Бабье лето • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Пастернак Б.Л. | Дата публикации: 1958 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический, философский | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 6 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образ осени Темы: смысл жизни, человек и природа

   Лист смородины груб и матерчат.

    В доме хохот и стёкла звенят,

    В нём шинкуют, и квасят, и перчат,

    И гвоздики кладут в маринад.

    Лес забрасывает, как насмешник,

    Этот шум на обрывистый склон,

    Где сгоревший на солнце орешник

    Словно жаром костра опалён.

    Здесь дорога спускается в балку,

    Здесь и высохших старых коряг,

    И лоскутницы осени жалко,

    Всё сметающей в этот овраг.

    И того, что вселенная проще,

    Чем иной полагает хитрец,

    Что как в воду опущена роща,

    Что приходит всему свой конец.

    Что глазами бессмысленно хлопать,

    Когда всё пред тобой сожжено

    И осенняя белая копоть

    Паутиною тянет в окно.

    Ход из сада в заборе проломан

    И теряется в березняке.

    В доме смех и хозяйственный гомон,

    Тот же гомон и смех вдалеке.

Краткое содержание

Э. Панов. Золотая старость. 2013

Сюжет произведения прост и понятен каждому. Лирический герой (автор) рассказывает о том, что «лист смородины матерчат и груб. В доме хохот и стёкла дрожат…». Читатели, погрузившись в первые строки повествования, чувствуют примитивность и пошлость окружающего мира.

Но, вместе с тем, присутствует своя прелесть в том, что семья лирического героя собирается вместе и делает консервации на зиму. В этой мирной и весьма обыденной картине сквозит душевное тепло, очарование. Лирический герой уверен, период «бабьего лета», проведённый на даче, является уникальной порой, когда привычный мир повседневных хлопот неожиданно предстаёт в совершенно ином свете.

Лирический герой в такие периоды жизни воспринимает вселенную гораздо более понятной и простой, так как нет необходимости что-то осмысливать, обдумывать и изобретать. На маленькой дачной кухоньке остро благоухают приправы домашних заготовок, а за окошком вступает в правление золотая осень. Глядя в окно, лирический герой отмечает: «… в воду опущена роща, … приходит всему свой конец».

На сердце у лирического героя празднично и светло. Пройдёт совсем немного времени и светлый пейзаж сменят картины иной цветовой палитры: мы увидим «мрачную серость свинцовых грозовых туч». По мнению героя, «бабье лето» примечательно тем, что может одаривать людей красивыми днями, которые легкомысленно расходуются на ведение домашнего быта.

Герой замечает, что «осенняя белая копоть паутиной тянет в окно» и «ход из сада в заборе проломан»: так гораздо удобнее носить в дом урожай. В похожих хлопотах протекают будни не только семьи лирического героя, но и всех окрестных соседей. Основная проблема в том, что благословенная пора «бабьего лета» воспринимается людьми с потребительской точки зрения. Герой не сопротивляется такому подходу, так как ясно осознаёт, что ход вещей ему не изменить. Он продолжает жить на даче и тихо наслаждаться прелестями окружающей природы, стараясь не упустить ни одной краски уходящего лета.

История создания

Над основным романом – эпопеей своей жизни Пастернак начал работать в 1945 г. Для главного героя романа  Юрия Андреевича Живаго, который позиционировал себя поэтом,  Пастернак задумал написать цикл стихов, состоящий из двадцати пяти произведений, которые были бы органически связаны с содержанием романа. Стихотворение «Бабье лето», вошедшее в этот цикл, появилось на свет в 1947 г.

В стихотворных строках отсутствует малейший намёк на романтизм. Согласно легенде, созданной самим Пастернаком, автором данного произведения является не он, а главный герой романа Юрий Живаго. Поэтому, стихотворение написано в весьма грубой манере, отражающей прозаический взгляд на жизнь именно Юрия. Данное произведение созвучно одноимённому произведению поэта Дмитрия Кедрина, тоже повествующего о замечательной  поре «бабьего лета». Но существуют заметные отличия. У Кедрина основная мысль звучит абсолютно иначе: «Как было бы хорошо, если бы зима никогда не наступила!».

«Стихи Юрия Живаго», что завершают роман, впервые полностью были опубликованы в 1958 г. Случилась публикация в Голландии, когда книгу Пастернака уже успели напечатать на русском языке общим тиражом в 500 экземпляров.

Жанр, направление, размер

Перед нами лирическое стихотворение с элементами пейзажа. Поэтический размер – анапест с пиррихием, рифмовка перекрёстная. Подобный вид рифмовки существенно упрощает восприятие произведения читателями, делая его более запоминающимся. Использование автором простого слога выделяет эмоциональную составляющую стиха, создавая особую атмосферу «бабьего лета».

Композиция

Произведение построено по принципу простой линейной композиции, имеющей последовательное развитие. Автор умышленно идёт на «обман» в самом начале произведения, когда демонстрирует читателям нарочито обывательскую картину, наводящую на мысли о примитивной пошлости живущих на даче людей.

Но затем становится очевидным: за демонстрацией обыденной жизни дачников автор скрывает особую теплоту и красоту «бабьего лета». Завершается произведение предчувствием скорой зимы, в которой автор не видит ничего устрашающего и фатального.

Образы и символы

С целью максимально полного донесения до читателей основной идеи произведения, автор создал следующие смысловые образы:

  • образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. На сердце у героя празднично и хорошо. Он понимает, что пора «бабьего лета» быстротечна: совсем скоро небо затянется свинцовыми тучами. Но даже эти мысли не способны лишить героя радости и счастья. Он предстаёт перед читателями человеком поэтически одарённым, эмоциональным, умеющим дорожить каждой минутой своей жизни;
  • образ бабьего лета – центральный. Лирический герой понимает, что лето медленно уходит, даря на прощание небольшой временной «островок» в виде «бабьего лета». Даже осознание скорых негативных перемен в погоде не способно заставить героя загрустить. Ему жаль, что эти последние солнечные деньки, щедро дарованные природой, большинство людей тратит не на прогулку в лесу, а на рутинную работу по дому. Человек связан с природой, поэтому своё «бабье лето» есть у каждого: главное, суметь им достойно распорядиться;
  • образ осени – осень является талантливой «художницей». Она смогла не только раскрасить яркой палитрой листья и траву, но и сжечь дотла орешник. В этом присутствует ощущение насильственной силы, способной сжечь прежнюю свежесть лета. Лирический герой воспринимает осень, как профессиональную «лоскутницу»: она может не только порвать, но и соединить воедино «лоскутный ковёр» из жёлтых листьев, покрывающий землю. В пестроте осени герой видит признак умирания: осенняя пестрота, увядая, попадает в глубокий овраг, где её опутывает паутина;
  • образ паутины – данный образ является «говорящим». Он символизирует заброшенное жилище, разрушенный уклад жизни. Для лирического героя осень не является «мостом» от лета – к зиме: она служит олицетворением приближающегося конца жизни. Согласно законам мироздания, всему когда-то приходит конец;
  • образ «в воду опущенной рощи» – данный образ не только чрезвычайно ёмкий, но и семантически важный. Во времена послевоенного террора люди остерегались громко выражать своё негодование творящимся в стране беззаконием. Поэтому лирический герой, опасаясь последствий, говорит недомолвками и иносказаниями. Соответственно, образ «в воду опущенной рощи» символизирует предсказание несчастья, которое должно необратимо сбыться. Опущенная в воду роща передаёт состояние эмоционально сломленного человека, вынужденного смириться со своей судьбой.

Темы и настроение

Основная тема произведения – «бабье лето», проведённое на даче, которое представляет собой ежедневную жизнь, наполненную как бытовыми заботами, так и любованием красотой природы. Поэт повествует о быстротечном периоде «бабьего лета», как  об уникальном отрезке времени, подаренном самой природой. Люди, погружённые в домашние дела, не могут полностью на них сконцентрироваться, когда вокруг торжествует такая красота: тёплое солнце, бирюзовое небо, восхитительные ароматы трав…

Настроенческий пафос пронизан эмоциями радости, счастья, оптимистичной веры в прекрасное завтра. Лирический герой, предчувствуя скорые холода, всё равно испытывает радость и счастье от осознания текущего момента жизни.

Основная идея

Основная мысль, которую доносит до читателей автор, заключается в следующем: всё в этом мире бренно. Люди рождаются, смеются, плачут и уходят: на смену одному поколению – приходит поколение другое. Природа взирает на это отстранённо, с высоты своего величия.

Средства выразительности

Так как стихотворение написано от лица героя романа «Доктор Живаго» Юрия Живаго, Пастернак осознанно отказывается от эмоционально наполненной лексики, предпочитая использовать самые простые художественные средства: они более всего подходят серьёзному мировосприятию героя романа. Метафоры, которыми обычно изобилуют стихотворные произведения самого Пастернака, здесь отсутствуют. Используется минимальное количество тропов:

  • эпитеты – «хозяйственный гомон», «высохшие старые коряги», «осенняя бела копоть»;
  • сравнения – «словно жаром костра опалён», «как насмешник».

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 1.8k 👀