Стихотворение и анализ «Одиночество»

И ветер, и дождик, и мгла

         Над холодной пустыней воды.

Здесь жизнь до весны умерла,

         До весны опустели сады.

Я на даче один. Мне темно

За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,

         Но тебе уж тоскливо со мной.

Под вечер ненастного дня

         Ты мне стала казаться женой…

Что ж, прощай! Как-нибудь до весны

Проживу и один – без жены…

Сегодня идут без конца

         Те же тучи – гряда за грядой.

Твой след под дождем у крыльця

         Расплылся, налился водой.

И мне больно глядеть одному

В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:

         “Воротись, я сроднился с тобой!”

Но для женщины прошлого нет:

         Разлюбила – и стал ей чужой.

Что ж! Камин затоплю, буду пить…

Хорошо бы собаку купить.

Краткое содержание

М. Эстиваль. Одиночество. 2017

Стихотворение повествует о том, как лирический герой с огромной печалью и страданием предаётся размышлениям об отношениях с любимой женщиной, которые внезапно оборвались. Начало произведения погружает нас в состояние монотонности. Мы невольно отмечаем для себя невероятную простоту изложения. Лирический герой всеми силами пытается отвлечься от тягостных мыслей, давящих на душу своей безысходностью и полной апатией к жизни. В то же время, он не желает подстраиваться под течение скучной жизни, проживая свои дни так, словно ничего не случилось: ведь, пока в его сердце сохранилась грусть об утраченном чувстве.

Поэтому для героя важны трогательные воспоминания, способные хоть как-то связать его с горячо любимой женщиной. Но, все попытки вернуть любимую бесперспективны: герой это прекрасно осознаёт. Так как уже ничего вернуть не получится, ему остаётся лишь единственное — найти преданного и бессловесного друга, не способного покинуть его в сложную минуту жизни. Этим другом является собака.

История создания

История появления стихотворения связана не только с самим автором, но также и с его другом — художником Петром Нилусом. Именно ему посвящены данные поэтические строки. Этим объясняется тот факт, почему в первой строфе присутствует упоминание о мольберте. Пётр Нилус, как и Иван Бунин, испытывал сильное чувство одиночества, от которого страдал.

Важно понимать следующее: на момент написания этого произведения, взаимоотношения Бунина с супругой сильно обострились. Иван Алексеевич страдал по причине того, что жена не готова была разделить с ним его взгляды. Анна Цакни упрекала мужа в чёрствости, устраивала скандалы.  Результатом столь непростых семейных отношений стал отъезд Анны на постоянное место жительство в Одессу. Это случилось всего лишь спустя год семейной жизни. Иван Алексеевич очень тяжело воспринял и пережил  отъезд супруги. По всей видимости, свои переживания он отразил в данном стихотворении, написанном в Константинополе,  в 1903 году.

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности — это элегия с элементами послания: романтический герой с невероятной тоской вспоминает и рассказывает о том, что мучает и терзает его сердце. Во второй строфе он напрямую обращается к любимой супруге.

Поэтический размер — трёхстопный анапест. Рифмовка двух видов: перекрёстная и параллельная. Все рифмы мужские.

Композиция

С формальной точки зрения, стихотворение состоит из четырёх шестистиший. Для развития основной идеи Бунин выбрал форму монолога лирического героя и необычную композицию:

Первая и третья строфы рисуют природный пейзаж, полностью созвучный с внутренним состоянием романтического героя.

Вторая и четвёртая строфы повествуют об отношениях романтического героя с женой, а также о палитре чувств, которые они переживают.

Кульминация — кульминационные строки полностью совпадают с кульминацией чувств лирического героя, выраженной в крике: «Воротись, я сроднился с тобой!».

Таким образом, произведение включает в себя три семантические части: пейзажную зарисовку, повествование об уходе любимой супруги и описания внутренних переживаний лирического героя.

Образы и символы

В произведении представлено множество важных, для понимания смысла стихотворения, образов:

образ лирического героя — романтический герой символизирует творца. При этом абсолютно не важно: это писатель, поэт или живописец. Понятно лишь одно — это личность, обладающая особым мировосприятием, с тонкой, ранимой душой;

образ любимой жены — этот образ полностью противоположен романтическому герою. Ей требуется активное действие: жена скучает в обществе своего мужа. Мы понимаем, что супруги совершенно не подходят друг другу. Поэтому возлюбленная не в силах понять и принять лирического героя. Он чувствует себя одиноким ещё задолго до расставания с женой;

образ природы — окружающая природа полностью соответствует настроению лирического героя. Она представляется ему «холодной пустыней воды»;

образ следа любимой — данный образ символичен. След расплылся, наполнившись водой — его не пощадило время. Лирический герой осознаёт: даже след стремится уйти от него. Лишь этот единственный след любимой жены служит зыбким воспоминанием об ушедшей любви;

образ собаки символизирует существо, наделённое талантом бескорыстной любви. Герой полагает, что собачья преданность и любовь помогут ему навсегда освободиться от чувства чудовищного одиночества и ненужности.

Темы и настроение

Основная тема произведения — разрыв личных взаимоотношений и всепоглощающее чувство одиночества. Стихотворные строки насквозь проникнуты настроением тоски, одиночества, грусти. Словно дорогу, которая скрыта от глаз в сумраке поздней осени, лирический герой не способен увидеть своё будущее: вокруг него лишь мгла, ветер и дождь. Но, тем не менее, надежда на возрождение остаётся: ведь жизнь замерла лишь на время, до наступления весны. Лирический герой рассчитывает на будущее воскрешение.

Основная идея

Основная идея произведения заключена в следующем: люди могут ощущать себя абсолютно одинокими и покинутыми, но это ужасное чувство не должно лишать их шанса на возрождение. Лирический герой отказался возвращать любимую женщину: в глубине души он понял, что они абсолютно разные люди. С чувством одиночества после расставания с любимыми сталкивались практически все. Но это чувство не должно одерживать верх над чувствами любви, надежды и веры в светлое будущее.

Средства выразительности

Данное произведение не богато на выразительные средства, но они помогают автору передать нам переживания лирического героя, интерпретировать тему одиночества. В стихотворении имеются:

  • эпитеты — «ненастный день», «холодная пустыня»;
  • метафоры — «жизнь до весны умерла», «пустыня воды»;
  • аллитерации — плотное чередование звуков «р», «ж», «з», «ш»: «Но для женщины прошлого нет: разлюбила — и стал ей чужой»;
  • оборванные синтаксические конструкции и восклицания.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 408 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *