Деепричастие как часть речи 7 класс • теория

Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном и отвечает на вопросы Что делая? Что сделав? Что сделавши?

Некоторые языковеды считают, что деепричастие – это не самостоятельная часть речи, а особая форма глагола.

Деепричастие совмещает в себе признаки глагола и наречия: обозначают действие, называют признак действия.

Обычно деепричастие выступает в качестве второстепенного члена предложения – обстоятельства, и зависит от глагола, который выполняет роль сказуемого.

Признаки глагола и наречия у деепричастия

Признаки глагола Признаки наречия
1. Вид (совершенный/несовершенный); 1. Неизменяемость (не склоняются и не спрягаются);
2. Переходность/непереходность; 2. Как и наречия чаще всего примыкает к личным формам глагола или к инфинитиву;
3. Возвратность/невозвратность. 3. В предложении выполняет роль обстоятельства.

Деепричастие несовершенного и совершенного вида

Вид деепричастий – это грамматический признак, который указывает на особенности совершения называемого деепричастием действия во времени. Как и у глаголов, у деепричастий выделяется два вида:

  • Совершенный вид – обозначает законченное дополнительное действие, которое происходит перед основным действием или после него: выйти, хлопнув дверью; поздороваться, увидев знакомого;
  • Несовершенный вид – обозначает дополнительное действие, которое совершается одновременно с основным действием: идти, слушая музыку; петь, глядя в окно;

Все деепричастия образуются при помощи формообразующих суффиксов, так как являются неизменяемой частью речи и не имеют окончаний.

Причастия совершенного вида образуются от основы глагола несовершенного вида прошедшего времени при помощи суффиксов –в-/-вш-/-ши: указал – указав, прочитал – прочитав, замахнулся – замахнувшись, испек – испекши;

Причастия несовершенного вида образуются от основы глагола несовершенного вида настоящего времени при помощи суффиксов -а-/-я-: читает – читая, рисует – рисуя, грохочет – грохоча, мурлычет – мурлыча, принадлежит – принадлежа;

Для того чтобы определить вид деепричастия, необходимо поставить к нему вопрос и выделить конечный суффикс.

Деепричастный оборот

Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. В предложении деепричастный оборот всегда является одним членом предложения – обстоятельством.

Как правило, деепричастный оборот  выделяется с двух сторон запятыми, как и одиночное деепричастие. Однако бывают исключения. К примеру, в составе фразеологизмов деепричастные обороты запятыми не выделяются: она слушала его затаив дыхание.

Также в предложении может быть два деепричастных оборота, которые относятся к одному и тому же сказуемому, и соединены союзом «и». Тогда запятая ставится перед первым оборотом и после второго:

На опушке леса, приложив одно ухо и приподняв другое, застыла заяц.

Девочка, напевая песенку и пританцовывая в такт, шла по аллее.

Еще одним случаем, когда деепричастный оборот не выделяется запятыми, является его принадлежность к составу сказуемого. В таком случае обособление не требуется: Уже много лет она жила ни с кем не общаясь.

Текст: Екатерина Лохова, 2.3k 👀

Все упражнения 👇

Аббревиатуры и сложносокращённые слова 6 классАнализ текстаВиды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраскеВыразительные средства русского языкаГлавные и второстепенные члены предложенияГлагол как часть речи. Личные окончания глаголов. 5 классГрафика. ОрфографияДвусоставные и односоставные предложенияДеепричастие как часть речи 7 классЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложенииЗнаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связьюЗнаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложенииЗнаки препинания при обособленных членах предложенияЗнаки препинания при однородных членахЗнаки препинания при сравнительных оборотах и уточненияхИ/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и ЦИмя прилагательное как часть речи 5-6 классИмя существительное как часть речи 5 классИмя числительное как часть речи 6 классИтоговое собеседование 2021Категория состояния как часть речи 7 классЛексика и фразеология. Фразеологизмы. 5 классЛексикография. Словари. Этимология слов 5 — 6 классМеждометие как часть речи 7 классМестоимение как часть речи 6 классМорфемика и словообразование. Части слова. 5 классМорфемный и словообразовательный разбор слова 5 классМорфологический разбор слова. Морфология и орфография.Наречие как часть речи 7 классНЕ с глаголамиОбращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при нихОднородные и обособленные члены предложенияОрфоэпия. 5 классОсложнённое простое предложениеПериод. Знаки препинания в периоде. Трудные случаи пунктуации и синтаксисаПравила переноса словПравила постановки двоеточияПравописание гласных и согласных в приставкахПравописание корнейПравописание Н и ННПравописание НЕ и НИПравописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастийПравописание предлогов, союзов и частицПравописание приставокПравописание словарных словПравописание суффиксовПричастие как часть речи 7 классПростое и сложное предложенияПрямая речь, диалог, цитирование. Знаки препинанияПунктуационный анализ предложенияПунктуация. Знаки препинания: завершения, разделения, выделенияРабочая программа по русскому языку 10 классРабочая программа по русскому языку 5 классРабочая программа по русскому языку 6 классРабочая программа по русскому языку 7 классРабочая программа по русскому языку 8 классРабочая программа по русскому языку 9 классРаспространённые и нераспространённые, полные и неполные предложенияСамостоятельные части речи 7 классСинтаксис. Словосочетание и предложениеСинтаксический анализ словосочетания и предложенияСклонение имен существительных. Таблица окончаний по падежам.Слитное и раздельное написание НЕСлитное, дефисное, раздельное написание словСлужебные части речи: предлоги, союзы, частицыСпособы передачи чужой речи и знаки препинания при нихСредства связи предложений в текстеСтили речиТекст как речевое произведениеТире в простом и сложном предложенияхТире между подлежащим и сказуемымУпотребление твёрдого и мягкого знаковФонетический анализ слова. Звуки и буквы. 5 классФункционально-смысловые типы речиЧередование звуков. Беглые гласные. 5 классЯзыковые нормы