Стихотворение и анализ «Никого не будет в доме»

Никого не будет в доме,

Кроме сумерек. Один

Зимний день в сквозном проеме

Незадернутых гардин.

Только белых мокрых комьев

Быстрый промельк маховой,

Только крыши, снег, и, кроме

Крыш и снега, никого.

И опять зачертит иней,

И опять завертит мной

Прошлогоднее унынье

И дела зимы иной.

И опять кольнут доныне

Не отпущенной виной,

И окно по крестовине

Сдавит голод дровяной.

Но нежданно по портьере

Пробежит вторженья дрожь,-

Тишину шагами меря.

Ты, как будущность, войдешь.

Ты появишься у двери

В чем-то белом, без причуд,

В чем-то, впрямь из тех материй,

Из которых хлопья шьют.

Краткое содержание

А. Мещерякова. Одинокий путник. 2014

В произведении описан один из дней, который ожидает лирического героя (поэта) в будущем. Герою представляется следующая картина: он находится в доме совершенно один, за окном тихо падает снег, и в этом царстве абсолютно безмолвной белизны ощутимо предчувствие чуда. В рамках двух начальных строк посредством употребления предлога «кроме», подчёркивается отстранённость лирического героя от внешнего мира людей и событий. Герой полностью растворён в круговерти белой зимней природы, где белый цвет является символом одиночества.

Позитивный эмоциональный настрой лирического героя изменяется в третьем и четвёртом четверостишиях: переживания его становятся унылыми, он находится во власти раздумий о «делах зимы иной». Этими строчками автор передаёт читателям свои угнетённые чувства, связанные с его неудачным опытом семейной жизни. Поэтому сердце романтического героя терзает «не отпущенная вина»: он не имеет душевных сил простить самого себя за то, что решился оставить супругу и ребёнка. Грустный снежный пейзаж способствует тому, что герой вспоминает не только о расставании с бывшей женой, но и о непростой жизни послевоенных лет: прямым указанием на это служит словосочетание «голод дровяной».

В двух заключительных строфах настрой души романтического героя резко меняется: внезапно, словно «будущность», появляется его долгожданная избранница. Герой с чувством искреннего нетерпения ждёт свою возлюбленную, тщательно маскируя своё ожидание. Образ любимой женщины описывается посредством нескольких штрихов: она носит простой наряд из «воздушных хлопьев» снега, приносит с собой много света и дарит зыбкую надежду на светлое будущее.

История создания

История рождения данного стихотворения содержит прямую отсылку к переломному периоду в судьбе Пастернака. Автор написал его в 1931 г., сразу же после того, как состоялось его судьбоносное знакомство с женщиной Зинаидой Нейгауз. На момент знакомства женщина была замужем и имела детей. Пастернак также был женат и имел сына. Несмотря на подобные обстоятельства «непреодолимой силы», между мужчиной и женщиной мгновенно вспыхнул «костёр» любви такой силы, что даже узы брака не смогли помешать этому. Спустя некоторое время после знакомства, Нейгауз и Пастернак решили соединить свои жизни.

Разрыв отношений с первой супругой, повлекший вынужденное расставание с сыном, дался Пастернаку невероятно трудно. Поэт понимал и осознавал собственную вину за происшедшее: в его сердце поселились смятение и «не отпущенная вина». Зинаиде Нейгауз довелось стать второй супругой Пастернака: они прожили всю оставшуюся жизнь вместе. Тем не менее, Нейгауз так и не смогла стать последней страстью поэта: в конце жизни Пастернак увлёкся другой музой по имени Ольга Ивинская.

Произведение было опубликовано в 1932 г., войдя в поэтический сборник «Второе рождение». Известный биограф поэта Дмитрий Быков высказал мнение о том, что всё содержание данного стихотворения устремлено в будущее: оно даже написано «в будущем времени». И это вовсе не странно: создавая произведение, Пастернак находился на пороге новой жизни, начиная «писать» свою семейную историю с чистого листа.  По авторитетному мнению Быкова, поэт искренне любил Новый Год, так как именно в это время испытывал острое чувство новизны и счастья.

Жанр, направление, размер

Стихотворение относится к  жанру любовной лирики: основную роль в нём  исполняют чувства и эмоции. Вместе с тем, стихотворные строки насквозь проникнуты настроением печали и грусти, что особенно характерно для жанра элегии. Поэтический размер – четырёхстопный хорей с перекрёстной рифмовкой. Присутствуют мужские/женские рифмы.

Интонация произведения отличается плавностью и спокойствием: лирический герой не желает чем-либо нарушать безмолвие зимнего дня. Благодаря размеренной тональности повествования, стихотворение превратилось в лирическую песню к известному фильму «Ирония судьбы». Музыку на него написал композитор Микаэл Таривердиев, назвавший текст «нежными стихами».

