Быть знаменитым некрасиво • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Пастернак Б.Л. | Дата публикации: 1956 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический, философский | Время событий: вторая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 9 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образ поэта, образы пространства, тумана Темы: внутренняя борьба, ответственность, смысл жизни

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Краткое содержание

Л. Пастернак. Муки творчества. 1892

Стихотворение имеет чёткую адресацию: Пастернак обращается к своим собратьям по литературному цеху. В произведении автор даёт определение такому важному понятию, как «кодекс чести». Он утверждает, что требованиям этого кодекса надлежит следовать не только стихотворцам, но и прозаикам.

Пастернак подвергает беспощадной критике тех литературных деятелей, что зациклены на желании оставить после себя потомкам архивы со своими рукописями. Автор уверен: при наличии истинного поэтического дарования, стихотворец останется в памяти и сердцах будущих читателей без каких – либо архивов. В случае, если у стихотворца отсутствует дар к сочинительству, его тут же забудут. Творчество бесталанных поэтов Пастернак сравнивает с дуновением лёгкого ветерка, не более того.

Читатели слышат громкий призыв автора, адресованным коллегам. Смысл этого призыва в следующем: отказаться от осознанной постановки цели стать знаменитыми, богатыми и авторитетными. Эти цели представляются Пастернаку низменными и весьма постыдными: они являются непреодолимым препятствием в признании таланта, так как истребляют его  ключевые ценности.

Пастернак призывает своих собратьев по поэтическому цеху отказаться от открытого проявления таких чувств, как: любовь, ненависть, презрение и гордость в том случае, если эти чувства используются с практической целью угодить кому-либо. Автор уверен, лишь время способно объективно оценить каждого поэта, даровав ему бессмертие в сердцах читателей, или отказав в нём.

История создания

Произведение появилось на свет после череды важных событий, происшедших не только в жизни автора, но и всей страны в целом. К таким знаковым событиям можно отнести следующие: вхождение Пастернака в Союз писателей на правах официального члена и смерть «вождя народов».

В тот период поэт много времени уделял переводам зарубежной литературы и размышлениям о смысле творчества. Результатом этих размышлений стало создание в 1956 г. стихотворения, получившего говорящее название «Быть знаменитым некрасиво».

Произведение можно считать программным. Большинство специалистов считают, что Пастернак посредством этого стихотворения продемонстрировал несогласие с творческим выбором  Владимира Маяковского, который в тот период воспринимался литературными критиками и читателями самым лучшим стихотворцем современности, личностью планетарного масштаба. Произведение вошло в поэтический сборник «Когда разгуляется», изданный лишь после смерти автора. Помимо данного стихотворения, в сборник вошли ещё 43 произведения.

Жанр, направление, размер

Перед нами стихотворные строки, посвящённые философской тематике. Произведение относится к жанру послания потомкам и поучения, где сам автор берёт на себя роль мудрого наставника. Пастернак указывает своим собратьям по перу ту поэтическую тропу, которую считает правильной. Тропа эта ведёт поэта не к известности и широкому признанию со стороны современников, а к истинному искусству вечных ценностей.

Поэтический размер – четырёхстопный ямб. Пастернак использует пиррихии, виртуозно чередуя их с ямбической стопой. Подобное чередование даёт возможность свободно высказывать свои мысли, не ощущая скованности рамками формы. Рифмовка одинаковая на протяжении всего произведения – перекрёстная, рифмы женские/мужские.

Композиция

С композиционной точки зрения произведение включает в себя семь четверостиший. Его можно разделить на три семантических сегмента:

  1. Первая часть включает в себя первых две строфы, в которых лирический герой вступает в конфликт со стихотворцами, пишущими свои произведения не из-за любви, а из-за надежды на будущую славу. Лирический герой пытается донести до них мысль о том, что «цель творчества – самоотдача», а вовсе «ни шумиха, ни успех».
  2. Вторая часть включает в себя три последующих четверостишия, каждое из которых начинается с союзов: «НО надо…», «И надо», «И окунуться». Посредством постановки союзов в начале предложений лирический герой передаёт степень своего воодушевления: он словно предаётся мечтам, перечисляя поэтический «функционал».
  3. Третья часть включает в себя два заключительных четверостишия. В рамках этой части лирический герой призывает своих коллег поэтов: «…пораженья от победы… отличать». По мнению лирического героя, поэт обязан высказывать свои мысли, не обращая никакого внимания на то, как он выглядит в глазах окружающих людей. Истинный стихотворец должен быть свободным от любого стороннего мнения.

Образы и символы

Пастернак сумел настолько виртуозно построить образную систему произведения, что позволил читателям наиболее полно прочувствовать основную идею, понять авторскую позицию и замысел. Особого внимания заслуживают следующие образы:

  • образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Он предстаёт перед читателями человеком мыслящим, образованным и рассудительным. При этом герой не утратил природной непосредственности. Он вывел для себя ряд творческих и мировоззренческих принципов, которым следует сам, и которые стремится внедрить в умы своих собратьев по поэтическому цеху. Герой заслуживает искреннего к себе уважения: он не отрекается от собственных взглядов несмотря ни на что;
  • образ поэта приземлённого и образ поэта «настоящего» – в произведении представлено два противоположных образа. Мы видим поэта «приземлённого», который нацелен на завоевание славы и признания: он «трясётся над рукописями», пытаясь найти выгоду в своём творчестве. Такой поэт крайне неприятен лирическому герою. Также мы видим абсолютно другого поэта, герой называет его «настоящим» – это смелый, мыслящий, талантливый человек, способный услышать «будущего зов». Такой поэт вызывает восхищение лирического героя;
  • образ пространства – данный образ заслуживает особого внимания. Лирический герой считает, что необходимо проживать жизнь так, «чтобы … привлечь к себе любовь пространства». Пространством следует считать то место, которое может вместить в себя всё, что угодно: над ним не властно понятие времени. Можно сделать вывод, что лирический герой говорит об обязанности истинного поэта находиться вне времени, чтобы не терять своей актуальности для читателей;
  • образ тумана – данный образ является символом неизвестного, неопределённого. Помимо этого, туман символизирует собою некую «ширму», отделяющую реальное измерение от воображаемого. По мнению лирического героя, восприятие поэтического произведения соединяет в себе эти два измерения в единое целое;
  • образ шагов – данный образ несёт в себе особую смысловую нагрузку: шаги символизируют творческие открытия, эксперименты, искания лирического героя. Поэт протаптывает тропинку в вечность посредством своих шагов – стихов. По чётко отпечатанным в вечности шагам поэта проследуют десятки других его последователей.

Темы и настроение

В своём произведении Пастернак поднимает перед читателями важную тему – роль поэта, его путь и предназначение. Эту тему можно считать одной из вечных не только в русской, но и мировой поэзии. Как известно, данной темы касались многие поэты: все они стремились «расшифровать» себя, но при этом не попасть в сети собственных рассуждений. Все талантливые стихотворцы надеются открыть нечто важное и необходимое не только для себя, а для всего человечества. Поэтому творчество поэтов изначально устремлено «в вечность».

Стихотворение передаёт читателям настроение воодушевления и вдохновения. Пастернак работает со словом «живо», стремясь поведать читателям о том, что его задевает и волнует в области поэзии больше всего. Своими стихотворными строками он «воспламеняет» читателей, даря им универсальный ключ для открытия и понимания «настоящей» поэзии.

Основная идея

Основную идею произведения Пастернак выразил максимально лаконично и понятно внутри стихотворного текста. Ключевая мысль произведения заключена в следующих словах: «Цель творчества – самоотдача», «Но, надо жить без самозванства», «… привлечь к себе любовь пространства», «Но, быть живым … до конца».

В этих четырёх строчках сосредоточен весь смысл произведения. По сути, автор нарисовал перед читателями портрет «идеального» стихотворца, к которому обязаны стремиться все поэты во все времена.

Средства выразительности

Палитра выразительных средств, использованных Пастернаком в данном произведении, отличается особым многообразием. Все тропы работают на достижение одной цели – максимально полно раскрыть общую идею. Перед нами произведение, представляющее собой идеальное сочетание формы и смысла. Автор использует следующие  средства выразительности:

  • эпитеты – «жизни целой», «быть знаменитым некрасиво»;
  • метафоры – «ни единой долькой», «по живому следу», «окунуться в неизвестность»;
  • сравнение – «… и прятать … свои шаги, как прячется в тумане местность…»;
  • метонимия – «привлечь к себе любовь пространства»;
  • олицетворение – «прячется в тумане местность»;
  • антитеза – «поражения» и «победа»;
  • фразеологизмы – «… в ней не видать ни зги», «за пядью пядь»;
  • архаизмы – «… не видать ни зги»;
  • многосоюзие – присутствует в четвёртом и пятом четверостишиях;
  • лексический повтор – «но быть живым, живым и только, живым и только до конца».

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 5.2k 👀