Стихотворение и анализ «Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной;

Заквохчет дрозд, перелетая

Среди подседа, где густая

Листва янтарный отблеск льет;

Играя, в небе промелькнет

Скворцов рассыпанная стая —

И снова все кругом замрет.

Последние мгновенья счастья!

Уж знает Осень, что такой

Глубокий и немой покой —

Предвестник долгого ненастья.

Глубоко, странно лес молчал

И на заре, когда с заката

Пурпурный блеск огня и злата

Пожаром терем освещал.

Потом угрюмо в нем стемнело.

Луна восходит, а в лесу

Ложатся тени на росу…

Вот стало холодно и бело

Среди полян, среди сквозной

Осенней чащи помертвелой,

И жутко Осени одной

В пустынной тишине ночной.

Теперь уж тишина другая:

Прислушайся — она растет,

А с нею, бледностью пугая,

И месяц медленно встает.

Все тени сделал он короче,

Прозрачный дым навел на лес

И вот уж смотрит прямо в очи

С туманной высоты небес.

0, мертвый сон осенней ночи!

0, жуткий час ночных чудес!

В сребристом и сыром тумане

Светло и пусто на поляне;

Лес, белым светом залитой,

Своей застывшей красотой

Как будто смерть себе пророчит;

Сова и та молчит: сидит

Да тупо из ветвей глядит,

Порою дико захохочет,

Сорвется с шумом с высоты,

Взмахнувши мягкими крылами,

И снова сядет на кусты

И смотрит круглыми глазами,

Водя ушастой головой

По сторонам, как в изумленье;

А лес стоит в оцепененье,

Наполнен бледной, легкой мглой

И листьев сыростью гнилой…

Не жди: наутро не проглянет

На небе солнце. Дождь и мгла

Холодным дымом лес туманят,—

Недаром эта ночь прошла!

Но Осень затаит глубоко

Все, что она пережила

В немую ночь, и одиноко

Запрется в тереме своем:

Пусть бор бушует под дождем,

Пусть мрачны и ненастны ночи

И на поляне волчьи очи

Зеленым светятся огнем!

Лес, точно терем без призора,

Весь потемнел и полинял,

Сентябрь, кружась по чащам бора,

С него местами крышу снял

И вход сырой листвой усыпал;

А там зазимок ночью выпал

И таять стал, все умертвив…

Трубят рога в полях далеких,

Звенит их медный перелив,

Как грустный вопль, среди широких

Ненастных и туманных нив.

Сквозь шум деревьев, за долиной,

Теряясь в глубине лесов,

Угрюмо воет рог туриный,

Скликая на добычу псов,

И звучный гам их голосов

Разносит бури шум пустынный.

Льет дождь, холодный, точно лед,

Кружатся листья по полянам,

И гуси длинным караваном

Над лесом держат перелет.

Но дни идут. И вот уж дымы

Встают столбами на заре,

Леса багряны, недвижимы,

Земля в морозном серебре,

И в горностаевом шугае,

Умывши бледное лицо,

Последний день в лесу встречая,

Выходит Осень на крыльцо.

Двор пуст и холоден. В ворота,

Среди двух высохших осин,

Видна ей синева долин

И ширь пустынного болота,

Дорога на далекий юг:

Туда от зимних бурь и вьюг,

От зимней стужи и метели

Давно уж птицы улетели;

Туда и Осень поутру

Свой одинокий путь направит

И навсегда в пустом бору

Раскрытый терем свой оставит.

Прости же, лес! Прости, прощай,

День будет ласковый, хороший,

И скоро мягкою порошей

Засеребрится мертвый край.

Как будут странны в этот белый,

Пустынный и холодный день

И бор, и терем опустелый,

И крыши тихих деревень,

И небеса, и без границы

В них уходящие поля!

Как будут рады соболя,

И горностаи, и куницы,

Резвясь и греясь на бегу

В сугробах мягких на лугу!

А там, как буйный пляс шамана,

Ворвутся в голую тайгу

Ветры из тундры, с океана,

Гудя в крутящемся снегу

И завывая в поле зверем.

Они разрушат старый терем,

Оставят колья и потом

На этом остове пустом

Повесят инеи сквозные,

И будут в небе голубом

Сиять чертоги ледяные

И хрусталем и серебром.

А в ночь, меж белых их разводов,

Взойдут огни небесных сводов,

Заблещет звездный щит Стожар —

В тот час, когда среди молчанья

Морозный светится пожар,

Расцвет полярного сиянья.

Краткое содержание

А. Ефремов. Листопад. 2012

В произведении рассказывается о прелестях русской природы, о таком прекрасном времени года, как осенняя пора. Стихотворение начинается с описания картины ранней осени: мы видим разноцветье листвы, синь небес, чувствуем едва заметные проблески ушедшего лета.

Постепенно поэтическое описание переходит в позднюю осень, и мы понимаем, что «осень тихою вдовой» вступает в своё полное царствование. В каждой строке сквозит любовь автора к окружающему миру, искреннее любование им и стремление поделиться с нами этой любовью.

Настроение лирического героя вдруг резко меняется: в своё правление вступает поздняя осень, с её промозглыми ветрами и дождями. А, затем, расписной «терем» осени разрушит суровая зима, и на его месте возведёт себе «ледяной чертог».

История создания

Эти стихотворные строки были написаны Буниным, когда ему исполнилось тридцать лет, в 1900 г. В то время поэт состоял в штате газеты «Орловский вестник». Известно, что Бунин обожал поездки за город, так как очень любил совершать длительные пешие прогулки, любоваться природными красотами. Природа вдохновляла Ивана Алексеевича на творчество, помогая ему создавать яркие художественные образы и пейзажи. Буквально в тот же год стихотворение было напечатано на страницах петербургского журнала «Жизнь». Правда, при первой публикации, оно называлось иначе — «Осенняя поэма». Автор посвятил своё поэтическое творение писателю Максиму Горькому.

