Стихотворение и анализ «Бушует полая вода»

Бушует полая вода,

Шумит и глухо, и протяжно.

Грачей пролётные стада

Кричат и весело, и важно.

Дымятся чёрные бугры,

И утром в воздухе нагретом

Густые белые пары

Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном

Так разливаются и блещут,

Что ярким солнечным пятном

По залу «зайчики» трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков

Невинно небо голубеет,

И солнце ласковое греет

В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И всё ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А ветер, мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает.

Краткое содержание

А. Саврасов. Ранняя весна. Половодье. 1868

В произведении, посвящённом весенней поре, читательскому взгляду представляется один день весны, наполненный яркими природными событиями. Бунин демонстрирует перемены, вызванные наступлением весны, щедро делится с читателями своими радостными эмоциями. При этом, мы видим вовсе не один образ или событие: произведение представляет собой последовательную смену природных картин. Так, картина бушующей воды сменяется изображением пролетающих грачей, а затем автор повествует нам о своих утренних и полуденных воспоминаниях.

История создания

Данное стихотворение появилось на свет в 1892 году. Его можно отнести к периоду раннего творчества Бунина. В это время автор работал в Орле: именно там он в полной мере научился ценить и понимать природу родного края. Свободное время Бунин предпочитал проводить за городом. Он наслаждался долгими пешими прогулками, любовался красотой лугов и лесов, не оставляя без внимания мельчайшие детали окружающего мира. Свои чувственные переживания поэт выразил посредством строк данного произведения. В стихотворении весна — любимое время года Бунина — представляется напористой и, в чём-то, даже агрессивной. Но, невзирая на это, она дарит предчувствие скорого праздника, который сама природа ждёт с огромным нетерпением.

Жанр, направление, размер

Данное произведение написано в жанре пейзажной лирики, в рамках литературного направления «реализм».

Поэтический размер — четырёхстопный ямб. В четырёх строфах представлена перекрёстная рифмовка, а в двух строфах — кольцевая.

Посредством перекрёстной рифмовки автор передаёт изменчивость и взаимосвязь всех природных процессов. Посредством кольцевой рифмовки автор создаёт у читателей чувство личного включения в неизменный ход жизни, в смену времён года. Ведь, человек, по мнению Бунина,  является неотъемлемой частью природы.

Композиция

Произведение включает в себя шесть строф. При этом в первых четырёх строфах лирический герой как бы отсутствует, а в двух заключительных строфах он неожиданно проявляет себя «в полный рост». Композиционное «здание» произведения выглядит следующим образом:

Первые четыре строфы — перед нами поочерёдно возникают образы наступающей весны. Они даются автором через зрительное восприятие лирического героя. Здесь герой выступает, как сторонний наблюдатель.

Две заключительные строфы — мы видим, что лирический герой больше не способен сопротивляться общему природному возбуждению. Оптимизм окружающего мира полностью захватывает и наполняет всё его сердце. Герой стоит, словно находясь в забытьи, и постепенно становится активным участником всеобщей радости: «Весна! Весна! И всё ей радо…».

Образы и символы

Смысл произведения Бунин передаёт посредством создания двух, равноценно значимых образов:

образ весны — лирический герой искренне радуется наступлению весенних дней. Его радость разделяет с ним весь окружающий мир. Весна представлена порой обновления, способной опьянять и дурманить, словно молодое вино. Свои восхитительные эмоции лирический герой передаёт словами: «Как в забытьи каком стоишь и слышишь свежий запах сада». Весна проявляется журчанием талой воды, криками сельских петухов, щедрыми лучами солнца. Каждое мгновение её порождает в сердце героя радость и восторг.

образ лирического героя — романтический герой в произведении полностью совпадает с личностью самого автора. Его глазами мы любуемся наступающей весной, его ноздрями вдыхаем «свежий запах сада». Чувство восторга от наступления весны, испытываемое окружающим миром, передаётся герою. Он не просто видит и слышит весну, но и чувствует её: «тёплый аромат крыш», ветер «мягкий и сырой».

Темы и настроение

Основными темами произведения являются наступление весны, обновление природы и красота окружающего мира весной. Бунин мастерски передаёт читателям настроение глубочайшего переживания: приход большой воды, нежное весенние солнышко, бирюзовое небо — всё это оказывает неизгладимое впечатление на поэта, побуждая его говорить уверенно, но медленно.

Основная идея

Главная мысль произведения заключена в следующем утверждении: с приходом весны оживает не только природа, но и сам человек. Обновление и радость царят всюду с приходом первых весенних дней. Весна способна дарить надежду на светлое будущее всем живым существам, в том числе и человеку.

Средства выразительности

Бунин, желая донести до читателей основной смысловой посыл произведения, использует следующую палитру средств выразительности:

  • эпитеты — «свежий запах», «густые пары», «солнце ласковое», «круглые рыхлые облака»;
  • метафоры — «грачей стада», «невинно небо», «дымятся бугры», «зайчики трепещут»;
  • олицетворения — грачи кричат «весело и важно», «невинно небо голубеет», «густые… пары напоены теплом…»;
  • обилие глаголов — с их помощью автор передаёт динамику наступления весны: «бушует», «дымятся», «голубеет», «сверкает», блещут» и др.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 497 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *