Стихотворение и анализ «Весна в лесу»

Отчаянные холода

Задерживают таянье.

Весна позднее, чем всегда,

Но и зато нечаянней.

С утра амурится петух,

И нет прохода курице.

Лицом поворотясь на юг,

Сосна на солнце жмурится.

Хотя и парит и печет,

Еще недели целые

Дороги сковывает лед

Корою почернелою.

В лесу еловый мусор, хлам,

И снегом всё завалено.

Водою с солнцем пополам

Затоплены проталины.

И небо в тучах как в пуху

Над грязной вешней жижицей

Застряло в сучьях наверху

И от жары не движется.

Краткое содержание

Ю. Мельков. Весна в лесу. 2017

Сюжет произведения предельно прост. Автор рассказывает о том, что вся активная жизнь в лесу на протяжении длительной и студёной зимы встаёт «на паузу»: животные уходят в спячку, птичьи стаи пережидают холода в тёплых краях. Вся лесная растительность погружается в спасительный сон, укрывшись снежными одеялами, и спит до наступления первых весенних деньков.

Едва приходит весна, как всё в лесу приходит в оживление: возвращаются птичьи стаи, пробуждаются животные и растения. Потихоньку лес наполняется весёлым щебетанием пернатых жителей. Весенние ручейки начинают свой забег по бесчисленным просекам и опушкам, наполняя лес упоительным журчанием. Прогревается воздух, становясь сладким и свежим. Из-под земли на многочисленных проталинах показываются ещё робкие зелёные ростки: пройдёт немного времени, и они расцветут яркими лепестками.

На ветвях деревьев начинается набухание почек, наполняющих лес острым и притягательным ароматом смолы. Не остаются в стороне от происходящих в лесу процессов и животные: самые первые из них покидают свои берлоги и норы, стремясь подставить пушистые мордочки под ласку первых лучей солнца. С наступлением весны для всех животных заканчивается пора холода и голода: отныне они без труда смогут раздобыть себе пищу и родить потомство.

С уходом зимы в лес возвращается привычная суета, повсюду закипает активная жизнь. Всё живое ликует, радуясь солнечному теплу. Отныне все животные озабочены множеством важных хлопот: обустройством нового жилища, добычей пропитания, рождением потомства и, конечно же, сбором провизии для следующей зимовки. Нескончаемая череда дел ожидает всех животных, обитающих в лесу, на протяжении весенних и летних месяцев.

История создания

Произведение появилось на свет в 1956 г. В момент его написания Пастернаку исполнилось шестьдесят шесть лет. Это был тяжёлый этап жизни для поэта. Наивно понадеявшись на возможные перемены идеологического курса страны, он передал итальянскому издателю рукопись своего романа «Доктор Живаго». В связи с передачей рукописи романа на запад, против Пастернака выступило большинство коллег по литературному цеху, вступив с уже немолодым поэтом в открытую конфронтацию. Пребывая в сильно угнетённом состоянии духа, Пастернак в 1956 г. проживал на даче и мог воочию наблюдать за наступлением весны в ближайшем лесу. В результате, на свет появилось данное произведение, наполненное яркими описаниями реалистичных картин природы в период межсезонья.

Ко времени написания этого произведения, за спиной у Пастернака осталось множество бед: первый тяжёлый инфаркт; жизнь под постоянной угрозой быть арестованным; мучительная тайная страсть к женщине, когда поэту приходилось буквально разрываться между долгом перед законной семьёй и самоотверженной любовницей.

Жанр, направление, размер

Стихотворение является ярким образцом пейзажно-философской лирики. С одной стороны, автор реалистично повествует об окружающем его лесном пейзаже, а с другой стороны – одушевляет его. Подобным образом, несмотря на некоторые малоприятные детали периода межсезонья, автор рассуждает о красоте и гармонии жизни в целом.

Поэтический размер – любимый Пастернаком ямб. Рифмовка перекрёстная, присутствуют рифмы открытые и закрытые. Всё это придаёт произведению ноты лёгкости и чистоты.

Композиция

Произведение характеризуется наличием одночастной композиции. Все сюжетные события имеют чёткое последовательное развитие: начинается повествование с описания ожидания весны – заканчивается описанием прекрасных видов цветущего, весеннего леса.

Композиция построена таким образом, чтобы максимально полно раскрыть перед читателями сюжет произведения. Автор повествует о том, что весна собирается вступить в свои права гораздо позже, чем обычно, но её очевидные признаки уже заметны невооружённым глазом.