Жанр, направление, размер

По жанровой классификации — это элегия: в ней преобладают описания природных пейзажей, проникнутых печальными нотами. Также, в данном произведении заметны признаки сюжетной лирики.

Поэтический размер — четырёхстопный ямб. Присутствует рифмовка всех видов. Имеются рифмы женские и мужские.

Композиция

Произведение включает в себя семь строф, которые начинаются с появления ранней осени, а завершаются её уходом из лесного «терема»:

Первые две строфы передают радостное мироощущение, связанное с приходом теплой ранней осени. Разными яркими красками пестреют листья: они всё ещё держатся на ветвях деревьев. Небо уже сплошь заволокли серые тучи.

Третья строфа является переходной: уходят «последние счастливые мгновения», и приподнято-радостная тональность предыдущих строф сменяется на тревожную тишину осени.

Четвёртая строфа сохраняет в себе зародившееся ранее, пугающе-завораживающее настроение. Лес стоит красивой и неподвижной стеной, но солнечные лучи его давно уже покинули. Теперь лес погружён в холодный свет луны.

Пятая строфа служит подтверждением того, что обратного пути к теплу не существует. Случается буйство стихий: прорываются дождь, мгла, ветер. От умиротворяющей картины предыдущих строф  не остаётся ничего. В заключение появляется «зазимок», демонстрирующий, что осенняя пора скоро завершится.

Шестая строфа демонстрирует последние осенние деньки. Мы видим: всё вокруг находится под властью холода. Суровая зима уже вплотную подошла к порогу. Появляется желание убежать, покинуть это безжизненное, пустое пространство, в которое превратился лес.

Седьмая строфа начинается с описания прощания осени с её «теремом». Тональность произведения вновь становится радостной. Мы ощущаем те самые позитивные чувства, что испытывали в самом начале стихотворения. Автор описывает все прелести будущей зимы: осенний период подошёл к завершению, и начался зимний период. Бывший «терем» осени разрушается, сменяясь на «ледяной чертог».

Образы и символы

В произведении, с целью раскрытия основной идеи, представлено три ключевых образа:

образ осени — поэт создал его, используя олицетворения и сравнения. Лес представлен в виде «терема», в котором проживает хозяйка — осень. Бунин наделяет осень человеческими чертами, одушевляя её. Автор сравнивает осень с вдовой: благодаря такому сравнению, у читателей возникает впечатление, что они наблюдают за жизнью главной героини, вокруг которой происходит смена природных стихий;

образ осеннего леса — судьба леса, который сравнивается с теремом, заслуживает особого внимания. Сначала мы видим лес «расписным» и «пёстрым».  Затем  он становится «бледным» и «оцепенелым». Лес лишается своей «крыши», постепенно пустеет и разрушается, чтобы затем возродиться зимой в виде «ледовых чертогов»;

образ лирического героя — едва осень ступает на порог своего «терема», природа тут же замирает, ожидая скорых перемен. Эти перемены предчувствует и лирический герой. Он понимает: последние тёплые деньки скоро пройдут, но грусть от осознания этого не сразу завладевает его сердцем. Поначалу герой позволяет себе насладиться последними тёплыми днями, игрой мотылька в воздухе, шорохом листвы. Настроению героя созвучно пение птиц. Вдруг пелена счастья резко спадает: он понимает, что поздней осенью ему не следует надеяться на утреннее солнце, ведь его сменят мгла и дождь.

Темы и настроение

В стихотворении автор поднимает несколько важных тем:

Тема природы — центральная. Бунин описывает цикл природной жизни в осеннюю пору, отмечая все преобразования этого времени года. Все перемены можно увидеть на примере леса, чьё состояние меняет время.

Тема родины созвучна теме природы. Бунин не просто делает описание универсальных осенних дней, характерных для многих стран. Он демонстрирует нам именно русскую осень, отмечая все нюансы российского колорита.

Тема дороги — читая произведение, мы понимает, что всё на Земле преходящее и уходящее. Поэтому осень пускается в дальнюю дорогу — в сторону юга. На освободившееся место придёт суровая зима: она займёт заброшенный «терем» осени, превратив его в «ледяные чертоги».

Стихотворение проникнуто настроением светлой грусти: увядает природа, но, вместе с тем, её ожидает новая жизнь в условиях снежной зимы. Невзирая на расставание с осенней порой, автор не испытывает уныния, а готовится встретиться с зимой.

Основная идея

Основная идея произведения — это описание необъяснимых природных закономерностей: её цикличности, динамичности. Автор доносит до нас мысль о том, что мы должны учиться видеть, слышать и чувствовать все те перемены в окружающем мире, на  которые, как правило, никогда не обращаем внимания, воспринимая их заурядными и привычными для себя.

Средства выразительности

Образ осени и осенний пейзаж автор создаёт посредством использования различных выразительных средств, среди которых:

  • эпитеты — «мёртвое молчанье», «туманная высота;
  • метафоры — «мёртвый сон», «пёстрый терем»;
  • сравнения — мотылёк «точно белый лепесток», «паутины ткани  блестят, как сеть из серебра»;
  • риторические восклицания — «О, мёртвый сон осенней ночи!»;
  • архаизмы — «стожар», «злата»;
  • анафора  — «воздушной паутины ткани»;
  • лексические повторы — наречие «сегодня».

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 240 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *