Стихотворение и анализ «Июль»

По дому бродит привиденье.

Весь день шаги над головой.

На чердаке мелькают тени.

По дому бродит домовой.

Везде болтается некстати,

Мешается во все дела,

В халате крадется к кровати,

Срывает скатерть со стола.

Ног у порога не обтерши,

Вбегает в вихре сквозняка

И с занавеской, как с танцоршей,

Взвивается до потолка.

Кто этот баловник-невежа

И этот призрак и двойник?

Да это наш жилец приезжий,

Наш летний дачник-отпускник.

На весь его недолгий роздых

Мы целый дом ему сдаем.

Июль с грозой, июльский воздух

Снял комнаты у нас внаем.

Июль, таскающий в одёже

Пух одуванчиков, лопух,

Июль, домой сквозь окна вхожий,

Всё громко говорящий вслух.

Степной нечесаный растрепа,

Пропахший липой и травой,

Ботвой и запахом укропа,

Июльский воздух луговой.

Краткое содержание

В. Маковский. Приезд на дачу. 1899

Пастернак вводит в повествование элемент игры с самых первых строк. Возникает ощущение, что лирический герой (автор) возвращается в свой неизведанный воображаемый мир, в котором проживают необыкновенные существа. Неожиданно в доме лирического героя заявляет о себе во весь голос новый «житель». Правда, никто его ни разу не видел, зато всюду слышатся его шустрые «шаги над головой». Читатели воспринимают намёк лирического героя правильно: в доме поселился домовой!

Таинственный жилец весьма активен: он вмешивается в жизнь всех домочадцев, устраивая повсюду множество безобидных проказ. Лирический герой сообщает о том, что домовой тщательно скрывается, умело маскируясь за «ширмой» природных явлений. К примеру, некоторые его проделки домочадцы списывают на сильные порывы ветра. Лирический герой не желает больше скрывать тайну шустрого невидимки, и разоблачает «баловника – невежу», называя всем его настоящее имя. Так мы узнаём, что в роли домовёнка выступает месяц июль.

Но окончательного возврата к реальности не случается: «призрак» органично трансформируется в «дачника отпускника». Герою очень жаль прощаться с уже полюбившимся озорником, поэтому он очеловечивает месяц июль, наделяя его способностью мыслить и действовать. Таким образом, самый жаркий летний месяц становится самым желанным гостем в доме лирического героя, снимающем у него весь дом в собственное пользование.

История создания

История появления на свет этого замечательного стихотворения связана с отдыхом Пастернака на даче в Переделкино. Дачный домик поэта, располагавшийся в получасе езды от столицы, был предоставлен ему литфондом.  Пастернак обожал свою уютную дачу: он с удовольствием возился на огороде, общался с соседями писателями, гулял.

Домик поэта был буквально интегрирован в лес, поэтому Пастернак мог наслаждаться всеми красотами природы в режиме реального времени. Свою дачу поэт считал «местом силы»: его там часто посещало вдохновение. Данное произведение является образцом поздней лирики Пастернака. Оно было написано летом 1956 г., за четыре года до смерти автора. В этот год Пастернак много и с удовольствием творил: за год из-под его «пера» вышло сорок произведений, в которых отсутствовали социально-патриотические мотивы, но было множество ярких образов. Уже «зрелый» автор позволил себе выглядеть в поздних стихах милым «растрёпой», точно таким же, как и его шаловливый июль.

 Жанр, направление, размер

Стихотворение является образцом пейзажно-философской лирики. Пастернак часто обращается к этому жанру, придавая пейзажным зарисовкам глубокое философское звучание. Он описывает окружающую природу в единой связке с миром человеческой души. У Пастернака человек неотделим от природы, полностью интегрирован с ней.

В начальных строках произведения отсутствует чёткий портрет действующего образа. Лишь только последовательное повествование позволяет читателям понять, о каком невидимке говорит лирический герой. В связи с этим, в произведении присутствуют черты одного из фольклорных жанров – загадки.

Данное произведение относится к литературному направлению «футуризм». Хотя в нём заметны и черты, присущие символизму. Это лишь подчёркивает самобытность и индивидуальность автора. Поэтический размер – любимый Пастернаком четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Композиция

С композиционной точки зрения произведение не делится на семантические части. Каждое четверостишие работает на то, чтобы раскрыть очередную деталь образа июля. Поэтическое «полотно» включает в себя семь катренов, организованных  по следующему принципу: каждый новый катрен продолжает предыдущий по смыслу.

Образы и символы

Произведение наполнено богатой образной палитрой. Особого внимания заслуживают следующие образы:

  • образ июля – центральный. Название календарного месяца вынесено в заглавие произведения. Лирический герой наделяет июль чертами, свойственными людям: июль представляется нам озорником и хулиганом, который «везде болтается некстати». Но, невзирая на баловство «нового жителя» дома, герой чувствует к нему искреннюю симпатию. Чтобы подчеркнуть характер июля и придать ему живости, лирический герой очеловечивает летний месяц. Отдыхая летом на любимой даче, герой позволяет себе отречься от всех городских проблем. Находясь в расслабленном состоянии, он даёт волю своему воображению и относится к июлю, словно это не месяц, а близкий друг;
  • образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Он восхищается окружающим миром, радуется тому, что дарит ему июль. Повествование ведётся от лица лирического героя, живущего в том самом дачном доме, в котором поселился неожиданный жилец. Герой является человеком наблюдательным, доброжелательным, весёлым. Он с готовностью сдаёт июлю свой дом в полное пользование;
  • образ «странного гражданина» – этим гражданином является июль. Яркий летний месяц поселился в доме лирического героя. Он ведёт себя чрезвычайно активно: «крадётся», «болтается», «мешается», «срывает», «вбегает» и пр. Посредством использования всех этих глаголов герой делает прямое указание на взбалмошность «странного гражданина». Эти описания придают нам уверенность, что «гражданин» абсолютно не опасен, как могло показаться в начале произведения. Затем образ «странного гражданина» приобретает чёткие очертания, превратившись в «дачника – отпускника»;
  • образ лета – невероятно, но в произведении не присутствует ни одного символа. Образ лета, филигранно созданный автором, представляется читателям настолько таинственным и чудесным, что его можно с лёгкостью принять за символ, который поддаётся расшифровке. Соответственно, образ лета символизирует чудо, поселившееся в жизни человека.

Темы и настроение

Пастернак поднимает в произведении три актуальных для себя и читателей  темы:

  1. Тема природы – природа для автора не делима: её невозможно расчленить на сегменты, но можно рассматривать с различных ракурсов. Согласно философии Пастернака, такие понятия, как любовь, природа и творчество составляют основу человеческой жизни. Если рассматривать творчество поэта с данной точки зрения, можно утверждать, что данное стихотворение – это рассуждения Пастернака о жизни с «природного» ракурса, попытка объяснения жизни посредством природы.
  2. Тема связи человека и природы – в произведении раскрывается тема связи природы и человека. К глубокому пониманию этого автор смог прийти лишь на этапе позднего творчества. Пастернак осознал, насколько понятен и родственен окружающий мир душе человека. Природа даёт возможность поэту создавать образы, почерпнутые из реальной действительности, а не придумывать образы, порождённые искусственными философскими рассуждениями.
  3. Тема восприятия мира – согласно содержанию произведения, автор воспринимает июль месяц не как яркий «антураж», или «интерьер», а как отдельную самодостаточную личность, обладающую собственным характером и мнением.

Настроенческий пафос стихотворения светлый, лёгкий, чрезвычайно оптимистичный. Произведение воспринимается читателями, как детское, но при этом в нём присутствует философское звучание, придающее стихотворению глубину и тайну.

Основная идея

Основная мысль, которую доносит до читателей автор, заключается в следующем утверждении: в единстве человека и природы заключён смысл мироздания. Люди обязаны уважать и беречь окружающую природу, ведь она способна исцелять, восхищать и вдохновлять на создание великих шедевров. Месяц июль, как дачник-отпускник, поселяется в доме лирического героя. Автор наделяет его чертами человека, ведь июль точно такой же «полноправный гражданин планеты», как и читатели.

Средства выразительности

Средства выразительности, представленные поэтом в произведении, не только украшают стих, но и филигранно передают все нюансы авторских подтекстов:

  • эпитеты – «жилец приезжий», «целый дом», «воздух луговой»;
  • метафора – «летний дачник – отпускник»;
  • сравнение – «и с занавеской, как с танцоршей»;
  • олицетворение – «июль… снял комнаты у нас внаём», «июль, таскающий в одежде…»;
  • инверсия – «… ног у порога не обтёрши, вбегает в вихре сквозняка»

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 298 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *