно управлять имением, на Фирса было возложено немало дел и забот, и сейчас, когда ему почти девяносто лет, он все еще считает себя нужным и незаменимым.

Вишневый сад – это символ той эпохи и классовой системы, которая уходит навсегда, и персонажи пьесы, каждый по-своему, переживает этот уход. Стук топора в конце пьесы означает наступление грядущих перемен. Об этом же говорит и звук лопнувшей струны. Эти два звука сливаются и означают конец старой, привычной жизни. Трофимова и Лопахина объединяют схожие жизненные позиции. Лопахин – труженик, о чем говорит его растущее благосостояние. Он объясняет: «Знаете, я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера, ну, у меня постоянно деньги свои и чужие, и я вижу, какие кругом люди. Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей. Иной раз, когда не спится, я думаю: господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…»

Трофимов тоже приветствует труд, но больше теоретически, так как будучи студентом, он пока способен лишь философствовать и размышлять. Он критикует высшее общество, по его словам, неспособное к труду, и излагает правильные идеи, но у него может не хватить опыта и самосознания, чтобы воплотить их в жизнь. Пока что он побуждает других «оценить все то, что дано Богом и начать трудиться».

Появление в сцене потрепанного незнакомца говорит о расточительности Раневской – она одаривает его золотым, что вызывает осуждение дочерей. Этот персонаж, декламирующий стихи, являет собой то, чем могла бы оказаться Любовь Андреевна, не будь у нее светского происхождения и личной собственности.

Пылкая речь Трофимова, обращенная к Ане, остужает ее любовь к вишневому саду, и она признается, что уже не дорожит им, как прежде. Аня очарована его реалистичным взглядом на вещи, о которых она раньше не задумывалась – о свободной для всех России. Трофимов считает: «…Чтобы жить в настоящем, нужно сначала искупить прошлое… страданием и непрерывным трудом…»

Действие третье

Иллюстрация Б. Йогансон

Наступает двадцать второе августа, день торгов. Как раз в этот вечер, совершенно некстати, в усадьбе затевается бал, приглашен еврейский оркестр. Когда-то здесь танцевали генералы и бароны, а теперь, как сетует Фирс, и почтовый чиновник да начальник станции «не в охотку идут». Гостей развлекает своими фокусами Шарлотта Ивановна. Раневская беспокоится, ожидая возвращения брата. Ярославская тетушка все-таки прислала пятнадцать тысяч, но их не хватит, чтобы выкупить имение.

Петя Трофимов «успокаивает» Раневскую: дело не в саде, с ним уже давно покончено, надо смотреть правде в глаза. Раневская просит не осуждать ее, а пожалеть: ведь без вишневого сада ее жизнь утрачивает смысл. Каждый день Любовь Андреевна получает телеграммы из Парижа. Сначала она рвала их сразу, потом – после прочтения, теперь уже не рвет. «Этот дикий человек», которого она продолжает любить, умоляет ее приехать. Петя критикует Раневскую за чувства к этому «мелкому негодяю, ничтожеству». Рассерженная Раневская, не сдержавшись, мстит Трофимову, называя его «смешным чудаком», «уродом», «чистюлей»: «Надо самому любить… надо влюбляться!» Петя в ужасе собирается уйти, но затем остается и танцует с Раневской, попросившей у него прощения.

Наконец появляются сконфуженный, радостный Лопахин и усталый Гаев, который, ничего не говоря, тут же уходит к себе. Вишневый сад продан, и купил его Лопахин. «Новый помещик» счастлив: он смог превзойти на торгах богача Дериганова, положив сверх долга девяносто тысяч. Лопахин наклоняется за ключами, брошенными на пол гордой Варей. Пусть звучит музыка, пусть все видят, как Ермолай Лопахин «хватит топором по вишневому саду»!

Аня пытается утешить плачущую мать: сад продан, но впереди вся жизнь. Будет новый сад, прекраснее этого, их ждет «тихая глубокая радость»…

Анализ третьего действия

Напряжение нарастает, потому что судьба вишневого сада, так или иначе, затрагивает судьбу каждого, от хозяина до слуги. Беспокойство о будущем подогревается все более непродуктивными действиями: насмешками Трофимова по отношению к Варе,  фокусами Шарлотты, бесконечными танцами, спорами Трофимова с Раневской, чтением книг и игрой в бильярд. Все это создает видимость занятости, но ничего не меняет. Падение Трофимова с лестницы немного разряжает обстановку и добавляет комедийную нотку к общей атмосфере неизвестности.

Бал, который устраивает Любовь Андреевна в день продажи имения, по своей сути, является совершенно лишним и нелепым мероприятием. Он лишь подчеркивает уже начавшийся сдвиг в классовых отношениях. Гостей-аристократов заменяют простые персонажи, которые еще недавно не могли бы присутствовать на таком мероприятии, согласно этикету. В водовороте танцев кружатся Аня и писарь, Трофимов, Пищик и Шарлотта Ивановна. Епиходов на равных с Гаевым посещает бильярдную, что было недопустимо для служащих его класса. Все это еще раз напоминает о том, что привычный всем мир, каким его знали Раневская и Гаев, меняется.

Единственным островком старого мира остается Фирс, облаченный во фрак, и чинно разносящий напитки. Этот представитель старой гвардии крепко держится за свое место и считает себя неоценимым помощником в управлении имением. Его замечание, что он «единственный во всем доме», предвещает его судьбу в конце пьесы, когда семья, позабыв о нем, покидает имение.

Все эти признаки классового переворота подчеркиваются приобретением Лопахиным имения, которое определяет судьбу Любови Андреевны и ее семьи. Варя выбрасывает ключи – символ того, что «она здесь больше не хозяйка».

После покупки сада Лопахиным овладевает торжество, которое выливается в эмоциональный монолог. Однако к этому чувству примешивается пока еще неясная неудовлетворенность. Чехов объясняет это тем, что изначально планы Ермолая были направлены не на уничтожение сада, а на его спасение, в виде помощи дорогой ему семье. В результате он испытывает ту же растерянность, как и остальные герои пьесы. Дисгармонию, возникшую в его душе, усиливает и то, что он, будучи тайно влюбленным в Любовь Андреевну, теперь никогда не сможет добиться ее расположения. Но грусть его сменяется ликованием от осознания того, что теперь он – хозяин той самой земли, на которой его предки были «рабами». Лопахину не терпится начать вырубку вишневого сада, чтобы получить вожделенную прибыль.

Действие четвертое

Сцена из спектакля. МХАТ. 1904

Дом почти пуст. Его обитатели, распрощавшись друг с другом, разъезжаются. Лопахин собирается провести зиму в Харькове, Трофимов возвращается в Москву, в университет. Лопахин и Петя обмениваются колкостями. Хотя Трофимов и называет Лопахина «хищным зверем», необходимым «в смысле обмена веществ», он все-таки любит в нем «нежную, тонкую душу». Лопахин предлагает Трофимову деньги на дорогу. Тот отказывается: над «свободным человеком», «в первых рядах идущим» к «высшему счастью», никто не должен иметь власти.

Раневская и Гаев даже повеселели после продажи сада. До этого они переживали, страдали, а сейчас успокоились. Любовь Андреевна планирует жить в Париже на деньги, подаренные теткой. Аня воодушевлена началом новой жизни – она окончит гимназию, станет работать, много читать, перед ней распахнется «новый чудесный мир». Внезапно появляется запыхавшийся Симеонов-Пищик и вместо того, чтобы просить денег, наоборот, раздает долги. Оказывается, на его земле англичане нашли белую глину.

Все устроились по-разному. Гаев говорит, что теперь он банковский служака. Лопахин дает обещание найти новое место Шарлотте, Варя служит экономкой у Рагулиных, Епиходов, нанятый Лопахиным, остается в имении, Фирса должны отправить в больницу. Но все-таки Гаев грустно произносит: «Все нас бросают… мы стали вдруг не нужны».

Между Варей и Лопахиным должно, наконец, состояться объяснение. Варю уже давно дразнят «мадам Лопахина». Ей нравится Ермолай Алексеевич, но она не может сама сделать предложение. Лопахин, тоже прекрасно отзывающийся о Варе, согласен «покончить сразу» с этим делом. Но, когда Раневская устраивает их встречу, Лопахин, так и не решившись, оставляет Варю, воспользовавшись первым же предлогом.

«Пора ехать! В дорогу!» – с этими словами из дома уходят, запирая все двери. Остается только старый Фирс, о котором, казалось бы, все заботились, но которого так и забыли отправить в больницу. Фирс, вздыхая, что Леонид Андреевич поехал в пальто, а не в шубе, ложится отдохнуть и лежит неподвижно. Слышится тот же звук лопнувшей струны. «Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

Анализ четвертого действия

В последнем действии пьесы герои собираются в последний раз, таким образом, картина как бы закольцовывается с началом произведения. Разница лишь во времени года – все начиналось весной, в пору надежд, а закончилось осенью, в сезон увядания. Семья Раневской покидает имение. Шампанское, которое предлагает Лопахин, открыто в честь Любови Андреевны, а также в честь его нового статуса как владельца усадьбы. Характерно, что и Раневская, и Гаев отказываются от напитка, а Трофимов не принимает предложенные Лопахиным деньги. Между бывшими хозяевами и студентом-разночинцем есть одно общее: они отказываются от великодушия Лопахина, который, кажется, не подозревает, что его торжество по поводу покупки могло ранить не одно сердце.

То, что Любовь Андреевна и Гаев после продажи вишневого сада стали чувствовать себя гораздо счастливее, еще раз подчеркивает, что они относятся к тем людям, которым комфортнее, когда кто-то за них принимает решение, даже, несмотря на то, что их бездействие приводит к продаже дома и уничтожению сада.

Лопахин так и не делает обещанного предложения Варе, у которой без поддержки семьи и мужа нет иного выхода, как устроиться экономкой в другую семью, что окончательно обрывает для ее матери, сестры и дяди последнюю связь с родовым имением.

Будущее у определенной части персонажей неясное и туманное, ведь, по сути, им всем предстоит начинать жить заново. Уничтожение Вишневого сада – предвестник нового мирового порядка, при котором старый правящий класс будет низвергнут. Но Чехов пытается найти баланс между двумя настроениями: печалью по ушедшему поколению и надеждой на счастливое будущее.

Известные цитаты

Вам не пьесы смотреть, а смотреть бы почаще на самих себя. Как вы все серо живете, как много говорите ненужного.

Любовь Андреевна Раневская. Действие 2.

Слова Любови Андреевны в беседе с Лопахиным, после того, как она рассказала ему о своих грехах и жизни в Париже.

Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест.

Трофимов. Действие 2.

Студент-идеалист Петя Трофимов говорит эти слова влюбленной в него Ане, развертывая перед ней картину будущего.

Голодная собака верует только в мясо.

Симеонов-Пищик. Действие 3.

В беседе с Петей Трофимовым о происхождении и значении денег.

Если против какой-нибудь болезни предлагается очень много средств, то это значит, что болезнь неизлечима.

Гаев. Действие 1.

Гаев в беседе с Варей о судьбе сада, пытаясь придумать как раздобыть денег для того чтобы спасти имение.

Мы отстали по крайней мере лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку.

Трофимов. Действие 2.

Слова вечного студента Трофимова в разговоре с Аней о недостатках крепостничества.

Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей.

Лопахин. Действие 2.

Беседа Лопахина с Трофимовым и Раневской о людях, которые их окружают.

Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым,— вот цель и смысл нашей жизни.

Трофимов. Действие 2.

Петя Трофимов, оставшись с Аней в саду наедине. говорит ей о том, что они выше любви.

По-моему, так: ежели девушка кого любит, то она, значит, безнравственная.

Яша. Действие 2.

Молодой лакей Яша в беседе с влюбленной в него Дуняшей (на старой скамье возле заброшенной церкви).

Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину.

Трофимов. Действие 2.

Слова Пети Трофимова в беседе с Лопахиным и Любовью Андреевной об интеллигенции и рабочем классе.

Эти умники все такие глупые, не с кем мне поговорить… Все одна, одна, никого у меня нет и… и кто я, зачем я, неизвестно.

Шарлотта Ивановна. Действие 2.

Размышления гувернантки Шарлотты после беседы с Епиходовым.

Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направления, чего мне собственно хочется, жить мне или застрелиться, собственно говоря, но тем не менее я всегда ношу при себе револьвер.

Епиходов. Действие 2.

Епиходов о себе в беседе с Яшей и Шарлоттой.

Сочинения по произведению

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 6.4k 👀