Любить иных тяжелый крест • cтихотворение и анализ

краткая информация
Автор: Пастернак Б.Л. | Дата публикации: 1931 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 11 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образ возлюбленной Темы: любовь и ненависть

Любить иных – тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов

И шелест новостей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть

И жить, не засоряясь впредь,

Все это – небольшая хитрость.

Краткое содержание

Б. Пастернак и З. Нейгауз. Фотография

Пастернак рассказывает читателям о том, как непросто любить. Дело в том, что в определённый момент жизни, супруга стала для поэта непосильной ношей, которую невозможно скинуть и приходится тащить, превозмогая боль и отчаяние. Первая строчка, которая стала крылатой, косвенно свидетельствует об этой сложной ситуации.

Во второй строке романтический герой повествует о своей новой избраннице, которая «прекрасна, без извилин». Несмотря на то, что с новой возлюбленной невозможно разговаривать на сложные философские темы, она от этого не теряет своей привлекательности. Лирический герой повествует о чувствах любимой женщины: она способна слышать новости, понимать сны и следовать истинам. Избранница романтического героя естественна, словно воздух. Она не требует никакой платы за свою любовь.

В рамках третьего четверостишия герой клянётся «вымести» из своего сердца весь лишний сор, желая начать жизнь с чистого листа. Герой мечтает «легко проснуться и прозреть». Он приходит к выводу, что гораздо проще жить без философских споров и разгадывания таинственных символов, ведь для всего этого не требуется никакая особая хитрость.

В финале произведения герой получает всё то, о чём так активно мечтал: дом, в котором возлюбленная мастерски ведёт быт. Герой счастлив, и его нисколько не смущает тот факт, что дама его сердца не обладает высоким уровнем интеллекта.

История создания

Первопричину появления на свет данного произведения следует искать в биографии автора. Первой супругой Пастернака была художница по имени Евгения Лурье. Всё своё время женщина посвящала живописи, категорически не желая заниматься бытом. Поэтому все  житейские проблемы легли на плечи Пастернака. Поэт вынужден был заниматься домом: стирать, убираться, готовить и пр. Но, как показывает история, надолго его не хватило: поэт страшно устал от быта, и супруга стала раздражать его всё больше.

Судьбоносная встреча с Зинаидой Нейгауз случилась в жизни Пастернака в 1929 г. Зинаида являлась супругой Генриха Нейгауз, его друга пианиста. Женщина приглянулась поэту с первой встречи: она обладала миловидной внешностью и заметной скромностью. Особенно на Пастернака произвёл впечатление один забавный случай: как-то раз он прочёл Нейгауз свои стихи, но вместо ожидаемой похвалы либо критики, услышал от Зинаиды признание в том, что она ничего не поняла из прочитанных им произведений. Поэт был сражён естественностью, искренностью и простотой женщины. В ответ на её замечание, Пастернак пообещал писать стихи понятнее.

Любовная связь между Зинаидой  Нейгауз и Борисом Пастернаком оказалась весьма прочной. Искренне полюбив, Зинаида призналась мужу в измене, и принялась строить отношения с женатым на тот момент Пастернаком, у которого помимо законной супруги имелся ещё и малолетний сын. Всё в их отношениях было невероятно сложно и неоднозначно. Данное произведение, написанное по мотивам всех вышеизложенных событий, появилось на свет в 1931 г.

Жанр, направление, размер

Данное стихотворение является ярким образцом жанра элегии: в нём лирический герой размышляет над вечной проблемой любовного выбора. Также, в стихотворном тексте легко заметить  очевидные признаки лирического послания. Поэтический размер – любимый поэтом четырёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная.

Композиция

Произведение короткое, насчитывает всего лишь три катрена. Исходя из того, что оно создано в форме монолога – обращения к возлюбленной, с композиционной точки зрения стихотворение можно разделить на две семантических части:

  1. Первая часть содержит повествование о настойчивой попытке лирического героя разгадать тайну особенной красоты своей избранницы.
  2. Вторая часть содержит краткие размышления лирического героя на тему умения строить жизнь, избавившись от сердечного «сора».

Образы и символы

Стихотворное «полотно», созданное Пастернаком, содержит широкую образную палитру:

  • образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Он испытывает благоговение перед возлюбленной, преисполнен желания действовать во благо объекта своей любви. Герой испытывает трансформацию своих любовных чувств. Он преклоняется перед избранницей, называя её «разгадкой жизни», «шорохом снов», «шелестом новостей и истин». Герой особенно ценит способность возлюбленной вытрясти «словесный сор из сердца». Для романтического героя любовь к женщине синонимична любви к жизни и миру в целом. Герой является человеком эмоциональным, страстным, искренним и совестливым;
  • образ возлюбленной – центральный. Лирический герой восхищается простотой и естественностью своей избранницы. Более того, его не смущает свойственная ей безвкусность. Поэтому он сообщает читателям о том, что «прелести» её «секрет разгадке жизни равносилен». Этой фразой герой подчёркивает тот факт, что женщину украшает вовсе не ум и не природная привлекательность. Сила возлюбленной героя состоит в умении жить, следуя законам природы. Чтобы так жить, женщине не обязательно быть эрудированной и уметь разговаривать на сложные философские темы;
  • образ «шороха снов» – данный образ служит олицетворением загадочности и непостижимости мироустройства. «Шорох снов», по мнению лирического героя, невозможно понять посредством человеческого разума. Для его понимания необходимо обращаться к энергии и мудрости сердца;
  • образ «словесного сора» – данный образ выступает символом негативных эмоций человека, тягостных переживаний прошлых лет, накопленных обид. Лирический герой желает вымести «словесный сор» из своей души, чтобы получить возможность обновления, преображения во имя любви;
  • образ «шелеста новостей и истин» – данный образ символизирует жизненную активность вне зависимости от влияния внешних раздражителей, потрясений, событий и пр. Лирический герой утверждает следующее: жизнь непостижимым образом продолжает своё движение, невзирая на события внешнего мира. Наперекор всем и всему жизнь стремится вперёд в «шелесте новостей и истин».

Темы и настроение

Пастернак обращается в своём произведении к самой популярной теме не только русской, но и мировой литературы – теме любви. Чтобы осознать смысл стихотворных строк, следует понимать, какие события в личной жизни поэта побудили его взяться «за перо». Данное произведение невозможно читать вне контекста биографии Пастернака. Настроенческий пафос стихотворения жизнеутверждающий, благостный и миролюбивый. Автор признаётся в чувствах к своей новой избраннице, прекрасно осознавая все сильные и слабые стороны её натуры.

Основная идея

Главная идея произведения изложена Пастернаком в начале произведения, буквально с самых первых строк. Основная идея заключается в следующем утверждении: истинная красота женщины заключается в её естественности, искренности и простоте. Ни одну женщину невозможно понять в полной мере, так как «прелести её секрет разгадке жизни равносилен». Автор уверяет читателей: самое ценное, что даётся человеку от рождения – это способность любить. Только в любви люди проявляют лучшие стороны своей натуры.

Средства выразительности

С целью максимально полного раскрытия темы любви и формирования образа идеальной возлюбленной Пастернак обращается к следующим средствам художественной выразительности:

  • эпитеты – «смысл … бескорыстен», «ты прекрасна», «не большая хитрость»;
  • метафоры – «шорох снов», «словесный сор из сердца вытрясать», «шелест новостей и истин»;
  • сравнение – в произведение присутствует лишь одно сравнение: «твой смысл, как воздух».

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 4.3k 👀