Графика. Орфография • теория

Графика – это совокупность знаков, используемых в определенной системе письма, и свод общих правил, устанавливающих соответствие между письменными знаками (графемами) и звуками (фонемами). Эти правила определяют алфавит и относятся ко всем словоформам. Правила графики определяют употребление букв, независимо от того, в состав каких слов они входят, выбор буквы определяется только звуковым контекстом.

Понятие графики близко к понятию письма, однако отличия по употреблению все-таки имеются. Письмо – это способ фиксации языка определенными начертательными знаками в целях общения между людьми в случае, когда обычное общение невозможно. С возникновением письма язык разделился на две формы: устная и письменная речь.

Все европейские системы письма, в том числе и русская, — звукобуквенные. Они получили такое название, потому что основные единицы буквы – соотносятся с фонетическими единицами – звуками. К примеру, в иероглифическом письме буквы соотносятся с целыми словами или отдельными морфемами. Так, слово «солнце» в русском языке передается на письме шести знаками – буками, а в китайском – одним иероглифом.

В русском алфавите – 33 буквы, а звуков – 39 (5 – гласных, 34 – согласных). Некоторые буквы обозначают два звука, которые отличаются по признаку твердости/мягкости. Такой признак обозначения условно называется слоговым.  Слоговый принцип – яркая особенность русской графики. Этот принцип позволяет обойтись меньшим количеством букв и значительно экономит бумагу.

Орфография – это система правил, регулирующая написание отдельных слов и их значимых частей, а также правил об употреблении прописных букв и переносе слова.

Соблюдение орфографических правил облегчает письменное общение. Орфографически неграмотное письмо затрудняет процесс чтения и понимания текста. Правила русской орфографии и пунктуации утверждены в 1956 году Академией наук СССР.

Важнейшие правила русской орфографии:

  1. Безударные гласные, которые можно проверить ударением;
  2. Непроверяемые безударные гласные;
  3. Гласные после шипящих;
  4. Чередующиеся Е-И, О-А в корне слова;
  5. Правописание глухих и непроизносимых согласных в корне;
  6. Ё и О после шипящих;

Трудности русской орфографии:

  • з/с в приставках без/бес, вз/вс, роз/рос (раз/рас);
  • о/а в приставке роз/раз (рос/рас);
  • беглые гласные: копий – ружей; достоин – строен, спокоен; заяц – перец, немец, боец;
  • Правило написания «не» с глаголами имеет много исключений, также связанных с невозможностью лексического отрыва (первой или единственной) приставки от корня слова: нейти, ненавидеть, несдобровать, невзлюбить, недополучитьи др.
  • Написание форм слова «идти» (корень —и-) определяется только словарём: идти, но прийтии приду. То же с формами корня —им-/-ем-/-я-: пойму, но примувозьму и выну;
  • Слитное или раздельное написание существительных с приставкой, переходящих в наречия, определяется возможностью/невозможностью разорвать слово на две значимые лексические единицы (досыта, но до смертипополам, но по третямвдобавок, но в заключениепосуху, но по морю);
  • Написание о или ё после шипящих и ц непоследовательно: поджог (существительное) при поджёг (глагол), горшок при горшечник.
Текст: Екатерина Лохова, 775 👀

Все упражнения 👇

Аббревиатуры и сложносокращённые слова 6 классАнализ текстаВиды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраскеВыразительные средства русского языкаГлавные и второстепенные члены предложенияГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов. 5 классГрафика. ОрфографияДвусоставные и односоставные предложенияДеепричастие как часть речи 7 классЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложенииЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связьюЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложенииЗнаки препинания при обособленных членах предложенияЗнаки препинания при однородных членахЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточненияхИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и ЦИмя прилагательное как часть речи 5-6 классИмя существительное как часть речи 5 классИмя числительное как часть речи 6 классИтоговое собеседование 2021Категория состояния как часть речи 7 классЛексика и фразеология. Фразеологизмы. 5 классЛексикография. Словари. Этимология слов 5 — 6 классМеждометие как часть речи 7 классМестоимение как часть речи 6 классМорфемика и словообразование. Части слова. 5 классМорфемный и словообразовательный разбор слова 5 классМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.Наречие как часть речи 7 классНЕ с глаголамиОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при нихОднородные и обособленные члены предложенияОрфоэпия. 5 классОсложнённое простое предложениеПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксисаПравила переноса словПравила постановки двоеточияПравописание гласных и согласных в приставкахПравописание корнейПравописание Н и ННПравописание НЕ и НИПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастийПравописание предлогов, союзов и частицПравописание приставокПравописание словарных словПравописание суффиксовПричастие как часть речи 7 классПростое и сложное предложенияПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинанияПунктуационный анализ предложенияПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделенияРабочая программа по русскому языку 10 классРабочая программа по русскому языку 5 классРабочая программа по русскому языку 6 классРабочая программа по русскому языку 7 классРабочая программа по русскому языку 8 классРабочая программа по русскому языку 9 классРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложенияСамостоятельные части речи 7 классСинтаксис. Словосочетание и предложениеСинтаксический анализ словосочетания и предложенияСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам.Слитное и раздельное написание НЕСлитное, дефисное, раздельное написание словСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицыСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при нихСредства связи предложений в текстеСтили речиТекст как речевое произведениеТире в простом и сложном предложенияхТире между подлежащим и сказуемымУпотребление твёрдого и мягкого знаковФонетический анализ слова. Звуки и буквы. 5 классФункционально-смысловые типы речиЧередование звуков. Беглые гласные. 5 классЯзыковые нормы