Ночь • cтихотворение и анализ

краткая информация
Автор: Бунин И.А. | Дата публикации: 1901 | Форма произведения: поэзия | Жанр: философский | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 11 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образы любви, времени, древних цивилизаций Темы: смысл жизни

Ищу я в этом мире сочетанья

Прекрасного и вечного. Вдали

Я вижу ночь: пески среди молчанья

И звездный свет над сумраком земли.

Как письмена, мерцают в тверди синей

Плеяды, Вега, Марс и Орион.

Люблю я их теченье над пустыней

И тайный смысл их царственных имен!

Как ныне я, мирьяды глаз следили

Их древний путь. И в глубине веков

Все, для кого они во тьме светили,

Исчезли в ней, как след среди песков:

Их было много, нежных и любивших,

И девушек, и юношей, и жен,

Ночей и звезд, прозрачно-серебривших

Евфрат и Нил, Мемфис и Вавилон!

Вот снова ночь. Над бледной сталью Понта

Юпитер озаряет небеса,

И в зеркале воды, до горизонта,

Столпом стеклянным светит полоса.

Прибрежья, где бродили тавро-скифы,

Уже не те,- лишь море в летний штиль

Все также сыплет ласково на рифы

Лазурно-фосфорическую пыль.

Но есть одно, что вечной красотою

Связует нас с отжившими. Была

Такая ж ночь — и к тихому прибою

Со мной на берег девушка пришла.

И не забыть мне этой ночи звездной,

Когда весь мир любил я для одной!

Пусть я живу мечтою бесполезной,

Туманной и обманчивой мечтой,-

Ищу я в этом мире сочетанья

Прекрасного и тайного, как сон.

Люблю ее за счастие слиянья

В одной любви с любовью всех времен!

Краткое содержание

А. Хохрякова. Ночь. 2008

Перед нами девять четверостиший. Первые шесть из них посвящены закону мироздания, правящему миром с древних времён. Бунин упоминает названия городов древности, давно ушедших в топку забвения, а также употребляет: слово «понт» (море), наименования планет Марса и Юпитера, называет созвездия Ориона, Плеяды и Веги. В их названиях зашифрованы имена древнейших богов и героев.Читая стихотворение, мы буквально ощущаем тесное единение со всем мирозданием, собственную сопричастность с природой и космосом. Этим объясняется и упоминание древних племён, которые проживали на территории Крыма во времена античности.

Лирический герой произведения желает проникнуться в тайны бытия, постичь их. Он думает следующее: если человек является лишь микроскопической песчинкой в этом необъятном мире, то в чём тогда  заключается смысл его появления на свет? Какой след он способен оставить после себя? Каким образом человек связан с бесконечностью мироздания? В последних трёх строчках стихотворения автор отвечает на все эти вопросы. Мы узнаём, что человек появляется на свет для истинной любви, которая способна связать его со всеми прошлыми, а также будущими поколениями. Заключительная строчка снова возвращает нас к размышлениям о единстве человека и мироздания.

История создания

Бунин имеет репутацию главного певца ночи в русской поэзии, что лишь подтверждает данное произведение, созданное в 1901 году. Это стихотворение автор создал в чётком соответствии с традициями русской классической литературы: дело в том, что Бунин всегда сторонился любых тенденций модернизма. Испытывая сильную тоску по прекрасным пространствам, автор воплотил собственные романтические настроения в поэтической форме.

Жанр, направление, размер

Данное произведение относится к жанру философской лирики. В нём автор делится мыслями о том, какое место занимает человек в мироздании, для чего он рождается и живёт. Автор использует для написания весьма редкий поэтический размер — александрийский стих, или, проще говоря, шестистопный ямб. В поэзии времён Бунина такой стихотворный размер встречался крайне редко, поэтому торжественность и возвышенность поэтического слога, благодаря этому размеру, стала ещё заметнее. Рифмовка перекрёстная.

Композиция

Бунин использует кольцевую композицию, чтобы максимально точно воплотить мысль о бесконечности исторического процесса не только в содержательном смысле, но и в формальном. Стихотворение включает в себя девять катренов. Его можно разделить на две семантические части. Благодаря такому делению мы можем наблюдать, как вечные философские вопросы переплетаются с личными мотивами лирического героя:

Часть первая — размышления о течении времени, изменениях в мире.

Часть вторая — откровения лирического героя на тему собственных чувств, переживаний.

Образы и символы

В стихотворении, затрагивающим важные мировоззренческие вопросы, представлена богатая палитра образов:

образ лирического героя — центральный. Через восприятие героя, автор доносит до нас размышления над особенностями мироздания. Герой во всём ищет «сочетанья прекрасного и вечного». Ночная мгла покоряет его своим безмолвием и «звёздным часом над сумраком земли». Романтический герой проводит сравнительную аналогию созвездий с древними письменами. Нам начинает казаться, что он умеет их не только читать, но и понимать;

образ любви — лирический герой находится в поиске смысла бытия, но при этом не забывает и о личных переживаниях интимного характера. Он приходит к заключению, что каждый человек рождается и живёт, чтобы любить. Только любовь является истинной целью жизни. Предаваясь воспоминаниям о любимой девушке, герой говорит о том, что именно искренние чувства к ней позволили ему почувствовать связь с прошлыми столетиями;

образ времени — лирический герой понимает, что меняется всё: времена, моря, побережья и пр. Но при этом каждое новое поколение имеет крепкую корневую связь с поколениями «отжившими» вечною красотою любви. Герой переключает фокус своего внимания на себя, признаваясь в том, что когда-то, такой же ночью, он пришёл на берег в сопровождении девушки: ту звёздную ночь он не сможет забыть никогда;

образ древних цивилизаций — ключевое место лирический герой отводит размышлениям о древних цивилизациях, причём не европейских, а восточных, живших на берегах Понт Эвксинского моря (тафты и скифы), а также Вавилону и Египту. Данные размышления наталкивают героя на философский лад: он думает о том, останется ли что-нибудь от людей и их деятельности после того, как пройдут века с момента их смерти.

Темы и настроение

Главная тема — вечная связь между всеми существующими и существовавшими когда-либо странами, временами, событиями. Бунин в данном произведении говорит о вечном круговороте жизни. Он утверждает: между всеми событиями и временами имеется неразрывная связь.

Основная идея

Автор доносит до читателей мысль о том, что каждый из нас представляет собой всего лишь крохотную частичку необъятного мироздания. Всё меняется и течёт, но это не способно разорвать или нарушить тесную взаимосвязь всего сущего на земле. Бунин, размышляя о вечном, поёт громкий гимн любви, называя именно любовь тем самым чувством, ради которого рождается и живёт человек.

Средства выразительности

Донести философскую идею до читателей Бунину помогают разнообразные тропы, такие как:

  • эпитеты — «царственные имена», «тайный смысл», «бледная стать», «звёздный час»;
  • метафоры — «зеркало воды», «звёздный час над сумраком земли»;
  • сравнения — «как сон», «как письмена»;
  • особый синтаксис — окончание строки и конец предложения не совпадают. Этим приёмом автор доносит мысль о том, что человек одновременно открыт миру и сосредоточен на самом себе.

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 1k 👀