Композиция

Произведение включает в себя шесть строф. С точки зрения композиционного построения, оно делится на две, тесно связанных друг с другом, части:

  1. Первая часть – описание дома, в условиях которого находится лирический герой. Мы буквально окунаемся: в зимний пейзаж, чувство одиночества героя, его грустные мысли и эмоции.
  2. Вторая часть – осуществляется радикальная смена настроения лирического героя по причине появления любимой женщины. Воздушный образ возлюбленной привносит в сюжет ноты лёгкости и свежести, даря надежду на возможное счастье.

Таким образом, стихотворение включает в себя два смысловых сегмента – это повествование об одиноком доме и мечты романтического героя о встрече с любимой женщиной.

Образы и символы

С целью передачи основной идеи произведения, Пастернак создал следующую палитру образов:

  • образ лирического героя – центральный. Лирический герой полностью идентичен автору. Героем является мужчина, пребывающий в состоянии крайнего смятения и погружения в «океан» собственных переживаний. Он пребывает в состоянии острого одиночества, спровоцированного чувством вины из-за расставания с супругой. Героя окружают лишь темнота и безмолвие, ведь в доме нет ни одной живой души, «кроме сумерек»;
  • образ одинокого (потерянного) человека – данный образ создан в первой части произведения. Но уже во второй части, после раздумий об истинных причинах своих страданий, лирический герой (он же «потерянный человек») видит «лекарство» от своего одиночества – любимую женщину. Теперь он уже не кажется настолько несчастным и покинутым;
  • образ возлюбленной – внезапное появление любимой женщины избавляет романтического героя от одиночества. В данном случае, возлюбленная выступает символом надежды на счастье. Автор не делает подробного описания любимой, но при этом создаёт её образ настолько виртуозно, что он вступает в резонанс с грустью и тоской. Окончание произведения остаётся открытым, поэтому надежды лирического героя остаются лишь надеждами, не более того. Это дарит стихотворным строкам особую чувственность;
  • образ снега – центральный. Едва появляется избранница лирического героя, как всё вокруг буквально преображается. Если, в самом начале произведения, герой воспринимает снег как «белые мокрые пятна», то в конце произведения – это уже «воздушные хлопья», из которых сшито платье избранницы. Таким образом, снег выступает не только как идеальная декорация поэтического действа, но и как передатчик глубинных чувств лирического героя.

Темы и настроение

В произведении поднимается две ключевых темы:

  1. Тема любви – поэт сильно переживает из-за разрыва с первой женой и разлуки с сыном, всё ещё испытывая искреннюю любовь к ним. Он линчует себя за произошедшее, пребывая в состоянии неуверенности относительно будущего. Герой пребывает в подвешенном состоянии, испытывая сомнение относительно правильности своего выбора.
  2. Тема одиночества – лирический герой, существуя в состоянии внутренней борьбы с самим собой, чувствует сильное одиночество. Никто не способен помочь ему принять грамотное, единственно верное решение. Лишь появление новой возлюбленной, ради которой он ушёл из семьи, способно подарить герою робкую надежду на счастье.

Настроенческий спектр произведения имеет широкую амплитуду: от тягостного одиночества – до светлой надежды, спасающей лирического героя из заточения его внутренней «тюрьмы».

Основная идея

Основная идея произведения заключается в утверждении важности духовного возрождения человека. Поэт утверждает мысль о том, что насколько бы сложной не оказалась жизненная ситуация, всегда существует надежда на разрешение всех проблем, достижение светлого будущего. Повествуя о глубочайшей потерянности и одиночестве, лирический герой демонстрирует следующее: излишнее погружение в собственные переживания способны оторвать человека от реальной жизни, посадить его «под замок» внутренней тюрьмы. А, чувство надежды – это именно то, что открывая двери внутренней тюрьмы, дарит свободу.

Средства выразительности

Лирическое «Я» автора раскрывается через обращение к следующим средствам художественной выразительности:

  • эпитеты – «белые, мокрые комья», «зимний день»;
  • метафоры – «по портьере пробежит сомненья дрожь», «и опять зачертит иней…»;
  • сравнение (в тексте одно) – «ты, как будущность, войдёшь»;
  • анафора – «и опять завертит иней, и опять завертит мной…», «и опять кольнут…»;
  • аллитерация – неуютная атмосфера передана посредством использования согласных звуков «З», «С», «Р»: «… зимний день в сквозном проёме не задёрнутых гардин».

Ирина Зарицкая | Просмотров: 892 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *