Стихотворение и анализ «Перемена»

Я льнул когда-то к беднякам

Не из возвышенного взгляда,

А потому, что только там

Шла жизнь без помпы и парада.

Хотя я с барством был знаком

И с публикою деликатной,

Я дармоедству был врагом

И другом голи перекатной.

И я старался дружбу свесть

С людьми из трудового званья,

За что и делали мне честь,

Меня считая тоже рванью.

Был осязателен без фраз,

Вещественен, телесен, весок

Уклад подвалов без прикрас

И чердаков без занавесок.

И я испортился с тех пор,

Как времени коснулась порча,

И горе возвели в позор,

Мещан и оптимистов корча.

Всем тем, кому я доверял,

Я с давних пор уже не верен.

Я человека потерял

С тех пор, как всеми он потерян.

Краткое содержание

В. Максимов. Всё в прошлом. 1889

Прежде чем говорить о содержании данного произведения, следует знать, что Пастернак был с детских лет крещён в православной церкви, невзирая на иудейское происхождение. Поэтому повзрослев, став известным поэтом, он стремился жить согласно законом христианской веры. В данном стихотворении Пастернак признаётся, что «льнул когда-то к беднякам», подчёркивая этими словами своё особое расположение к людям страдающим, бедным  и немощным.

В годы юности Пастернак был уверен, что здоровые и самодостаточные люди не достойны душевного участия: только среди обездоленных граждан поэт мог видеть истинное страдание и отношение. В произведении лирический герой (автор) признаётся, что сам когда-то «с барством был знаком», так как его детские годы прошли в интеллигентной и образованной семье, да к тому ещё и весьма обеспеченной. Но, живя внутри зоны семейного комфорта, герой ощущал фальшь, порождающую в его душе ростки будущего бунтарства.

Время шло, и герой осознал, что ему намного ближе простые люди, не способные ради собственной выгоды изворачиваться, обманывать, играть. Такие люди никогда не врут, предпочитая говорить только то, что думают. Мы узнаём, что в ближайший дружеский круг лирического героя входили представители различных сословий, но душа его  всегда стремилась к простым людям. Говоря о дружбе с небогатыми людьми, герой замечает: «… за что и делали мне честь, меня считая тоже рванью…».

Но с течением жизни взгляды лирического героя претерпевают серьёзные изменения: он неожиданно для себя понимает, что даже такие качества, как искренность и простота некоторые люди умудряются использовать во имя личной выгоды. Социальная мода на граждан «трудового звенья» незаметно привела в их пёстрые ряды вчерашних богатеев и откровенных приспособленцев.

Герой с горечью отмечает: «И я испортился с тех пор, как времени коснулась порча». Теперь ему непросто понять, кому следует верить, а кого следует опасаться. Герой признаётся: «Всем тем, кому я доверял, я … уже не верен». Это вызывает в нём целую бурю отрицательных переживаний, окрашенных эмоциями разочарования, тоски, отчаяния и безысходности.

Пытаясь понять первопричину, по которой с ним случились столь существенные перемены, лирический герой делает следующий вывод: он «человека потерял с тех пор, как всеми был потерян». Соответственно, такие чудовищные метаморфозы с мировосприятием героя случились по причине того, что люди перестали замечать друг в друге уникальные личности: фокус их внимания сместился в сторону внешней оболочки, которая весьма обманчива и необъективна.

История создания

Произведение появилось на свет в 1956 г. В это время поэт проживал и трудился на даче в писательском посёлке Переделкино. В небольшом казённом дачном домике, предоставленном в благодарность за литературные заслуги, Пастернак с радостью жил и с азартом творил. Во время написания данного произведения поэт уже вступил в пору своего позднего творчества. Временная дистанция в один год отделяла Пастернака от создания блистательного романа «Доктор Живаго» и последующей за его публикацией Нобелевской премии.

Пастернак являлся не только поэтом и писателем, но также и философом. Пытаясь проникнуть в смысл происходящих перемен в собственном мировосприятии, найти ответы на интересующие вопросы, поэт создаёт стихотворение «Перемена».

Жанр, направление, размер

Произведение относится к необычному  жанру медиативной лирики. Это не просто стихотворение, а мысли автора на ключевые философско-социальные темы. Также можно утверждать, что перед нами не просто стихотворный текст, а дума. Вместе с тем, не справедливо будет именовать данное произведение элегией только из-за того, что оно преисполнено мотивами грусти и разочарования.

Поэтический размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Композиция

Композиционное «здание» стихотворного текста состоит из двух частей:

  1. Первая часть включает четыре катрена, в которых лирический герой рассказывает о том, как вёл себя раньше. Мы узнаём, что он «льнул когда-то к беднякам», «дармоедству был врагом». За это окружающие люди также считали его «рванью».
  2. Вторая часть включает два катрена, из которых читатели узнают обо всех изменениях, произошедших с лирическим героем.

Образы и символы

В произведении представлено несколько важных, семантически наполненных образов:

  • образ «раннего» лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Он рассказывает о том, что происходило с ним на протяжении продолжительного временного отрезка, а также о том, к чему перемены его привели. Герой в юности водил знакомство с представителями различных слоёв общества, но только среди необеспеченных людей находил правдивую жизнь без прикрас. Он уверен: лучше быть свободным нищим человеком, чем откровенным дармоедом, ищущим корысть в отношениях с простыми людьми;
  • образ обновлённого лирического героя – центральный. Во второй части произведения герой (автор) испытывает стыд за свою обеспеченную и комфортную жизнь, портящую его здоровую натуру. Отныне, по мнению современных мещан, стало позорно быть бедным. Герой, следуя этому распространённому мнению обывателей, испытывает разочарование в своём мировоззрении, в своём окружении и в собственных идеалах;
  • образ «голи перекатной» – данный образ является прямым отражением достойного трудового народа, нацеленного на честную и нелёгкую работу во благо общественного благополучия. «Голь перекатную» герой противопоставляет благородной публике, живущей жизнью паразитов. По мнению лирического героя, нищие граждане превратились в костных мещан после того, как свергли «дармоедов»: им передались чувство вечной сытости и страсть к обогащению;
  • образ «чердака без занавесок» — данный образ является символом нищеты, которая когда-то была знакома лирическому герою. На таких чердаках жили простые, неимущие граждане, так как не имели иного комфортного жилья;
  • образ «уклада подвалов» — данный образ символизирует свод правил, по которым протекает жизнь бедняков. Эти правила весьма веские, так как под ними скрывается истинная правда жизни. В перечне «уклада подвалов» заложена свобода простого человека, не прикрытого лицемерием и декорациями мещанской усреднённости.

Темы и настроение

В произведении Пастернак поднимает несколько весьма важных для себя и читателей тем:

  1. Тема противопоставления честных граждан сытым мещанам – центральная. Пастернак сообщает о том, что были времена, когда бедность не являлась пороком. Именно поэтому он ценил её, пытаясь отыскать в ней высокий идеал. Но с течением времени бедность «запуталась» в словах, и теперь быть неимущим стыдно. Отныне сытость возведена в общественный культ. Поэт открыто намекает на тот факт, что революция напоролась на то, за что боролась: прежние работяги стали корыстными мещанами, предавшими свои идеалы. Поэт не избежал подобной участи, и тоже стал мещанином, поднимающим в своих стихах темы стыда и разочарования в самом себе.
  2. Тема честности – по мнению автора, настоящая честность может быть лишь там, где мерилом человеческой ценности являются трудовые достижения, а не положение в обществе. Пастернак появился на свет в интеллигентной и весьма обеспеченной семье, поэтому «с барством был знаком» с рождения. Но, став взрослым, постоянно ощущал дискомфорт в миролюбивой и не агрессивной обстановке отчего дома. Быть может, в нём возникла иллюзия, что не обременённые «деньгами и положением» люди чаще других говорят о том, что думают, а значит они более приятные собеседники;
  3. Тема доверия – поэт чётко осознавал, что искренность и простоту большинство людей используют для достижения собственных выгод, не считаясь с интересами окружающих. С каждым днём автору всё сложнее понимать: кому можно доверять, а кому нельзя. С горечью поэт признаёт тот факт, что уже давно не готов довериться большинству своих прежних знакомых. Это печальное открытие рождает в его душе чувство безысходности и отчаяния.

Основная идея

Пастернак доносит до читателей идею о том, что бедность не может являться синонимом человечности точно так же, как состоятельность не может быть синонимом «дармоедства». К каждой ситуации следует подходить адресно. Вчерашние нищие и прочая отвергнутая рвань, в результате революционного восстания 1917 г., смогли обзавестись материальными средствами и силой. Соответственно, присущая им когда-то честность сменилась на новые идеалы в виде сытости, алчности и лицемерия. За несколько десятилетий, прошедших с революции, бывшие герои и бессребреники  превратились в обычных «дармоедов», против которых когда-то боролись сами.

Средства выразительности

Стихотворение имеет одну особенность: слог Пастернака настолько же «осязателен», насколько описываемый им уклад жизни бедных слоёв общества.  Речь произведения содержит следующие тропы:

  • эпитеты – «трудовой», «деликатный», «возвышенный»;
  • метафоры – «… и я испортился с тех пор…», «меня считая тоже рванью…», «времени коснулась порча»;
  • просторечия – «голь», «рвань», «дармоедство»;
  • инверсия – «коснулась порча»;
  • гротеск – люди и явления изображены в уродливо-комичном виде, основанном на резких контрастах и преувеличениях;
  • повторение однокоренных слов – в заключительном четверостишии: «доверял – не верен», «потерял – потерян».

Ирина Зарицкая | Просмотров: 316 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *