Обращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при них. 8 класс • теория

В предложении могут находиться отдельные слова и целые группы слов, которые грамматически не связаны с членами предложения и сами членами предложения не являются. К их числу относятся обращения, вводные слова и вставные конструкции.

Обращения

Обращение – это слово или сочетание слов, которое называет того, к кому или к чему обращаются с речью.

Обращения не являются членами предложения и всегда выделяются на письме.

Примеры: 

Мама, я уже пришла.

Я, Александр, с вами не согласна. 

Мне кажется ты неправа, Таня.

Ира! Смотри какие звезды.

Обращениями бывают:

  • Имена людей;
  • Названия лиц по их родственным связям, профессиональной деятельности, положению в обществе, по национальному или возрастному признаку;
  • Клички  или породы животных;
  • Географические наименования;
  • Название предметов и явлений неживой природы.

Знаки препинания при обращении

Обращение всегда выделяется знаками препинания, так как оно не является членом предложения. Если  обращение произносится спокойно, без восклицательной интонации — оно выделяется на письме запятыми. Если же обращение находится в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.

Мама, нарисуй мне елку.

Расскажи, Саша, что тебя беспокоит.

Каждый труд благослови, удача (С. Есенин).

Девушка! Здесь нельзя разговаривать.

Частицы «о», «а» и др. не отделяются запятой от стоящих после них обращений.

Как прекрасно же ты, о небо ночное!

О счастье, как долго тебя я ждала.

Распространённые и нераспространённые обращения

Обращение может быть выражено одним словом или несколькими словами. В зависимости от своего состава обращения делятся на распространённые и нераспространённые.

Поздравляю тебя, Наташа (нераспространённое).

Однажды ты заметишь, милая, как сильно я изменился (нераспространённое).

Забудь, друг мой любезный, нашу нелепую ссору (распространённое). 

Здравствуйте, легкие звезды пушистого снега (распространённое).

Употребление обращений

В каждом языке есть своя система обращений. В большинстве стран общепринятые обращения передаются из поколения в поколения, и не теряют своей актуальности на протяжении многих столетий: мистер и миссис в английском языке, сеньор и сеньора в итальянском языке, месье и мадам — во французском.

Также в каждом языке присутствуют свои нормы обращения к знакомым и незнакомым людям, Так, правильной формой обращения к взрослому незнакомому человеку в нашей стране будет обращение по имени отчеству. В иностранных государствах называют друг друга только по имени.

Запятая  и восклицательный знак при утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах

  1. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова. Слова да и нет выражают соответственно утверждение и отрицание. В этом случае они выделяются запятой: Да, были люди в наше время (М.Ю. Лермонтов); Нет, вы не ошиблись в выборе (Д.Н. Мамин-Сибиряк)
  2. Если слова да и нет предполагают восклицательную интонацию, то они выделяются восклицательным знаком: Нет! никогда я зависти не знал (А.С. Пушкин)

Запятая при вводных словах и конструкциях

Так называются слова и конструкции, не имеющие грамматической связи с членами предложения и сами не являющиеся членами предложения. Они легко исключаются из предложения без потери смысла и служат для выражения эмоций, оценки, указания на источник сообщения и другое. Важно не путать вводные слова и конструкции с омонимичными частями речи. Вводные слова и конструкции всегда выделяются запятыми.

Классификация вводных слов и конструкций

Эмоции, чувства, оценка

К счастью, к радости, к несчастью, к огорчению, к сожалению, на удивление: Сентябрь был тихий, тёплый и, на счастье, без дождей (А.В. Иванов)

Степень достоверности, уверенности

Без сомнения, безусловно, разумеется, конечно, видимо, наверное: Хорошо, я скажу, хотя я, может быть, сам неверно понимаю то, что случилось (М. Горький)

Указание на источник сообщения

По мнению, говорят, сообщают, передают: Об этом, я полагаю, нужно спросить приказчика (Н.В. Гоголь)

Последовательность изложения

Следовательно, итак, таким образом, значит, наконец, например, во-первых, во-вторых: Итак, опять увиделся я с вами, места немилые, хоть и родные (И.А. Бунин)

Способы выражения мысли

Словом, другими словами, точнее, короче говоря, мягко выражаясь: Те же картины во всю стену, писанные масляными красками, – словом, всё то же, что и везде (Н.В. Гоголь)

Активизация внимания собеседника

Понимаешь, видишь, пойми, послушайте, согласитесь, между нами говоря: Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе верёвку на шею? (А.С. Пушкин)

Выражение меры

Самое большее, самое необычное, самое удивительное, по крайней мере: Я, без всяких преувеличений, глядел на вас как на существо высшее (Л.Н. Толстой)

Указание на обычность, типичность

Бывает, бывало, случалось, в крайнем случае; Бывало, мы дневали в одиноких селеньях, состоявших из двух-трёх дворов (В.В. Набоков)

Внимание!

Следующие слова и словосочетания не являются вводными и не обосабливаются: вдруг, будто, буквально, вдобавок, вряд ли, почти, едва ли, даже, именно, исключительно, по предложению, по постановлению, в конечном счёте.

Вставные слова, словосочетания и предложения

Вставные конструкции (слова, словосочетания и предложения) – содержат дополнительные сведения, замечания, уточнения, пояснения и комментарии общего характера. В отличие от вводных конструкций, обычно не выражают отношения говорящего к высказываемой мысли и не содержат общей оценки сообщаемого. Как правило, вставные слова, словосочетания и предложения легко можно убрать из предложения без потери основного смысла высказывания. На письме они выделяются скобками, тире или запятыми, и не могут находиться в начале предложения.

Примеры:

Соловьи (их здесь трое) красиво поют.

Мой приход – я это мог заметить – сначала несколько смутил гостей Николая Ивановича (И.С. Тургенев).

Мне показалось даже, а может быть оно и в самом деле было так, что все стали к нам ласковее (С.Т. Аксаков).

Вставные конструкции резко разрывают связи между словами в предложении. Обычно они не связаны по смыслу с основным содержанием предложения.

Вставные конструкции и вводные слова

Вводные и вставные конструкции отделяются от остальной части предложения, но имеют разные функции. Главное их отличие заключается в том, что вставные конструкции содержат законченную мысль, имеют свое подлежащее и сказуемое, их можно оформить в качестве отдельного предложения.

Короткие вставные конструкции, как и вводные слова, могут выделяться запятыми, но более длинные выделяются скобками или тире.

Текст: Екатерина Лохова, 13.8k 👀

Все упражнения 👇

Аббревиатуры и сложносокращённые слова 6 классАнализ текста 10-11 классВиды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. 8 классВыразительные средства русского языка 11 классГлавные и второстепенные члены предложения. 8 классГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов. 5 классГрафика. Орфография. 5 классДвусоставные и односоставные предложения. 8 классДеепричастие как часть речи 7 классЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложении 9 классЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью 9 классЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении 9 классЗнаки препинания при обособленных членах предложения 8 классЗнаки препинания при однородных членах. 8 классЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточнениях. 8 классИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и Ц. 5 классИмя прилагательное как часть речи 5-6 классИмя существительное как часть речи 5 классИмя числительное как часть речи 6 классИтоговое собеседование 2021Категория состояния как часть речи 7 классЛексика и фразеология. Фразеологизмы. 5 классЛексикография. Словари. Этимология слов 5 — 6 классМеждометие как часть речи 7 классМестоимение как часть речи 6 классМорфемика и словообразование. Части слова. 5 классМорфемный и словообразовательный разбор слова 5 классМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.Наречие как часть речи 7 классНЕ с глаголами 5 классОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при них. 8 классОднородные и обособленные члены предложения. 8 классОрфоэпия. 5 классОсложнённое простое предложение. 8 классПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксиса. 11 классПравила переноса слов. 5 классПравила постановки двоеточия. 8-9 классПравописание гласных и согласных в приставках. 5, 10 классПравописание корней. 5, 10 классПравописание Н и НН. 6, 7 классПравописание НЕ и НИ.7 классПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастий. 7 классПравописание предлогов, союзов и частиц. 7 классПравописание приставок. 5 классПравописание словарных слов. 5, 10 классПравописание суффиксов. 5, 6, 10 классПричастие как часть речи 7 классПростое и сложное предложения. 9 классПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинания. 9 классПунктуационный анализ предложения. 8 классПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделения. 8 классРабочая программа по русскому языку 10 классРабочая программа по русскому языку 5 классРабочая программа по русскому языку 6 классРабочая программа по русскому языку 7 классРабочая программа по русскому языку 8 классРабочая программа по русскому языку 9 классРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложения. 8 классСамостоятельные части речи 7 классСинтаксис. Словосочетание и предложение. 8 классСинтаксический анализ словосочетания и предложения. 8 классСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам. 5 классСлитное и раздельное написание НЕ. 7 классСлитное, дефисное, раздельное написание слов. 5-7 классыСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицы. 7 классСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при них. 8 классСредства связи предложений в тексте. 11 классСтили речи. 5-11 классТекст как речевое произведение. 5-11 классТире в простом и сложном предложениях. 8-9 классТире между подлежащим и сказуемым. 8 классУпотребление твёрдого и мягкого знаков. 5 классФонетический анализ слова. Звуки и буквы. 5 классФункционально-смысловые типы речи. 5-11 классЧередование звуков. Беглые гласные. 5 классЯзыковые нормы. 10-11 класс