Поэту • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Бунин И.А. | Дата публикации: 1915 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 9 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, пастухи, рабы, образ алмаза Темы: смысл жизни

В глубоких колодцах вода холодна,

И чем холоднее, тем чище она.

Пастух нерадивый напьется из лужи

И в луже напоит отару свою,

Но добрый опустит в колодец бадью,

Веревку к веревке привяжет потуже.

Бесценный алмаз, оброненный в ночи,

Раб ищет при свете грошовой свечи,

Но зорко он смотрит по пыльным дорогам,

Он ковшиком держит сухую ладонь,

От ветра и тьмы ограждая огонь —

И знай: он с алмазом вернется к чертогам.

Краткое содержание

В. Бычков. Деревенский колодец. 2016

С первых строк произведения Бунин повествует о глубоком колодце с чистой холодной водой. Затем он рассуждает о двух пастухах: плохом и «добром». Плохой пастух готов выпить сам и напоить своё стадо из грязной лужи, это для него гораздо проще и легче. А «добрый» пастух поступает иначе: он «опустит в колодец бадью», к которой крепко привяжет верёвку. Хороший пастух напоит себя и свою отару чистой колодезной водой.

Проведя сравнение двух пастухов, автор заводит речь об алмазе, «обронённом в ночи», который мучительно, не покладая рук, ищет раб. Он ищет камень повсюду: при тусклом свете свечи, в пыли дорог… Раб уверен в одном: назад он вернётся лишь с алмазом.

История создания

Произведение создано в 1915 году. В это время Бунин уже успел преодолеть большой творческий путь. Став заметной творческой единицей на литературном поприще, он весьма придирчиво относился к своему творчеству, особенно к его поэтическому направлению. Поэтому в какой-то момент решил написать своеобразное лирическое напутствие другим поэтам. Бунин стремился передать читателям мысль об особой, повышенной ответственности человека, наделённого творческим талантом, перед всем миром.

Жанр, направление, размер

Перед нами стихотворение, написанное в жанре притчи. Бунин осознанно сделал выбор в пользу данного жанра, так как, с одной стороны, он иносказателен, а с другой стороны — способен наиболее полно выразить авторскую идею.

Поэтический размер — амфибрахий: он идеально подходит выбранному жанру, делая стихотворение напевным и глубоким.

Рифмовка представляет собой чередование кольцевой и смежной рифм. Более того, кольцевая рифма, присутствующая в финале каждой притчи, создаёт у читателей чувство семантической  завершённости.

Композиция

В стихотворении представлена двухчастная композиция. Автор посвятил каждую отдельную притчу своему собственному аспекту поэтического творчества:

Первая часть — в ней повествуется о плохом пастухе, который не только сам утоляет жажду из грязной лужи, но и поит из неё свою отару. Таким образом, Бунин рисует образ нерадивого творца, не стремящегося к достижению идеального соотношения формы и содержания своих творений. Добросовестный же пастух всегда старается во благо своих подопечных — это означает, что истинный поэт всегда нацелен на серьёзную работу во имя своих читателей. Он желает радовать их только лучшими произведениями, как по форме, так и по содержанию.

Вторая часть также представляет собой притчу. В ней идёт повествование о добросовестном рабе (как известно, поэт является рабом своей музы), который оберегает пламя свечи (свой талант) от порывов ветра, чтобы обрести уникальный «алмаз» — прекрасный стих.

Образы и символы

В произведении представлено несколько смысловых образов:

  • образ лирического героя — романтический герой предлагает читателям две истории. В первой истории речь идёт о двух пастухах — плохом и хорошем. С помощью романтического героя мы  усваиваем важную мораль: поэту необходимо быть предельно аккуратным, трудолюбивым и внимательным. Только при условии соблюдения этих требований, творец способен создать поэтический «алмаз»;
  • образ «бесценного алмаза» является символом поэтического труда — стихотворения. С таким «алмазом» каждый поэт должен обращаться ответственно и аккуратно;
  • образы пастухов — плохой и хороший пастухи символизируют плохого и хорошего поэтов соответственно. Автор говорит о том, что творец должен стремиться к созданию стихов, идеальных по форме и содержанию. В этом хороший поэт похож на добросовестного пастуха, заботящегося о доверенном ему стаде;
  • образ добросовестного раба — в данном случае, раб символизирует поэта. Раб (то есть поэт) делает всё возможное, чтобы сберечь хрупкое пламя свечи (то есть талант) ради нахождения бесценного алмаза (то есть стиха).

Темы и настроение

Основная тема произведения — суть поэтического творчества, грамотное отношение к нему. Бунин пишет о творчестве, как о занятии крайне ответственном и нелёгком. В нём нет места недобросовестности и лени. Автор говорит о том, что необходимо много работать, чтобы претендовать на звание поэта.

Основная идея

Основная мысль данного произведения заключена в следующем: поэт — это человек, способный много и кропотливо работать во имя эстетического удовольствия своих будущих читателей. Только по-настоящему ответственный и талантливый человек может стать истинным поэтом: для этого он должен преодолеть свою лень, превозмочь немало жизненных сложностей, потратить много личного времени.

Средства выразительности

Бунин активно использует в данном произведении различные тропы, поддерживающие притчевую форму повествования. Использованные тропы придают стихотворению сходство с лирикой востока, демонстрируют глубину поэтического замысла:

  • эпитеты — «нерадивый пастух», «глубокий колодец», «сухая ладонь»;
  • метафоры — «он с алмазом вернётся к чертогам», «ковшиком держит ладонь».

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 1.1k 👀