Последовательно, четверостишие за четверостишием, Пастернак рисует приход долгожданной весны. Перед читателями возникает вовсе не идеальный пейзаж природы в период межсезонья, а тот реальный пейзаж, который любой человек может наблюдать, войдя в пробуждающийся от зимы лес.

Образы и символы

Пастернак, виртуозно используя образные выражения, дополняя их яркими зрительными образами, даёт читателям ощутить на себе и максимально проникнуться поэтапным наступлением весенних дней. Вместе с лирическим героем мы радуемся первому теплу, невзирая на множество прозаических моментов в виде грязных луж, серости, мусора и пр. Внимания заслуживают следующие образы:

  • образ весны – центральный. Слово «весна» вынесено в заголовок произведения. В весне Пастернака смешано всё: и неприглядная реальность межсезонья, и утончённая красота наступающей весны. Каждый человек, который хотя бы раз в жизни бывал в ельнике, мог наблюдать момент таяния снега, и всю некрасивость окружающей ельник территории. В весне, описанной Пастернаком, отсутствует очарование, столь присущее классической пейзажной лирике, но при этом имеется собственное очарование от вида настоящей природы и жизни;
  • образ лирического героя – центральный. В роли лирического героя выступает рассказчик. А рассказчиком является сам автор: именно его глазами мы смотрим на лес, наблюдая за приходом весны. Рассказчик представляется читателям человеком искренним, наблюдательным, эмоционально наполненным, искренне любящим природу;
  • образ межсезонья – центральный. Произведение построено на контрасте жары и стужи. Зимние месяцы были столь суровыми, что даже у деревьев «кора почернела». В черте города зима уже отступила, а в условиях леса сдаваться она не намерена. Всё вокруг, несмотря на календарное окончание зимы, засыпано снегами. Но, если раньше снег сверкал и искрился, то теперь он свален в редкие кучи. Вся природа словно бы замерла в периоде межсезонья. Характеризуя межсезонье, лирический герой говорит, что всё вокруг «парит и печёт»: потеет, тужится, не просыхает от воды и пр. Мы понимаем, возможно, смена времён года произойдёт внезапно, буквально за одну ночь;
  • образ воды – сияющая на солнце вода, образовавшаяся от тающего снега, затопила все лесные проталины. Вода символизирует скорые перемены, надежду на светлое завтра. Автор считает, что все его проблемы и горести растают, подобно снегу, и ручьями умчатся вдаль.

Темы и настроение

В произведении Пастернак поднимает важную для читателей тему природы. Данная тема отражена в творчестве автора с максимально фотографической точностью. Длительное проживание на даче в посёлке Переделкино предоставило поэту возможность наблюдать за сменой времён года буквально из собственного окна, тем самым обогатив его поэзию натуралистическим  наблюдениями. Многие читатели привыкли к крайне восторженному поэтическому описанию красот природы. У Пастернака всё совершенно иначе: он не приукрашивает окружающий мир, добиваясь от читателей живой реакции.

Настроенческий пафос произведения лёгкий, позитивный. Произведение передаёт возвышенно-позитивное восприятие действительности в сочетании с реалистичностью картины наступающей весны. Автор проводит параллель картин наступающей весны с объективной действительностью и утверждает: несмотря ни на что, жизнь способна дарить радость и наслаждение.

Основная идея

Основная идея произведения заключается в следующем утверждении: весна вносит перемены не только в природу, но и в течение человеческой жизни. Автор не делает ощутимых попыток приукрасить картину наступающей весны. Наоборот, он описывает приход весны максимально реалистично: мы видим серые краски, мусор, ощущаем сырость, отсутствие солнечного тепла и пр. Но все эти негативные моменты не способны сделать весну менее привлекательной и долгожданной. В рамках данного произведения стёрты любые границы между природой и человеком: они взаимопроникают друг в друга, становясь единым и неделимым.

Средства выразительности

Продемонстрировать максимально реалистичное полотно прихода весны в лес и одновременно придать этому полотну художественность Пастернаку помогают следующие тропы:

  • эпитеты – «еловый мусор», «отчаянные холода», «почернелая кожа»;
  • метафоры – «вода с солнцем пополам», «лёд сковывает дороги», «небо застряло в сучьях…»;
  • олицетворение – «лицом поворотясь на юг, сосна … жмурится»;
  • сравнение – «небо в тучах, как в пуху»;
  • просторечия – «хлам», «амурится»;
  • инверсии – «затоплены проталины, недели целые, сковывает лёд…»

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 428 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *