Детство • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Бунин И.А. | Дата публикации: 1895 | Форма произведения: поэзия | Жанр: автобиографический, лирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 1-4 класс | Возраст: 6-9 лет | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образ природы Темы: детство, человек и природа

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет…

Краткое содержание

В. Маковский. Полуденное солнце. 1881

В этом небольшом стихотворении Бунин вспоминает о своих детских годах, о том счастливом времени, когда ему было всего десять лет. В то безмятежное время он обожал совершать долгие прогулки по лесному бору, вдыхать смолистый воздух вековых сосен. Став взрослым мужчиной, он до сих пор вспоминает этот свежий аромат, чувствует тёплый песок под ногами, ощущает знойное лето и жаркий воздух. Поэт, будучи ребёнком, наслаждался этими прогулками, и теперь мечтал бы туда вернуться. Детские воспоминания являются самыми светлыми для него.

История создания

Данное произведение автор создал в 1895 г., в возрасте двадцати пяти лет. Для Бунина это время ознаменовано началом активной литературной деятельности, первичных публикациями, участием в гуманитарном обществе «Среда». Быть может, в этот период, едва отступив от юных лет, но, ещё не вступив в зрелую пору, поэт ощутил потребность вернуться с помощью воспоминаний  в свои детские годы, чтобы подзарядиться силами для будущей взрослой жизни.

Детские годы автора прошли в родовом имении  Елецкого уезда. Его окружали любовь и забота родителей. Бунин смог получить отличное образование. Он по многу часов гулял по живописным окрестностям наедине с книгой, либо в обществе замечательного воспитателя, оказавшего огромное влияние на уровень раннего развития талантливого ребёнка. В произведении автору удалось мастерски передать собственные впечатления детских лет от лесной прогулки, когда весь окружающий мир вызывал у любознательного мальчугана искреннее любопытство.

Жанр, направление, размер

Перед нами лирическое стихотворение с чертами пейзажной зарисовки. Бунин предаётся воспоминаниям о прогулке по ослепительно яркому, ароматному, солнечному лесу. Автор создаёт преисполненную жизненной энергией картину окружающего мира и, одновременно с этим, щедро делится с нами своими детскими эмоциями.

Бунинская поэзия отличается предельной реалистичностью и точностью в описании всех деталей. В данном произведении автору удалось не изменить присущей ему точности в описании окружающего мира и личных переживаний, но, вместе с тем, окрасить стихотворные строки в насыщенную цветовую палитру детского мировосприятия.

Поэтический размер — четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмой. Это придаёт произведению лёгкость звучания и оптимизм.

Композиция

Произведение состоит из трёх четверостиший, в каждом из которых последовательно раскрывается описываемая поэтом картина:

Первое четверостишие — в нём автор задаёт тему всему тексту, постепенно погружаясь в свои детские воспоминания. Важно заметить, что в начале повествования, для передачи своих ощущений, он использует лексическую конструкцию прошедшего времени: «…и весело мне было поутру бродить…».

Второе и третье четверостишия — автор мгновенно, посредством памяти, перемещается в летний лес времён своего детства, начиная использовать лексические конструкции настоящего времени: «чувствую», «кажется». Он словно бы заново переживает радость десятилетнего мальчика от встречи с высоким сосновым деревом, которое гораздо старше самого героя. Поэт вспоминает картинки из детства, стремится передать читателям тактильные ощущения от прикосновения к горячей сосновой коре, передать пьянящие ароматы летнего леса.

Образы и символы

В стихотворении для передачи основной идеи заложенной автором,  ключевое место отведено двум образам:

образ лирического героя — романтический герой во многом является автобиографичным. Герой, являясь взрослым человеком, с лёгкостью переключается на уровень восприятия мира десятилетнего мальчика. Он вновь ощущает, как от облака лесных ароматов и полуденного зноя, ребёнка переполняют радость, счастье и бесконечная любовь к окружающему миру;

образ старой сосны — полноправным героем повествования можно назвать старую сосну. Это высокое дерево с мощным стволом и морщинистой корой, которое на многие десятилетия старше мальчика, успело повидать всякое. В памяти героя навсегда запечатлелся образ старого дерева, ставший для него символом не только леса, но и всего окружающего мира природы, с которым лишь только знакомится ребёнок, и которому признаётся в любви уже взрослый автор.

Темы и настроение

В произведении Бунин поднимает две важных темы:

Тема детства — детские годы являются самыми беззаботными и светлыми в жизни человека. Именно в детстве закладывается «фундамент» для будущей взрослой жизни, происходит формирование базовых качеств личности. Поэтому в детстве необходимо окружить ребёнка аурой любви, позволить ему исследовать окружающий мир. Лирический герой запоминает буквально всё, что его окружает, в том числе тактильные ощущения и запахи. Всё в природе для него пока что ново: он лишь учиться открывать природную красоту и себя.

Тема любви к природе — любовь к окружающему миру природы крайне важна для всестороннего развития личности ребёнка. Изучая мир вокруг себя, дитя получает множество практических знаний, а также начинает разбираться в жизни и в самом себе. Произведение насквозь проникнуто настроением света и солнца жаркого летнего дня. Так ощущает мир десятилетний мальчуган, скрывающийся от полуденного зноя в чаще леса, в тени у подножия огромного соснового дерева.

Основная идея

Основная мысль произведения заключена в следующем утверждении: способность гармонично воспринимать окружающий мир закладывается в раннем детстве. Автор изобразил счастье жаркого летнего дня с позиции его восприятия ребёнком. Для десятилетнего мальчугана вся окружающая природа воспринимается чудом: он только учится понимать окружающий мир.

Средства выразительности

В данном стихотворении Бунин использует следующие средства выразительности:

  • эпитеты — «солнечные палаты», «тяжёлый, величавый гигант»;
  • метафоры — автор называет лес «солнечные палаты»;
  • сравнения — «песок — как шёлк»;
  • аллитерации — автор использует шипящие и глухие звуки «х», «ш», «к» для передачи треска лесных веток, шуршания песка под ногами героя.

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 2.5k 👀